Анна Молчанова
от Анна Молчанова
8 минут
....
28 декабря

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Катушки зажигания отвечают за преобразование тока от аккумулятора, подачу электроимпульса на свечи и запуск двигателя. Если устройство неисправно, двигатель не запускается или дергается. Проверить катушку зажигания можно мультиметром.

В статье рассказывается:

мультиметр
Мультиметр объединяет функции омметра, амперметра и вольтметра

Катушки выходят из строя из-за постоянного нагрева двигателя: на основании, куда вмонтированы приборы, образуются трещины, влага и масло попадают на обмотку, и случаются пропуски зажигания. В итоге двигатель не заводится или делает это не сразу, может увеличиться расход топлива.

Как работает катушка зажигания и зачем ее проверять

Катушка зажигания — это элемент системы зажигания двигателя, который преобразует низковольтное напряжение (его подает аккумулятор) в высоковольтное. Главная задача устройства — сгенерировать высоковольтный электрический импульс на свече зажигания.

Катушки зажигания бывают трех видов.
  1. Классическая — одна катушка отвечает за преобразование энергии от аккумулятора и генерации импульса, который передается на свечи с помощью трамблера. Трамблер — механический прерыватель с распределителем зажигания. Изначально такая бобина — это плотно запаянная металлическая колба с маслом, куда поместили высоковольтный трансформатор. Сегодня классику почти не используют.

  2. Индивидуальная — наиболее популярные устройства для зажигания в современных бензиновых автомобилях. Их устанавливают в свечной колодец и они контактируют со свечами напрямую, без проводов. Производители сегодня предлагают индивидуальные катушки, соединенные общим блоком, их используют General Motors и Peugeot.

  3. Сдвоенная — объединяет преимущества классической и индивидуальной конструкции: электрический импульс генерирует электроника, а катушка соединяется со свечами с помощью проводов.
Признаки неисправности катушки зажигания:
  1. Мотор не заводится или заводится с трудом.
  2. Динамика ухудшается, резкие рывки при разгоне и движении (иногда автолюбители называют это «мотор троит»).
  3. Медленный набор скорости.
  4. Включение аварийного режима электронного блока управления.
  5. Появление значка Check Engine на приборной панели.
  6. Обнаружение ошибки OBD2 во время компьютерной диагностики.
  7. Запах бензина из выхлопной трубы.
Такие «симптомы» могут возникать по разным причинам, не только из-за вышедшей из строя катушки, но и, например, из-за неисправных свечей. 

Проверить катушку можно разными способами, в том числе мультиметром.

А приобрести измерительный прибор выгоднее у партнеров Халвы. Оформите карту, покупайте автоаксессуары и запчасти в рассрочку до 10 месяцев.

Что такое мультиметр

Мультиметр — это небольшой прибор, который позволяет измерить напряжение, силу тока, сопротивление, проверить провода на обрыв, прозвонить цепь. 

В комплект входят:
  • сам прибор — аналоговый (со стрелкой) или привычный цифровой; 
  • щупы — черный и красный провода с металлическими наконечниками, черный — «минус», красный — «плюс». 
Перечень функций зависит от стоимости прибора, цена — от 350 рублей. Минимальный набор: омметр (сопротивление), вольтметр (напряжение) и амперметр (сила тока). Рядовому пользователю этого вполне достаточно. 

В центре прибора расположен переключатель, он позволяет выбрать режим работы. Каждому режиму измерения отведен отдельный сектор переключателя:
  • раздел для измерения напряжения обозначен буквой V (вольтаж);
  • раздел измерения тока — A (ампераж);
  • раздел измерения сопротивления — Ω (сопротивление измеряется в омах, обозначают греческой буквой Омега);
  • волнистые и прямые линии или значок AC/DC обозначают постоянный и переменный ток;
  • для переключения между постоянным и переменным током используется кнопка Select;
  • пределы обозначают с помощью числа и приставки-умножителя: m (милли), µ (микро), М (мега), k (кило).
катушка зажигания
Такие катушки устанавливают на многие современные авто

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Перед началом работы катушку надо отсоединить — это не самая легкая задача, просто руками из глубокого колодца ее вынуть сложно. Специалисты советуют использовать щипцы с тонкими щечками (специальные — для снятия высоковольтных проводов и свечей зажигания или круглогубцы), шнурок или проволоку.

Перед проверкой уточните, каковы штатные показатели катушки для вашей машины. Эта информация есть в инструкции по эксплуатации автомобиля. 

Например, для Kia Rio с двигателем 1,4 производитель указал такие параметры:
  • первичная обмотка — 0,67~0,81 Ом;
  • вторичная обмотка — 6,4~8,2 кОм.
Соотношение показателей первичной и вторичной обмоток обычно 1:100. 

Проверьте катушку визуально на пробои и трещины.

Для первичной и вторичной обмотки эти показатели разные, поэтому значения на приборе для каждого случая тоже будут разные. 

Проверять устройство лучше при 20℃, так как показатели горячей катушки (только что снятой с двигателя) и холодной будут различаться.

Перед проверкой уточните сопротивление самого прибора:
  • ставим мультиметр в режим проверки диодов или «прозвонки» (кнопка с изображением звука или стрелочки с плюсом);
  • соединяем щупы;
  • запоминаем показатель.
Второй способ:
  • выбираем режим измерения сопротивления (сектор Ω);
  • на экране должен быть показатель 0.
Важно: не трогайте щупы (металлические наконечники) голыми руками.

Пользователи Халвы могут приобрести приборы для самостоятельной диагностики автомобиля, запчасти или поставить машину на ремонт у партнеров в рассрочку до 10 месяцев. 

Как прозвонить катушку зажигания мультиметром:
  1. Выберите нужный сектор измерения на приборе — поверните ручку так, чтобы она указывала на участок с символом Ω.
  2. Найдите выводы первичной и вторичной обмотки (у первичной — обычный провод или разъем, к вторичной подключается толстый провод красного, синего или черного цвета).
  3. Для первичной обмотки установите максимальное значение, например 20 Ом.
  4. Поставьте черный щуп к минусу, красный — к плюсу.
  5. Немного подержите, чтобы значение стабилизировалось. 
  6. Измерьте сопротивление самих щупов (соедините друг с другом).
  7. Вычтите из первого значения второе, сравните с показателями из инструкции.
Измерьте сопротивление вторичной обмотки:
  1. Установите максимальное значение, например 20 кОм.
  2. Красный (+) щуп приложите к центральному выводу (пружина внутри черного колпачка).
  3. Черный (–) — к клемме B (средний контакт разъема).
  4. Сравните показатель со значением из инструкции к эксплуатации.
Как проверить катушку на пробой: 
  1. Максимальное значение — 20 кОм.
  2. Черный провод (минус) приложите к металлическому корпусу. 
  3. Красный — к высоковольтному наконечнику.
  4. Значение на экране должно остаться без изменений.
Слишком маленькое значение говорит о замыкании, а если значение заметно выше показателей или прибор не определяет сопротивление — это, скорее всего, обрыв. 

Надеемся, инструкция по использованию мультиметра будет полезной тем, кто еще не пользовался таким прибором.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. 
Действующие магазины-партнеры Халвы
Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи