Как проверить кондиционер в машине: герметичность, утечки, заправку, компрессор
Представьте: лето, пробка, кондиционер в машине не работает, а выбраться из затора быстро не получается. Ситуация неприятная, особенно если с вами дети. Рассказываем, что можно проверить самим, а когда лучше сразу ехать в сервис.
В этой статье:
- Почему важно проверять систему
- Как проверить кондиционер в машине
- Герметичность и утечки
- Хладагент
- Компрессор и муфта кондиционера в машине
- Диагностика системы
- Когда лучше обратиться к специалисту
Почему важно проверять систему
Когда вы включаете кондиционер, ожидаете, что из пойдет холодный воздух и салон быстро остынет.
Если этого не происходит — значит, что-то в системе не в порядке: нарушена герметичность, вытек или просто закончился , сломались или . Если заранее научитесь проверять кондиционер в машине, сэкономите на ремонте и не будете плавиться в дороге.
Как работает кондиционер
Это замкнутая система, внутри которой непрерывно циркулирует хладагент (фреон):
- Вы включили кондиционер, заработал компрессор. Он создает давление, которое нужно, чтобы нагреть фреон.
- Нагретый газ направляется в конденсатор около решетки радиатора.
- Там хладагент охлаждается, превращается в жидкость и течет в термоосушитель.
- Потом фреон превращается в газ и становится холодным.
- Он охлаждает испаритель, который работает как радиатор.
- Вентилятор, расположенный рядом, направляет холодный воздух в салон.
- Этот фреон снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.
Как проверить кондиционер в машине
Сначала внимательно изучите инструкцию к автомобилю, не делайте ничего, если не знаете, как устроен кондиционер.
Проверьте основные механизмы системы:
- Прислушайтесь к компрессору — вы должны услышать щелчок при нажатии кнопки, когда запускается двигатель.
- Приложите руку к решетке воздуховода — должен идти холодный воздух.
- Проверьте признаки утечки — высокая влажность, масло на трубках, запах или индикация специального красителя.
- Проверьте, герметична ли система, — не должно быть видимых повреждений трубок, не должен выходить воздух.
- Осмотрите муфту компрессора — работает ли сцепление, нет ли шумов и внешних повреждений.
- Проверьте уровень и качество заправки через смотровой глазок — если есть пузырьки, давление не соответствует требованиям или недостаточно хладагента.
Герметичность и утечки
Если система не герметична, фреон уходит, давление падает и воздух не охлаждается. Поэтому важно знать, как проверить кондиционер на утечку.
Пошаговая инструкция:
- Остановите автомобиль, включите кондиционер и дайте ему поработать некоторое время. Посмотрите на соединения трубок, шурупы креплений. Не должно быть масляных пятен — они часто указывают на микротрещины.
- Если есть доступ к глазку осушителя — рассмотрите жидкость. Если видите пузырьки, возможно, не хватает хладагента.
- Нанесите мыльный раствор на подозрительную область. Если образуются пузырьки, значит, есть утечка.
- Добавьте УФ-раствор в систему и с помощью УФ-лампы выявите место утечки.
Если обнаружили утечку, замените сломанную деталь — трубку, уплотнитель, шланг — или отремонтируйте соединение.
Хладагент
Если проблема не в утечке, проверьте уровень и качество заправки хладагента и масла.
Этапы:
- включите кондиционер на максимальную мощность и выберите режим , установите самую холодную температуру, вентилятор выкрутите на максимум;
- посмотрите на трубку от испарителя к компрессору: она должна стать холодной на ощупь через несколько секунд. Если она просто прохладная — вероятно, мало фреона;
- проверьте давление в системе с помощью . Показания должны соответствовать техническим данным производителя машины;
- если есть смотровое окно и вы видите пузырьки, возможно, нужно мало фреона;
- вставьте термометр в дефлектор — если температура существенно выше нормы, дозаправьте хладагент.
Важно: нельзя просто «дозаправлять» кондиционер, пока не устраните утечку. Как отмечают специалисты Auto.ru, перед заправкой нужно убедиться, что система герметична.
Компрессор и муфта кондиционера в машине
Компрессор и муфта — сердце системы кондиционирования. Как проверить муфту компрессора кондиционера:
- запустите кондиционер на холостом ходу — вы услышите щелчок муфты, обороты двигателя могут на мгновение упасть;
- откройте капот и осмотрите компрессор — если шкив вращается, но муфта не «прилипает» к нему, когда кондиционер работает, — компрессор неисправен;
- проверьте состояние приводного ремня — нет ли трещин, достаточно ли натяжение. Если ремень проскальзывает — муфта не передаст вращение;
- мультиметром измерьте напряжение на катушке муфты при включенном кондиционере. Если напряжение есть, а муфта не включается — либо она неисправна, либо компрессор подклинивает;
- прислушайтесь к звукам: шумы, скрежет, стук — повод проверить компрессор у специалистов.
Если компрессор заблокирован или муфта неисправна, их нужно заменить и отремонтировать — доверьте это профессионалам.
Не экономьте на ремонте и не откладывайте визит в сервис — оплачивайте работу и запчасти Халвой в рассрочку или с кешбэком.

Новое или авто с пробегом — в рассрочку! Покупайте с Халвой: без первоначального взноса и переплат.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Кредиты»/«Автокредиты» на сайте банка sovcombank.ru
Диагностика системы в целом
Проверьте, что система кондиционирования в машине работает нормально:
- очистите салонный фильтр и убедитесь, что воздух проходит свободно;
- включите кондиционер на максимум и измерьте температуру воздуха из дефлектора. Нормально — по техническому описанию, например, примерно на 6–10°C ниже температуры окружающего воздуха;
- проверьте трубки и : нет ли загрязнения, насекомых, пыли — все это снижает эффективность;
- осмотрите соединения трубок кондиционирования — нет ли масла, признаков коррозии, повреждений;
- проверьте давление и уровень фреона, состояние муфты и компрессора по пунктам выше.
Когда лучше обратиться к специалисту
Если обнаружите такие проблемы:
- фреон вытекает;
- муфта компрессора не включается;
- трубки сильно повреждены или забиты;
- система охлаждает слабо даже после заправки и проверки основных узлов.
В этих случаях не откладывайте визит в сервис: диагностика и ремонт на раннем этапе обойдутся дешевле.
Александр Петров
Директор по работе с партнерами СТО UREMONT
«Кондиционер в автомобиле — часть климатической системы, отвечающая и за комфорт, и за безопасность. Компрессор нагнетает фреон, который охлаждается в конденсаторе и поступает в салон. Чаще всего выходят из строя именно компрессор и радиатор-конденсатор. Причины типичные: утечки фреона, износ уплотнителей и скопление грязи.
Водители, заметив, что кондиционер перестал “холодить”, просто дозаправляют его. Через пару недель холод снова исчезает, а компрессор уже нужно менять из-за нехватки смазки. Если долго ездить с забитым конденсатором перегревается муфта компрессора и приходится менять весь узел.
Ставить б/у компрессоры можно, но это лотерея: даже исправный агрегат редко служит дольше сезона. Чтобы продлить срок службы системы, включайте кондиционер хотя бы раз в неделю даже зимой. Заметили признаки неисправности (кондиционер шумит, слабо обдувает, запотевают стекла) — обратитесь в СТО. Своевременная диагностика обходится дешевле, чем ремонт летом».
Проверить кондиционер несложно: сначала убедитесь, что исправна механика — муфта, компрессор; потом — что ничего не вытекает, а фреона достаточно.
Регулярно осматривайте систему, тогда кондиционер прослужит дольше. Немного внимания — и летом не придется терпеть жару.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Подписаться на рассылку
Описание
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи






