Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров5 855Опубликовано28 мая 2025Обновлено: 31 мая

Кипит аккумулятор при зарядке: что это значит и как исправить

На автофорумах советуют: заряжайте аккумулятор, пока не закипит. В экспертных статьях пишут, что кипение — признак проблем. Оба мнения верны. Узнайте, когда пузырьки в электролите — норма, а когда пора ехать в сервис.

В этой статье:

  1. Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке
  2. Почему кипит АКБ на зарядке: основные причины
  3. Почему аккумулятор кипит на машине
  4. Что делать
В норме «кипение» заметно, только если снять крышки АКБ. В этом случае нет запаха, бульканья, корпус не перегрет. Источник: Shutterstock

Современные автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) неприхотливы и надежны. Но иногда их приходится заряжать — особенно в мороз и после долгой стоянки. Можете заметить, что аккумулятор кипит при зарядке, то есть в электролите появились пузырьки.

В действительности электролит не кипит, а происходит электролиз — разложение воды на водород и кислород. В зависимости от интенсивности процесса, газы выделяются в виде маленьких пузырьков или с активным бурлением.

Смесь водорода и кислорода взрывоопасна, а пары серной кислоты вредны для легких. Если батарея сильно «кипит», соблюдайте правила безопасности:

  • держите АКБ подальше от искр и открытого огня;
  • не курите, не пользуйтесь мобильным телефоном рядом с батареей;
  • откройте форточку или вынесите АКБ на балкон;
  • наденьте защитные очки и перчатки.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке

Все зависит от интенсивности и времени появления пузырьков.

В норме батарея «закипает» за 2-3 часа до полной зарядки. В электролите появляются небольшие пузырьки, но он не бурлит. Это значит, что АКБ почти набрала необходимую емкость.

Когда «кипение» указывает на проблемы:

  • началось в первые часы зарядки;
  • проходит интенсивно, с бурлением, которое отчетливо слышно даже при закрытом корпусе;
  • продолжается, когда зарядное устройство отключили;
  • электролит быстро «выкипает», его уровень снижается.

Сразу отключите АКБ и отвезите в сервис или замените. Она неисправна и подведет вас в пути.

Первая помощь при неполадках в автомобильной электросети — проверить напряжение мультиметром. Источник: Shutterstock

Почему кипит АКБ на зарядке: основные причины

«Проблемное» кипение АКБ указывает на неисправности внутри батареи. Как правило, это механические разрушения, из-за которых ток неправильно распределяется по секциям.

Сульфатация пластин

Со временем на пластинах АКБ образуется сульфат свинца. В норме он растворяется при зарядке. Но на полностью разряженной батарее кристаллы сульфата спекаются в прочный слой.

Чем чаще заряжают полностью разряженную АКБ, тем больше сульфата на пластинах и выше сопротивление. Основной «симптом» сульфатации — секции (банки) аккумулятора кипят практически сразу после начала зарядки. Есть и визуальные признаки: коричневый налет на клеммах.

Короткое замыкание

При замыкании между пластинами разной полярности одна или несколько банок выходят из строя. Снижается общее напряжение батареи и работающие банки получают слишком много заряда.

Механическое разрушение

Из-за вибраций и старения разрушаются сепараторы между пластинами. Ток распределяется неравномерно, происходят замыкания, и аккумулятор кипит при зарядке.

Ошибки обслуживания

АКБ выходит из строя, если заряжать ее неподходящим устройством, превышать ток зарядки, не обслуживать в срок.

Обслуживать автомобиль легче, когда есть скидки в автомагазинах и сервисах. С картой «Халва» вы получите кешбэк с каждой покупки и повышенные бонусы у партнеров. А еще сможете оплатить неотложный ремонт в рассрочку без процентов и переплат.

Ремонт авто — в рассрочку и без переплат

Автосервис без головной боли! Халва: рассрочка на ремонт и копилка — на новые запчасти!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Узнать больше

Почему аккумулятор кипит на машине

Иногда процесс электролиза происходит на работающем двигателе. Признаки: булькающие звуки, едкий запах, горячий корпус АКБ.

Причины ищите в системе электроснабжения:

  1. Сломался реле-регулятор. Нормальное напряжение в бортовой сети — 12,9–14,2 В. Если напряжение растет, АКБ «закипает».
  2. Неисправен генератор. В норме он выдает 12 В, более высокое напряжение перегружает батарею. Проверьте показания мультиметром.
  3. Проблемы с проводкой. Осмотрите провода, «прозвоните» индикаторной отверткой.
  4. Батарея исчерпала ресурс. Стандартный срок службы — 5–7 лет.

Если проблема возникает не впервые, будут визуальные признаки:

  • белый или зеленоватый налет на клеммах;
  • следы электролита на корпусе батареи;
  • корпус вздут;
  • на металлических деталях под капотом есть следы коррозии.

Вспомните, не было ли проблем с запуском двигателя, не разряжалась ли батарея в пути. Проверьте уровень электролита — если его мало, значит, батарея постоянно перегружена.

Что делать

Если аккумулятор кипит по причине внутренних неисправностей — меняйте его. Большинство современных АКБ не рассчитаны на ремонт. Сдайте старую батарею на утилизацию и купите новую.

Новую батарею можно попытаться восстановить:

  1. При сульфатации зарядите на режиме десульфатации (малыми токами, в пределах 0,05–0,1% от номинальной емкости).
  2. Когда закипает АКБ, проверьте напряжение в бортовой сети мультиметром. Если показывает выше 14,3 В, загляните на СТО для диагностики реле-регулятора. Проверьте проводку, генератор и замените неисправные элементы.
  3. Если упал уровень электролита, долейте дистиллированную воду до нормального уровня, проверьте плотность и при необходимости добавьте концентрированный электролит. Работайте осторожно, так как в его состав входит серная кислота.

Профилактика:

  • раз в два-три месяца проверяйте напряжение в бортовой сети;
  • контролируйте уровень электролита в обслуживаемых батареях;
  • осматривайте клеммы, очищайте их от следов окисления;
  • не допускайте разряда батареи больше чем на 50%;
  • меняйте АКБ через 5–7 лет службы;
  • соблюдайте график диагностики электрооборудования.

Зная, почему кипит электролит при зарядке аккумулятора или на машинке, вы вовремя обнаружите проблемы и примете меры. Напомним, небольшие пузырьки в конце зарядки — норма, интенсивное «кипение» — признак неисправностей. Не откладывайте диагностику батареи и электросистемы автомобиля, иначе они подведут вас в самый неподходящий момент.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Автомобилистам
Опубликовано30 января 2025
Обслуживание аккумулятора автомобиля: как правильно ухаживать и готовить к зимеОбслуживание аккумулятора автомобиля: как правильно ухаживать и готовить к зиме
Время чтения4 минутыКоличество просмотров341
Автомобилистам
Опубликовано26 февраля 2025
Как выбрать аккумулятор для автомобиля: критерии и ошибкиКак выбрать аккумулятор для автомобиля: критерии и ошибки
Время чтения12 минутКоличество просмотров5 958
Автомобилистам
Опубликовано18 января 2025
Заряжаем аккумулятор автомобиля: сколько вольт должно бытьЗаряжаем аккумулятор автомобиля: сколько вольт должно быть
Время чтения6 минутКоличество просмотров22 105