Подписывайтесь на анонсы:
TelegramТормозная жидкость: рейтинг DOT 4 и DOT 5.1
Каждый водитель что-то слышал о тормозной жидкости, но не все автолюбители понимают ее предназначение и не знают, когда она подлежит замене. Рассказали подробности и составили топ современных жидкостей.
В статье рассказывается:
Что такое тормозная жидкость
Этот вопрос меня заинтересовал, когда я привезла свою первую машину на плановый технический осмотр. Для водителя-новичка выбор технической жидкости — настоящее откровение. С того момента прошло три года; за это время я узнала многое о машинах, поэтому хочу поделиться с вами.
Тормозная жидкость (ТЖ) — это состав, заполняющий гидравлическую тормозную систему машины. В идеале он должен не закипать при нагреве и не замерзать на морозе, чтобы обеспечить работоспособность авто в любых условиях. Жидкость нужна всем техническим средствам: от скутеров до БелАЗов. Как же это работает в машинах?
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, поршень главного тормозного цилиндра выдавливает тормозную жидкость из контуров системы. Состав в свою очередь активизирует поршни суппортов и тормозные колодки, которые прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Трение деталей снижает скорость авто. В отдельной статье мы подробно писали о принципе работы тормозов и почему их может клинить.
Бытует мнение, что с задачей тормозной жидкости справятся даже вода или спирт — они передадут усилие на основные механизмы и после того, как водитель отпустит педаль тормоза, снизят давление. Но эти и другие аналогичные жидкости не выдерживают резкого колебания температуры. Поэтому лучше не экспериментировать и купить специализированный состав соответствующего класса.
Когда двигатель работает, через резиновые уплотнители в тормозную систему попадает влажный воздух. В результате жидкость увлажняется, и температура кипения снижается. Поэтому показатель отличается для разных режимов работы: в «сухом» и «увлажненном» состоянии.
Как выбрать подходящую
Для начала надо разобраться в типах — их всего три. На рынке есть масляно-спиртовые, силиконовые и гликолевые жидкостей. У каждой принципиальные отличия и свойства.
Гликолевые
Выдерживают высокие температуры кипения 190–260°С при эксплуатации автомобиля, так как созданы на основе полиэтиленгликолей и полиэфиров борной кислоты. Холод и тепло им не страшны.
Но есть недостаток: сильная токсичность. Чтобы жидкость не разъела тормозную систему, надо установить специальные уплотнения и манжеты из стойкой резины. В таком случае это оптимальный вариант для машин XXI века.
Масляно-спиртовые
Изготовлены из касторового масла и бутилового спирта. Срок службы не ограничен: жидкости химически нейтральные и не изнашивают систему; не гигроскопичны, то есть не впитывают влагу из щелей системы и окружающей среды.
Однако зимой масляно-спиртовой состав замерзнет и заблокирует педаль тормоза, а при нагреве деталей в движении — закипит. Все это не подходит современным машинам, в особенности тем, что эксплуатируются в России.
Силиконовые
Состоят из кремнийорганических соединений. Совершенно новые составы и подойдут большинству иномарок в любых условиях: температура кипения от +350°С, а замерзания до -100°С.
Такие жидкости не впитывают влагу и не изнашивают систему, но при этом плохо ее смазывают. Так что для авто с ABS (антиблокировочной системой торможения) силиконовые жидкости под запретом, а гликолевые — нет.
Самое важное, чтобы выбранная ТЖ:
-
не закипела при высоких температурах во время торможения;
-
не впадала в осадок;
-
не замерзала в холодное время года;
-
не впитывала влагу из окружающей среды, то есть не была гигроскопичной.
Эти условия необходимы для исправной работы всей системы, и чтобы она как можно меньше изнашивалась.
Все составы, представленные на международном и российском рынках, классифицируются по единому стандарту DOT (Department of Transport).
Для современных авто это чаще всего тормозные составы двух категорий: DOT 4 и DOT 5.1. Единственная разница между ними — температура кипения. Есть еще класс DOT 5.0, но она редкая из-за особенного состава.
Может это и звучит сложно, но допустимые нормы, отходить от которых нельзя, прописаны в паспорте. В любом случае надо использовать то, что рекомендовал производитель авто.
Лейте только ту тормозную жидкость, которая прописана в спецификации, не подменяйте другими. И ни при каких обстоятельствах не смешивайте жидкости разного типа. Это может привести к серьезным повреждениям системы автомобиля.
Если вы приобрели машину с пробегом и не расспросили продавца об особенностях тормозной системы, просмотрите инструкцию по эксплуатации: там прописаны основные характеристики и требования к обслуживанию агрегатов. Но с другой стороны, не спешите следовать рекомендациям продавца: лишняя проверка паспорта авто никогда не помешает.
Помните, как вы впервые самостоятельно подбирали масло для коробки передач и двигателя? Безусловно, в первый год было сложно определиться с характеристиками и брендами. Но есть хорошая новость: ТЖ надо покупать, исходя из технических характеристик и переплачивать не обязательно.
Когда вы узнали спецификацию тормозной жидкости, определитесь с брендом. Лучше всего покупать проверенные варианты, даже если они стоят дороже неизвестных аналогов. Вы всегда сможете оплатить покупку комплектующих и аксессуаров Халвой в рассрочку.
Средняя стоимость одной бутылки обычно не превышает 1500 рублей. Например, у партнера Халвы — на маркетплейсе Ozon 0,5 л ТЖ Mobil Brake Fluid DOT 4 можно купить по цене от 594 рублей, а на «Яндекс Маркете» 1 л Brembo Brake Fluid DOT 4 обойдется примерно в 1050 рублей. Жидкости DOT 5.1 дороже: от 1700 рублей.
Чем больше положительных отзывов о ТЖ, тем выше вероятность, что она хорошая. Если заинтересовались неизвестным брендом, посоветуйтесь с опытными автовладельцами. От этого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров.
Рейтинг тормозной жидкости DOT 4 и DOT 5.1
Современные составы, подходящие иномаркам — это гликолевые жидкости DOT 4 и DOT 5.1 с антизадирными присадками. Температура кипения — в среднем 180–260°С. Подходят и обычным авто, и спортивным машинам с большими тормозными дисками и мощными двигателями.
Сложно однозначно сказать, какая тормозная жидкость лучше, поэтому мы подобрали несколько оптимальных. В таблице представлены популярные на российском рынке марки и виды тормозной жидкости для современных транспортных средств.
Бренд |
Описание и свойства |
Средняя стоимость |
TOTACHI |
Niro Brake Fluid DOT 4, 0,91 л
|
350 ₽ |
G-Energy |
Expert DOT 4, 0,91 л
|
425 ₽ |
LIQUI MOLY |
Bremsflüssigkeit DOT 4, 0,91 л
|
500 ₽ |
SINTEC |
Euro Dot-4, 0,91 л
|
393 ₽ |
Motul |
DOT 5.1, 0,91 л
|
1600 ₽ |
Rowe |
Hightec Brake Fluid Super Dot 5.1, 0,91 л
|
1350 ₽ |
Valvoline |
Valvoline Brake & Clutch Fluid DOT 5.1, 0,91 л
|
1583 ₽ |
Felix |
DOT 5.1, 0,91 л
|
927 ₽ |
Brembo |
Premium DOT 5.1, 0,91 л
|
990 ₽ |
Когда менять
Срок действия состава для тормозной системы обычно не превышает три года. Если вы купили машину с пробегом, замените все технические жидкости сразу, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем. Если авто новое, то меняйте ТЖ не позже трех лет эксплуатации. Возраст состава — основной показатель к замене.
Условия замены ТЖ:
-
замена трубок, шлангов, тормозных цилиндров;
-
снижение эффективности системы;
-
образование осадка и грязи в расширительном бачке;
-
изменение цвета от светлого к темному;
-
любые манипуляции с системой в автосервисе, после которых требуется прокачка состава.
Важно производить замену и по причине гигроскопичности состава: он впитывает влагу, так как система не герметична, и со временем теряет основные свойства и вязкость. Лучшего всего менять жидкость раз в два года или каждые 40 тысяч км пробега.
Куда и в каком количестве заливать
Точное расположение бачка для ТЖ разнится в зависимости от марки и модели транспортного средства. В большинстве машин он находится в подкапотном пространстве на стороне водителя. Откройте моторный отсек и найдите пластиковый контейнер с горловиной, на крышке которой есть значок «Осторожно!», стилизованное изображение тормозного диска с колодками и спецификация тормозной жидкости DOT.
Если хотите заменить состав самостоятельно, сначала очистите бак вокруг горловины. Открутите и снимите крышку, проверьте уровень жидкости и ее состояние. После залейте соответствующий продукт до отметки MAX, плотно закройте крышку и капот.
Можно заменить и в сервисе, но тогда придется заплатить за работу. Например, в Москве и Санкт-Петербурге специалисты берут примерно 1300–2000 рублей. В общей сложности с учетом стоимости литра ТЖ замена обойдется ориентировочно в 1800–3000 рублей.
Но лучше все-таки переплатить или использовать Халву в партнерских техцентрах по всей России. А заодно попросить работников автомастерской проверить тормозную систему на течь или другие неисправности.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
с бесплатным обслуживанием
- До 15% на остаток собственных средств
- До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
- Более 250 000 магазинов-партнёров
- Снятие наличных в рассрочку
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал