
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
«Парадокс» оказался у меня почти сразу после выхода. Тогда в сообществе настольных игр о нем только начинали говорить, а в сети не было ни одного обзора. Да и перед покупкой на полке магазина моя коробка успела простоять буквально день. Признаться, от недорогой отечественной настолки практически без рекламы я не ждала многого.
«Парадокс» — нашумевшая новинка от издателя Hobby World конца прошлого года. Правда, на полках магазинов коробка как раз появилась без лишнего шума.
Пользователи рвали и метали: где хоть один маломальский обзор? Про разговор даже не заводили.
Хоть какое-то представление об игре давала карточка настолки на официальных сайтах магазинов. На этом все. Даже консультанты на мой вопрос «Стоит ли покупать?» беспомощно разводили руками.
Было ли так задумано или у издателей что-то просто пошло не так, остается загадкой. Но яркая коробка, красивые компоненты, невероятно низкая для игры с таким количеством деталей цена и налет загадочности сделали свое дело — настолку покупали.
Я оказалась в числе тех, кто «попался» на уловку (согласитесь, 2490 рублей за внушительную по размерам игру — выгодная сделка). Спойлер: не жалею ни об одном потраченном рубле. Обо всем по порядку.
«Парадокс» — ассиметричная игра: участники примеряют на себя роли с разными способностями и целями. Собраться за столом могут от двух до четырех человек.
Все игроки, кроме одного, «вслепую» исследуют остров, то и дело натыкаясь на ловушки, расставленные коварным Парадоксом Всемогущества — один из участников берет на себя роль этого существа.
И если Парадокс знает все о том, где находятся остальные и что их окружает, другим персонажам остается только догадываться.
Игра дедуктивная: обычным игрокам и Парадоксу придется все время просчитывать ситуацию. Никаких кубов и удачно выпавших карт — победа и проигрыш зависят исключительно от умения игроков анализировать происходящее и оценивать риски.
Есть таинственный остров, на котором обитает Парадокс Всемогущества — один из игроков. За специальной ширмой он собирает остров из фрагментов так, как ему вздумается. Это и есть карта, которую предстоит исследовать остальным.
Здесь же он расставляет фигурки персонажей участников игры и свои аватары (Глыбу, Куст и Волну). Последними он может управлять.
Другие участники не знают, как выглядит остров. Единственное, что им известно на старте, — месторасположение с фруктом, на котором они находятся и способности их персонажей.
По ходу партии пленники острова озвучивают направление своего хода, а Парадокс рассказывает, на какую клетку те попадают и что с ними происходит.
Не беспокойтесь, держать всю информацию в голове не придется, — у каждого в руках есть планшет, где можно делать пометки.
Всего в игре шесть персонажей: каждую партию можно играть за нового.
Парадокс намерен удержать пленников на острове. Единственный способ это сделать — убить персонажей пять раз. Можно даже одного и того же подряд.
Роль Парадокса понравится тем, кто обожает расстраивать планы противников. Он подстраивает гадости и ранит персонажей. В этом ему помогают те самые Куст, Глыба и Волна со своими способностями.
«Парадокс» — самобытная игра. Лично я не встречала похожих. Помимо этого, я нашла девять причин полюбить настолку:
В самом начале пленники похожи на слепых котят. Они наугад «тыкаются» в разные стороны, пытаясь понять, где что находится. Но постепенно получают все больше информации об острове, делая заметки и занося на свой планшет предполагаемую карту.
«И что здесь сложного? Сходил туда, сходил сюда и знаешь, где что», — закономерный вопрос.
Сложности и интереса игре добавляют тайлы с порталами и узлами Эшера. Стоит пленнику ступить на них, его унесет на другую клетку. При этом персонаж не будет знать, куда ведет узел или где находится клетка с выходом из портала.
И вот уже пленник понятия не имеет, в середине острова ли он или где-то с краю. Поблизости бродит колючий Куст, а в океане поджидает агрессивная Волна.
Конечно, игрок может потратить энергию и сходить в любом направлении «безопасно»: особенность клетки не сработает. Проблема в том, что на восстановлении энергии придется тратить ход. А их здесь не хватает.
Помимо узлов и порталов, на острове можно столкнуться с аномалиями и миражами, которые отнимают жизни и энергию, или вовсе плюхнуться в озеро или океан.
Есть и полезные для пленников локации. В лагере можно восстановить силы и энергию, на оракуле — узнать, что находится вокруг, а на фруктах — активировать суперспособности.
Парадоксу во время игры скучать не приходится: его роль в игре не ограничивается описанием происходящего.
Так же, как и пленники, Парадокс может действовать (ходить своими аватарами). Куст ранит персонажей и отнимает их энергию, Глыба толкает пленников на другие клетки, а Волна моментально перемещается в любую часть океана и отнимает жизни.
На той же Тесере много вопросов о том, насколько хорошо игра раскрывается на двоих человек. Ведь большинство игр с персонажем- рассчитаны минимум на троих.
Создатели заботливо предусмотрели отдельный режим для двоих. Пленник играет сразу за двух персонажей, при этом использует планшет и способности только одного.
Интереснее такой режим или скучнее — сказать не берусь. Он отличается от игры в компании, но ничуть не уступает ей в пространстве для стратегии.
Точнее, Ask and Write. Лично я неравнодушна к играм, где нужно что-то чертить и отмечать прямо на планшетах. А потому саму механику смело отношу к плюсам.
Даунтайм — время хода другого игрока. Здесь оно проходит не в томительном ожидании. Даже в чужой ход приходится думать и пытаться понять, что происходит и кто где находится.
Насколько бы увлекательной ни была игра, если ее оформление не цепляет, садиться за партию не хочется. К счастью, авторы «Парадокса» поработали над визуалом на совесть.
Еще один большой плюс игры. За ширмой Парадокса расписаны действия его аватаров и способности игроков, а на планшетах пленников — их жизни и энергия, цель на игру, возможные действия и суперспособности.
Каждая деталь работает на сюжет: игровое поле Парадокса в виде острова, планшеты пленников с историями на обороте, индивидуальные способности персонажей, тесно связанные с причиной их появления на острове.
Когда-то Парадокс был божеством. Он развлекал себя тем, что наводил ужас на смертных. Но однажды пастушка посмела дерзить ему: «И это все? Я думала, что ты по-настоящему всемогущий. Едва ли тебе удастся создать остров, с которого никто не сможет выбраться».
И божество ответило на дерзость — создало такой остров. Да так постаралось, что тоже не смогло с него выбраться.
Теперь на этом острове вне времени и пространства оказываются существа из альтернативных версий нашей реальности.
Удастся ли пленникам найти ответ на неразрешимый вопрос или они навсегда останутся во власти Парадокса Всемогущества?
В эту игру вы сыграете минимум семь раз. У каждого персонажа — свои цели и особые способности, которые делают каждую партию неповторимой. И вы наверняка захотите попробовать себя в роли божества.
К тому же сам остров постоянно меняется: как Парадокс вы каждый раз можете определенным образом собирать остров, заранее выстраивая стратегию. А потом наблюдать, насколько она эффективна.
Недостатков в игре немного. Вот что нашла я:
Боль большинства игр, в которых нужно писать и рисовать, — маркеры. Увы, в «Парадоксе» эту проблему не решили: фломастеры в наборе пишут плохо, при этом линии получаются достаточно толстые. А стоит забыть надеть колпачок после очередной пометки, маркер подсыхает.
Благо после партии все пометки с планшета легко убрать, разводов не остается.
Рекомендую заказывать качественные маркеры отдельно. Сделаете это с Халвой — на карту вернется приятный кешбэк. Но не спешите пускать их в ход. Обязательно проверьте на незаметном участке поля.
Кстати, саму игру тоже можно купить на маркетплейсах.
Онлайн-шопинг? Без переплат! Халва: рассрочка или кэшбэк — покупайте выгодно.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Хотя порог вхождения в игре достаточно низкий, в настолке слишком много нюансов. Первые три партии мы тратили много лишнего времени — постоянно заглядывали в справочник и уточняли правила. К слову, последние далеко не всегда четко расписаны.
Например, не до конца ясно, как Глыба и Куст взаимодействуют с пленниками в озере. К счастью, на Тесере всегда есть неравнодушные люди, которые готовы поделиться своим опытом.
Я взяла на вооружение «темное правило» из настольной игры «Ужас Аркхэма»: если вы столкнулись с противоречием, разрешите его наихудшим для себя образом — так, чтобы максимально усложнить условия победы.
Они отвратительного качества. Фото прикрепила выше.
На коробке написано возрастное ограничение — 10+. Верю, что десятилетний ребенок в состоянии разобраться в правилах. Но насколько он сможет вникнуть в суть и выстраивать стратегии — сказать не берусь. На мой взгляд, «Парадокс» рассчитан на более взрослую аудиторию.
Считаю, что «Парадокс» стоит своих денег. Он достаточно простой и понятный. При этом здесь фактически ничего не зависит от удачи— игра максимально стратегическая. Она заставляет «скрипеть шестеренками», учит находить баланс между риском и осторожностью.
Если на вашей настольной полке еще нет ни одной дедуктивной игры, «Парадокс» позволит «пощупать» жанр. При этом игра самобытная: мне не встречалось что-то похожее.
Желаю приятной игры и удачи, хоть она вам и не пригодится!
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи