
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Многие считают, что опера — элитарный жанр, доступный не каждому. Но я так не думаю. В статье расскажу, как полюбить оперу и с чего начать.
Опера — это крупный музыкально-драматический жанр. По сути, спектакль, просто вместо диалогов люди поют под классическую музыку. А еще оперой называют театр, в котором исполняют такие произведения.
В отличие от драматических спектаклей, музыка не просто сопровождает действия героев, а двигает сюжет. В какой-то степени она живет самостоятельной жизнью, и представить без нее постановку невозможно. Музыка не просто раскрывает героев, но и иногда контрастирует с их действиями, создает необычную драматургию.
В постановках всегда есть певцы-солисты и оркестр. В крупные номера добавляют хор, массовку и танцоров (не путать с балетом).
Интересно, что слово «опера» с итальянского языка переводится как «труд» или «работа», и оно как нельзя лучше отражает суть жанра. Постановка оперы требует титанических усилий.
Только вдумайтесь: художники-постановщики должны создать красивые и разнообразные декорации и костюмы для нескольких актов. Каждый участник обязан выучить партию длиной в два часа (!). А солистам предстоит отрепетировать десятки виртуозных арий.
История жанра начинается в Древней Греции (700–300 гг. до н. э.) «Прабабушкой» оперы считают драматические постановки, в которых разговоры начали разбавлять музыкальными и вокальными вставками.
Спустя почти 20 веков в Италии начался Ренессанс. В моду снова вошли античные сюжеты и гимны, потихоньку начали развиваться крупные музыкальные формы, а композиторы, сами того не зная, подготовили почву для одного из самых прекрасных жанров классической музыки.
Место возникновения оперы — Италия. Первые постановки появились только в самом начале эпохи барокко (1600–1750 гг). В 1598 году Якопо Пери написал «Дафну», а в 1607 году Клаудио Монтеверди создал легенду, которую и по сей день никакими усилиями не вытащишь из репертуаров лучших театров мира, — «Орфей».
На мой взгляд, вступительная токката — самое эпичное, что я слышал в жизни. Послушайте сами.
Поначалу оперу ставили в домах богатых флорентийцев. Практика быстро вошла в моду и начала распространяться по Италии и другим странам. А первый оперный театр появился в 1637 году в Венеции.
К слову, тогда эти постановки еще не назывались оперой. Композиторы использовали словосочетание «Drama per musica» или «драма через музыку», отсылая к истокам жанра. Впервые слово «опера» применили в 1639 году, но оно плотно вошло в музыкальный обиход только в 18 веке.
Со временем опера становилась все популярнее, а каждая страна добавила в жанр что-то свое. Во Франции особое развитие получила «лирическая трагедия», основанная на мифологических сюжетах. Стараниями Вагнера Германия реформировала жанр, добавив в него драматизма. Благодаря Австрии и Моцарту опера стала более доступной широкой публике. И даже Россия оставила след, развивая хоровую музыку.
Опера каждой страны разительно отличается друг от друга, и это потрясающе. Вы никогда не перепутаете суровые крестьянские арии в «Иване Сусанине» Глинки с изысканными партиями Клеопатры в «Юлие Цезаре» Генделя. Или любовные заигрывания котов из «Философского камня» Моцарта и то, как Зигфрид агрессивно кует меч в конце первого акта одноименной оперы Вагнера.
Основная часть — арии. Это законченные стихотворные произведения, которые поют солисты. С их помощью персонажи рассказывают о своих эмоциях и общаются друг с другом.
Номера требуют почти нечеловеческих технических навыков, поэтому по-настоящему великих солистов, таких как Лучано Паваротти, Мария Каллас и Федор Шаляпин, можно пересчитать по пальцам.
Кроме арий встречаются ариозо, песни, дуэты, трио, квартеты, ансамбли, романсы и серенады. Но принципиально они ничем не отличаются, разве что количеством участников.
В опере не только поют, но и говорят. Обычно арии перемежаются так называемыми речитативами. В них герои просто общаются, а на фоне играет клавесин. Главная цель речитатива — продвинуть сюжет и дать зрителями время перевести дух после насыщенной арии.
Примерно по такой схеме и строится опера: ария — речитатив — ария — ария — речитатив и так далее. Они образуют сцену, из нескольких сцен складывается картина, а картины образуют акты, или действия. Обычно опера состоит из трех-четырех актов.
Предваряет спектакль увертюра — оркестровое вступление к постановке (то есть без пения). Ее задача — подготовить зрителей к основному действию. Нередко композиторы добавляют в них небольшие «спойлеры»: например, куски музыкальных тем главных героев, которые получают развитие намного позже.
Как и у всех драматических произведений, главная цель оперы — рассказать историю. У оперного «сценария» даже есть отдельное название — либретто. В нем прописан сюжет и диалоги героев.
Обычно либретто занимается отдельный человек — либреттист, а композитор берет сценарий и пишет к нему музыку. Чаще всего либретто — адаптация уже готового сюжета. Например, «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Севильский цирюльник» Россини основаны на известных комедиях драматурга Пьера Бомарше.
Некоторые композиторы обходились и без либреттистов. Например, у Вагнера есть цикл из четырех опер «Кольцо Нибелунгов». Он написал для него музыку и либретто самостоятельно, вдохновившись германской мифологией. С другой стороны — на работу у него ушло 26 лет, и кто знает, насколько быстрее бы пошло дело, если бы он подключил к работе какого-нибудь молодого безработного поэта.
Вся ее сила раскрывается в театрах и концертных залах с правильной акустикой.
Цены в Большой театр в Москве начинаются от 2000 рублей. А за хорошие места на популярную постановку можно отдать 20 000. В Мариинском театре чуть дешевле — от 1500 рублей.
Если хотите сэкономить, ищите небольшие концертные залы с миниатюрными оперными постановками. Масштабы не такие впечатляющие, но музыка ничуть не хуже.
Есть достойные театры и в других городах: Воронежский, Новосибирский, Екатеринбургский, Татарский театр оперы и балета в Казани и многие другие.
Если пойдете слушать оперу вживую, помните, что есть правила хорошего тона и определенный дресс-код. Конечно, никто не остановит вас, если придете в шортах и футболке. Но платье или костюм — намного уместнее.
Порой арии можно услышать, просто прогуливаясь по улице. Например, в Санкт-Петербурге каждую пятницу и субботу с балкона театрального пространства Wawelberg Hall на Невском проспекте доносятся популярные арии из самых разных опер.
Совет: если хотите подготовиться к прослушиванию оперы и хотя бы что-то понимать, прочтите либретто. Гарантирую — станет намного интереснее.
О языке не переживайте: вы все равно не поймете ни слова, даже если будут петь на русском — такая уж особенность жанра. Поэтому в театрах почти всегда висят табло с текстом, а на Ютубе есть субтитры. И опять же — либретто в помощь.
Считается, что опера — высокое и даже в какой-то степени элитарное искусство, которое требует от зрителя определенной подготовки. Отчасти это действительно так. Но чтобы по-настоящему полюбить оперу, нужно обратить внимание именно на музыку.
Опера — один из самых разнообразных и богатых жанров, к которому приложили руку лучшие композиторы в истории. Она интересная, увлекательная, красивая и настолько разнообразная, насколько это вообще возможно.
Единственная проблема — мало кто захочет тратить два часа на то, что может не понравиться. Поэтому советую начать с арий. А уже потом почитать либретто и послушать произведение полностью.
Прекрасных вокальных партий слишком много, чтобы составлять топы, поэтому вот произвольный и небанальный (почти) список, который, я надеюсь, вам понравится.
Есть замечательные увертюры к:
Откликнулось что-то из списка? Послушайте полное произведение или поищите другие арии из оперы. Кто знает, может со временем вам понравится.
Находить и слушать новую музыку очень просто. Стриминговые сервисы анализируют ваши предпочтения и составляют плейлисты с тем, что вам может понравиться. Для удобства мы составили свой собственный плейлист на «Яндекс Музыке» — в нем найдете все упомянутые произведения. Оплачивайте подписку с картой «Халва» и получайте выгодный кешбэк.
Рассрочка без переплат, кэшбэк, выгодная копилка с ежемесячным процентом на остаток!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Надеюсь, вы получите от прослушивания столько же удовольствия, сколько получаю я. Дайте опере шанс: клянусь — вы не пожалеете.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи