
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
«Тетрис» — популярнейшая компьютерная игра в мире, хотя она достаточно проста и, по словам ее создателя Алексея Пажитнова, современный программист может написать что-то подобное буквально за день.
Расскажем, кто и когда придумал «Тетрис» и как проект, созданный без особых планов на будущее, покорил мир.
«Тетрис» — самая продаваемая в мире компьютерная игра. На 2025 год продано больше 520 млн копий, у ближайшего конкурента Minecraft всего 310 млн проданных копий. Игра существует в версиях для 65 платформ (различные компьютеры, кнопочные телефоны и смартфоны, приставки, консоли и многое другое).
«Тетрис» — геометрическая головоломка. Игроку нужно складывать фигуры, падающие сверху, так, чтобы образовывались ровные ряды. Готовый ряд исчезает, освобождая поле.
Основой для него стала популярная в СССР головоломка «пентамино»: своего рода мозаика из элементов, в каждом из которых пять квадратов, соединенных в разные формы. Из-за слабых возможностей техники, на которой работал Пажитнов, концепцию пришлось немного упростить и «собирать» элементы не из пяти квадратов, а из четырех. Название происходит от греческого «Тетра» (четыре) и любимого вида спорта Алексея Пажитнова — тенниса.
На каком бы устройстве вы бы ни захотели поиграть, покупать его с Халвой выгоднее.
Копить или купить? Выбирайте Халву: в рассрочку и без переплат!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Датой создания «Тетриса» принято считать 6 июня 1984 года. Игру написал программист Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов.
Самая первая версия работала на микрокомпьютере «Электроника 60». Там не было ни звука, ни даже нормальной графики — экран мог выводить только текст, поэтому изображение состояло из квадратных скобок.
Программист показал игру коллегам, и оказалось, что при всей ее простоте оторваться невозможно. Как позже объяснили психологи, секрет — в подсознательном стремлении мозга к упорядочиванию. Вскоре в «Тетрис» играл весь вычислительный центр.
Через год появилась более «продвинутая» версия — цветная, совместимая с IBM. В ее создании Пажитнову помог Вадим Герасимов, 16-летний школьник, который увлекался программированием и по протекции своего учителя информатики Аркадия Боровского ходил заниматься в вычислительный центр.
Новая версия игры распространялась на пятидюймовых дискетах среди знакомых и коллег разработчиков.
Позже Пажитнов совместно с Герасимовым добавили фишек в игру. В новой версии появился подсчет очков, список лучших игроков, цветная графика. Кроме того, «Тетрис» адаптировали под различные дисплеи (единого стандарта в те времена не было).
Выйти на западный рынок с советской разработкой в 80-х было почти нереально. Пажитнов даже не пытался. Однако игра все же попала за границу.
ВЦ АН СССР сотрудничал с SZKI — Институтом проблем кибернетики в Будапеште. Начальник Пажитнова Виктор Брябин показал игру венгерским коллегам. Через них с ней познакомился Роберт Стайн. Американец венгерского происхождения занимался дистрибуцией венгерского ПО на Западе. Он почувствовал коммерческий потенциал игры и решил купить права.
Стайн через руководство вычислительного центра связался с Пажитновым. Тот, плохо представляя, насколько реально осуществить такую авантюру в условиях «железного занавеса», ответил, что заинтетресован. Американец решил, что права у него уже в кармане, и начал договариваться с разными компаниями.
Сначала он показал игру Кевину Максвеллу, сыну медиамагната Роберта Максвелла и владельцу фирм Mirrorsoft и Spectrum HoloByte. В этих компаниях тоже оценили потенциал тетриса.
Mirrorsoft и Spectrum HoloByte выпустили свою версию в продажу в январе 1988 года. Тогда уже началась Перестройка, СССР старался дружить с Западом, особенно Америкой, и приобретал популярность слегка «клюквенный» рашн-стайл. В нем и оформили игру: серп с молотом, храм Василия Блаженного, Гагарин, пионеры и заставка с надписью «КГБ следит за тобой!»
Американцев игра тоже захватывала до невозможности оторваться. Ходила даже версия, что «Тетрис» придумали специально, чтобы парализовать всю работу в американских офисах (домашних компьютеров было очень мало, играли в основном на работе).
«Тетрис» приобрел в США огромную популярность в том числе из-за моды на все советское и репутации первой игры, прорвавшейся через «железный занавес». Сублицензию продали американской фирме Atari и даже в Японию компании SEGA. Хотя формальный договор с Пажитновым до сих пор не был подписан и прав на это у американцев вообще-то не было.
Как раз в это время Nintendo готовилась выпустить первую карманную приставку Game Boy, и им тоже захотелось заполучить «Тетрис» для нее. Через Хенка Роджерса, владельца Bullet-Proof Software, который ранее получил лицензию от Mirrorsoft, они попытались выйти на Стайна. Не вышло.
Роджерс решил наведаться в Москву. Примерно в это же время туда же отправились Максвелл и Стайн. В итоге после многократных поездок туда и обратно Nintendo получили официальное «добро» на «Тетрис» для карманной приставки от создателя.
Это не понравилось Максвеллу, отец которого на тот момент считался одним из самых влиятельных людей в мире. В разбирательства вмешиваются посольства СССР и Великобритании. По одной из теорий заговора, сам Горбачев отправил сообщение Максвеллу, мол, по поводу японской компании не стоит беспокоиться.
Было разбирательство между Atari, купившей лицензию у Mirrorsoft, и Nintendo. Последняя выиграла суд, а первая, успевшая продать сотню тысяч копий, понесла многомиллионные убытки.
Благодаря влиянию Максвелла-старшего Mirrorsoft тоже получила права на «Тетрис», заплатив за них 500 тысяч долларов + несколько центов за каждую проданную копию.
История патентных споров изложена в нескольких книгах и документальных фильмах.
Кевин Максвелл через два года пропал без вести, а Mirrorsoft осталась с большими долгами. По официальной версии Максвелл погиб при несчастном случае на яхте, но некоторые теории заговора утверждают, что дело в лицензионном споре о «Тетрисе».
В итоге Nintendo получили 2-3 млрд долларов прибыли, продав консоли с предустановленным «Тетрисом» и отдельные картриджи с игрой. Компания «Электроноргтехника», владевшая правами на игру, получила за сделку от 3 до 5 млн долларов.
В Рунете популярна легенда, что создатель «Тетриса» ни копейки не получил за свое детище, но это неправда. Получить все причитающееся Пажитнов смог только в 1996 году, после истечения срока первой лицензии. К тому времени он уже жил в США, но тогда же создал The Tetris Company, которая владела половиной прав на игру. А вот его соавтор Вадим Герасимов утверждает, что не получил ничего.
По словам Герасимова, который сейчас живет в Австралии, Пажитнов попросил его подписать некую бумагу об отказе от прав на «Тетрис» (это якобы было нужно, чтобы Алексей мог вести переговоры о продаже игры единолично). Вадим, доверяя старшему коллеге, сделал это, после этого его имя не упоминалось в новых версиях игры, и он «не помнит, чтобы Пажитнов ему что-то заплатил».
Мелодия, которая у большинства россиян ассоциируется с «Тетрисом», основана на песне «Коробейники» (ее еще называют «Коробушка»). Ее часто называют народной, но на самом деле это фрагмент из одноименной поэмы Николая Некрасова, положенный на музыку композитора Якова Пригожего (существуют и другие мелодии, но версия Пригожего самая популярная). Эта мелодия использовалась в версии для Game Boy и в китайских консолях Brick Game, наводнивших бывший СССР в 90-х.
Топ-5 статей по теме
Doom: The Dark Ages: что за игра, когда выйдет, на каких платформах
Серия игр Monster Hunter: эпическая охота на монстров
Киберспортсмен из России m0NESY стал самым дорогим геймером в истории
Когда начнется распродажа в Steam в 2025: даты, скидки и подборка игр
Пасхалка: как искать отсылки в фильмах и играх и при чем тут постмодерн
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи