Юрий Дутов
от Юрий Дутов
6 минут
....
10 июня

День рождения «Тетриса»: кто и когда придумал легендарную игру

Большинству игр и не снилась такая популярность, которая свалилась на «Тетрис» сразу после выхода. И это при том, что над ним работал всего один человек, а не команда, как мы привыкли. 

Не все знают удивительную историю создания этой игры. Рассказываем, в каком году появился «Тетрис» и как его придумали.

В статье рассказывается:

тетрис экран игра
Первые версии «Тетриса» были не такими яркими, как современные. Источник: нейросеть 

Что такое «Тетрис» 

Вряд ли в нашей стране есть человек, который ни разу не слышал про эту игру. Впрочем, напомним: «Тетрис» — это головоломка, в которой нужно собирать из фигур ряды, после чего они исчезают, освобождая поле для дальнейших движений.

Подумать только, сейчас она портирована на более чем 65 платформ: компьютеры, смартфоны, телефоны, телевизоры, консоли и многие другие.

Считается самой популярной игрой из когда-либо выпущенных. На первое место ее подкинули более 500 млн проданных копий. Для сравнения: Minecraft, занимающий вторую строчку, разошелся примерно 300 млн.

На каком бы устройстве вы бы ни захотели поиграть в «Тетрис», перед покупкой оформите карту «Халва». Она позволит купить смартфон, ноутбук или телевизор в рассрочку или получить солидный кешбэк. У Халвы более 250 000 партнеров, среди которых есть магазины цифровой техники и крупные маркетплейсы.

Халва — одна карта для всего

Переключайтесь между личными и заемными деньгами в один клик. Беспроцентная рассрочка, бесплатное обслуживание, высокий кешбэк и удобное приложение

Оформить карту

«Тетрис»: реальная история

В этом году «Тетрис» отмечает сорокалетний юбилей — датой его рождения принято считать 6 июня 1984 года. Отец игры — Алексей Пажитнов, работавший в то время программистом в Вычислительном центре Академии наук (ВЦ АН) СССР.

История создания игры «Тетрис» не менее интересна, чем сама головоломка. В то время Пажитнов работал над системой распознавания речи и искусственным интеллектом.

Вдохновлялся Алексей играми Pentario Puzzle и ее советским аналогом «Пентамино». Суть простая — нужно из 12 фишек, которые состоят из пяти клеток, собрать определенную фигуру. Игра была не виртуальная, а реальная — ее изготавливали из пластика.

«Пентамино» была основой для «Тетриса», но программист решил изменить механику процесса. По задумке фишки нельзя было выбирать — они падают в «стакан» в произвольном порядке. Зато их можно было крутить вокруг их центра (условного).

По условиям надо собрать непрерывный ряд из клеток, из которых состоят фишки. В этом случае он исчезает, а все клетки, расположенные выше, падают на одну строчку.

Первая версия была простой — монохромной, без музыки и прочих плюшек. Создавалась игра на микрокомпьютере «Электроника-60». Соответственно, запускаться могла только на нем. Не было речи даже о примитивной графике — квадратики составлялись из квадратных скобок — [].

Особой мощностью «Электроника» похвастать не могла, поэтому пятиклеточные фигурки заменили на четырехклеточные — «тетрамино» (от древнегреческого tetra — «четыре»). Это и определило название игры. Вторая часть наименования взята от любимого вида спорта Пажитнова — тенниса.

Чтобы портировать игру «Тетрис» на IBM PC, обратились к 16-летнему школьнику Вадиму Герасимову. Несмотря на юный возраст, юноша уже тогда общался с компьютерами на «ты». Кроме того, он хорошо знал операционную систему MS-DOS и два языка программирования — Turbo Pascal и Basic.

Вадим переписал игру под MS-DOS, после чего ее можно было распространять на пятидюймовых дискетах. «Тетрис» быстро обрел популярность среди московских программистов, а потом и по всему миру. При этом все это время игра не приносила никакой прибыли, потому что раздавалась бесплатно.

Позже Пажитнов совместно с Герасимовым добавили фишек в игру. В новой версии появился подсчет очков, список лучших игроков, цветная графика. Кроме того, «Тетрис» адаптировали под различные дисплеи. Дело в том, что в те времена единого стандарта не было, поэтому программы приходилось приспосабливать под разные виды экранов.

История появления «Тетриса» за границей

Как известно, в те времена СССР был под железным занавесом — выйти на западный рынок было практически невозможно. Но исключения все же были. Тогда ВЦ АН СССР сотрудничал с SZKI — Институтом проблем кибернетики в Будапеште. Им и передали копию «Тетриса». 

В Институте игру увидел Роберт Стайн — разработчик ПО и владелец фирмы Andromeda Software. Он сразу понял, что «Тетрис» может принести большую прибыль. Поэтому Стайн связался с Пажитновым, чтобы приобрести права на игру. Алексей ответил, мол, скорее да, чем нет. Роберт это понял по-своему — что права у него уже в кармане.

Первым делом он показал ее Кевину Максвеллу, сыну медиамагната Роберта Максвелла и владельцу фирм Mirrorsoft и Spectrum HoloByte. В этих компаниях тоже оценили потенциал игры.

В итоге из-за недопонимания права на «Тетрис» начали вовсю продавать в разные компании. Любопытно, что прав на нее не было ни у Стайна, ни у Максвелла. А про Алексея и вовсе не вспоминали.

Игру начали издавать Mirrorsoft и Spectrum HoloByte. Причем в свои версии понавешали всякой «клюквы» — серп с молотом, храм Василия Блаженного, Юрия Гагарина, а упаковку раскрасили в единственно подходящий красный цвет.

«КГБ следит за тобой!» — таково стандартное приветствие тетрисоманов в Штатах в те годы. Там уже успело устояться мнение, что русские придумали игру специально для дестабилизации работы офисов в США.

«Тетрис» был особенно популярен в США, так как там его позиционировали как первую игру, выпущенную в СССР. А в то время как в Штатах все советское было в тренде. Позже сублицензию продали американской фирме Atari и даже в Японию компании SEGA. Хотя прав на это, как и на выпуск, до сих пор не было.

Как раз в это время Nintendo готовилась выпустить свою карманную приставку Game Boy, и им тоже захотелось отхватить такой лакомый кусочек, как «Тетрис». Через Хенка Рождерса, владельца Bullet-Proof Software, который ранее получил лицензию от Mirrorsoft, они пытаются выйти на Стайна. Но все тщетно.

После этого Роджерс решил наведаться в Москву. Примерно в это же время туда же отправились Максвелл и Стайн. В итоге после многократных поездок туда и обратно Nintendo получили официальное «добро» на «Тетрис» для карманной приставки.

Это не понравилось Максвеллу, отец которого на тот момент считался одним из самых влиятельных людей в мире. В разбирательства вмешиваются посольства СССР и Великобритании. По одной из теорий заговора, сам Горбачев отправил сообщение Максвеллу, мол, по поводу японской компании не стоит беспокоиться.

Было разбирательство между Atari, купившей лицензию у Mirrorsoft, и Nintendo. Последняя, к слову, выиграла суд, а первая, успевшая продать сотню тысяч копий, понесла многомиллионные убытки.

Благодаря влиянию Максвелла-старшего Mirrorsoft тоже получила права на «Тетрис», заплатив за них 500 тысяч долларов + несколько центов за каждую проданную копию.

Любопытно, что через два года Кевин Максвелл пропал, а Mirrorsoft осталась с большими долгами. По официальной версии, он погиб во время круиза на яхте. Согласно теориям заговора, смерть связана с игрой «Тетрис».

В итоге Nintendo получили 2-3 млрд долларов прибыли, продав консоли с «Тетрис» (или по отдельности). Компания «Электроноргтехника», владевшая правами на игру, получила за сделку от 3 до 5 млн долларов.

Пажитнову, что интересно, деньги стали поступать лишь в 1996 году, когда истекла первая лицензия. К тому времени он уже пять лет жил в США. В этом же году основал фирму The Tetris Company совместно с Хенком Роджерсом. А в 2005 году эта компания выкупила «Электроноргтехнику».

Кстати, 1996 по 2005 год Алексей трудился в Microsoft, где руководил разработкой игр-головоломок Pandora’s Boх.

Вот такая интересная история (и это еще в упрощенном варианте) простенькой, но увлекательной игры «Тетрис», которая до сих пор популярна.

виртуальная реальность игра
«Тетрис» в виртуальной реальности? Почему бы и нет? Источник: shutterstock.com

Интересное про «Тетрис»

Три интересных факта про игру «Тетрис»:

  • В конечном итоге игрок все равно проиграет

Есть версия, что невозможно бесконечно играть в «Тетрис», даже если скорость выпадения фигурок не будет меняться. Все дело в фишках S и Z. Если они будут выпадать достаточно долго подряд, то одна клетка будет оставаться незанятой. Таким образом поле полностью заполнится и игрок проиграет.

Впрочем, вероятность подобного исхода настолько мала, что наступить он может не ранее гибели Вселенной.

  • Музыка из «Тетриса»

В первых написанных версиях не было «саундтрека», а в некоторых американских выпусках использовали оригинальное музыкальное сопровождение. Известная «мелодия из Тетриса», которая, кстати, называется «Коробейники», появилась на порте игры для Apple 2 и в японских изданиях. А ассоциируется песня с «Тетрисом» благодаря Game Boy, который разошелся миллионными тиражами.

  • «Синдром "Тетриса"»

Такое культурное явление не смогло остаться без собственного психологического эффекта. Называется оно «синдромом "Тетриса"». Его суть заключается в том, что заядлые игроки в головоломку начинают видеть фигуры в бытовых предметах. В отдельных случаях у тетрисоманов появлялось навязчивое желание упорядочить их.

«Тетрис» — это не только артефакт 90-х, о которых знает практически любой россиянин, но и целый культурный пласт, который завоевал весь мир. А история его создания и распространения поросла легендами и теориями заговоров.

В этом году юбилей «Тетриса» можно отметить за игрой в головоломку, который советский программист Алексей Пажитнов подарил нам 40 лет назад. Тем более что ее можно скачать на смартфон — в AppStore и Google Play есть сотни различных версий.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. 

Действующие магазины-партнеры Халвы

 

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи