Лилия Исхакова
от Лилия Исхакова
9 минут
....
7 марта

Настольная игра «Каркассон»: правила, описание, как играть

В руках оказался «Каркассóн»? Поздравляем, вас ждет увлекательный вечер. Поможем разобраться в правилах.

В статье рассказывается:

Каркассон
«Каркассон» — простая игра для всей семьи

Почему «Каркассон» такой популярный

Первая коробка «Каркассона» вышла в прошлом столетии и быстро обрела популярность. Сегодня в эту настолку играют по всему миру. По игре проводят соревнования и даже чемпионаты мира.

Ее любят за:

  • невероятно простые правила;

  • увлекательный игровой процесс;

  • быстрые партии.

«Каркассон» чудесно раскрывается на любом количестве участников.

Существует огромное количество дополнений, которые делают игру реиграбельной. Именно поэтому «Каркассон» любят даже матерые настольщики.

Выбирая стратегию, вы можете контролировать степень накала игры. Например, с друзьями приятно расстраивать планы соперников, вступать с ними в схватки за территории. А в кругу семьи заниматься только своим строительством, не создавая конфликтных ситуаций.

Кому подойдет

Настольная игра «Каркассон» хороша в коллекции у пары, большой семьи и тех, кто любит проводить время с друзьями.

В правилах довольно быстро разбираются дети школьного возраста. Для них игра в «Каркассон» станет не только способом интересно провести время, но и развить свои стратегические способности и логику. А взрослые смогут посоревноваться в хитрости.

Подготовка к игре

В базовой коробке 72 квадратных тайла. Это своего рода пазл; из фрагментов вы будете строить средневековое княжество. И хотя игра не кооперативная, трудиться для процветания области придется вместе с соперниками.

На тайле может красоваться часть города, дороги или полноценный монастырь. Они — ключи к баллам и победе в игре. А вот дома, люди и животные на картинках — исключительно для антуража. На игровой процесс они не влияют.

Обратите внимание, что обратная сторона у тайлов одинаковая. Отличается только у одного — стартового квадрата. Выложите его на середину поля картинкой вверх.

Остальные хорошенько перемешайте и выложите стопками так, чтобы всем было удобно дотянуться. Квадраты должны лежать лицом вниз.

Скорее хватайте миплов (деревянных человечков) любимого цвета. Теперь они ваши подданные. У каждого должно оказаться по восемь таких.

Картонное поле с дорожкой из цифр разместите рядом с тем, кто честен, хорошо считает и всегда внимательно следит за действиями других. Он будет отвечать за подсчет очков.

Поместите по одному подданному на нулевое деление дорожки. Пора начинать игру.

Игровой процесс

В «Каркассоне» игроки ходят по очереди. Ход протекает по одному сценарию:

  1. Берете тайл из стопки.

  2. Присоединяете его к общей карте (другим тайлам).

Это обязательный алгоритм, которому вы должны следовать. Из дополнительных действий в вашем распоряжении третий — поставить мипла на только что выложенный тайл.

Каждый раз, когда ваше действие приводит к завершению проекта (города, дороги или монастыря), двигайте подданного по дорожке подсчета очков.

Как присоединить тайл к общему полю

Как мы говорили выше, на тайле может быть изображена часть города, дороги или монастырь.

Как и в пазле, картинка выложенного фрагмента должна продолжать существующую. То есть нельзя, чтобы дорога уперлась в пастбище или часть города уткнулась в монастырь. Иначе говоря, выкладывайте так, чтобы:

  • белые полосочки дороги на тайлах продолжали одна другую;

  • область города дополняла уже построенный.

тайлы
Строить так запрещено. Картинка всегда должна продолжать рисунок

Как правило, монастырь всегда окружен равниной со всех сторон. Поэтому его вы будете присоединять только к пастбищу. Иногда ко входу в монастырь пролегает дорога. Ее вы можете только продолжить.

Как и зачем выставлять мипла

Можете выставить подданного на тайл, который открыли в текущем ходе. Если поставите на дорогу, он станет разбойником, разместите в городе — рыцарем, а в монастыре — монахом.

Теперь подданный контролирует объект. Как только строительство дороги, города или территории вокруг монастыря закончится, вы получите победные очки (ПО). Только тогда сможете забрать человечка обратно и использовать снова.

Совет: не разбрасывайтесь подданными. Помните: у вас только семь свободных. Восьмой считает очки.

Если в запасе миплов не осталось, все равно выкладывайте тайлы в свой ход.

Когда строительство считается завершенным

Как только строительство объекта завершится, получите победные очки и верните подданного в запас. Вы вновь можете воспользоваться им уже со следующего хода.

  • Дорога завершена, если она закольцевалась или с обеих сторон подошла к перекрестку, городу или монастырю.

  • Город считается построенным, если со всех сторон окружен стеной.

  • Из монастыря можно забрать мипла, только когда тайл окружен другими квадратами местности (в том числе по диагонали).

Вы получите очки за окончание строительства, даже если этот шаг сделал соперник.

Как начисляются очки

Отдельная постройка приносит определенное количество баллов:

  1. Каждый фрагмент завершенной дороги приносит одно ПО хозяину разбойника.

  2. Каждая область города приносит по два ПО владельцу рыцаря. Он также получает по два балла за каждый символ щита в объекте.

  3. Каждый квадрат вокруг монастыря приносит по одному ПО хозяину монаха (всего девять очков).

Правило одного мипла

Нельзя выставить подданного на фрагмент города или дороги, если он продолжает объект, на котором уже стоит ваш или чужой подданный. Но можно схитрить.

Представим ситуацию: вы выкладываете тайл с дорогой и выставляете на него мипла. Буквально в одном тайле от вас соперник проделывает то же самое.

Вам выпадает квадрат, которым вы можете соединить ваши пути с соперником. Теперь, когда придет время подсчитывать очки за дорогу, вы оба их получите.

Но если тем же образом на дороге окажется больше ваших подданных, чем соперника, все победные очки за постройку получите только вы.

Та же история распространяется на строительство города.

миплы
Нельзя присоединить тайл с разбойником, если на дороге уже стоит мипл. Но можно соединить две дороги с разными подданными

Конец игры

Закончились тайлы? Поздравляем, игра завершена! Осталось провести последние подсчеты и определить победителя.

Получите по одному баллу за фрагменты незавершенных дорог, городов и территорий монастырей, где почивают ваши подданные. Побеждает тот, кто в сумме набрал больше очков.

Вот и все правила базовой коробки «Каркассон». Слишком просто? Тогда предлагаем усложнить игру.

Усложнение базового «Каркассона»

Вдоволь наигравшись с разбойниками, рыцарями и монахами, введите в игру крестьян. Они возделывают поля и приносят больше всего победных очков.

Крестьян выкладывают по тем же правилам: на только открытый тайл. На пастбища подданных ставят не на ножки, а плашмя. Это своего рода напоминание, что мипл не вернется в запас до конца игры.

Теперь крестьянин контролирует поле, границы которого определяются дорогами, городами и краем карты.

Также действует правило одного мипла: нельзя выложить подданного на пастбище, которое контролирует другой крестьянин.

Очки за равнину вы получите в конце игры. Каждый завершенный город на контролируемой территории приносит по три ПО.

Если на одном поле оказалось несколько миплов, ПО получает тот, чьих подданных на равнине больше. Если же одну территорию контролирует одинаковое количество крестьян, то очки получают все владельцы подданных.

усложнение
На поле крестьянина три города. Город справа в счет не идет: он находится за пределами пастбища мипла

Дополнения

У «Каркассона» десятки дополнений. Они делают игру разнообразнее, игровой процесс увлекательнее. С ними «Каркассон» едва ли будет пылиться на полке.

А чтобы не разориться на покупках, расплачивайтесь Халвой. С ней оплата превращается в выгодный кешбэк либо рассрочку до десяти месяцев. Успейте оформить свою выгоду.

Я расскажу о популярных коробках, которые еще можно найти на прилавках магазинов или барахолках.

Мосты, замки и базары

Дорога может легко упереться в стену города, ведь теперь можно строить мосты. А в небольших городах появятся замки, которые прибавят ПО.

А еще здесь можно торговаться с другими игроками за земельные участки.

Таверны и соборы

В игру вводятся крупные подданные и 18 квадратов местности.

При розыгрыше большие миплы считаются за двух обычных.

Тайл с таверной у озера удваивает очки за дорогу, которая проходит через нее.

Если в вашем городе оказался собор, то в конце игры каждый тайл приносит не по два, а по три ПО.

Но имейте в виду: недостроенные дороги и города с тавернами и соборами не принесут разбойникам и рыцарям ПО.

дополнение
Милый дракон любит полакомиться миплами

Принцесса и дракон

В стопку тайлов замешиваются 30 квадратов местности с вулканами, порталами, символами дракона и принцессы.

На месте вулкана появляется дракон. Как только один из игроков выкладывает тайл с символом фантастического существа, оно начинает поедать все на своем пути.

Но на любую зловещую силу найдется противодействие. В это дополнение им становится фея. Она защищает своих подданных, к тому же добавляет ее хозяевам победных очков.

Принцесса способна изгнать рыцаря из города. С помощью портала мипл может оказаться в любой точке княжества.

Граф, король и культ

В игру добавляется два альтернативных старта. В самом начале вы можете «пролить» реку или начать строительство с крепости «Каркассон».

Теперь вы будете выстраивать свой объект культа, который принесет нехилое количество ПО. А граф, поддержкой которой вы заручитесь, поможет решать вопрос земельной «дележки» в вашу пользу.

В игру также вступят король и рыцарь-разбойник, которые подсобят в строительстве самого большого города или длинной дороги.

Купцы и зодчие

Обзаведитесь милой свинкой, которая принесет дополнительные баллы за контроль над пастбищем. А благодаря зодчим у вас появится еще один ход.

В этом дополнении вы будете бороться за ресурсы, чтобы стать самым зажиточным купцом.

Холмы и овцы

Ландшафт «Каркассона» наконец изменится — появятся холмы, контроль над которыми даст преимущество в спорных вопросах.

Еще здесь вы примерите роль пастуха: будете выгуливать овец, за что получите дополнительные ПО. А виноградники, которые окажутся на новых тайлах, помогут выбить больше баллов из застройки территории монастыря.

Аббатство и мэр

Появятся новые виды фрагментов дорог и городов.

Почувствуйте себя архитектором и возводите величественные соборы. А фишки мэра помогут укрепиться в статусе владельца города.

При помощи повозок и амбаров можно попробовать отобрать власть над землей у соперника.

От дополнений голова пошла кругом? Не волнуйтесь, они прекрасно друг с другом комбинируются. Вы можете ввести в игру одно, несколько или даже все сразу.

Королевский подарок
По опыту «Каркассон. Королевский подарок» — оптимальный выбор серии

Наборы

Уже уверены, что вместе с базовой коробкой возьмете несколько дополнений? Подсказываем, как сэкономить.

Вы можете поискать в продаже коробки-сеты. Помимо базового «Каркассона» в ней будет несколько дополнений. К тому же тех, которых нет в продаже.

Например, в коробке «Каркассон. Королевский подарок» сразу пять расширений: «Река», «Аббат», «Мосты, замки и базары», «Принцесса и дракон», «Граф, король и культ». А «Каркассон. Big Box» подарит сразу 11 допов.

Можно играть сразу как со всеми дополнениями, так включать их частично. Комбинируйте и получайте максимально разнообразные партии.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы

Карта «Халва» 
с бесплатным обслуживанием
До 24 месяцев рассрочки без процентов
  • До 15% на остаток собственных средств
  • До 10% кешбэк с подпиской «Халва.Десятка»
  • Более 250 000 магазинов-партнёров
  • Снятие наличных в рассрочку
Заказать карту бесплатно

Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписаться
Похожие статьи