
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
На видеохостингах регулярно выходят большие выпуски, посвященные разбору сюжетов и прохождению «Колды» (компьютерной игры Call of Duty). В этих легко запутаться, а новичку и вовсе тяжело понять, с чего начать знакомство с игрой. Это огромный айсберг, который мы перевернем, и расскажем про все части.
Call of Duty — военный шутер от первого лица. Впервые игра вышла в 2003 году под издательством Activision, с тех пор над серией работали несколько разработчиков.
Классическими стали первые части, которые погружали игроков в атмосферу Второй мировой. Со временем в серии появились истории о шестидесятых годах XX века, современных конфликтах и футуристических сражениях.
Вам решать, как проходить серию. Начните с самой первой части или с подсерий. Купите игру определенного разработчика или ту, что вышла на вашей консоли. Рамок нет, но логичнее пройти релизы по порядку.
Начать действительно стоит с 2003 года. С тех пор вокруг «Колды» вырос миф: серия на потоке, а каждая новая часть — очередной штамп. Да, у издателя Activision план релизов расписан на годы вперед, но благодаря компании геймерам есть из чего выбирать.
Максим Никитин
Гейм-дизайнер
«Если сравнить с техникой, “Колда” — это айфон. Игра выходит каждый год, ты ждешь от серии качества, и ты его получаешь. Но множество современных шутеров все же предлагают более интересные вещи. С 2007 года игра по сути своей не изменилась — поиграв в одну, ты, можно сказать, поиграл во все. Разве что подкупает мультиплеер».
Над серией работали три главных разработчика. У каждого вышли совершенно разные игры:
Игра стала частью жизни преданных фанатов. Благодаря успешному дебюту и качественной работе разработчиков геймеры не раз возвращались к серии. Я помню, как дисками с игрой делились одноклассники старшей сестры, а соседские мальчишки спорили, кто следующим пойдет к Сане в гости — у Сани единственного был свой компьютер.
Многомиллионный тираж, награды, номинации, восторженные отзывы — дебютный проект громко заявил о серии. А тематика Второй мировой войны с несколькими кампаниями стала классической для . В центре сюжета — судьбы американского рядового Мартина, британского сержанта Эванса и красноармейца Алексея Воронина.
Infinity Ward задали новый стандарт для шутеров, объединив кинематографический подход с динамичным . Многие элементы стали эталонными и появлялись в следующих проектах: например, миссии с танками и ограничение снаряжения.
Виталий Косолапов
Геймер
«Сюжет и геймплей — 10 из 10. Разработчики смогли реалистично воссоздать события Второй мировой войны. Особенно запомнилась третья часть, где я играл за советского солдата. Сильнее всего впечатлил финал, когда другой персонаж поднял знамя победы над Рейхстагом. Это были невероятные эмоции».
Разработчики воссоздали на экране события Второй мировой войны: сохранили кампании, но сделали главными участниками других персонажей. Из принципиально нового: отсутствие шкалы здоровья и автоматическая регенерация. Игрок не видит, сколько у него осталось, но может отсидеться и восстановить здоровье.
В первой серии ругали . Во второй ее меньше, но неоднозначные моменты все же есть.
Сергей Тамонов
Геймер
«Очень хорошая графика для своего времени. Чего не скажешь о работе искусственного интеллекта: свободы немного, а поведение врагов предсказуемо. Я не полностью прошел сюжет — меня увлек онлайн-режим. Тогда на разных картах разворачивались исторические сражения: принять участие можно было в любом».
Третий шутер о Второй мировой войне вышел эксклюзивно на консолях. Сюжетная линия изменилась: вместо нескольких кампаний — одна, а все персонажи — ее непосредственные участники. Действие разворачивается в 1944 году в Нормандии. В центре событий солдаты США, Великобритании, Канады и Польши.
Игру считают недооцененной: она не вышла на ПК и широкого признания не получила. Некоторые геймеры и вовсе удивились, узнав о существовании третей «Колды». Тем не менее разработчики заложили новые механики, которые развили в следующей части.
Про эту подсерию можно говорить много и долго. Она делится на оригинальную трилогию, ремастеры и перезапуск.
Максим Климов
Геймер
«Чтобы полностью погрузиться во вселенную, нужно пройти оригинальную трилогию. Сюжет кампании разворачивается в современности (по меркам годов выхода). Геймплей самобытный, но не очень отличается от шутеров других компаний. Так как игра линейная, то большого разнообразия нет: увлекательный тир с неплохим сюжетом.
Приятнее было играть в оригинальную линейку, а впечатления от перезапуска подпортила повестка. Насчет сравнения игр между собой... Я бы сказал, что это некорректно: все-таки разный сеттинг (контекст событий: дата, время, условия и правила действий), разные годы выпуска и игровые механики».
Четвертая игра подняла «Колду» на пьедестал. Секрет успеха — совершенно новая история и геймплей. В основе многолетнего сюжета — мировые конфликты, гражданская война в России и боевые действия на Ближнем Востоке.
В игре появились система прогрессии, оружия и снаряжения, множество миссий от городских боев до секретных заданий. Все это придало тайтлу динамики и экшена.
Спустя пять лет мир по-прежнему в хаосе. Ультранационалисты захватили власть в России, а их лидер Владимир Макаров начал террористическую войну против Запада. США оказываются втянутыми в полномасштабный конфликт после провокации в московском аэропорту (самой скандальной миссии всей линейки).
Хотя революции не произошло, третья часть достойно завершила запуск. Война России и США продолжается, а Владимир Макаров остается главной угрозой. У игры высокий темп, короткие миссии с погонями и штурмами, события происходят в разных странах. Из нового: разработчики разделили награды на категории, а оружие сбалансировали.
У этой игры нет номера или подзаголовка, потому что в 2019 году подсерию решили «реанимировать». Infinity Ward пересмотрели сюжет и механику, создали геймплей на новом движке и расширили .
Сюжет оторван от оригинальной трилогии: в вымышленной стране Урзыкстан террористы из «Аль-Катала» воюют с российскими солдатами. Войну показывают глазами спецназовцев, повстанцев и террористов. История вдохновлена реальными военными конфликтами на Ближнем Востоке.
Разработчики сделали противников умнее: теперь они используют тактику и прячутся. Игроки могут проходить миссии по , взламывать двери и выбирать маршрут.
Сюжет вращается вокруг элитного спецподразделения Task Force 141. Солдаты ищут террористов, работающих с картелями. Разработчики полностью обновили искусственный интеллект врагов, физику движений и реалистичность оружия, позволяя ощутить отдачу и вес каждого выстрела. Кроме того, в игре появилось интерактивное окружение, которое разрушается от действий игрока.
Издатель быстро завершил трилогию. Все по классике: главный злодей Макаров на свободе и организует террористические атаки, включая захват ядерных объектов. Task Force 141 снова вынуждена действовать, чтобы предотвратить катастрофу.
Многие критикуют тайтл за скомканный и слабый сюжет. Кампания воспринимается как набор мультиплеерных карт, объединенных кат-сценами, а не как полноценная история. Тем более геймплей остался практически без изменений: разработчики вновь переработали ИИ врагов и добавили больше свободы в выборе тактики и маршрутов.
Все игры Call of Duty вне линеек кардинально отличаются друг от друга: разные сюжеты, обновления механики и мультиплеера.
После «киношной» Modern Warfare издатель вернулся к событиям Второй мировой войны. Разработчики сосредоточились на истории двух персонажей. В центре — сражения американцев с японскими войсками и наступление Красной Армии на Берлин. В отзывах отмечают, что игра мрачная и жестокая.
Тайтл предлагает новую вселенную, героев и конфликты. В недалеком будущем южноамериканские страны объединились в «Федерацию» и нанесли удар по США спутником «Один». Защитить Америку спешат элитные бойцы отряда «Призраков» (Ghosts).
Игру приняли прохладно. Релиз пытался передать дух постапокалиптической войны, но слабый сюжет и картонные персонажи не позволили стать новой классикой.
Sledgehammer Games впервые самостоятельно создали игру — получилось необычно. Разработчики отошли от классического сюжета и добавили в историю экзоскелеты, футуристическое оружие и новые гаджеты. Сражения происходят в будущем, когда частные военные корпорации стали сильнее правительств.
Главного злодея сыграл Кевин Спейси — впервые в серии использовали захват лицевой анимации. На фоне предшественниц игра выглядит футуристично: неоновые города, кибертехнологии, механизированные солдаты. Игроки отметили высокое качество графики и аудиосопровождения, но остались недовольны простым и предсказуемым сюжетом.
Мнения об этой части разделились. С одной стороны, разработчики по-новому взглянули на современные конфликты. Играть в релизе нужно за капитана Ника Рейеса, командира корабля «Ретрибьюшн», который ведет войну против террористической организации, пытающейся захватить контроль над Солнечной системой.
С другой стороны, аудитория перенасытилась темой будущего и любым намеком на фантастичность. Поэтому релиз автоматически посчитали провальным, сеттинг не до конца раскрытым, а сюжет поверхностным.
Максим Климов
Геймер
«Геймплей в этой части преобразили кардинально. В целом игра стала на порядок динамичнее: сражения в открытом космосе и полеты на космических кораблях добавляют новых ощущений. Главного злодея сыграл Кит Харингтон, британский актер из “Игры престолов”».
Релиз вернулся к историческим корням и вновь погрузил игроков в события Второй мировой войны. Студия сделала акцент на классическом геймплее, реализме и истории, полной драматизма.
Американский солдат Рональд Дэниэлс участвует в высадке в Нормандии, освобождении Парижа, Арденнской операции. Сюжет сосредоточен на личных переживаниях солдат, их дружбе, страхе и жертвах. В игре нет автогенерации здоровья, врагов не получится — нужна тактика, а напарники впервые играют конкретные роли: лечат или снабжают боеприпасами.
Еще одна история про Вторую мировую войну, но без традиционной хронологии. Разработчики решили рассказать историю отряда «Вангард» — группы элитных бойцов, сражающихся против нацистов.
Подача истории пострадала из-за слабых персонажей, скомканного сюжета и слабой эмоциональности. Разработчики сами признались в низких продажах: игроки очень быстро переключились на игры вне серии.
Виталий Косолапов
Геймер
«Ощущение, что играешь не в историческую игру, а просто в очередную стрелялку. Герои плоские, мотивации нет. Мультиплеер переработали, но ничего кардинально нового я не увидел».
Это полноценный онлайн-шутер. Сначала игру выпустили в 2020 году как часть Call of Duty: Modern Warfare (2019). Но она быстро стала популярной, поэтому через два года ее переработали и выпустили сиквел. Уже эта версия объединила Call of Duty: Modern Warfare II 2022 года, Call of Duty: Modern Warfare III 2023 года и Call of Duty: Black Ops 6 2024 года.
Создатели искали новые сюжеты, чтобы удержать аудиторию. Хорошим вариантом оказался сеттинг холодной войны. Если подсерия и не разделила фанатов на два лагеря, то на фоне Modern Warfare выделилась точно.
Все части второй подсерии «Кол оф дьюти» стоит проходить по порядку. Сюжет линейный, поэтому не бросайтесь сразу за новинки — узнайте сначала все предшествующие события.
Максим Никитин
Гейм-дизайнер
«Black Ops — лучшая подсерия, недооцененная по сравнению с более популярной Modern Warfare. В обоих сюжет военный, но если в первой подсерии — выдумки, то в Black Ops — настоящая холодная война.
Геймплей Modern Warfare можно сравнить с аттракционом: ты почти ничего не делаешь, едешь по рельсам, а тебе со стороны показывают яркие картинки, например, как падает Эйфелева башня.
Black Ops более вариативная: можешь идти по разным сюжетным веткам, . Сам лепишь, что хочешь, и этим себя развлекаешь, а по ходу могут возникнуть сложности с “песком”.
Помимо стрельбы есть другие механики: гранаты, ловушки, а в третьей части добавили способности, например вызывать рой мух, чтобы отвлечь врагов. Впервые появился режим зомби — его можно сравнить с . Сейчас режим зомби — неотъемлемая часть “Колды”».
Игра возвращает вселенную Call of Duty: World at War, но с важным отличием — действие разворачивается в 60-е годы прошлого века. Агент ЦРУ Алекс Мейсон приходит в себя в лаборатории. Его допрашивают, и Мейсон постепенно вспоминает события последних семи лет: вместе с другими агентами он приехал на Кубу ликвидировать Фиделя Кастро.
Тайтл стал психологическим триллером с элементами скрытности, допросов и флешбэков. Игроки тепло приняли новую подсерию, но жаловались на графику и старый движок.
История разворачивается в двух эпохах: в 1980-е игрок управляет Алексом Мейсоном, а в 2025 году участвует в кибервойне будущего за его сына Дэвида Мейсона. Впервые в серии игрок может влиять на сюжет: спасти или убить героя, позволить сбежать злодею и перехватить вирус.
Call of Duty: Black Ops 3 стала самой футуристичной в подсерии: полная свобода передвижений, кибернетические способности и сетевой кооператив. Спустя 40 лет после Black Ops 2 мир находится в состоянии холодной войны, а кибернетические импланты и искусственный интеллект изменили методы ведения боя.
Игрок управляет оперативником с нейроимплантом DNI (Direct Neural Interface — с англ. «прямой нейронный интерфейс»). Эта технология позволяет контролировать дроны, взламывать системы и даже читать мысли. Однако нейросеть начинает давать сбои, погружая героя в иллюзии, галлюцинации и паранойю.
До этого момента во всех основных играх была одиночная кампания. Но Treyarch провели эксперимент и полностью убрали этот режим из релиза. На смену пришел полноценный мультиплеер. Многих игроков такой подход оттолкнул, а со временем игра поблекла на фоне Warzone.
Через два года разработчики вернулись к оригинальной истории и окутали сеттинг холодной войны новым геймплеем. Теперь можно настроить внешний образ главного героя, его личные характеристики, кастомизировать оружие. В игру вернулись скрытные миссии и нелинейный сюжет с несколькими концовками.
Хододная война кончилась, но конфликты — нет. В 1991 году агент ЦРУ формирует команду для противодействия тайной организации «Пантеон». Самое главное событие — война в Персидском заливе.
Рассказывать больше не будем — игра совсем свежая. Поэтому ее точно стоит пройти. Правда, перед этим вас ждет еще пара десятков шутеров. Возвращайтесь к дебютному релизу и пройдите все части Call of Duty — обязательно найдете что-то интересное для себя во франшизе.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи