
150+ интересных вопросов парню по переписке, которые выведут ваши отношения на новый уровень
Возраст с пяти до шести лет — время, за которое дети должны подготовиться к новому этапу в жизни. Через год-два большинство пойдет в школу. Это не значит, что уже в пять нужно садиться за букварь. Помогите ребенку по-другому.
Для начала подумайте, как много знает и умеет сын или дочь, как быстро растет и меняется, чего вы уже достигли. Похвалите себя и ребенка за все это.
А когда прочтете статью, выдохните и обдумайте, чему стоит уделить внимание в ближайшие год-полтора. С учетом того, что все дети разные, как и темпы их развития. А также того, что это всего лишь рекомендации и новые возможности, а не оценки или диагнозы.
Проконсультируйтесь с врачом
Мы не можем поставить вам диагноз, выписать рецепт, что-либо посоветовать или запретить. Это может сделать только врач и лишь после индивидуальной консультации.
Все, что мы можем, — рассказать о фактах, подтвержденных медицинскими исследованиями.
К пяти годам дети все меньше напоминают пухлощеких карапузов. Их пропорции меняются, приближаясь к взрослым. Они куда лучше управляют телом, чем всего год назад. Им становится проще координировать движения, потому что созревает мозжечок. Детям в этом возрасте полезно активно двигаться хотя бы час в день, а лучше — больше, не сидеть без движения подолгу (по рекомендациям ВОЗ).
Согласно центильным таблицам (международные стандарты физиологических показателей детей), в 5,5 лет рост мальчика — в среднем от 108 до 115 см, вес — от 17,8 до 21,4 кг. К шести годам большинство вырастает до 116 см (± 5 см), в весе прибавляют до 22 кг. Рост и вес девочки в 5,5 лет отличается от этих параметров на одну-две единицы.
Это усредненные показатели, а не строгие рамки. Для оценки развития учитывают их соотношение, динамику роста, индивидуальные особенности. Но если рост и вес вашего малыша значительно отличается от параметров из таблиц, это может быть поводом для встречи с педиатром.
Даже если физическое развитие — не самая сильная сторона ребенка, к пяти годам он становится все более подвижным, ловким и быстрым. В этом возрасте мальчикам и девочкам уже куда проще освоить двухколесный велосипед и ролики, чем даже год назад.
Они, как правило, умеют ловить мяч и бросать его, попадать в цель. Ходят по узким дорожкам, уверенно балансируя. Поднимаются и спускаются по лестницам. Способны освоить рукоход и другие спортивные снаряды.
Пятилетние дети уже умеют вырезать фигуры разной формы, лепят не только шарики и колбаски, но и более сложные формы. У многих появляются успехи в рисовании: маленьким художникам становится проще раскрашивать, не выступая за контуры.
Нара Совкова,
нейропсихолог, нейрологопед, health-коуч, эксперт по немедикаментозному оздоровлению организма и нейрохакингу, ученый-исследователь, автор уникальной запатентованной методики работы с метаболизмом и мозгом через тело NEURO-Трамплин®, мама двух особенных детей.
«Ребенок в 5 лет очень активен. Он много двигается, бегает, прыгает, играет в догонялки, пинает мяч, залазит куда повыше. Да, у родителей может екать сердце, но это норма. В этом случае следует задуматься, куда деть неуемную энергию “шилопопа”, записаться в спортивную секцию или бассейн.
Даже если вы не планируете растить спортсмена, такие занятия помогут малышу укрепить мышцы, лучше изучить возможности своего тела и даже стать увереннее. А еще именно развитие крупной моторики станет фундаментом для улучшения мелкой, а значит, и успехов в школе. Детям, у которых это слабая сторона, намного сложнее освоить письмо и другие дисциплины.
Если ребенок неуклюж, не любит физические нагрузки, плохо управляет телом, не может поймать баланс на нестабильных поверхностях, это не норма и надо разбираться. Прежде всего следует исключить физиологические аномалии, при которых движение доставляет боль.
Проблемы с моторными навыками могут говорить о нарушений в работе легких, слабости или повышенном тонусе мышц, неправильной работе опорно-двигательного аппарата. Иногда это показатели отставания развития мозга и нервной системы. Разобраться в ситуации помогут ортопед или невролог.
Физическое развитие, как и интеллектуальное, влияет на желание или нежелание учиться. А на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту оно очень важно. Поэтому чем раньше вы обнаружите нарушения и решите проблему, тем быстрее ребенок сможет переступить очередной рубеж развития и начнет готовиться к школе».
На активность и общее состояние человека в любом возрасте влияет режим, питание и образ жизни. Для любых занятий нужна энергия, поэтому детям важно есть овощи и фрукты, а также спать не меньше 10 часов в сутки.
Ребенок растет, его словарный запас постоянно увеличивается, кругозор расширяется, интересов становится больше. Пять лет — самое время увлечь почемучку чем-то новым и насыщать впечатлениями.
Пятилетки — неплохие собеседники. Легко выражают мысли, потому что уже помнят, активно и правильно используют около двух-трех тысяч слов. И готовы ежедневно пополнять этот запас. Хорошо, если взрослые идут навстречу любознательным почемучкам, общаются с ними, помогают узнавать новое.
Что-то интересное из таких диалогов можно узнать и от них: если попросить ребенка, например, составить рассказ по картинке из нескольких предложений.
Пятилетние дети способны подчеркивать свои мысли интонациями, выразительно рассказывать стихи. При этом их речь разборчивая, слова понятны не только близким, но и посторонним.
Почаще просите сына или дочь рассказывать, как прошел день, что запомнилось, что порадовало. Так развивается не только речь, но и эмоциональный интеллект. Малышу будет легче общаться с другими людьми, понимать их и себя.
В пять лет дошкольник должен уметь выговаривать почти все звуки. Чаще всего последними появляются сонорные — твердые и мягкие «л» и «р».
Если до шести лет преодолеть этот барьер своими силами не получится, обратитесь к логопеду. Специалист поможет выявить проблемы и решить их, а ребенок успеет натренировать правильное произношение до школы.
Пятилетние дети легко осваивают счет. К шести годам они должны научиться:
считать от одного до пяти (чаще — десяти) и обратно;
правильно употреблять порядковые и количественные числительные («пятый по счету», «всего предметов пять»);
понимать слова «много» и «мало»;
сравнивать предметы по разным признакам, находить не меньше пяти сходств и различий.
В этом возрасте мозг ребенка уже готов воспринимать символы (цифры и буквы) и соотносить их написание со значением и произношением. Можно начинать обучение чтению. В пять лет память дошкольника активно развивается. Некоторые дети уже знают несколько букв, иногда умеют писать несколько простых слов.
Тягу к учебе нужно поощрять, но не спешите браться за букварь раньше пяти-шести лет. Темпы созревания мозга у детей разнятся. И на каждом этапе свои задачи. Пока развивается образное мышление, не стоит мешать ему, смещая акценты на логическое (обучение чтению). Иначе в этой сфере появятся пробелы, она станет слабым местом.
На пятом году жизни мальчикам и девочкам становится легче концентрировать и удерживать внимание на одном занятии. Им по силам посвятить одному занятию десять, а то и пятнадцать минут.
Пользуйтесь этим, чтобы заинтересовать ребенка полезными задачами в игровой форме. Помогут готовые игры и пособия:
задания с наклейками;
тетради «пиши-стирай» с лабиринтами, отличиями, задачами на объединение или разделение предметов на группы;
мозаики с образцами рисунков (умение делать что-то по образцу также пригодится в школе);
пазлы (в среднем на 20–30 деталей);
наборы для аппликаций или творчества (убедитесь, что уровень сложности подходит малышу).
Тренировать память, внимание и реакцию помогут настольные игры. Из самых простых: «Доббль» и его аналоги, лото, домино, «Мемо». Можно обойтись подручными средствами. Расставляйте перед ребенком пять-шесть предметов, а через пять секунд просите его отвернуться и убирайте или добавляйте что-то. Теперь пусть вспомнит, как было и что изменилось.
Но не нужно требовать от пятилетки сидеть дольше десяти минут, выполняя какие-то задачи. Это скорее навредит ему, чем пойдет на пользу. Он все еще лучше прочего запоминает то, что его заинтересовало. Поэтому дайте ему возможность скучать, двигаться, развивать воображение в поисках интересных занятий и новых открытий.
Изучать мир — одно из любимых занятий дошкольников. Особенно если кто-то отвечает на их вопросы и рассказывает, как все устроено и как работает.
Пятилетние дети должны знать:
кто входит в их семью, как зовут родных, чем они занимаются;
некоторые профессии, животных, растения (назвать и что-то о них рассказать);
свой адрес;
как измеряют время — как делятся сутки, какие есть дни недели, месяцы, времена года;
основные цвета, геометрические фигуры;
где у него право и лево;
основные правила безопасности и поведения в разных ситуациях.
Узнавать больше о мире помогут книги по возрасту — сказки с простым сюжетом, энциклопедии для дошкольников, научпоп для малышей. Таких изданий очень много, есть интерактивные, с окошками или панорамными вставками, с иллюстрациями на любой вкус.
Даже если к пяти годам сын или дочь не успели усвоить всего из списка, главное — чтобы у них было такое желание. Отсутствие любознательности в этом возрасте должно насторожить. Если ребенок часто апатичный и безразличный к тому, что его окружает, это повод обратиться к психологу или неврологу.
Впереди у младшего дошкольника много интересного, но и пройдено уже немало. Если вы успешно преодолели кризис трех лет, к пяти годам ребенок уже многое знает о себе как о личности. У него наконец появляется возможность контролировать импульсивные порывы и собственные эмоции. До полного самообладания еще далеко: возможность сдерживаться в большинстве ситуаций появится не раньше 12-13 лет.
Зато пятилетка же в состоянии определить, что он чувствует, а также по выражению лица и другим признакам распознать чувства других. Он также может различать хорошие и плохие поступки, знает базовые нормы поведения.
Как это должно проявляться:
ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на новом уровне — договариваться, искать компромиссы, уступать, ждать своей очереди;
он понимает правила игр, следует им;
учится помогать, ему уже можно и нужно доверять какие-то мелкие домашние обязанности (следить за своими игрушками и вещами, класть их на место, выполнять мелкие поручения родителей).
Разбираться в эмоциях и развивать эмоциональный интеллект полезно в любом возрасте. Поэтому игры и занятия на эту тему пойдут на пользу всем членам семьи.
Обсуждайте поведение и чувства героев книг и мультфильмов, определяйте настроение персонажей на рисунках. Предлагайте изобразить злость, страх или счастье жестами, отгадать, что чувствуете вы (когда хмуритесь или хитро прищуриваетесь), представить, как радуется или грустит плюшевый медведь.
Чтобы дошкольник гармонично развивался, достаточно минимума игрушек и абонемента в детскую библиотеку. Но как много возможностей дают современные игры и пособия.
Освоить азы математики проще с интерактивными весами, где в качестве гирек цифры и котята. А рисовать приятнее, когда в руке мягкие яркие мелки эргономичной формы. Оформите Халву и покупайте все необходимое для будущих успехов с кешбэком или в рассрочку.
Онлайн-шопинг? Без переплат! Халва: рассрочка или кэшбэк — покупайте выгодно.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Ребенок должен знать, что нет неправильных чувств, что любые эмоции можно и нужно выражать подходящим способом. Когда злишься — топай, рычи, бей подушку, но не дерись.
Навыки работы с эмоциями пригодятся в любом коллективе и любых отношениях.
Воображение в этом возрасте также продолжает развиваться, сюжеты игр и рисунков усложняются. Особенно способствует творческому развитию время «скучания», когда в доступе нет смартфонов, планшетов и телевизоров, зато есть пластилин, карандаши, игрушки, конструкторы.
Так как у детей к пяти-шести годам улучшаются моторные навыки, они охотнее рисуют и лепят, раскрашивают и вырезают, мастерят что-то из подручных материалов. Позвольте им экспериментировать. Но будьте готовы помочь, если вас об этом попросят.
Если развитие идет в пределах нормы, хоть и в индивидуальном темпе, с каждым годом ребенок становится все более самодостаточным. Ощущает себя личностью, но при этом начинает чувствовать потребность в социуме, а не только в родителях.
Пятилетний ребенок должен знать и уметь достаточно, чтобы самому:
есть и пить;
одеваться и раздеваться (справляться с разными застежками и шнурками);
чистить зубы, умываться, мыться.
Он должен делать это сам в детском саду и дома. Порой маме хочется поторопить дочь или сына, но постарайтесь оставлять ребенку больше свободы для развития самостоятельности. Иначе в будущем желания учиться новым навыкам у него останется минимум. А хотеть учиться — очень полезное качество.
После пяти лет дети тянутся к сверстникам, учатся знакомиться, играть вместе, дружить, находить выход из разных ситуаций. Теперь они могут взаимодействовать с другими детьми на новом уровне, с учетом не только своих желаний, но и потребностей окружающих. Взрослые остаются наблюдателями, медиаторами конфликтов. Но должны давать возможность детям уладить какие-то спорные ситуации самим (если в них ничего никому не угрожает).
Пятилетка уже не выглядит округлым малышом, но это не значит, что его можно переводить на режим школьника. Дошкольникам все еще нужен продолжительный сон в 10-11 часов, строгий режим дня с укладыванием не позже 21 часа, контроль гигиенических процедур и питания, много активных подвижных игр и общения с родителями. Что еще?
Евгения Заевская,
учительница изобразительного искусства высшей категории, МАОУ гимназия № 3, г. Балашиха
«В пятилетнем возрасте закладываются основы многих будущих навыков и умений. Родители играют ключевую роль в этом процессе. С вниманием и любовью вы сможете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал и подготовиться к следующему этапу жизни.
Развивайте крупную моторику в спортивных занятиях, мелкую — в творческих. Играйте в мяч, поощряйте бег и прыжки, увлекайте лепкой, рисованием, мозаикой, головоломками, конструкторами.
Играйте в ролевые игры. Они помогают детям понять социальные роли и правила взаимодействия. Проводите время в группах: посещайте детские площадки, группы по интересам или развивающие кружки. Там ребенок учится общаться и играть с другими детьми.
Читайте книги вместе и обсуждайте чувства и действия персонажей. Это поможет развивать эмпатию и самоконтроль. Создайте спокойную среду. Убедитесь, что у сына или дочери есть безопасное место, где можно отдохнуть и побыть наедине с собой.
Отвечайте на детские вопросы, это способствует развитию речи, коммуникативных навыков, мышления. Стимулируйте любознательность, поощряйте ее и вместе находите ответы. Проводите простые эксперименты. Это тренирует логическое мышление и учит понимать причинно-следственные связи.
Регулярно хвалите ребенка за достижения. Это укрепляет его уверенность в себе и мотивацию к новым свершениям».
Самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, — слушать его и себя, уделять время общению с ним, наблюдать, как он общается с другими, в чем хорош, что дается ему трудно. В этом случае вы вовремя заметите проблему или отставание, чтобы помочь, если это понадобится.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи