Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения4 минутыКоличество просмотров18Опубликовано26 сентября 2025

5 пунктов, которые помогут лучше понимать картины в музеях

Не любите ходить по музеям, потому что совсем не разбираетесь в искусстве? Не бойтесь. Картину, особенно знаменитую, можно читать как книгу. Я знаю несколько подсказок к вопросу «что хотел сказать автор».

«1918 год в Петрограде», 1920, К. С. Петров-Водкин. Источник: Государственная Третьяковская галерея / Общественное достояние

1. Центр композиции

Начните с главного: кто или что находится в центре. Художники редко ставят ключевого героя в угол. В портретах важная фигура почти всегда по центру, а в больших сюжетных полотнах композиция строится вокруг главной сцены.

Центральная фигура капитана Кока на картине Рембрандта «Ночной дозор» помогает определить, что дозор-то дневной. Авторское название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», и главное на нем — динамика. 

Все герои в движении и собираются начать патруль: стеречь ворота, тушить пожары, следить за порядком на улицах. Глава отряда устремлен вперед, его фигура отбрасывает тень. Она и помогла понять, что дело происходит около двух часов дня. Название дали позже — из-за темной цветовой гаммы. А после реставрации оказалось, что краски сильно потемнели со временем.

2. Направление взгляда

Посмотрите, куда смотрят персонажи. Их взгляд подскажет, где сосредоточено действие или на кого обратить внимание. Иногда взгляд героев направлен на зрителя — это приглашение к диалогу. Замечали, что герои картин как бы следят за вами, куда бы вы ни двигались в зале?

Этой магической способностью обладает, например, Мона Лиза да Винчи. Это почти фокус — ощущение возникает из-за оптических иллюзий. Неизменные свет, тень и перспектива делают объект статичным — вы меняете положение, двигаясь по залу, а он нет. А если у персонажа темные глаза, а у Моны Лизы они темно-карие, мозг додумывает направление взгляда. 

Попробуйте пройтись мимо картины, где герой смотрит на вас, — в большинстве случаев вы убедитесь, что персонажи «следят» за вами.

3. Цвета

На выбор цвета влияли мода, традиции, доступные краски. Например, в европейском искусстве в Средние века и эпоху Возрождения одной из главных оставалась библейская тематика. Традиционные цвета для изображения Девы Марии и Христа — синий и красный, а еще на полотнах того времени было много белого и золотого. Если видите такую палитру на современной картине, возможно, художник обращается к библейским мотивам. 

Например, в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля Санти такая колористика не удивит, а на полотне «1918 год в Петрограде» Кузьмы Петрова-Водкина цвета дадут подсказку.

Увидели говорящие цвета — узнайте их значение. Поищите в поисковике значение желтого у Ван Гога или палитры Брейгеля.

4. Символические предметы

На картинах почти никогда не бывает «просто яблока» или «просто собаки». Яблоко — это библейская аллюзия и символ соблазна, собака рядом с женщиной — знак верности. Чем старше картина, тем больше в ней зашифрованных символов.

Рассмотрим символику на полотне Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Обратимся к Оре Талло — спутнице Венеры. Оры — покровительницы времен года, зона ответственности Талло — весна. Ее наряд — это зашифрованное послание о любви:

  • мирт в венке означает страсть и счастливый брак;
  • плющ на талии — верность и преданность;
  • василек на платье — доверие и плодородие;
  • маргаритка на мантии — невинность и чистоту.

И даже анемон под ногами — предвестник трагедии, которая случится с возлюбленным Венеры — Адонисом. Каждый элемент усиливает идею многогранной любви под покровительством богини.

Если перед вами полотно, которое наполнили символами, смело доставайте телефон и расшифровывайте их.

5. Передний и задний планы

Главное обычно впереди. Но задний план тоже важен: там могут быть подсказки к сюжету. Например, маленькая сцена вдали может рассказывать предысторию или развязку.

Так на картине фламандского художника Питера Брейгеля «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» на переднем плане две птицы — их фигуры по размеру и цветам сопоставимы с человеческими. Люди на картине беззаботно катаются на коньках, а птицы — сидят на ветвях. 

Но смерть всегда близко: птиц ждут ловушки с кормом, а люди веселятся в опасной близости от полыньи. Тревожное настроение художник заложил в рифме птиц на переднем и людей на заднем планах.

Ходить в музей — все равно что на свидание. Будьте открыты, готовы встретить что-то новое и не бойтесь, что чего-то не знаете.

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Мнение
Опубликовано11 сентября 2025
Как работодатели используют искусственный интеллект в отборе кандидатов и почему это беситКак работодатели используют искусственный интеллект в отборе кандидатов и почему это бесит
Время чтения5 минутКоличество просмотров52
Красота
Опубликовано29 августа 2025
Средства для волос, которые вернули мне блескСредства для волос, которые вернули мне блеск
Время чтения3 минутыКоличество просмотров53
Жизнь
Опубликовано26 сентября 2025
Моя коллекция весит тонну, пахнет типографской краской и хранит эмоцииМоя коллекция весит тонну, пахнет типографской краской и хранит эмоции
Время чтения4 минутыКоличество просмотров27