
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Рассуждать про окно Овертона любят две категории людей — политологи и конспирологи. Первые таким образом моделируют, как изменяется общественное мнение, вторые — подозревают политиков в манипуляциях. Рассказываем простыми словами, что это такое.
Окно Овертона — это инструмент, который определяет степень приемлемости и границы, в которых могут высказываться и выдвигать новые идеи политики и общественники.
Если они выйдут за эти пределы, общество лишит их поддержки.
Теорию разработал американский политолог Джозеф Овертон еще в середине 90-х годов прошлого века.
Все идеи, которые «витают» в общественном пространстве, делятся на шесть категорий:
По утверждению политолога, общественные деятели, продвигая и поддерживая какие-либо темы, ограничиваются только теми, которые одобряет общество — или его часть. Иначе они потеряли бы избирателей.
Шкалу для наглядной иллюстрации идеи уже после смерти Овертона в 2003 году разработал его коллега Натан Дж. Рассел.
Норма находится в середине, а остальные пять позиций размещаются на шкале дважды — сверху и снизу от нее. «Ступени», уходящие вверх, относятся к направлению, которое называется «больше свободы», вниз — «меньше свободы».
Другими словами, если приложить все общественные уклады к этой шкале, на самом верху окажется полная анархия, когда «можно все», даже радикальное и немыслимое, а внизу — предельно репрессивный режим, при котором практически все запрещено.
По этой шкале можно оценить движение идей и критерии, по которым они выбираются политиками.
По мнению разработчиков идеи, общественное мнение меняется непредсказуемо, под влиянием различных сторонних факторов — от экономических кризисов до общей ситуации в мире, культурных явлений и других событий.
Роль же политиков — следить за изменениями и попадать в диапазон, ограниченный пятью делениями шкалы: норма плюс «популярно» и «разумно» в верхней и нижней частях. Даже ступень «приемлемо» уже грозит потерей общественной поддержки.
Чтобы объяснить простыми словами, как работает окно Овертона, воспользуемся примерами.
Предположим, что у вас есть 15-летний ребенок. Вы по отношению к нему исполняете роль общества, а он — политик, которому нужно ваше одобрение. Он хочет покрасить волосы в синий, вы считаете, что ему это пока рано. Вот будет ему 18 — пусть делает что хочет.
Это мнение — действующая норма. Выше нее на шкале — то есть в направлении «больше свободы» — окажутся: временные краски на один вечер; окрашивание, близкое к натуральному цвету; яркий, но естественный цвет; радикальный синий; окраска каждой пряди своим кислотным цветом.
Ниже — аккуратные прически, строгие стрижки определенной формы, пристальное наблюдение за внешним видом от и до… Идея понятна.
Если ребенок хочет получить ваше одобрение, ему не стоит пытаться сделать что-то радикальное. Временные краски и мелки для волос или совсем незаметное изменение оттенка — максимум, который он может себе позволить. А если он попытается изменить ваше мнение манипуляциями — например, сделать что-то незаметно, а потом убеждать вас, что так было всегда, — вы определенно это заметите.
Однако на вашу позицию может повлиять что-нибудь другое. Например, любимый актер или музыкант расскажет в интервью, что не запрещает своим детям красить волосы, поощряя их свободу самовыражения. Он для вас авторитетная фигура, так что вы задумаетесь над его словами. И, возможно, придете к мнению, что в цветных прическах нет ничего страшного.
Это — момент, когда окно Овертона сдвигается. Неяркое окрашивание стало нормой, а ярко-синий со ступени «радикально» сместился на ступень «разумно». Теперь вашему домашнему политику нужно ловить момент, чтобы воспользоваться этим сдвигом и продвинуть свою идею окраски волос, пока окно не сместилось снова.
Если вернуться к общественному мнению и политике — там происходит то же самое: то, что годы или десятилетия назад было неприемлемым, теперь может оказаться допустимым или даже одобряемым. И наоборот — то, на что смотрели сквозь пальцы, стало совершенно непозволительным.
Общественное мнение затрагивает множество тем — от государственных пенсий и субсидий до охраны окружающей среды и отношения к разным категориям людей. И чтобы отвечать запросу своих избирателей, политикам надо внимательно следить за изменениями и корректировать свои идеи в соответствии с ними. Только так они могут добиться результатов и не потерять поддержку.
Эта статья была бы неполной без рассказа о том, что существует и противоположное мнение.
Любители конспирологических теорий ищут во всех событиях умысел, считают, что кто-то где-то дергает за ниточки и продвигает свои интересы тайными и нечестными способами. Они уверены, что окно Овертона работает наоборот.
Манипуляторы сознательно двигают границы приемлемого на свое усмотрение — вверх или вниз, в зависимости от целей, — влияя на общественное мнение при помощи хитроумных приемов.
Под «манипуляторами» могут подразумевать кого угодно — в зависимости от того, в ком конспиролог видит врага и главную причину всех неурядиц.
Вернемся к нашему примеру про подростка, который очень хочет покраситься в синий. Может быть, это он хитроумно позвал вас к телевизору именно тогда, когда ваш любимый актер рассуждал про своих детей? Или он регулярно подкидывает вам журналы с синеволосыми людьми, пытаясь убедить вас, что это нормально и широко распространено? Или рассказывает «а вот соседу мама разрешила выбрить половину головы, а ему всего тринадцать»?...
Дети иногда действительно так делают. Однако их попытки манипуляций хорошо заметны и им легко противостоять.
Подготовка к взрослой жизни — это не попытки научиться управлять родителем, а разумное и осознанное отношение к важным вопросам. Например, к деньгам.
Научиться распоряжаться собственным бюджетом поможет Халвенок — а вы сможете присмотреть за расходами и поощрить за достижения.
Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Политики, возможно, умнее и опытнее детей — но им-то приходится иметь дело не с одним человеком. Общественное мнение как влиятельная сила складывается из убеждений миллионов и миллиардов.
Повлиять на эту силу набором манипулятивных приемов практически невозможно — хотя бы потому, что нет никаких способов исключить все другие факторы, которые сведут на нет любые усилия.
Другими словами, конспирологи, которые во всем видят осознанную чужую волю, придают ей куда больше влиятельности, чем у нее на самом деле есть.
Нельзя отрицать, что способы изменить человеческое поведение действительно есть — но чаще всего они требуют не хитроумных манипуляций, а простых стимулов — моральных или материальных.
Можно сделать нормой сдачу мусора в переработку, если за него платить — как, например, за пустые бутылки.
Можно снизить потребление переслащенной газировки, опасной для здоровья, если повысить налог на ее продажу, и таким образом — ее конечную цену.
Можно отучить любвеобильных мужчин приставать к женщинам-коллегам и нарушать их личное пространство, если публично осуждать такие поступки, портить репутацию тех, кто позволяет себе подобные вещи, и добиваться их увольнения или других неприятных последствий.
Таких примеров немало. В основном они подразумевают вознаграждение за смену привычек и потери, финансовые или репутационные, при следовании тем обычаям, которые вас подталкивают сменить. Это не манипуляции — это очевидный и честный обмен.
Подытожим: окно Овертона — это инструмент, позволяющий политикам и общественным деятелям оценить, одобрят ли избиратели их идеи и окажут ли поддержку.
А тем, кто говорит, что с помощью этого метода политики вами управляют, не верьте: у политиков есть для этого гораздо более простые способы.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи