
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Что общего у Жанны Д'Арк, Александра Македонского, Наполеона и протопопа Аввакума? Их Лев Гумилев считал сильными личностями, готовыми пожертвовать собой ради идеи. Разбираемся, что представляет собой теория этногенеза, кто такие пассионарии и что такое пассионарность.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в определенные исторические периоды появляются личности, которые кардинально меняют ход событий? Почему Александр Македонский смог завоевать полмира в 25 лет? Как объяснить феномен Чингисхана, создавшего величайшую империю из ничего? Откуда в Жанне Д'арк, девушке из простой крестьянской семьи, нашлось столько сил и упорства, чтобы объединить вокруг себя целую армию?
Ответы на эти вопросы попытался дать Лев Гумилев, историк, археолог, географ. Так появилась его пассионарная теория этногенеза.
Лев Гумилев родился в 1912 году в семье поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Воспитанием Левы занималась бабушка по отцовской линии. Сначала они жили в имении в Тверской губернии, потом переехали в Бежецк.
После окончания школы переехал в Ленинград. Однако дворянское происхождение помешало поступить в вуз на немецкое отделение, как он хотел. Был чернорабочим, трудился в трамвайном депо. Потом начал ездить в экспедиции — сначала в геологические, позже в археологические.
Пережил четыре ареста и 15 лет лагерей. Начинал обучение на историческом факультете Ленинградского университета, но его отчислили после одного из арестов. Окончил вуз уже после Великой Отечественной войны.
Научные интересы его были широки и разнообразны — исследование , история хунну (именно от их набегов должна была защитить Великая Китайская стена) и древних тюрок.
Изучая историю кочевых племен, Гумилев размышлял о пути, который проделывает народ как нация — то есть общность людей, которые проживают на одной территории, которых объединяет культура, язык и традиции.
Гумилев видел народы как биосоциальные организмы. На них, как и на все живое, действуют естественные законы — они проходят этапы зарождения, развития и роста, расцвета, а затем и угасания.
Пытаясь выявить закономерности, которые стоят за этим, Гумилев соединил историю, географию и биологию. Движущую силу истории он видел в пассионариях — людях ярких, сильных, способных нарушить силу традиций и готовых пожертвовать собой.
Академическая наука не приняла теорию, однако она «ушла в народ» — в 1990-е годы Лев Николаевич записал цикл лекций для Ленинградского телевидения и давал большие, развернутые интервью.
Пассионарность — это ключевое понятие теории этногенеза. Гумилев определял ее как непреодолимое внутреннее стремление достичь цели, которая ценнее жизни — не только своей, но и современников. Причем человек может сознательно выбирать цель и работать над ее достижением. Но необязательно — иногда идея больше, чем ее носитель.
Также пассионарность не всегда связана с необыкновенными талантами. Лев Гумилев писал:
«Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие».
Простыми словами, пассионарность — это особый вид энергии, побуждающий людей действовать вопреки логике личной выгоды. А еще — идти против сложившегося уклада жизни.
Структура этноса, с точки зрения Гумилева, выглядела так:
Яркий пример пассионария — Христофор Колумб. Десять лет он обивал пороги европейских дворцов, пытаясь получить финансирование для своей безумной (по меркам XV века) идеи — плыть в Индию через Атлантику. Когда его экспедиция все же отправилась в путь, экипаж был на грани бунта. Но Колумб продолжал верить в успех, и в результате открыл Новый Свет.
Гумилев предположил, что этносы, подобно живому организму, проходят в своем развитии шесть этапов, которые сменяют друг друга вслед за изменением уровня пассионарности в обществе.
Все начинается с пассионарного толчка, когда появляется больше людей с высокой энергией. Причиной Гумилев считал космическое излучение или мутации.
Итак, пассионариев становится больше — этнос становится активнее: формирует новую культуру, проявляет интересы к новым землям. Отличительная черта этапа — активная экспансия.
Пассионарность этноса достигает высшего уровня, и наступает временная стабилизация. Пик могущества этноса яркий, но часто недолгий — все больше пассионарной энергии уходит не на развитие, а на внутренние конфликты.
Становится меньше пассионариев и больше субпассионариев, пассионарное напряжение снижается. Внутри этноса становится больше противоречий, нередки гражданские войны.
Есть стабильность, но нет развития — общество живет по инерции. Пассионарность продолжает снижаться. Государственная власть становится сильнее, растет значимость социальных институтов.
Люди начинают больше интересоваться достижениями прошлого. Это тоже признак того, что этнос перевалил за пик и движется по нисходящей, ведь у тех, кто находится в фазе активного развития, нет времени смотреть назад.
Общественная система приходит в упадок. С ростом доли субпассионариев снижается значимость высоких, духовных ценностей, на первый план выходит культ потребления.
Она состоит из двух частей. Сначала — регенерационная. На окраинах ареала — пространства, которое занимает этнос, — дольше, чем в центре, сохраняется заряд пассионарности. Он дает обществу второе дыхание, правда, достаточно кратковременное.
После наступает реликтовая фаза. Пассионарное напряжение замирает на низком уровне, а этнос приходит в состояние равновесия с окружающей средой. На этом этапе этнос может быть ассимилирован другими, его культура теряет целостность, но ее элементы переходят в культуру нового, более сильного на этом этапе народа.
Другой вариант развития событий — этнос живет воспоминаниями о былом величии, становясь памятником собственному прошлому.
Длительность всего пути Лев Гумилев оценивал примерно в полторы тысячи лет.
Теория Гумилева не нашла признания у академических ученых. Критики отмечали, что в работах много рассуждений об исторических закономерностях и роли пассионариев, но мало — строгих научных данных, например статистики. Много биологии и мало экономики.
Теория стоит на понятии пассионарности. Но нет способа измерить ее, а значит, нет объективности.
Откуда берется пассионарность? По мнению Гумилева, за ней стоят редкие космические воздействия, которые приводят к генетическим мутациям. Так появляются люди «повышенной энергичности» — избыток жизненной энергии они направляют на то, чтобы преобразовывать мир вокруг.
Однако невозможно зафиксировать и измерить, какое именно излучение обладает такой способностью. А еще — как объяснить, почему в определенный момент времени оно действует на одни народы, но при этом не задевает соседние? Как видите, теория порождает множество вопросов.
Несмотря на активную критику теории этногенеза, понятие пассионарности часто используется и в наше время. Возможно, не совсем в том смысле, который вкладывал автор, но как красивая метафора, описывающая харизму ярких, нестандартных людей, готовых идти против сложившегося уклада жизни. Их мощная энергетика привлекает других и затягивает в водоворот идей.
Если в начале XX века пассионариев можно было найти среди революционеров, сегодня это скорее визионеры-технократы, например Илон Маск или Стив Джобс. И даже Адам Нейман — человек, создавший суперуспешный стартап, который оказался гигантским мыльным пузырем.
Теория пассионарности Гумилева, несмотря на спорность, позволяет взглянуть на историю иначе, чем это делает официальная наука.
Цивилизации рождаются, развиваются и умирают. Некоторые «укладываются» всего в несколько веков, как ацтеки. Другие — например, Китай — существуют тысячелетия.
На некоторых этапах энергия людей иногда становится важнее природных ресурсов. Колесо истории часто разворачивают люди — яркие личности, которые горят идеями.
Возможно, прямо сейчас где-то копается в песочнице или пишет первые крючки в прописях новый пассионарий, который изменит наше представление о мире.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи