Праздник Йом-Кипур у евреев: когда в 2024 году, история и традиции
Йом-Кипур — одна из важнейших дат в иудейском календаре. В этот день, называемый Судным, евреи всего мира просят Господа об искуплении грехов. Расскажем, что это за праздник, как к нему готовятся и отмечают.
В этой статье:
- Какого числа Йом-Кипур
- Суть праздника
- Откуда произошел
- Как проходит
- Пять «нельзя»
- При чем тут «козел отпущения»
День покаяния и прощения — священный для всех иудеев. Это день полного поста, в который соблюдающие евреи с трепетом ждут записи в Книгу судеб. В Судный день нельзя ничего есть и пить. Всего действует пять строгих запретов.
Какого числа Йом-Кипур
Праздник переходящий. Он выпадает на десятый день месяца тишрей. Отсчет нужно вести от Рош-а-Шана — еврейского Нового года.
Примечание
Йом-Кипур — всегда шестой день недели. Это самая главная и священная суббота в году — «Шаббат шаббатон».
Суть праздника
С наступлением нового года приходит пора строить планы на следующий. Но прежде нужно закрыть гештальт — подвести итоги предыдущих 12 месяцев.
Десять дней после Рош-а-Шана евреи размышляют о своих поступках, о прегрешениях перед Господом и ближними. Йом-Кипур — апофеоз декады раскаяния. В этот день Творец дает людям шанс заслужить прощение. Он оценит содеянное, работу над ошибками и вынесет вердикт — запишет в Книге судеб, что каждому предначертано в наступившем году.
В Талмуде (другой — кроме Торы — важной для иудеев книге) говорится, что праведники и грешники получают запись в Книгу в . «Середнячки», то есть обыкновенные люди, ждут своего часа до Йом-Кипура. Таким образом от Нового года до Судного дня у них есть десять дней на то, чтобы сделать как можно больше хорошего.
С точки зрения психологии, Йом-Кипур — день самоанализа и личностного роста. Это пауза, чтобы разобраться в себе, подумать не только о действиях, но и мыслях, намерениях, признать и загладить вину, а еще простить тех, от кого пришли обиды. Многие приходят к пониманию, какие исправить недостатки, над чем поработать, чтобы стать лучше.
Откуда произошел
Господь милостив и оставляет нам надежду начать с чистого листа.
Много веков назад еврейский народ стал поклоняться золотому идолу. Яхве, гневаясь за столь тяжкий грех, решил истребить иудеев. Моисей в долгих молитвах на горе Синай просил Всевышнего о снисхождении к грешникам. Он вымолил для своего народа прощение и принес взамен отнятых новые скрижали Ветхого завета — плиты из камня с десятью заповедями. Считается, что это случилось в день, позже получивший название Йом-Кипур.
Передача скрижалей стала символом божьей милости, готовности к прощению и ключевым моментом в истории иудейства. Закончились изнурительные скитания евреев по пустыне, и они смогли вернуться в Землю обетованную.
Как проходит
В Йом-Кипур соблюдающие евреи, которые говорят на , приветствуют встречных: «Гут Йом тэв!» («Хорошего праздника») и желают друг другу легкого поста: «Цом каль!».
В канун, пока не сгустились сумерки, завершают домашние и служебные дела. В Великую субботу не должны отвлекать земные заботы, физическая сторона жизни — все время будет отдано очищению и беседам с Господом.
К этому моменту нужно повиниться перед людьми, которым причинили вред, и по возможности помочь им, возместить нанесенный ущерб. Мало сожалеть об ошибках — за осознанием должны последовать реальные шаги к прощению.
Поздним вечером устраивают ритуальный ужин. Затем в течение суток держат сухой пост.
Проводят ритуалы — в некоторых общинах, например, капарот. Берут живую курицу или петуха, поднимают над головой и вращают, приговаривая: «Пусть это будет моим искуплением». Потом птицу забивает и отдают беднякам.
Перед заходом солнца зажигают свечи. Они должны гореть полные сутки поста.
Мужчины окунаются в специальный бассейн — микву. Верующие надевают белоснежные одежды, подчеркивая стремление к праведной жизни. Только в эту субботу мужчины идут на вечернюю службу в синагогу, накинув талиты — молитвенные покрывала белого цвета с вытканными полосами.
Богослужениям посвящена большая часть дня: всего проходит пять служб. В перерывах люди уходят домой отдохнуть и по возвращении вновь просят Всевышнего о милости.
На службах читают длинные и красивые молитвы, отрывки из священных книг. В самом начале — «Коль Нидрей» о невыполненных обетах, затем обязательно следуют поминальные. В синагогах в ключевые моменты служб встают на колени и падают ниц.
Службу завершает самая важная часовая молитва «Неила». Пока она не отзвучала, врата ковчега открыты и можно искать покаяния.
Затем долго трубят в . Это сигнал, что разрешено вкушать пищу и пить. После краткой домашней разделяющей молитвы евреи садятся за праздничный стол.
Пять «нельзя»
В Торе сказано, что в этот, как и в остальные религиозные торжества, нужно отложить всякую работу. Кроме того, запрещено:
- есть и пить;
- умываться;
- пользоваться косметическими средствами, парфюмом;
- носить кожаную обувь;
- вступать в интимные отношения.
Пост строгий — ни кусочка, ни глоточка. Постятся все, за исключением рожениц и детей младше девяти лет. Врач и раввин могут освободить от воздержания немощных.
В Израиле в Йом Кипур — выходной. Закрыты предприятия, офисы, государственные учреждения, торговые центры, рестораны, аптеки. Запрещено проводить деловые и публичные мероприятия. Не вещают телевидение и радио. Временно остановлено воздушное, морское и наземное сообщение.
На сутки израильтяне из автомобилей пересаживаются на велосипеды, ездят на самокатах. На ногах вместо кожаных туфель — кеды и кроксы.
При чем здесь козел отпущения
«Не делайте из меня козла отпущения!» — возмущается тот, на кого хотят возложить чужую вину. У английского scapegoat, французского bouc émissaire аналогичный смысл. На иврите выражение звучит «саир ла-азазель». Все они восходят к одному ветхозаветному обряду.
В День очищения к иерусалимскому Храму приводили жертвенных животных, в частности двух козлов. Один предназначался для очистительной жертвы, а второго отпускали. Которого именно — решал жребий.
Кровью жертвенного животного первосвященник окроплял крышку ковчега, в котором хранись скрижали. На голову второго козла он клал руки, перечислял все, в чем провинился за год его народ. Затем козла, символически обремененного чужими грехами, уводили в пустыню, и он уносил с собой прегрешения.
Людмила
автор
Когда она сидела на лавочке у подъезда, я проскальзывала мимо как мышь. Однажды соседка ухватила меня за подол, усадила рядом, сунула конфету и попросила не обижаться за нагоняй с потопом. Я опешила. Затем она сказала, что будет терпимее к шалостям, и чтобы завтра, в большой праздник, я не устраивала провокаций — скандалить в такой день нельзя. А она в прошлом месяце побелила в ванной потолок.
Йом-Кипур — не только непростая работа над собой, но и большая радость и праздник. Людям он дает возможность задуматься, духовно вырасти и обрести душевный покой.
Хотите узнать, что действительно волнует авторов и редакторов Халва Медиа?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Подписывайтесь на анонсы:
Telegram