
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Маяковский был огромным грубияном? Ненавидел детей? Дрался с Есениным? Что из этого правда, а что ложь? Собрали 22 интересных факта из жизни и творчества большого поэта и человека — Владимира Маяковского.
Владимир Маяковский — советский поэт, художник, драматург, режиссер и актер. Родился в 1893 году, умер в 1930 году в возрасте 36 лет.
Владимир Маяковский родился на западе Грузии, в селе под названием Багдати неподалеку от Кутаиси.
«Я — дедом казак, другим — сечевик, а по рождению — грузин».
На родине поэта помнят и любят до сих пор — там сохранился дом с предметами быта, рядом построили музей. Восстановлением и финансированием занимаются частные лица.
Будущий поэт с детства любил слушать стихи и легко их запоминал. Став постарше, залезал в чури — глиняные кувшины для вина — и декламировал оттуда, чтобы слова звучали более выразительно и гулко.
12-летний Маяковский оказался в гуще революционных событий в Кутаиси. Юному гимназисту это необыкновенно нравилось. Он много читал, слушал лекции, выступал и рисовал карикатуры на учителей, поддерживающих правительство.
«Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове».
В автобиографии Маяковский вспоминает, как в детстве жил на территории старинной грузинской крепости и поднимался в горы. Мечтал, что за ними увидит Россию. Писал, что тянуло в нее «невероятнейше».
В 13 лет мечта сбылась, но ценой большой потери. Умер отец, и семье, оставшейся без кормильца и денег, пришлось перебираться в Москву.
В Москве юного большевика арестовывали три раза. Все это время Маяковского спасала семья; приговоры удавалось смягчить, так как Владимир был несовершеннолетним.
В последний раз он просидел в «Бутырке» полгода. Месяцы в тюрьме не прошли даром — будущий поэт много читал, учился, тренировался писать стихи, хотя с последним выходило не очень.
«Вышло ходульно и ревплаксиво… Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»
У Маяковского с детства был талант к рисованию. Он много учился: сначала у знакомых семьи и преподавателей сестры, а с 18 лет — в Училище живописи, ваяния и зодчества. Позже это умение помогало ему зарабатывать на жизнь.
Визитной карточкой Маяковского стала запись стихов лесенкой.
«Билет —
щелк.
Щека —
чмок.
Свисток —
и рванулись туда мы
куда,
как сельди,
в сети чулок
плывут
кругосветные дамы».
Многие считают, что он делал это для заработка: в то время некоторые издательства платили гонорар за количество строк в стихах. Но это, конечно, всего лишь миф.
Однако сам Маяковский объясняет все любовью к ритму. Именно его он считал основной силой и энергией стиха и рекомендовал начинающим поэтам развивать чувство ритма, а не заучивать, что такое ямб, хорей или верлибр.
Кроме того, Владимиру казалось, что для передачи ритма пунктуации недостаточно. А выделение отдельных слов и предложений позволяет сделать верные акценты.
Так и есть. Благодаря этому — а еще игре со словами и звуками — стихи Маяковского звучат чеканно, а паузы, ускорения и интонации подбираются сами собой. Понять, что хотел сказать автор и какие выделить смыслы, становится в разы легче.
Свой способ работы поэт подробно описывает в книге «Как делать стихи».
Рост Владимира Владимировича — 1,89 м. Очевидцы описывают его как высокого, большеглазого, гладковыбритого и скуластого, всегда в смежевымытой сорочке и отутюженном костюме, большерукого, с широкой походкой мужчину.
«Мир огро́мив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний».
Фотографии это подтверждают. На них поэт едва умещается в кадр: красивый, элегантный, подтянутый. Маяковский и сам представляет себя таким же — в рекламе, зарисовках, стихах.
Этот облик как нельзя кстати соответствовал образу советского поэта, поэтому его канонизировали именно таким. Портреты, памятники, образы в кино — все выглядит монументальным, брутальным и немного грубым, будто поэта вырезали из куска древесины парой взмахов топора.
Несмотря на внешнюю грубость, резкость и громогласность, в душе Маяковский был невероятно нежным и ранимым.
«Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!»
Это подтверждают его многочисленные стихи о любви и чувствах — грубиян не мог чувствовать так тонко, а ухаживать так красиво.
«Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек».
Ну а лучше всего его чувствительная натура раскрывается в письмах к женщинам.
В этом контексте кажется, что и решительная любовь к революции, и небезразличие к политике — тоже проявление большого сердца.
Отец Владимира умер от заражения крови. Случайный укол иголки стоил молодому сильному мужчине жизни.
Потеря любимого отца не могла не оставить отпечатка в характере поэта. С тех пор он стал брезглив и относился к гигиене с маниакальной тщательностью. Поэт носил с собой маленькую мыльницу, чтобы быстро смывать следы рукопожатий, а в поездки возил складной таз.
Кроме того, он не брался за перила, открывал двери, используя платок, официантов просил перемывать посуду, фрукты и овощи, а пиво пил, держась на кружки левой рукой.
«Болезни и грязь
проникают всюду.
Держи в чистоте
свою посуду».
Желтая кофта некоторое время была символом не только Маяковского, но и футуризма. У поэта было немного денег, но одеваться красиво и эпатировать публику он любил. Одним из способов привлечь внимание стала желтая кофта, сшитая его мамой Александрой Алексеевной.
«Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата».
Выступления Маяковского в желтой кофте будоражили людей. Дошло до того, что ее запретили. Обойти препятствие помог Чуковский. Маяковский прошел на выступление пиджаке, а Чуковский пронес следом кофту, завернутую в газету.
«Хорошо, когда в жёлтую кофту
душа от осмотров укутана!»
Любовь Маяковского к Брик вошла в историю как яркая, многолетняя и мучительная. Лиля Брик была его музой и в то же время невыносимой мукой. Ей посвящено много стихотворений, в которых сквозят страсть, забота, страдания.
«Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых».
Современники отмечают, что Лиля Брик сильно влияла на Маяковского и старалась это влияние сохранить, не допуская его близких и серьезных отношений с другими женщинами.
Перед смертью Маяковский завещал Лиле половину гонораров за выпущенные книги и сделал хранительницей архива. Она позаботилась о его наследии (и о своем благополучии). После прошения Брик к Сталину книги поэта стали издавать большими тиражами, а имя Маяковского как первого советского поэта закрепилось навсегда.
Лиля со школьной скамьи любила Осипа. Несмотря на то, что в ее жизни было много влюбленностей, порвать с мужем она не могла. То же самое происходило и с Маяковским — Лиля стала наваждением всей его жизни.
Жизнь втроем стала для всех оптимальным выходом: Лиля любила Осипа и принимала любовь Маяковского, Осип и Маяковский разделяли интерес к футуризму.
Как бы скандально ни звучала жизнь втроем, на деле это были всего лишь две истории несчастной любви и сожительство неравнодушных друг к другу людей.
Маяковский всегда был в центре внимания: окружен читателями, слушателями, друзьями, семьей. Но оставаться один боялся. Об этом упоминала Лиля Брик и упоминал сам поэт:
«В какой ночи
бредовой,
недужной
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?»
Поэт очень любил собак. По воспоминаниям, еще в детстве он подолгу читал книги на опушке под деревьями, охраняемый местными дворнягами.
Став взрослее, Владимир нередко отождествлял себя с собаками. Это можно проследить в поэме «Облако в штанах», стихотворении «Вот так я сделался собакой», на фотографиях Александра Родченко и Осипа Брика.
А в письмах к Лиле Маяковский рисовал автопортреты в виде вислоухой собаки и подписывал себя «Щен», «Щеник».
Маяковского можно назвать первым советским маркетологом. Поэт работал для Российского телеграфного агентства (РОСТА), где его агитационные плакаты называли «Окна сатиры РОСТА».
В рекламе Маяковский объединил любовь к силе слова, поэзии, рисованию, политике.
Позже вместе с Родченко они открыли что-то наподобие рекламного агентства под названием «Реклам-конструкторы». Их совместная работа получила серебряную медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Реклама Маяковского и Родченко вошла в историю и выглядит внушительно и по сей день.
Малоизвестный факт о творчестве Маяковского: поэт интересовался кино еще с момента переезда в Москву. За вечер он мог посетить три сеанса, на некоторые пробирался зайцем.
Став взрослым, он не оставил своей любви: писал сценарии и был актером. Ради кино громогласный поэт был готов замолчать.
Зрители и сейчас могут увидеть единственную сохранившуюся картину с участием Маяковского под названием «Барышня и хулиган».
Роман Якобсон писал о Маяковском, что тот не любил детей. По словам других современников, это было не так.
Николай Чуковский вспоминал, что с малышами поэт был нежен и деликатен, никогда не позволял резкостей с теми, кто слабее его. Жена Давида Бурлюка Мария рассказывала, как ее дети обожали поэта. А американская возлюбленная Маяковского Елизавета Петровна Зиберт — как нежен был Владимир с их дочерью.
Кроме того, Маяковский написал немало детских произведений. Среди них известнейшие «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Говорят, что Маяковский дрался с Есениным. Но это не так: между великими поэтами была ревность, противостояние. Есенин и Маяковский участвовали в поэтических «батлах» и делали это эффектно, однако в жизни до драк не доходило.
Маяковский называл Есенина «смешной и милый малый», а о самоубийстве отзывался с большим сожалением:
«У народа,
у языкотворца,
умер
звонкий
забулдыга подмастерье».
Пока основная масса советских граждан испытывала трудности с выездом за границу, Маяковский пользовался высоким доверием власти и много путешествовал. Так он побывал в Америке и Европе, а впечатления о поездках выразил в стихах.
В США у него появился ребенок, в Париже — новая возлюбленная. Кроме того, из Франции он привез Лиле новенький «Рено», сделав Брик одной из первых советских женщин за рулем.
Интересный факт из биографии Маяковского — он был очень азартным. Поэт играл в карты, шашки, бильярд, спорил в быту. Например, на количество шагов до дома. Ценил не выигрыш, а победу и возможность самоутвердиться, к проигрышам относился серьезно и с обидой.
За границей Маяковский играл в игровые автоматы и делал это до тех пор, пока у него не заканчивались деньги.
Владимир Маяковский застрелился в собственной комнате 14 апреля в 10 часов 17 минут. Год выдался неудачным: провалилась выставка «20 лет работы», которую посетили друзья и знакомые, но никто из государственных деятелей и литераторов. Помимо этого, поэт боролся с физическим и психологическим недомоганием.
Ходили слухи, что Маяковского убили, — люди отказывались верить в смерть человека, который призывал «вырвать радость у грядущих дней». Но следствие подтвердило самоубийство. О подобном исходе поэт говорил и ранее: про «точку пули в своем конце» писал еще во «Флейте-позвоночнике».
На похоронах процессию сопровождал единственный венок авторства Владимира Татлина — родоначальника конструктивизма в архитектуре. На венке из металлолома была надпись: «Железному поэту — железный венок».
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи