Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения6 минутКоличество просмотров3 218Опубликовано18 октября 2024Обновлено: 18 января

Известные педагоги и учителя, которые внесли вклад в развитие России и мира

Учитель — сложная и благородная профессия, которую ценят в любой стране. Среди преподавателей немало тех, кто повлиял на развитие системы образования и получил мировое признание. Рассказываем об известных педагогах и их вкладе в педагогику.

В этой статье:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов
  2. Константин Дмитриевич Ушинский
  3. Антон Семенович Макаренко
  4. Лев Семенович Выготский
  5. Василий Александрович Сухомлинский
  6. Симон Львович Соловейчик
Московский государственный университет открыли по проекту Ломоносова. МГУ носит имя великого ученого, а перед ним стоит памятник Михаилу Васильевичу. Источник: Shutterstock

Михаил Васильевич Ломоносов

  • Годы жизни: 1711 – 1765

Ломоносова мы знаем прежде всего как ученого с мировым именем, но он оставил и значимое педагогическое наследие. Многие его идеи в области педагогики были новаторскими для России того времени и стали фундаментом для системы образования.

Ломоносов настаивал на том, чтобы школьное образование было доступно детям всех социальных сословий и предлагал в каждом городе открывать базовые учебные заведения.

Он придумал три уровня образования — начальное, среднее, высшее, а также внедрил классно-урочную систему. Ввел такие термины как класс, урок, учебный год, гимназия.

Ломоносов уделил отдельное внимание уделил методам обучения, разделив их на группы: самостоятельная работа, словесные и практические методы. Одна из главных его идей — грамотное сочетание теоретических и практических занятий.

Первым начал читать лекции и создавать пособия . Составил несколько учебников, наиболее известные — «Риторика» и «Русская грамматика». Ломоносов полагал, что в образовании следует делать акцент на русской культуре, но не умалять достоинства иностранных традиций и применять их во благо отечественной педагогики.

Ученый при участии мецената Ивана Шувалова разработал проект первого в Российской империи университета и предложил открыть его в Москве. МГУ носит имя Михаила Ломоносова с 1940 года.

Константин Дмитриевич Ушинский

  • Годы жизни: 1823 – 1870

Именно с Ушинского началась русская научная педагогика: он первый занялся теорией преподавания и воспитания.

Выступал за то, чтобы образование было обязательным для всех независимо от социального статуса. Ушинский утверждал, что задача педагогики — воспитать в ребёнке нравственность, а начального обучения — увлечь его занятиями.

Учеба не должна превращаться в зубрежку, важно развивать фантазию, способность наблюдать, рассуждать, мыслить. Считал неприемлемыми физические наказания в процессе воспитания

Педагог настаивал на ведении уроков только на русском языке. Составил первые в России учебники для младших школьников «Родное слово» и «Детский мир». 

Современные учителя до сих пор используют многие идеи известных российских педагогов. Источник: Shutterstock

Антон Семенович Макаренко

  • Годы жизни: 1888 – 1939

Антон Макаренко — один из самых известных отечественных профессоров, о нем слышали даже те, кто далек от педагогики. В 1988 году ЮНЕСКО включила Макаренко  в список четырех преподавателей, которые определили педагогическое мышление в XX веке.

В 1920 году Макаренко работал начальником колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Именно там он раскрыл свой талант в полной мере: разработал и внедрил систему воспитания, которая основана на принципах коллективизма, самоуправления и трудовой деятельности.

Впоследствии эта система позволила превратить колонию в образцовое учреждение, воспитанники которого получали образование и становились полноценными членами общества. Опыт создания такого учреждения Макаренко описал в знаменитой на весь мир «Педагогической поэме».

Современные педагоги могут получать денежные пособия от государства. Например, выплаты за звание «Заслуженный учитель России» или компенсацию оплаты за услуги ЖКХ. Один из лучших финансовых инструментов для использования пособий — «Халва». У нее бесплатное обслуживание и более 250 000 партнеров, у которых можно оплачивать товары и услуги с выгодой.

Откройте социальную Халву

Получайте соцвыплаты на Халву: бесплатное обслуживание, кешбэк, рассрочка в аптеках и выгодная копилка.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Социальная карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить

Лев Семенович Выготский

  • Годы жизни: 1896 – 1934

Выготский объединил психологию и педагогику. Он считал, что в процессе образования нужно особое внимание уделять самовоспитанию и саморазвитию ребенка. Обучение, по мнению Выготского, должно быть организовано так, чтобы оно не только соответствовало уровню развития, но и способствовало дальнейшему росту.  

Педагог утверждал, что обучение по возможности нужно строить на игре. Это позволит ребенку экспериментировать в разных ситуациях, развивать творческие способности и воображение. Кроме того, дети в игре учатся взаимодействовать друг с другом и решать конфликты.

Василий Александрович Сухомлинский

  • Годы жизни: 1918 – 1970

Во время Второй мировой войны работал учителем литературы и директором школы в Уве (Удмуртия). Когда война закончилась, вернулся в Украинскую ССР,  где и оставался на должности директора школы всю оставшуюся жизнь.

Там он создал уникальную систему воспитания, основанную на принципах гуманизма, сотрудничества и взаимопомощи. В работе уделял большое внимание развитию творческих способностей детей, их самостоятельности и ответственности. Полагал, что искусство вносит весомый вклад в воспитание и обучение.

Одним из основных принципов системы Сухомлинского было уважение к личности ребенка. Известный педагог считал, что каждый ребенок уникален и имеет право на свое мнение и выбор. Ему было важно, чтобы в школе царила атмосфера доверия и поддержки, где дети могли бы свободно выражать мысли и чувства.

Написал более 500 статей и 30 книг, в которых изложил свои идеи. Многие из них актуальны и сегодня.

Педагогика должна строиться на принципах равенства и партнерства, говорил известный российский педагог С. Л. Соловейчик. Источник: Shutterstock

Симон Львович Соловейчик

  • Годы жизни: 1930 – 1996

В 1970 году Соловейчик написал книгу «Педагогика для всех», которая впоследствии стала очень популярной. Основные постулаты его работы легли в основу так называемой педагогики сотрудничества: обучение — это диалог между педагогом и детьми, их совместная деятельность без принуждения.

Соловейчик считал, что для гармоничного развития личности необходима внутренняя свобода, и ее можно воспитать на собственном примере. Много говорил о взаимодействии родителей и детей, в основе которого лежит дружба. Цель воспитания, по его мнению, — научить ребенка самостоятельности, подготовить ко взрослой жизни. 

Педагогические идеи Соловейчика используют в современной школе. 

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано17 октября 2025
ВОЗ бьет тревогу: почему антибиотики перестают работать и чем это грозит в будущемВОЗ бьет тревогу: почему антибиотики перестают работать и чем это грозит в будущем
Время чтения3 минутыКоличество просмотров36
Жизнь
Опубликовано29 октября 2025
ИИ тупеет от брейнрота и мусорного контента, как человекИИ тупеет от брейнрота и мусорного контента, как человек
Время чтения1 минутаКоличество просмотров58
Жизнь
Опубликовано29 октября 2025
Человек начинает стареть в 25 лет: ученые рассказали, что происходит с организмомЧеловек начинает стареть в 25 лет: ученые рассказали, что происходит с организмом
Время чтения2 минутыКоличество просмотров26