
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
У Анны большая семья: родители, муж, две дочери. Младшей, Жене, 16 лет — и у нее задержка развития. Мы поговорили о том, как живет семья с особенным ребенком.
Диагнозов у Жени немало: резидуально-органическое поражение , грубая задержка психоречевого развития. Специфическое нарушение учебных навыков. Синдром общей мышечной гипотонии, синдром дисплазии соединительной ткани, нарушение походки. Неклассифицируемый генетический синдром.
Она наблюдается у невролога, психиатра и ортопеда.
— Расскажи, как все начиналось.
— Женя родилась с помощью планового кесарева сечения, поэтому ее первый день прошел не со мной, а в отделении новорожденных. Там ее увидели через стекло другие члены семьи — и испугались.
Он видели огромного гладкого ярко-розового малыша длиной с половину пеленальника, рядом с которым соседние новорожденные выглядели сморщенными красными комочками.
Женя чудесно спала. Женя чудесно ела. Неонатолог смотрел на это чудо природы и говорил: «Это ненормально».
В три месяца Женя уже помещалась на пеленальник только по диагонали. Мы начали бояться, что она вырастет из теплой коляски до того, как наступит весна.
В два месяца не могла держать голову: лежа на животе, упиралась в стол носом. Но по-прежнему спала и ела, ела и спала. Когда не спала — улыбалась.
Ее обследовали невролог, эндокринолог, генетик, ортопед и окулист, исключили хромосомные аномалии, грубые поражения мозга и эндокринные болезни. Ортопеду не нравились суставы. Неврологу не нравилось все.
— Что вы делали дальше?
В год Женя была все тот же огромный малоподвижный малыш. Она не садится, не встает; гулит, но не лепечет. Хаотично машет вложенной в руку погремушкой, но не понимает, как тянуть руку к предмету, и ее попытки ползать на животе напоминают движения дельфина на суше.
Подолгу взгляд не концентрирует, но узнает домашних и кошку — радуется. Женя отлежала в неврологическом отделении, сделала без счета , и одну , получила пять курсов массажа для «вялого ребенка» и бесконечный терапевтический набор: кортексин, глиатилин, мексидол, энцефабол, ноотропы...
Мы ездили к специальному логопеду, которая чесала ей язык шпателем, и к заведующей клиники остеопатии, которая что-то там двигала у нее в костях, а еще рекомендовала привязывать большой палец отдельно от остальных, чтобы стимулировать какие-то точки.
Окулист лечил косоглазие и рекомендовал заклеивать ребенку один глаз.
Мы привязывали, заклеивали и чесали, массировали пальцы, окунали Женины руки в шерсть, горох, песок, в теплую и холодную воду, плавали в бассейне для грудничков. Счастье, что хотя бы ортопед отстал от суставов.
Заведующая педиатрическим отделением осторожно произнесла слово «инвалидность».
— И вы стали оформлять инвалидность?
— Для этого мы созрели к двум годам, отъездив два полных курса в детский центр реабилитации. Женя вроде бы развивалась, но очень медленно — так медленно, что по сравнению с другими детьми казалось, что она задерживается на сто лет.
Третий генетик — самый пожилой, с добрыми глазами, — исключил известные орфанные заболевания, но поставил «неклассифицируемый генетический синдром». То есть какой-нибудь, который еще не открыли.
«А как мы убедимся, что у нас синдром? — О, убедитесь. Если это генетика, она будет прогрессировать». Это звучало очень страшно.
Медико-социальная экспертиза проходила в доме старого фонда, после трехчасовой очереди в коридоре шириной в метр. Инвалидность дали на два года; это было неплохо — потому что в то время даже дети с сахарным диабетом получали ее на год.
Потом мы еще дважды будем получать ее в этом месте; позже нас переведут в другое, а общая организация несколько улучшится и упростится.
— Что вы делали, чтобы поддержать развитие?
— Уже на втором году Жениной жизни в доме появилась книга Гленна Домана «Если у вашего ребенка поражение мозга». Автор просто описывал удивительно толковые вещи.
Мы пробовали «копирование», чтобы восстановить нейрофизиологические связи. Методика основана на принципе «если ребенку с поврежденным мозгом сто раз показать один и тот же прием, на сто первый раз он повторит его сам». Делали по принципу «лучше что-то делать, чем ничего не делать».
Анна
Женя лежала на столе на животе, а мы ритмично двигали ее руки и ноги под счет «раз-два», «раз-два». Третий человек осторожно вертел ее голову. Мы делали это упражнение несколько раз в день — утром, до того как мама и муж уходили на работу, и вечером, когда они приходили.
Женя начала ползать на четвереньках задом вперед. Гленн Доман советовал перейти на следующий этап — изменить способ движения рук и ног на перекрестное. Однажды Женя доползла задом до стойки кровати, уперлась в нее ягодицами, оторвала руки от пола и выпрямилась. Так на третьем году жизни человек стал прямоходящим.
Гленн Доман советовал уделять внимание и другим корковым функциям — она еще разговаривать не умела, а мы учили ее читать, показывая ей карточки Домана со словами и картинками. Когда Женя научится говорить, окажется, что она так и читает — выхватывая простые слова взглядом.
Дедушка считал, что мы ненормальные. Ему очень больно было думать о том, что однажды мы прозреем и разочаруемся, поэтому он не уставал напоминать, что все Женины успехи, кроме ходьбы, — кажущиеся.
— Как менялась ситуация, пока Женя росла?
— В садик она не ходила, потому что единственный сад, который нам предложили, — для инвалидов-колясочников за восемь трамвайных остановок. А главная Женина проблема, кроме, собственно, умственной и физической отсталости, — это невероятно быстрое истощение от любой активности.
15 минут любого обучающего занятия — и у нее глазки собираются в кучку, рот открывается, язык отвисает и она начинает безбожно тупить.
Если Женя не могла справиться с проблемой (или ей казалось, что взрослые не могут ее решить), она выла от ужаса. Когда ей было семь, звук телефона, к которому долго не подходят, регулярно вызывал у нее панику. Если она понимала, что мы ждем такси, которое задерживается, реакция могла быть такой же.
При этом она очень послушная, доверчивая и ласковая, как котик, у нее нет социальной дистанции — однажды с ней поздоровалась пьяная грязная женщина в магазине и Женя бросилась ей на грудь. Женщина смутилась и убежала.
Три дня в неделю Женя ездила с бабушкой в платный логопедический центр Олеси Жуковой (логопед, дефектолог, физический терапевт), один раз, в выходные — со мной.
Занятия с профессионалами регулярно повергали меня в уныние — у них была слишком высокая планка. Такое впечатление, что они не видели, где сейчас Женин потолок. Поэтому часто занятия заканчивались воем и слезами; но мы старались и тянулись к их планке.
Еще одна дефектолог ходила к нам домой; у нее была немного другая система, они дополняли друг друга.
Временами к Жене за деньги приходила веселая массажистка Галя — потому что в бесплатном реабилитационном центре дама делала массаж так, словно вот-вот уснет. Реабилитолог из Красноярска продал нам свой авторский физкультурный комплекс для особых детей — прислал коробку с дисками и распечатками поездом, и мы делали его упражнения.
Еще мы занимались речью по методике Новиковой-Иванцовой. Покупали все ее вебинары и пособия и несколько раз в день ритмично пели, хлопая себя по коленям: «Это мама, это мама, это папа, это папа, это Женя, это Женя». Или там «Это пагода! Это сакура!».
По сути, Новикова-Иванцова делала то же, что Гленн Доман: восстанавливала прерванные нейрофизиологические связи. Детям, которые не говорят, нужно петь. Женя пела.
В семь лет у нас было очередное переосвидетельствование — теперь от психиатра, и комиссия в школу. Последняя — в долгой очереди в жаркий майский день, нет автоматов с водой и едой, дети изнемогают.
Когда Женя доходит до психолога и та задает первый вопрос, Женя виснет на спинке стула и не реагирует. Психолог говорит: «А, тут все ясно». Хотя Женя, конечно, могла бы показать, где красный треугольник, где зеленый квадрат, потому что это спрашивает каждый психолог.
Так Женю распределили в коррекционную школу 8 вида и дали инвалидность до 18 лет.
— Семьи, в которых есть дети с инвалидностью, получают государственную помощь. Что это за начисления, сколько их?
— С помощью от государства дело обстоит так: есть пенсия — 25 тысяч рублей, есть социальная выплата — 21 тысяча, есть компенсация расходов семьи ребенка-инвалида на коммунальные услуги в размере 50%.
Есть социальное такси — до семи лет его предоставляют всем детям-инвалидам, после семи — только инвалидам по зрению и детям с нарушениями передвижения, уровень которых оценивают на МСЭ.
В раннем возрасте Жене полагалась специальная корректирующая ортопедическая обувь. Ее делали в специализированном салоне, потом мы подавали документы на компенсацию — до четырех пар в год.
Сейчас в Жениной тоже есть технические средства реабилитации: индивидуальный корректирующий корсет Шено и трость. Ее берем на прогулки — к метро или в парке.
Раньше расходы на технические средства, которые мы покупали сами, компенсировали так: нам делали корсет (замена один раз в год), мы подавали через МФЦ на компенсацию, прикладывая чеки, ИПР, технический паспорт и сертификат соответствия ГОСТ.
Компенсация была не 100%: допустим, в какой-то год платный корсет из хороших материалов стоил 60 тысяч рублей в салоне. Нам компенсировали 38 тысяч рублей, потому что столько корсет в тот год должен был стоить по стандарту.
Сейчас правила изменились: перед тем как менять корсет, следует подать через МФЦ соответствующее заявление, и уже потом использовать сертификат для оплаты. Думаю, это тоже будет частичная компенсация. Сейчас корсет там, где мы его заказываем, стоит 90 тысяч рублей.
В целом оформлять пособия за прошедшие годы стало легче. Все, что можно, мы делаем через МФЦ по предварительной записи, выплаты приходят на карту.
Самые первые пособия и пенсию я оформляла на детей в собесе и в Пенсионном фонде — в бесконечных живых очередях из усталых мам с плачущими детьми, которых не с кем оставить дома, в кабинетах с негуманным графиком работы, с обеденными перерывами перед носом.
Пособия и пенсия приходили на почту или на сберкнижку ребенка. Чтобы их получить в кассе, нужно было иметь разрешение из отдела опеки.
Сейчас, кажется, что-то можно оформлять через госуслуги — в пандемию я так и поступала. Но пока к специалисту МФЦ больше доверия.
— Расскажи, как начинается ваш обычный день.
— Утро, подъем по будильнику на телефоне. Женя должна сама отключить его — это не так уж легко, когда пальцы неловкие, а сенсорная полоска непослушная.
Женя спит в корсете Шено; он весит около 1 кг. В самом начале она носила его 21 час в сутки, сейчас врач уменьшил до 16–19 часов.
Утром Женя снимает корсет, застилает постель, умывается и через полчаса надевает корсет снова. Завтракать лучше в нем — иначе потом трудно затянуть. Это нужно делать лежа — с моей помощью или бабушкиной.
Школьная форма ей не подходит — как раз из-за корсета. Пиджак горбится, юбка — задирается, колготки — сползают. Поэтому она ходит в школу в леггинсах и тунике: то, что удобно, что она может снять и надеть сама.
У приемов пищи свои особенности. Для начала, у Жени отличный аппетит.
Из двух моих детей она та, которая послушно ест все, что дают, до пустой тарелки — каши, супы, овощи, фрукты, мясо и рыбу, молочные продукты. Я не обольщаюсь: возможно, обладай она сохранным интеллектом и свободой выбора, решительно отказалась бы от домашней еды.
Но дома и в школе ей не дают то, чем можно поперхнуться, — никаких сухариков, леденцов, липкой и вязкой пищи.
Однажды она подавилась орехом, которым ее угостили, и начала синеть. Мне пришлось зимой прямо на улице вытряхивать ее из пуховика и корсета и делать
Обычно, когда Женя позавтракала и закончила сама одеваться, мне звонят из социального такси. Его мы заказываем на сайте примерно на неделю вперед.
Утренняя поездка в школу приходится на пиковые часы, желающих много. Если на пару дней опоздать, можно получить на свою заявку ответ: «К сожалению, на это время уже нет свободных машин. Попробуйте выбрать другое время».
И это не плюс-минус 15–30 минут, это другое время суток. Так что стараемся не опаздывать.
За поездку в социально значимые объекты (школа, поликлиника) мы платим 10% от стоимости. Для объектов культуры и досуга цена немного другая — 50%.
Выбирать можно только из перечня на сайте: в негосударственную клинику или в случайный красивый парк вас не повезут.
Иногда такси немного задерживается, бывает, что и на 30–40 минут. Поэтому для поездок на вокзал, в аэропорт, на прием к врачу в строго назначенное время я предпочитаю не пользоваться им, чтобы не рисковать.
— Как проходят уроки в школе?
— Женя учится в коррекционной школе по программе «вид 8, вариант 2» — это адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития.
По нормативам в таком классе не больше 12 человек с нарушением умственного развития или не больше пяти со сложными множественными нарушениями развития.
В Женином классе сейчас шесть детей, еще шестеро на домашнем обучении.
Дети не ходят по школе без присмотра — только за ручку со взрослыми. В каждом классе постоянный учитель и тьютор (педагог-воспитатель): пока первый занимается с одним-двумя детьми, второй присматривает за остальными.
По своему расписанию детей забирают логопед, психолог, дефектолог, специалист по физической подготовке, музыкальный работник, специалист по труду.
Предметы называются непривычно: «Человек», «Окружающий природный мир», «Социальный мир», «Предметно-практическая деятельность», «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Профильный труд», «Музыка и движения».
Кроме этого, есть внеурочные занятия — до первого урока и после пятого.
Нравится ли детям ходить в такую школу? Безусловно, да. Справляются ли они полностью с обучением по адаптированной программе? Безусловно, нет.
— Что ты имеешь в виду?
— Когда Женя только пошла в школу, могло показаться, что на фоне одноклассников она относительно благополучна.
В классе был мальчик с аутизмом, который не реагировал ни на что, кроме наборчика «Лего»; мальчик, который кусался; мальчик, который при виде чего-то нового падал на пол и кричал, поэтому в кабинет его мог завести только папа; девочка с эпилепсией — до пяти-шести приступов за день.
Ничего из этого у нее, к счастью, не было. Но Женина главная проблема — она быстро утомляется, и поврежденные связи в восприятии и усвоении материала сводили на нет все полноценное обучение.
Через 15 минут любой продуктивной работы Женины глаза уплывали, рот открывался, и все дальнейшее пребывание в школе сводилось к «продержаться до конца».
Очень помогает, когда она переключается на игру. И конечно, за девять лет стало лучше. Но все равно до сих пор — первый урок для нее самый продуктивный, второй послабее, с каждым следующим энергия все больше стремится к нулю.
Каждое полугодие я получаю отчет о Жениных достижениях, и там по всем основным дисциплинам «требуется помощь учителя/воспитателя, самостоятельно работать затрудняется».
Кроме музыки — Женя танцует и поет неуклюже, но с непередаваемым воодушевлением и очень выразительно. Мне кажется, это заслуга хорового «это сакура! это пагода!» и ритмичного хлопанья по коленям.
Но при всех сложностях Жениного обучения, при том, что учителям постоянно приходится учитывать особенности ее физиологии и патологии (физкультура с ограничениями по сколиозу; помощь с прокладками; во время еды очень важно, чтобы она не болтала, иначе может поперхнуться), они все отзываются о ней как о послушной приветливой девочке — и Женя очень любит и всех преподавателей, и одноклассников.
Правда, ее рассказы о школе сумбурны, кратки и очень потешны: «Сказала: здравствуйте, дети... Налево, шагом марш... До свидания, дети!» или «И логопед взяла кресло... И Женя начала уставать».
Из школы мы возвращаемся или на обычном такси, если видно, что Женя устала, или на двух автобусах, если погода хорошая и хочется погулять. Женя снимает корсет, пьет теплый компот и ложится полежать — чтобы отдохнула спина.
Иногда спит днем, иногда тихонько одевается и тихо включает музыку — подросток она или кто.
— Как проходит ваш вечер?
— Если честно, вечер после школы у нее и после работы у меня превращается в парад прокрастинации. «Надо бы позаниматься с ребенком, но сил нет» — а со всех полок квартиры укоризненно глядят кубики Зайцева, блоки Дьенеша, деревяшки Монтессори, квадраты Никитина.
И куклы: хуже всего у Жени пресловутой сюжетно-ролевой игрой. А может, ее так же, как и меня тошнит от многолетних попыток играть в магазин, завтрак и больницу.
Поэтому, когда я однажды обнаружила на своей полке с вещами енота, и услышала «Он спрятался», я чуть не заплакала от радости: она играла! Играла!
В общем, все наши совместные занятия вечером трудового дня сводятся к чтению книг, прогулкам, принудительному просмотру новых фильмов и попыткам чистить морковь овощечисткой. Мне кажется, это максимальный КПД.
— Что ты имеешь в виду под принудительным просмотром?
— Женя может смотреть одно и то кино сто раз, а привыкнуть к новому ей тяжело. Так что раз в две недели мы стабильно смотрим новый фильм или мультик. Потом пересматриваем, пока Женя до конца не проникнется диалогами и сюжетом, — потому что ей нужно много попыток, чтобы въехать.
Иногда она морщится и жалобно говорит мне: «Им нужно спеть». Классический «Дисней» мог бы гордиться ее чувством этого момента.
Вообще у Жени есть ноутбук и она им очень лихо владеет. Своими неуклюжими пальчиками она шарит по тачпаду и выбирает из выпадающей строки браузера любимые песенки и мультфильмы — лучше всего с хорошей музыкой и внятными диалогами.
Дедушка давно перестал так обреченно сокрушаться по поводу Жениного ментального здоровья, как раньше.
Однажды он пришел ко мне и задумчиво сказал: «Ты знаешь, она только что при мне перезагрузила ноутбук, выбрала фильм — и изменила скорость перемотки, чтобы они разговаривали смешными голосами. Вот я не знаю, где у видео скорость воспроизведения, а Женя знает».
— С фильмами понятно. А какие еще развивающие занятия есть в вашем распорядке дня?
— Лучше всех с Женей занимается бабушка. В дополнительный выходной от школы, это день в середине недели, — и в выходные. Они плетут макраме, читают, считают, пишут — да, Женя может писать, медленно и очень большими буквами, по классическим косым прописям.
Когда она училась писать, приходилось ставить точки, соединять их и так вырисовывать классические советские «крючочки».
Методики письма, по которым детей учат сегодня, у Жени не работают. Поэтому в школе она писать не может.
После занятия в выходные мы обязательно куда-нибудь едем. В парки, в лес, на озера, на экотропы — такие, чтобы не нужно было долго добираться от машины до тропы. Или в город.
Когда Женя была маленькой, мне была невыносима мысль, что она будет заперта в треугольнике «дом – площадка во дворе – школа» — и мы ее приучали к поездкам за город и прогулкам в городе.
С тех пор каждая прогулка должна обязательно закончиться пикником или кафе — ради этого пункта Женя честно терпит красоту окружающего мира, но никогда не забывает напомнить, зачем, собственно, мы вышли из дома.
— Кроме коротких прогулок, вы иногда отправляетесь в длинные путешествия. Как это происходит?
— Когда дети были маленькими, я старалась ездить на море на месяц, чтобы пережить акклиматизацию и спокойно отдохнуть. Всегда в купе, чтобы они могли и выспаться, и поиграть, и поскучать, не отравляя себе и другим существования.
Потом появились двухэтажные фирменные поезда, и ездить стало просто неприлично легко — вообще никакого превозмогания. А там и дети выросли.
В самую первую поездку на море казалось, что все это течет мимо Жениного сознания. Мы со старшим ребенком радовались горам, котам, солнцу, а Женя сидела в коляске или переноске, смотрела без интереса и только в воде в детском плавательном круге оживала и начинала двигаться.
Мы носили ее в горы, на пляж, все время что-то показывали, но весь Женин отдых сводился к происшествиям. У Жени ротавирус. Женю перевернуло волной в круге. Женя хлебнула воды, у нее бронхоспазм. Женю укусил осел.
На следующий год она уже немного ходила, и стало заметно лучше. Она все еще не выказывала понимания, что это какое-то другое место, но могла по нему ходить и даже немного бегать — и радовалась морю и солнцу намного больше.
На пляже, когда она не купалась, ее надо было развлекать, например, игрой в «Ручки». Без этого Женя быстро скисала, а хотелось, чтобы Настя, старшая дочь, тоже от души накупалась и поиграла с детьми.
«Ручки» — игра, в которой я придумываю движения, Женя повторяет. Потом я читаю для нее стихи, потом я пою, и так много-много раз подряд, — песни у меня отпечатаны в подкорке.
Разбуди меня — и я с выражением пропою: «Посмотрите-ка, друзья, у меня живет змея!», «А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит», и другие потрясающие хиты из серии «Логопедические распевки».
Когда мы стали ездить в Абхазию, кое-что традиционно повторялось — например, хлебания воды в круге и ротавирус — но ей заметно нравилось, что все новое.
Она терпеливо выдерживала дальние поездки в такси, и вот тогда у нее появилось пристрастие к перекусам в кафе. До этого мы ее в кафе не брали.
Потом был период, когда мы никуда не ездили, — пандемия. Мы сидели в Ленобласти, я от скуки печатала фотокниги со снимками из прежних поездок.
И вдруг Женя начала их внимательно рассматривать, и рассказывать: «Это пальма, колючая. Это гора. Бабушка взяла Женю на спину и понесла. Это кафе. Видела кота».
А ведь кота и бабушки не было на снимках — но все, что Женя пережила, где-то глубоко и надежно в ней отложилось.
И когда снова возобновили поездки на море, вдруг оказалось, что Женя такая разумная! И все понимает! И радуется морям и горам как взрослая! И даже поезду радуется!
... Еще через год Женя как-то подошла, похлопала глазами и задушевно сказала: «На море хочется. В кафе на поезде. На водопады. И лавашик».
— И последний вопрос: что бы ты посоветовала родителям, которые сталкиваются с такими диагнозами?
— Любить ребенка. Никогда не винить себя, ребенка, партнера в том, что так получилось, и не позволять никому со стороны манипулировать этой мыслью.
Принимать помощь партнера, распределять нагрузку, находить время друг для друга и для остальных детей в семье.
Не стремиться делать все идеально. Решать проблемы поэтапно.
Понимать, что любое вложенное в развитие ребенка усилие не будет напрасным — прогресс идет всегда. Просто иногда медленно-медленно, улиточным шагом, иногда — с откатами, а иногда внезапными рывками.
Радоваться мелочам. И не забывать о себе — о своем личном хобби, досуге, отдыхе.
Если у вас особый ребенок, нельзя оставаться в изоляции от мира или класть жизнь на мученический алтарь его реабилитации. Это короткий путь к разочарованию и депрессии. Берите все хорошее, что жизнь может вам дать.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи