Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров215Опубликовано21 июля 2025

Парусный спорт в Петербурге: с чего начать, сколько стоит и какие будут трудности

Мою подругу зовут Оля, и она влюблена в парусный спорт. Она мечтает собрать свою женскую команду и получить права капитана. Я спросила ее о том, как она начала ходить под парусом, какие трудности преодолевала и что вдохновляет двигаться вперед.

Я люблю выделяться, и мои образы часто привлекают внимание экипажа и людей на базе. Часто слышу комплименты о моём чувстве стиля. Источник: личный архив Ольги Леонтьевой 

Как ты оказалась на своей первой тренировке?

Я познакомилась с парусным спортом случайно на втором курсе магистратуры в . При университете есть спортивный клуб профсоюзной организации, где можно было выбрать любую из предложенных секций. Я остановилась на парусном спорте: заполнила анкету и оказалась в числе тех, кто будет учиться управлять яхтой. 

Я заплатила сбор за вступление в профсоюз — 5000 рублей. С февраля по апрель мы изучали теорию: разбирали разные ситуации на воде, изучали флот, стройство яхт, разбирали билеты . Занятия проходили один-два раза в неделю офлайн. 

С мая по октябрь была практика на воде: мы учились отшвартоваться и отрабатывать разные позиции, чтобы яхта могла плыть. Например, я часто выбирала позицию грот — на одномачтовых судах так называют задний парус. Задача члена экипажа в данном случае регулировать натяжение  для контроля глубины паруса и натяжения задней

Я записывалась в секцию из любопытства и желания попробовать что-то новое, но в итоге влюбилась в этот спорт уже на первой тренировке.

Не страшно было выходить на воду? Все-таки стихия непредсказуемая, да еще и яхта движется за счет ветра. Какие трудности были?

Сомнения были: справлюсь ли я с физическими нагрузками? Не слишком ли это сложно для девушки? Но поддержка команды и инструктора помогла.

Они напомнили, что на яхте нет разделения на мужчин и женщин — только экипаж. Так что я просто выполняла свою задачу шаг за шагом и с каждым разом чувствовала себя увереннее. 

На первой практике я боялась упасть или поскользнуться, старалась держать три точки опоры (как правило, это две ноги и рука). Как только я взяла в руки и почувствовала, как парус реагирует на мои действия, страх сменился восторгом. Ветер в лицо и ощущение свободы — это разделило мою жизнь на «до» и «после».

У меня есть две истории про трудности, с которыми я столкнулась на практике. Первая про то, как из-за сильного ветра изменилось направление паруса и меня придавило гика-шкотом. Все случилось за секунду: резко стал слишком большим, и моя голова оказалась прямо у водной глади. Вторая история про швартовку яхты: я поймала тросы для крепления судна к причалу и накидывала их на утка и мой большой палец случайно застрял в петле. 

Идеальная погода для занятий — умеренный или сильный ветер и отсутствие осадков. Источник: личный архив Ольги Леонтьевой 

Из других трудностей наверно можно отметить планирование курса. Дело в том, что в Петербурге узкий , где могут проходить суда. Например, большинство пирсов, где швартуются парусники находятся у выхода в Финский залив. Им нужно проплыть под мостом и вот там как раз начинаются сложности с фарватером: нужно точно просчитать маршрут, чтобы не сесть на мель. Это довольно сложно, если вспомнить, что яхта в основном движется за счет силы ветра и направления паруса.

Еще из интересных особенностей в планировании маршрута вспоминаю дорогу в . Вы не можете просто сесть в лодку и подплыть к острову в любой момент — предварительно нужно согласовать это с государственной инспекцией и, возможно, с капитаном порта. В противном случае, по вам могут открыть огонь, потому что город считается охраняемым объектом. 

Какие ценные уроки ты извлекла за время занятий?

Парусный спорт учит не сдаваться. Погода может испортиться, команда — подвести, но ты должен продолжать. Однажды на тренировке я неправильно выбрала шкот — не дотянула на себя, парус «», и мы чуть не легли на борт. Инструктор спокойно сказал: «». Я исправилась, и яхта выровнялась. Этот момент научил меня сохранять спокойствие и доверять команде. 

Мне нравится наряжаться на тренировки. Я отдельно продумываю и собираю каждый лук. Источник: личный архив Ольги Леонтьевой 

Еще один урок — был на регате от «Билайна», когда я впервые решила поучаствовать в гонке. Соревнования длились два дня. В первый день мы еще не работали как слаженная команда и экипаж был маленький — всего три человека, вместо положенных четырех-пяти.

Мы распределили задачи между собой: кто-то следил за парусами, кто-то за рулем. Я взялась за грот — самый большой парус, который нужно постоянно подстраивать под ветер. Из-за череды ошибок при повороте и потере настроя, мы в итоге заняли 10 место из 15.

На второй день наш рулевой загорелся идеей выиграть и стал подрезать другие яхты, чтобы обойти их, а еще отвлекался на раздачу указаний вместо управления лодкой.

Я тоже создала несколько опасных ситуаций: например, управляя гротом, пару раз резко дернула шкот и мы чуть не столкнулись с другими лодками. Из-за этого пришлось проходить штрафные круги, что, конечно, нас сильно откинуло назад. В итоге мы финишировали предпоследними. 

Я поняла, что зря поддалась азарту — надо было быть внимательнее, заниматься физической подготовкой и иметь слаженный экипаж. 

Как совмещаете парусный спорт и личную жизнь? Есть ли у тебя правила тайм-менеджмента?

Честно говоря, совмещать сложно. Лето в Петербурге может быть дождливым, а тренировки все-таки зависят от погоды. Работа тоже отнимает время, поэтому я стараюсь планировать занятия заранее. 

Стараюсь заниматься два раза в неделю, чтобы прогресс был заметным. Приходится договариваться с тренером и командой, чтобы синхронизировать расписание. Иногда жертвую встречами с друзьями, но я верю, что если найдешь любимое дело, то и время на него найдется. 

Какой один совет ты бы дала тому, кто хочет заняться парусным спортом?

Не бойтесь пробовать! Начните с уроков в каком-нибудь городском яхт-клубе, где готовят новичков. Например, я сейчас занимаюсь в «Силе ветра». Там есть групповые занятия с инструктором — 4300 рублей за два часа урока.

Команда (из четырех человек) набирается случайным образом, но, как правило, сформированные экипажи заранее договариваются о совместной тренировке и бронируют на нее места вместе, а а также участвуют в гонках

Так вот, возвращаясь к теме советов для новичков, я бы рекомендовала не строить иллюзий для первого раза. На первом уроке вы только познакомитесь с яхтой, ее устройством, почувствуете стихию. Вполне нормально, если что-то не будет получаться, но для этого есть инструктор, который подскажет и задаст правильное направление. 

Чтобы чувствовать себя увереннее, к первому уроку я бы посоветовала выучить основные термины:

  • Шкот — веревка, которая используется для управления парусами на лодке или яхте.
  • Гик — это горизонтальная балка, прикрепленная к мачте, которая служит для крепления нижней шкаторины (края паруса, кромки, который обычно обшит тросом или веревкой) для укрепления косого паруса.
  • Травить — ослаблять шкот, чтобы парус ловил меньше ветра. Например: «Трави стаксель!»
  • Колдунчики — ленточки на парусах, показывающие поток воздуха. Например: «Смотри, колдунчики пляшут — трави немного!»
  • Пианино — участок на палубе с блоками и стопорами для управления шкотами. Если говорить простым языком, это место, где закреплены все важные веревки. Например: «Иди к пианино, будем поднимать грот!»
  • Грот — главный парус, крепится к мачте и гику.
  • Стаксель — передний парус, управляется шкотами.
  • Спинакер — легкий парус для гонок, требует командной работы.
  • Генакер — промежуточный парус между стакселем и спинакером.
  • Поднять кранцы — убрать резиновые подушки с борта после швартовки

Важно правильно выбрать позицию на лодке. В «Силе ветра» занимаются на на яхте SV-20 — это спортивная килевая яхта специально для парусного спорта. Она спроектирована как универсальная, быстрая и легкая лодка, рассчитанная на команду из четырех человек и тренера. На борту у экипажа несколько ролей:

  • Рулевой — управляет яхтой, принимает решения. Не для новичков.
  • Тактик — анализирует ветер и движение соперников. Требует опыта.
  • Шкотовый — управляет стакселем, подходит для новичков.
  • Баковый — работает на носу, ставит спинакер. Может подойти для новичков, но потребуется помощь инструктора.

Помните о технике безопасности: убирайте волосы в хвост, а лучше в косу, снимайте украшения. Надевайте удобную теплую одежду (на воде всегда есть риск промокнуть) и кроссовки. Возьмите кепку и очки, солнцезащиту, а еще пригодятся спортивные перчатки, чтобы не пораниться о тросы.

В целом, если заморачиваться с брендами и не искать какие-то супер крутые солнцезащитные очки, вся экипировка укладывается в 3000-5000 рублей (с учетом того, что спасательный жилет дают в клубах). Тем более, что часть одежды у вас наверняка уже будет, например, спортивный костюм и кроссовки.

Я купила собственный жилет и кастомизировала его под никнейм в соцсетях — Zmeuka_gaduka. Источник: личный архив Ольги Леонтьевой 

А еще не доставайте телефон во время тренировки. Во-первых, это отвлекает ваше внимание и вы можете не заметить, как на вас летит грот, чтобы свалить за борт. Во-вторых, вероятность утопить телефон в воде слишком высока.

Ты любишь эпатажные костюмы — это создает проблемы на занятиях? Как ты вообще придумываешь образы?

Я люблю наряжаться на тренировки, но фотографии делаю, как правило, на пирсе у лодок. На само занятие я переодеваюсь в базовую одежду, убираю волосы и надеваю спасательный жилет — это правила безопасности и их нельзя нарушать.

Один раз у меня была фотосессия в восточном образе прямо на лодке, но перед этим я долго согласовывала идею с капитаном и экипажем, а еще подстраивалась под погоду. Вдохновила русалочка из диснеевского мультфильма. 

Если вы хотите фотосессию на паруснике, лучше взять прогулку на яхте. Делать это во время тренировки, конечно, нельзя и некогда. Источник: личный архив Леонтьевой Ольги

Купальник и брюки у меня остались от костюма для восточных танцев, которыми я раньше занималась. Он обшит стразами: обычно это делается на заказ и стоит очень дорого от 60 000 рублей и выше. Свой я покупала в далеком 2023 году за 20 000 рублей. В костюм, как правило, входит лиф со стразами «Сваровски» и пояс, еще могут быть штаны-алладины и вуаль, но их я покупала отдельно. Парик заказала на Wildberries за пару тысяч. 

На воду я выходила в костюме, но сверху на мне была кофта и спасательный жилет, которые я сняла для фото. Парик надела уже непосредственно на месте, иначе бы он слетел от ветра.

На образ гонщицы меня вдохновило видео из интернета, где девушка кастомизировала ремень детскими машинками. Гоночную куртку я покупала в магазине Befree, но похожие можно найти на маркетплейсах. Под ней обычный спортивный рашгард, а ногах — водоотталкивающие штаны.

Я взяла обычный черный пояс, заказала машинки и силиконовые резинки для крепления: их нужно продевать через колесики, а потом надевать друг за другом на ремень. Так как часть одежды для образа уже была — я потратила примерно тысячу рублей, чтобы сделать ремень.

У тебя есть какая-нибудь мечта, связанная с хобби? 

Моя мечта — собрать женскую команду для совместных тренировок, чтобы потом участвовать в соревнованиях. У меня нет критерий к членам экипажа — это могут быть как новички, так и профи. Главное, чтобы у нас были схожие взгляды и совпадал график.

Когда-нибудь я соберу самый красивый женский экипаж. Источник: личный архив Ольги Леонтьевой 

Еще я бы хотела получить права ГИМС и стать капитаном. Как и в случае с правами на машину, обучение проходит от какой-нибудь школы или яхт-клуба. Вы изучаете теорию и отрабатываете на практике разные маневры. Стоимость обучения в 2025 году — от 15 000 до 25 000 рублей, госпошлина — еще 2000 рублей.

Глобально — мне бы хотелось купить свою яхту и выходить на воду, когда захочу. Но это дорогое удовольствие.

Парусник в среднем стоит от 1,5 до 2,5 млн рублей, а еще в эту стоимость нужно закладывать обслуживание лодки. Например, мелкий ремонт обойдется приблизительно в 15 000 рублей за сезон (пять месяцев), очистка корпуса и антикоррозийная обработка — еще 5 000 в месяц. 

Дополнительные расходы: 

  • топливо — зависит от частоты использования, но примерно 5 000–10 000 рублей за сезон;
  • страховка около 10 000–20 000 рублей в год;
  • обновление парусов, навигации и т.д. еще около 10 000–50 000 рублей за сезон.

Плюс нужно оплачивать стоянку судна: ее цена меняется в зависимости от выбранного яхт-клуба и размеров лодки. В среднем это от 400 рублей в сутки, но стоимость может быть и почасовой. В яхт-клубе «Восточный» за судно до 10 метров придется заплатить 650 рублей за 3 часа. Минимальные расходы за сезон получаются примерно на 130 000 рублей. 

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Красота
Опубликовано29 августа 2025
Средства для волос, которые вернули мне блескСредства для волос, которые вернули мне блеск
Время чтения3 минутыКоличество просмотров24
Умный шопинг
Опубликовано1 сентября 2025
10 вещей, которые я перестала покупать — и не пожалела ни разу10 вещей, которые я перестала покупать — и не пожалела ни разу
Время чтения4 минутыКоличество просмотров39
Семья и дети
Опубликовано4 сентября 2025
Как мы справились с возрастом почемучки: личные примеры и рабочие советыКак мы справились с возрастом почемучки: личные примеры и рабочие советы
Время чтения3 минутыКоличество просмотров9