
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Галина Чиркова — мастер интерьерной миниатюры. Вернее, она программист и профессию любит, а в свободное время от работы и семейных забот делает кукольные дома. Наполняет их мебелью, развешивает шторы, расставляет книги в шкафах, на кухонных полках — банки для круп, на обеденном столе — еду, тарелки и чашки. Можно заглянуть в холодильник, включить свет и телевизор. Все как в жизни, только размером в двенадцать раз меньше.
Ее домики подолгу рассматривают. После ахов, изумлений, восторгов встают вопросы — как, из чего, для кого. Мы задали их Галине Чирковой, и она рассказала о своих румбоксах, где ищет вдохновение, можно ли на таком хобби заработать и с чего начинать дебютантам.
— Галина, как в вашу жизнь вошла миниатюра?
— Это была любовь с первого взгляда, точно. Примерно в 2006 году я бродила по интернету и попала на испанский сайт по миниатюре. Там были такие простые уроки с картинками, что я сразу начала из подручных материалов крутить цветочные горшки, кувшинчики какие-то. И поняла: мое.
В детстве я любила делать домики для кукол из бумаги. Помните наборы с бумажными Машей и Дашей? Мама отдала мне на растерзание остатки обоев, картон. Я клеила, красила гуашью, чертежи мебели искала в журналах «Техника молодежи» и «Сделай сам», какие-то модели придумывала.
Мастер-классы с того сайта всколыхнули детские чувства. Я пропала.
Мои миниатюры — не про украшение интерьера, не про игру, а больше про настроение.
Домики для многих владельцев — способ вернуться в детство, в определенный момент жизни или к любимым героям.
— Вы сразу начали делать румбоксы? Хотя в нулевые этого слова, наверное, в лексике еще не было.
— Сначала мелочевку — бутылочки из стеклянных шариков, бумажные кувшины, зонтики из скрепок, корзинки с ягодами-фруктами, простейшую мебель.
Лепила кукол, рисовала, занималась фото-артом. Скачала много книг по анатомии человека, лепке, миниатюре. Подписалась на японских миниатюристов.
— Ваши самые ламповые проекты — коммунальные кухни, советские квартиры. Ностальгируете по СССР?
— Ностальгии по Советскому Союзу я не испытываю. Было советское детство с гуляниями до ночи, пока мама не начнет звать из окна, с пионерскими лагерями, кружками и секциями. Осталось много теплых воспоминаний. Но помню и трудности. Иллюзий, что в СССР было хорошо, у меня нет.
— Как же возникла советская тема?
На форуме сайта Demiart регулярно проводили творческие дуэли между художниками, фотографами, скульпторами. «Зачинщик» придумывал тему и приглашал соперников, до шести человек. Зрители голосовали и определяли победителя.
Среди форумчан победа в дуэли ценилась. Работать нужно было быстро и на полную включать фантазию. Давали такие задания, что не знаешь, как подступиться. Всегда было весело и интересно.
Примерно в 2011 году устроили дуэль по миниатюрным комнатам. Мне выпала пара «кухня — голубой». Я в шоке: какая голубая кухня, что за ужас выйдет? Потом вспомнила советские кухоньки. Они были бежевые, темно-зеленые и голубые.
И так легко сделалась голубая кухня! Столько деталей всплыло, воспоминаний. Работа победила с огромным отрывом. Отзывов было много, людей зацепило.
Фото увидела коллега, захотела купить. Продавать было стыдно, свою первую кухню я подарила.
Сделала вторую, ее тут же забрали, потом еще одну. Стали спрашивать гостиные, спальни. Обязательно в духе СССР. Так и получилось, что основная тема моих интерьеров — Советский Союз.
— Назовите любимые проекты.
— Все доставляли удовольствие. Все люблю. Возможно, хижина Хагрида по мотивам «Гарри Поттера» была чуть ближе, потому что выделялась на фоне других. Очень люблю коммуналку в Питере и купеческий дом.
Самой масштабной была двухэтажка на четыре квартиры, с подъездом, лестничными клетками. Ее площадь — 80×30 см.
1/4
Домик Хагрида. Источник: личный архив Галины Чирковой
Некоторые работы давались тяжелее. Например, макет к юбилею Ирины Аллегровой от ее фан-клуба. Там сцена, а за ней несколько эпизодов творческой жизни певицы. Были сжатые сроки, технически сложно.
— Вам нравятся неординарные задачи? Ведь макет для кафе в Вышнем Волочке тоже уникальный?
— В кафе в стене не хватало кирпича. Меня попросили сделать румбокс с интерьером 200-летней давности, чтобы вставить на место утраченного кирпича. Фотографию комнаты нашли в местном музее.
Я прежде не работала в масштабе 1:35. Предупредила, что эксперимент может провалиться. Было сложно и в размер попасть, и применять новые техники. Неплохо получилось, как мне кажется.
— Расскажите, как рождается румбокс. Пришел заказ или возникла задумка. Что дальше?
— Продумываю общую концепцию — комната или дом, в каком стиле, будет что-то снаружи или нет. Определяю количество крупных предметов.
Потом делаю чертежи помещения, самые простые. Вырезаю из бумаги проекции мебели и пытаюсь разместить на эскизе.
На этом этапе бывают сложности: у комнат четыре стены, а в румбоксе передней обычно нет. Предметы на первом плане смотрятся неуместно, особенно когда следуешь описаниям заказчика.
Например, человек говорит: «У нас была кровать напротив окна, под окном стоял диван. Я на него с ногами забирался и смотрел на улицу». Если не сделать стену с окном, то диван спинкой вперед на переднем плане — странно. Поэтому двигаю вещи или меняю концепцию макета. Скажем, выбираю другой ракурс. Обычно рисую несколько вариантов.
Затем сажусь за чертежи мебели. По ходу вношу изменения. Бывает, что просчитаюсь, и мебель не встает, куда надо. Или по размерам хорошо, но композиция не нравится.
Когда занята большим проектом, нравится переключиться на другую тему. Скажем, отложить хрущевку и сделать набор волшебных палочек мага.
— А по времени?
— Я работаю очень медленно. Есть же основная работа и семья. Всегда предупреждала: я черепаха, подгоняйте меня.
Самое быстрое — месяц на одну комнату. У больших проектов открытые даты. Один из первых домиков до сих пор не доделан.
— Для вас важно историческое соответствие?
— Люблю, когда в интерьере четко видны время или место, но вгрызаться в историческую достоверность, пожалуй, не стану.
Однажды слив под мойкой сделала на скорую руку, из гофры. Он глаз резал, было ощущение «не верю». В комментариях к посту кто-то написал, что из-за него весь макет выглядит недостоверно. Переделала.
В другой раз в гостиной 70-х годов я поставила шкаф и абажур первых годов советской власти, какими их описала заказчица. В комментариях попеняли, что эти вещи другой эпохи, к брежневскому времени они уже вышли из моды. Может и так, но у меня обстановка, пусть и не модная, не вызвала диссонанса.
— Трудно добиться эффекта присутствия? Чтобы человек посмотрел и сказал: «как в жизни».
— Атмосфера в мелочах. Я часто копошусь с деталями, которые в итоговом варианте мало заметны. Но игнорировать их нельзя. Например, в кухне за газовой плитой проходит труба с краном. Кран за крышкой плиты, не виден. Но как без него?
1/4
Комната в бывшем купеческом доме. Источник: личный архив Галины Чирковой
Как-то родилась идея развесить фотографии и портреты на стенах комнаты, которую готовила для музея в Санкт-Петербурге. Фото из интернета я не беру, ведь авторам или владельцам может быть неприятно, что изображения используют. Я попросила подписчиков прислать снимки XIX — начала XX веков из семейных архивов. Прислали. Я распечатала, уменьшив. Вот и исторический штрих.
Иногда хватает крохотной детали, чтобы работа задышала, в ней появилась жизнь.
— Что вдохновляет?
— Иногда кино. Например, фильмы о Гарри Поттере до сих пор не отпустили, хотя уже есть домик по мотивам. Сериал «Аббатство Даунтон» долго держал в напряжении, хочу сделать интерьер в таком стиле.
Иногда увижу какой-то предмет мебели, и вокруг него начинает формироваться пространство. Так было с плетеным креслом, с голубым комодом.
Ну и семья, конечно.
— Дома есть сподвижники?
— Никто, кроме меня, миниатюрой не увлечен. Зато все поддерживают и гордятся. Муж на 8 Марта подарил мини-дрель, токарный, фрезерный мини-станки.
Семья обычная: я, муж, двое детей. Сейчас живем в Москве. Родилась, выросла и выучилась я в Казахстане, в городе Павлодар. В Россию мы с мужем переехали много лет назад.
Вместе 26 лет. Дочь окончила колледж, сын в 8 классе. Я им очень благодарна.
Ни разу не сказали: «Нечего тратить время на ерунду, иди лучше борщ свари». Мусор в комнате терпят, когда творю.
— Критика вас задевает? В соцсетях, в комментариях к постам такие знатоки выступают…
— Терпеть не могу, когда критикуют. Но стараюсь абстрагироваться и вникнуть. Часто готова признать свою ошибку и переделать, исправить. Тогда пишу: «Спасибо», и негатив уходит. Хорошо же — я стала чуточку лучше, что-то новое узнала, продвинулась.
Но иногда замечания высказывают в такой манере, что буду сопротивляться, даже понимая справедливость упреков.
— Ваш стаж миниатюриста — почти 20 лет. Сколько за эти годы сделали домиков, отдельных предметов?
— Никогда не считала. Домов и квартир, наверное, 15 или 20.
В нашей квартире нет ни одной готовой работы. Они сразу уезжают к новым хозяевам. Сейчас три незавершенные в коробке, чтобы не пылились.
— Вы охладели к миниатюре?
— Ничуть. Стало стремительно падать зрение, появились постоянные головные боли. Пришлось выбирать: миниатюра или глаза. Уже год не делаю ничего такого, где нужно напрягать зрение, восстанавливаю силы.
Надеюсь вернуться, руки чешутся.
— Пробовали сделать миниатюру основным заработком?
— Был такой опыт. Вышла на и . Продажи начались быстро и неплохо шли.
Но мне не нравилось: заказывали одно и тоже. Корзинка, корзинка, опять корзинка. За восемь месяцев сделала немыслимое количество.
Для меня миниатюра — это процесс. Когда он поставлен на поток, пропадает флер. Так легко выгореть.
Если же делать то, что нравится, и продавать из наличия, круг покупателей сужается. Поэтому решила: зарабатывать буду на работе, а хобби пусть приносит удовольствие.
Я счастливый человек, обожаю свою профессию. По образованию инженер-математик, работаю программистом. Несколько лет не программировала и очень скучала. Хобби помогает мне переключиться. Миниатюра хорошо взаимодействует с работой: они друг другу не мешают.
Идти вперед или работать под заказчика — частый и непростой выбор, когда монетизируешь творчество.
Интерьерная миниатюра приносит мне минутку славы. Я тещу самолюбие, показывая работы, получая положительные отзывы.
— Почему же не выставляетесь? Не верю, что не получали предложений.
— Получала. Не вижу в выставках для себя смысла. Мне не нужно привлекать клиентов. Почти все заказы приходили по «сарафанному радио». Люди как-то меня находили.
Для выставки нужна подготовка, с единственным румбоксом на стенд не выйдешь. А я сапожник без сапог.
— Галина, у вас есть студия?
— Нет, только рабочий уголок в спальне — стол, пара полок и ящиков в шкафу.
В подвесных контейнерах держу ножницы, линейки, кисточки, стеки, пинцеты, карандаши. Они под рукой должны быть. В тумбе стола — краски, клей, нитки, картон, деревяшки, полимерная глина. Старюсь раскладывать по коробкам. В шкафу — гравер и то, что требуется реже.
— Какие инструменты и приспособления нужны миниатюристу?
— У меня самые простые:
В общем, никакого волшебства.
— Про материалы расскажите.
— В дело идет все, что угодно. Донце баночки от йогурта может стать тазиком. Футляр киндер-сюрприза — корпусом пылесоса. Ампула от лекарства — бутылкой. Бусины — это флаконы. Или светильники. Или сахарницы. Палочками для размешивания кофе выкладываю паркетный пол. Сервировочные салфетки становятся линолеумом.
Почти всю мебель делаю из переплетного картона. Незаменимый материал: плотный, легко режется, не трудно найти в продаже. На каркасы домов идут сэндвич-панели для откосов пластиковых окон.
Когда занимаешься миниатюрой, на все предметы смотришь с точки зрения «куда бы это применить».
В магазине на глаза мне как-то попались пуговицы. Покрутила, повертела. Поняла, что не знаю зачем, но очень нужны. Купила разных. Потом сделала из этих пуговиц замечательный чайничек. А из других — тарелки и подставку под сладости.
— Миниатюра — это очень трудно?
— Для меня нет. Точнее, трудно, но в кайф. Я обожаю, когда из ничего рождается что-то интересное. А коллега говорила: только подумаю, как все это делать, голова начинает болеть.
Нужны точная рука, хорошее зрение.
Мне кажется, миниатюристу еще нужно хорошее пространственное мышление. Создавая, например, мебель, нужно понимать, что, куда и в какой последовательности крепить.
Если делать макеты помещений, придется разобраться в электрике, пайке. Возможно, в 3D-моделировании. В лепке из полимерной глины. Знать тонкости работы с тканями. В мелких масштабах с тканью работать сложно.
— Что посоветуете новичкам?
— Не бросаться покупать инструменты и материалы. Начать с малого, почувствовать: ваша ли тема.
Смотреть, как делают другие, впитывать. Сходить на мастер-классы, обычно там концентрированно дают информацию, которую и самостоятельно найдете, но потратив гораздо больше времени.
Главное — анализировать полученные знания, адаптировать под себя.
Любите то, чем занимаетесь. И все будет со временем.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи