
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Кажется, смартфоны и «цифра» победили аналоговую фотографию. Однако эта победа мнимая: , , пленка никуда не делись, а в последние годы снова вошли в моду.
Люди обращаются к аналогу, потому что хотят не просто щелкать, а участвовать в процессе. Вдумчиво выстраивать параметры, чувствовать увесистость камеры, оценивать кадр — и получать снимки, не похожие на терабайты тех, что уже хранятся в облаке.
Составили гайд для новичков, как выбрать пленочный фотоаппарат.
Его основной элемент — светочувствительная пленка, на которой через объектив фиксируется изображение.
Свет проходит через и , определяющий .
После на пленке появляется изображение и фотограф перематывает на следующий кадр.
Пленочные фотоаппараты делятся на четыре типа.
Аппараты с фиксированным , без вспомогательных элементов для определения расстояния. Название получил от шкалы, которая помогает выставить фокус. простой оптический.
Плюсы:
Подходят для обучения основам композиции и работы с пленкой.
Минусы:
Где пригодится: массовая любительская съемка, детские камеры, .
Распространенные модели: семейство «Вилия», «Смена-8М», Olympus XA2.
Название произошло от способа : пользователь совмещает два изображения — из и видоискателя. Визир в некоторых моделях оснащен рамками под разные фокусы.
Плюсы:
Минусы:
Сфера: уличная, репортажная и тревел-фотография, где нужны тишина, компактность, скорость.
Распространенные модели: Leica M3, ФЭД 2, «Зоркий-4», Yashica Electro 35.
Свет через объектив попадает на наклонное зеркало, отражается на фокусировочный экран и через или попадает в окуляр.
При спуске зеркало поднимается, свет идет на пленку. Видоискатель показывает изображение через съемочный объектив.
Плюсы:
Минусы:
Где пригодится: универсальная съемка — портрет, пейзаж, спорт, макро, студийная съемка.
Распространенные модели: Nikon F, Canon F-1, Pentax K1000, «Зенит ЕТ», «Киев-19», «Салют».
Профессиональное и продвинутое любительское применение. Требует максимального контроля.
«Мыльницы» — пленочные фотокамеры с автоматическими настройками. Можно найти новые или аппараты из 1990-х.
Время от времени мода на них возвращается: они нравятся тем, кто не хочет долго учиться, но получить ретроснимки.
Плюсы:
Минусы:
Для кого: для тех, кто хочет попробовать сделать необычные снимки без подготовки.
Распространенные модели: Olympus MJU II (он же Stylus Epic), Kodak H35 Ektar Half Frame 35mm Camera, Nikon FM2.
Перед покупкой определитесь с целями. Для обучения подойдет что-нибудь недорогое с ручными настройками. Профессионалам потребуются зеркалки с заменяемой оптикой.
На что обратить внимание:
Валентин Федоров
Междисциплинарный художник и автор телеграм-канала «Фотоувеличение»
«Пленочных камер выпускается очень мало. Производство — нишевое, скорее из уважения к традиции, чем из расчета на массовый рынок.
Поэтому, если вы только начинаете, разумно смотреть в сторону вторичного рынка. Там больше выбор, ниже цены, и, как ни странно, качество зачастую выше, чем у современных "одноразовых" камер.
Если все-таки хочется новую, стоит понимать: искать конкретную модель — задача почти бессмысленная.
Проще прийти в магазин, где есть пленочные камеры, и выбрать из того, что есть. Хорошие примеры — Kodak, Ilford, Lomography.
Но если цель — просто начать, можно поступить еще проще: на китайских маркетплейсах есть множество с фиксированным фокусом и пластиковым объективом.
Плюс в том, что перепродать пленочную камеру не проблема. Если через пару месяцев она вам надоест — вы вернете часть потраченных денег.
Совет: прежде чем покупать, посмотрите примеры фотографий с конкретных камер и пленок. Это поможет понять, что получится на выходе.
Эстетика у пленки разная: какие-то кадры зернистые, какие-то выдают неестественные цвета, какие-то — очень “чистые" и близкие к "цифре"».
Плюсы пленочных камер:
Минусы пленочных камер:
Составили топ-10 пленочных фотоаппаратов, которые зарекомендовали себя среди профессионалов и любителей.
Зеркальная камера с автоматическим и ручным режимами. Подходит для новичков.
Посмотрите на похожие Canon T90 и Canon 1v.
Цена — от 13 500 рублей на вторичном рынке.
Малоформатный аппарат с полуавтоматическим управлением.
Цена — от 25 000 рублей для б/у.
Компактная зеркалка с ярким видоискателем.
Цена — около 18 000 рублей за новую.
Однообъективная зеркалка.
Цена — от 20 000 рублей.
Перезаряжаемый пластиковый корпус, фиксированные объектив и фокус, одна выдержка. Подходит для новичков. Питание от батареи AAA.
Цена — 2664 рублей.
Широкоугольный объектив, форматы кадра: полный (36×24 мм), полукадр (18×24 мм), квадрат (24×24 мм).
Подходит для экспериментаторов и уличных фотографов.
Цена — от 40 000 рублей за новый.
Стильный дизайн с текстурой «под кожу», яркие цвета при дневном свете, автоэкспозиция.
В помещении используйте вспышку.
Лучший выбор для любителей винтажной эстетики.
Цена — от 5100 рублей на новый.
Малоформатный зеркальный аппарат с ручной перемоткой.
Цена — от 1500 рублей за б/у.
Это полукадровик (72 фото на 36-кадровой пленке). Оптика пластиковая и нет ручных настроек.
Цена — от 8600 рублей за новый.
Contax T2
Премиальный компакт с автофокусом и объективом Carl Zeiss.
Цена — от 77 000 рублей.
Неопытному фотографу подойдет что-нибудь простое.
Вот что пишет об отношении к технике знаменитый британский фотограф Ли Фрост в книге «Черно-белая фотография. Простые способы получения художественных снимков», 2004:
«Поскольку мой скромный "Зенит-ЕМ" был настолько простым, насколько вообще может быть 35-мм зеркальный аппарат, я решил, что если удастся накопить немного денег и купить что-нибудь посерьезнее, то качество моих снимков сразу улучшится.
Конечно, я быстро осознал, что не имеет значения, какой камерой пользуешься или сколько имеешь объективов — один или десять; важно то, что ты можешь сделать с этой техникой.
С тех пор я не придавал такого значения оборудованию».
Новые пленочные фотоаппараты продают в магазинах электроники и на маркетплейсах. Но начать можно и с подержанной камеры.
Ищите технику у родных и знакомых, на блошиных рынках и в комиссионных магазинах (иногда технику приносят в антикварные салоны), на площадках онлайн-объявлений и в специализированных магазинах аналоговой фотографии.
Не всегда старые фотоаппараты хранят в теплом и сухом месте, поэтому лучше изучить аппарат «вживую». Проверяйте состояние затвора, отсутствие грибка на объективе и работоспособность экспонометра.
Покупайте фотокамеру и пробуйте себя в мире аналоговой фотографии. А если найдете редкий экземпляр, он может стать неплохой инвестицией.
Оплачивайте покупки Халвой в рассрочку или получайте кешбэк.
Копить или купить? Выбирайте Халву: в рассрочку и без переплат!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Итак, камеру вы расчехлили, теперь раздумываете, как вставить пленку и начать делать кадры минимум как у Картье-Брессона или Родченко.
Что делать дальше:
Фотоэкспонометр — прибор, который поможет подобрать значения диафрагмы и экспозиции под конкретные параметры.
На каждом экспонометре указано, для каких широт он откалиброван. После полного расчета откорректируйте в соответствии с указанными параметрами.
Сегодня можно установить одно из приложений-экспонометров на телефон.
Для обычной съемки выбирайте катушки с чувствительностью ISO 200, 400 или 800. При ярком естественном свете используйте менее чувствительную пленку — тогда будет меньше.
Для любительских и полупрофессиональных камер оптимальна цветная пленка с ISO 200–400.
Цветные:
Черно-белые:
Стоимость непрофессиональной черно-белой пленки с низкой светочувствительностью — от 400 рублей, профессиональные цветные с ISO от 200 стоят от 1300 рублей.
Пленки продают на маркетплейсах и в фотомагазинах. Покупать катушки с рук рискованно — вы не знаете, как ее хранили и получится ли что-то снять.
Но если хотите поэкспериментировать, изучите маркировку советской пленки.
Если вам встретится советская пленка, на ней могут быть проставлены другие значения светочувствительности, принятые ГОСТом того времени.
Например, в соответствии с ГОСТом 2817-50, который действовал до 1987 года, пленки делились на четыре вида:
Валентин Федоров
Междисциплинарный художник и автор телеграм-канала «Фотоувеличение»
«Пленку советуют хранить в холодильнике. Лично я этого не делаю — пока все работает. Но если вы купили запас на год вперед, лучше пусть лежит в прохладе.
Отдельный лайфхак — кинопленка, перезаряженная в стандартные кассеты. Она дешевле, часто красивее по цвету и ощущается чуть живее, чем коммерческая.
Главное — найти надежного продавца и понимать, что проявка у таких пленок бывает нестандартная.
И, наконец, не пренебрегайте инструкцией. Даже если у камеры всего две кнопки, найдите ее модель в интернете и почитайте.
Поймите, как работают экспозиция, выдержка, диафрагма. Это основа. Без нее пленка превращается в дорогой рандом».
Еще несколько лайфхаков:
Проявка требует химических реактивов и оборудования, новичкам проще отдать пленку в лабораторию.
Если решите делать это самостоятельно:
Проявлять черно-белую пленку можно отечественными реактивами — например, пакет проявителя и фиксажа на литр раствора обойдутся примерно в 1000 рублей.
Советский фотобачок для проявления на сайте онлайн-объявлений стоит от 330 до 500 рублей.
Отсканировать пленку можно на первых порах на . Бывший в употреблении аппарат стоит от 1500 рублей.
Для долгосрочного хранения фотопленку рекомендуют нарезать фрагментами по несколько кадров и помещать в специальные архивные конверты (сливеры). В рулонах-катушках эмульсия слипается, появляются трещины — это осложняет повторное сканирование и печать.
Но сканирование нарезанных фрагментов обычно стоит дороже, так как требует ручной обработки — автоматический сканер с ними не работает.
Если честно — снимать на пленку нет никакой необходимости. Сегодня так много возможностей запечатлеть момент: на телефон — от простейшего, за 5 тысяч рублей, до последнего на платформе iOS, на цифровую камеру — от «мыльницы» до профессиональной.
Но аналоговая фотография продолжает жить. Пленка кому-то позволит вернуться в детство, а кому-то — получить особенные кадры без помощи фильтров или обработки в фоторедакторе.
Обучение аналоговой съемке потребует времени, а еще это повод спросить совета у старших членов семьи и, возможно, найти новые точки соприкосновения.
У моей мамы был пленочный фотоаппарат, и именно на него в 1980-х она делала свои первые снимки. Она снимала нас с сестрой и папой, бабушек, дедушек и прабабушек.
Эти черно-белые снимки хранятся в толстых альбомах и рассказывают истории о демонстрациях на 1 Мая, любимых игрушках и детских утренниках.
Маму научил снимать на пленку дедушка. Он фотографировал, проявлял и печатал снимки сам.
Мама вспоминает, как они с отцом, когда ей было лет 10–12, захватывали ванную комнату в коммуналке на несколько часов, вкручивали красную лампу, ставили специальные решетки на ванну, а на них вместо тазов для стирки — эмалированные ванночки с проявителем.
Все соседи откладывали водные процедуры и покорно ждали, пока свершится магия проявки.
У дедушки был даже специальный прибор для сушки фотокарточек — глянцеватель. Отпечатанный фотоснимок зажимали между металлическими пластинами, они нагревались до 50–70℃, и через 10 минут можно было вынимать готовое фото.
Потом эпоха сменилась, в 1990-х мы стали снимать на пленочные «мыльницы». Обращаться с ними было намного проще, не надо было вручную настраивать параметры.
Они выдавали чуток замыленные цветные снимки, которые тоже лежат в семейных архивах: на них запечатлены и широкие плечи на плащах, и яркие свитера с Микки-Маусом, и пышные прически, закрепленные лаком.
Потом появилась «цифра» — время как будто ускорилось, снимать стали много, но куда менее осмысленно. Печатали реже, но много смешных и забытых моментов хранится на флешках из нулевых.
Сейчас мы фотографируем на телефоны — это удобно, камера всегда под рукой, а качество кадров становится лучше с каждым годом. Облачные хранилища заполнены рассветами, селфи, фотографиями детей и котиков.
А на пленку сегодня снимают в двух случаях: когда увлекаются фотографией или хотят получить особенные карточки, которые ненадолго возвращают в прошлое.
Престижные международные премии, например International Photography Awards (IPA) и Monovisions, проводят конкурсы для тех, кто делает аналоговые снимки. Принять участие в них могут профессионалы и любители.
Пленочная фотография учит вдумчивому подходу к кадру и дарит неповторимую атмосферу винтажных снимков. Выбирайте технику по своим задачам, экспериментируйте с настройками и не бойтесь ошибок — они станут частью вашего творческого пути.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи