
Теория поколений по годам: A, Z, Y, X и беби-бумеры
Вы когда-нибудь задумывались, как много усилий раньше прикладывали люди, чтобы запечатлеть момент? Рассказываем, кто изобрел фотографию и как делали самые первые снимки.
Первым «фотоаппаратом» была камера-обскура (лат. «темная комната») — светонепроницаемый ящик с отверстием и экраном на противоположной стене.
Свет, проходящий через небольшое отверстие в темную комнату или коробку, создает перевернутое и зеркально отраженное изображение внешнего объекта на противоположной внутренней стенке. Интересно, что этот принцип использовал еще Аристотель для изучения оптики (первые упоминания о камере-обскуре датируются V–IV веками до н. э.).
В 1727 году немецкий ученый Иоганн Генрих Шульце открыл фотоэмульсию — он обнаружил, что некоторые соли серебра темнеют под воздействием света, но остаются белыми в темноте. Шульце использовал трафареты и вырезанные фигуры, чтобы показать, что в определенных местах они темнеют от света. Это позволило создать светочувствительные материалы для первых снимков.
Первый снимок, сохранившийся до наших дней, сделал французский ученый Жозеф Нисефор Ньепс в 1826 или 1827 году (о возрасте кадра спорят до сих пор). Он назвал изображение «Вид из окна в Ле Гра».
Ученый запечатлел картинку с помощью механизма, который потом назвал гелиографией — нанес на медную пластину битум и поместил в камеру-обскуру. Краска под воздействием света полимеризовалась. Незастывший битум с темных участков он смыл смесью из нефти и масла. Таким образом на пластине появилось изображение.
Получившийся снимок не выцвел со временем, и его до сих пор можно увидеть в одном из музеев города Остин (штат Техас). После своего открытия Ньепс продолжил исследования в этой области с другим изобретателем — Луи Дагером, который позже усовершенствовал методы коллеги и разработал собственный процесс создания фотографии — дагеротипию.
Художник и изобретатель Луи Дагер в 1839 году придумал, как создать детализированные и долговечные фотографии.
Для этого понадобилась медная пластина, покрытая тонким слоем серебра. Дагер полировал ее до зеркального блеска и помещал в ящик с парами йода, в результате на поверхности появлялся светочувствительный слой серебра.
Подготовленную пластину переносили в камеру-обскуру и экспонировали (свет воздействовал на матрицу, в результате чего получалась картинка). Время экспозиции (определения темных и светлых участков на фото) зависело от условий освещения и составляло от нескольких минут до получаса. После пластину обрабатывали парами ртути, которые схватывались с серебром, — так получалось четкое изображение.
Чтобы снимок не портился от внешнего воздействия, фото погружали в раствор гипосульфита натрия, который удалял неэкспонированный йодид серебра, или, проще говоря, делал картинку долговечной.
Ученый Уильям Генри Фокс Тальбот в 1841 году попробовал сделать снимок с помощью бумажных негативов. Технология стала первым в истории негативно-позитивным процессом в фотографии.
Тальбот брал бумагу высокого качества, пропитывал раствором йодида серебра, чтобы сделать светочувствительной, помещал в камеру-обскуру и экспонировал. Затем обрабатывал снимок специальным раствором и фиксирующим веществом, чтобы проявить скрытое изображение.
Затем картинку погружали в раствор гипосульфита натрия, который удалял неэкспонированный йодид серебра. Так она дольше сохранялась.
Изобретатель Фредерик Скотт Арчер в 1851 году использовал стеклянные пластины, покрытые коллодием с йодистым калием. Этот процесс значительно улучшил качество картинки и сократил время экспозиции. Технология полностью заменила дагеротипию — благодаря более высокой светочувствительности.
Специальную стеклянную пластину очищали, покрывали раствором (в данном случае коллодием) и помещали в другой — из серебра, чтобы сделать поверхность светочувствительной. Важно было не медлить — если жидкость высыхала, приходилось начинать заново.
Затем пластину переносили в камеру и экспонировали. Готовое изображение фиксировали в растворе цианистого калия, чтобы убрать остатки соли серебра и защитить фото от разрушительных внешних факторов.
В 1871 году Ричард Лич Мэддокс предложил аналогичный, но «сухой» способ, который ускорил проявку. Он использовал желатиновые пластины. Метод позволил брать запас готовых фотопластинок даже в экспедиции. Материал обладал низкой светочувствительностью (портреты сделать было невозможно), но позволял снимать неподвижные объекты: пейзажи, архитектуру и предметы.
В 1887 году американский священник и химик Ганнибал Гудвин изобрел фотопленку на основе нитроцеллюлозы.
Год спустя предприниматель Джордж Истман основал компанию Eastman Kodak и выпустил первую фотокамеру, заряженную пленкой на 100 кадров. После съемки ленту нужно было отправить в компанию для проявки и обработки. Слоган звучал так: «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное».
Компания Kodak произвела фурор и сделала снимки доступными для всех. Точнее, для тех, кто мог позволить себе камеру. Фотоаппарат стоил 25 долларов — для 1888 года это существенная сумма.
Технологии шагнули далеко вперед, и теперь камеры есть в каждом телефоне. Однако цены на качественные смартфоны остаются высокими. Чтобы сэкономить или разбить сумму на несколько частей, оформляйте карту «Халва». С ней можно делать покупки в беспроцентную рассрочку, получать кешбэк и другие бонусы от банка.
Копить или купить? Выбирайте Халву: в рассрочку и без переплат!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
В 1907 году братья Люмьер придумали автохром (цветное фото). Они использовали мельчайшие зерна картофельного крахмала, окрашенные в три цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Зерна распределяли по стеклянной пластине и создавали своеобразный цветной фильтр. Затем ее покрывали светочувствительным слоем эмульсии, помещали в камеру и экспонировали. Свет, проходя через окрашенные зерна крахмала, делал эмульсию цветной.
Автохромы отличались мягкими, насыщенными цветами и приятной зернистой текстурой. Однако процесс все-таки был трудным и долгим, поэтому почти через 30 лет Kodak упростила и улучшила его, начав использовать многослойную пленку. Каждый слой был чувствителен к одному из основных цветов (красному, зеленому и синему). Это позволило получать насыщенные и детальные цветные изображения еще быстрее.
В 1975 году инженер компании Kodak Стивен Сассон создал первую цифровую камеру с помощью CCD-матрицы (микросхема со светочувствительными фотодиодами). Сассон использовал эту технологию в устройстве, способном преобразовывать свет в цифровые данные.
Первая цифровая камера была размером с тостер и весила около 4 кг. Разрешение составляло всего 0,01 мегапикселя. Устройство записывало черно-белые изображения на кассету, а чтобы их посмотреть, нужен был видеомагнитофон, который выводил данные на телевизор.
В 2000-х годах цифровые камеры постепенно заменили пленочные.
Фотографию ждал новый виток развития, когда появились смартфоны. С каждым годом они становились совершеннее: сначала встроили обычную камеру с разрешением 0,1 Мп, потом улучшили объектив, добавили оптический зум, телеобъектив, широкоугольную камеру и многое другое.
Только представьте: с момента создания первого в мире фото прошло почти 200 лет. Вся история фотографии доказывает, как научные открытия и инновации сделали для людей доступным «сохранение момента» с помощью снимка и изменили восприятие мира.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи