
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Представьте два металлических колеса в деревянном ящике без крышки, а сверху — красная кнопка. Как-то так выглядел один из первых компьютерных манипуляторов. Рассказываем, кто и когда изобрел компьютерную мышь и какую эволюцию прошло это устройство за почти 60 лет.
Официально изобретателем компьютерной мыши считается Дуглас Энгельбарт, ученый из Стэнфордского университета. Но прототип трекбола — прибора, который проецирует изображение на экран благодаря шарику, закрепленному в неподвижном корпусе — появился за 20 лет до презентации Энгельбарта.
Вскоре после Второй мировой войны британский королевский флот поручил Ральфу Бенджамину разработать нечто под названием Comprehensive Display System — комплексная система отображения. Это была компьютерная система, которая могла вычислять теоретическую траекторию самолета на основе ввода данных пользователем.
Курсор на экране управлялся простым механизмом джойстика. Бенджамин счел, что нет предела совершенству, и в 1946 году представил заказчикам нечто под названием «Роллер-шар». Это была почти что стандартная механическая мышь с внешним шариком, который, в свою очередь, управлял двумя покрытыми резиной колесами внутри: одним для оси X и одним для оси Y.
Пользователь двигал устройство, и это движение транслировалось курсору на экране. В устройстве Бенджамина рука напрямую двигала шарик — по сути это была большая перевернутая стационарная механическая мышь.
Хотя устройство Бенджамина было точнее джойстика, оно не получило широкого распространения. Для Comprehensive Display System продолжили использовать джойстик.
Из-за военной тайны Бенджамин не получил практически никакого признания за изобретение трекбольной мыши. Он остается малоизвестной фигурой в истории вычислительной техники — несмотря на важнейшее значение изобретения.
Аналогичное изобретение независимо от Бенджамина в 1952 году сделали в компании Ferranti Canada. Эта организация работала для Канадского совета по оборонным исследованиям. Среди прочего нужно было создать устройство ввода для компьютеров с бюджетом «практически ноль долларов».
Три инженера Ferranti — Том Крэнстон, Фред Лонгстафф и Кеньон Тейлор — создали устройство, в котором шар, помещенный в корпус, оставался в постоянном контакте с четырьмя колесами вокруг. Когда шар катился в заданном направлении, движение колес транслировалось на экран — курсор двигался. Это была четырехколесная версия устройства Бенджамина.
Ученым действительно удалось уложиться в нулевой бюджет: они просто использовали шар для боулинга с пятью кеглями диаметром 6 дюймов (около 16 см). Поскольку устройство было изобретено для военных, оно тоже осталось засекреченным.
Интересно, что оба «предка» мышки больше напоминали шариковую версию механической мыши, чем первый запатентованный образец.
Явление широкой общественности первой мышки было триумфальным — презентация 1968 года вошла в историю как «Мать всех демонстраций».
Дуглас Энгельбарт вообще не использовал шарик. Вместо этого он взял два перпендикулярно установленных колеса, которые напрямую контактировали со столом. Хотя конструкция Энгельбарта была функциональной, у нее был существенный недостаток — одно колесо всегда царапало поверхность.
Энгельбарт разработал прототип современной мыши, когда искал эффективный способ взаимодействовать с компьютером. Ученый считал, что существовавшие устройства — клавиатуры, джойстики и световые перья — нужную задачу не решали.
Идея возникла у Энгельбарта в 1961 году, а первый прототип создал инженер Уильям Инглиш в 1964-м. В 1966 году Энгельбарт и Инглиш обратились в NASA за финансированием, чтобы определить, какое устройство ввода эффективнее и эргономичнее прочих.
Космическое агентство согласилось, и была проведена серия испытаний. Кроме мыши, тестировали еще несколько гаджетов. Это были световое перо, трекинговый шарик и слайдер на шарнире.
В серии экспериментов мышь победила в каждой категории, хотя ее никогда раньше не использовали. Она была быстрее, с ней пользователи делали меньше ошибок. Устройство назвали в честь грызуна из-за провода, который напоминал длинный мышиный хвост.
На конференции Fall Joint Computer Conference в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года Энгельбарт представил мышь более чем тысяче компьютерных инженеров на одной из самых влиятельных презентаций по вычислительной технике всех времен. Позже это мероприятие получило название The Mother of All Demos («Мать всех презентаций»).
Помимо мыши, Энгельбарт и его коллеги также показали несколько революционных концепций, которые стали основой современных вычислений:
Тогда идея персонального компьютера казалась непривычной, а Энгельбарт продемонстрировал, как ПК можно использовать в личных целях. В качестве примера он выбрал список покупок с дополнительными организационными функциями, встроенными в текстовый процессор для управления списками.
Аудитория аплодировала стоя, но презентация намного опередила свое время. Она заставила некоторых скептически отнестись к тому, что команда разработчиков назвала onLine System.
И хотя в 1968 году средство проекции движении руки на экран было представлено лучшим умам компьютерного мира, роль Энгельбарта в изобретении и даже сама презентация, оказавшая огромное влияние на последующее развитие компьютеров, были в значительной степени забыты.
Через несколько лет Уильям Инглиш изобрел механическую мышь, в которой был шарик для управления колесами X/Y. Она и стала «матерью» современной мышки.
В 1968 году компания Telefunken выпустила Rollkugel (нем. «катящийся шар»). У него был трекбол внизу и одна кнопка. Rollkugel использовали в векторной графике.
Мыши с механическими подвижными частями оказались ненадежными, и к концу 1970-х годов Xerox усовершенствовала трекбол. Компания назвала свой продукт Alto, использовала светодиоды и оптические датчики.
Пользоваться новшеством можно было только с помощью специального коврика с напечатанной на нем сеткой.
В 1981 году та же Xerox, в которой теперь работал Билли Инглиш, адаптировала мышь Alto в контроллер для своего графического пользовательского интерфейса Star. Это была первая модель, поступившая в серийную продажу.
В 1979 году Стив Джобс отдал Xerox некоторое количество акций Apple в обмен на разрешение посмотреть, над чем работает исследовательский центр Xerox в Пало-Альто (PARC).
В исследовательском центре Джобс увидел прототип шарико-механической мыши, изобретенной Инглишем. Он сразу же осознал потенциал устройства, и решил включить аналогичный девайс в следующую итерацию линейки персональных компьютеров в качестве ключевого компонента.
Apple использовали технологию трекбола для Lisa, выпущенной в 1983 году. У этой мыши была всего одна кнопка и огромный тяжелый металлический трекбол.
Logitech разработала беспроводную версию, работающую на инфракрасных сигналах еще в 1984 году. Но ее Cordless MouseMan 1991 года стала первой мышью, которая взаимодействовала с компьютером с помощью радиосигналов. Это позволяло работать вне зоны прямой видимости приемника.
Logitech представила первую потребительскую лазерную мышь MX 1000 в 2004 году. До этого оптические приборы использовали светодиоды для подсветки поверхности и отслеживания. Лазер позволил устройствам стать гораздо более отзывчивыми и устойчивыми на различных поверхностях.
Читать про ретромышки интересно, а работать хочется на современной технике, которая реагирует на команды быстро, почти предугадывает. Выбирайте новый ноутбук, компьютер и мышку своей мечты и оплачивайте с помощью карты «Халва» в рассрочку или с выгодным кешбэком.
Копить или купить? Выбирайте Халву: в рассрочку и без переплат!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Гироскопическим мышам не нужны твердые поверхности для работы. Благодаря встроенному гироскопу вы можете просто двигать рукой с прибором в воздухе.
3D-мышь нужна для трехмерного позиционирования курсора. Она позволяет манипулировать объектами в пространстве. Такое устройство используют для моделирования, проектирования и в графическом дизайне.
Мышь с функцией «Свободные руки» выпустили в 2010 году. С ней можно преобразовать физические жесты в движения на экране компьютера.
Судя по траектории развития устройства, он будет все меньше зависеть от проводов, поверхностей и вскоре совсем перестанет нуждаться в физическом контакте с человеком. Мы будем почти как волшебники — управлять предметами жестами рук и даже силой мысли.
Уже сегодня компании работают над коммерческим интерфейсом, управляемым напрямую мозгом. Учитывая, что операции по вживлению в мозг чипов для управления электронными устройствами уже стали реальностью, ждать осталось относительно недолго.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи