Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров432Опубликовано23 июня 2025Обновлено: 16 августа

Геймдев: что это такое простыми словами и как стать разработчиком игр

Геймдев — это . Этим хотят заниматься миллионы, но попасть туда не так просто. Расскажем, как стать одним из тех, кто сделает новый шедевр.

В этой статье:

  1. Основные профессии в Gamedev
  2. Как попасть в геймдев
  3. Этапы разработки игр
Gamedev — создание видеоигр. Источник: Shutterstock

Многие с детства мечтают устроиться в эту сферу, чтобы сделать любимое хобби работой. Но это не так просто, как кажется. Над современными играми трудятся огромные команды высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов.

Основные профессии в Gamedev

Чтобы идея превратилась в готовый продукт, нужна слаженная работа программистов, художников, дизайнеров, продюсеров и многих других. Ниже — обзор основных профессий в геймдев-индустрии.

Продюсер

Организатор и координатор. Он управляет командой, следит за сроками, бюджетом, коммуникацией между отделами и общением с издателем.

По сути, это менеджер проекта. В инди-проектах роль продюсера часто берет на себя один из разработчиков, в крупных студиях — это отдельная ключевая позиция.

Гейм-дизайнер

Архитектор игрового процесса. Он придумывает, как будет устроена игра: какие правила действуют в мире, как игрок проходит уровни, какие задания выполняет, как развивается персонаж. В большинстве случаев именно гейм-дизайнер генерирует идею, на которой построена вся игра.

Гейм-дизайнер работает с программистами и художниками, чтобы те корректно реализовали его идеи в коде и графике. В зависимости от проекта он может отвечать за баланс, прогресс персонажа, обучение, системы наград.

Сценарист

История — важная часть многих игр, особенно RPG, квестов, интерактивного кино. Сценарист пишет сюжет, диалоги, разрабатывает характеры персонажей и их мотивацию.

Он также следит, чтобы нарратив соответствовал игровому процессу. Часто сценарист работает с гейм-дизайнером, чтобы сюжет внутри игровых условностей развивался логично. Так было, например, в тандеме Хидэтаки Миядзаки и Джорджа Мартина при работе над Elden Ring.

Программист

Он пишет код, который определяет, как игра будет работать: от движения персонажа до взаимодействия с окружающим миром. Есть несколько специализаций:

  • Работа с основными механиками игры.
  • Работа с визуальной стороной.
  • Работа с сетевой игрой — мультиплеером.

Основные языки для создания игр — C++ и C#, реже используют Python и Java. Главный инструмент для работы — игровые движки.

Что такое игровой движок? 

Это программа, которая позволяет не изобретать велосипед с нуля, а использовать готовые шаблоны для создания игр. 

Благодаря движкам разработчики могут собирать свои проекты из готовых «кирпичей». 

Самые популярные — Unity, Unreal Engine и Godot. Они позволяют создавать как простые мобильные, так и серьезные 3D-игры для ПК и консолей.

Специалист по компьютерной графике

Художники в геймдеве создают все, что игрок видит на экране. В больших командах нужны разные специалисты:

  • 2D-художники — рисуют концепты, персонажей, интерфейсы.
  • 3D-моделлеры — создают объекты, персонажей и окружение в трехмерном виде.
  • Аниматоры — отвечают за движение моделей.
  • Техарты (технические художники) — связывают графику с движком, занимаются оптимизацией.

Современные проекты требуют не только визуальной красоты. Важна и гладкость картинки, особенно на больших экранах.

Специалисты по компьютерной графике отвечают за визуал видеоигр. Источник: Shutterstock

Тестировщик

Иначе его называют QA-специалистом. Занимается поиском ошибок и проверкой стабильности, тестирует механику, интерфейс, следит за производительностью.

Есть ручное тестирование (по чек-листу) и автоматизированное (с помощью скриптов — программ). От работы тестировщика зависит, насколько стабильной будет игра при запуске на разных устройствах.

Локализатор

Чтобы игра стала популярной за пределами страны-разработчика, ее адаптируют. Локализатор не просто переводит текст, а учитывает культурные особенности: имена, юмор, контекст.

В крупных проектах работает целая команда локализаторов, включая редакторов, тестировщиков локализации и менеджеров проектов.

Василий

Переводчик и локализатор

«В первую очередь, конечно, приходится адаптировать культурные особенности — чтобы нашим читателям и игрокам все было понятно.

Самые очевидные вещи — в России мы не измеряем температуру в фаренгейтах, а длину в дюймах и футах. Если это важно для продвижения сюжета вперед (а не просто как культурный фон), такие детали приходится переводить в знакомые системы измерения.

Есть и более интересные задачи.

Широко известен пример, когда шоу Леттермана в переводе превратилось в шоу Ивана Урганта — он показателен, хотя и не самый удачный: в речи американца это звучало странно.

Из менее очевидного — образ смерти как старухи с косой распространен далеко не во всех культурах. Так, например, у Терри Пратчетта в серии романов Плоский мир” смерть — это скелет мужчины ростом семь футов.

Конечно, в переводе такому персонажу нельзя просто взять и поменять пол. В таких случаях для читателей, скорее всего, придется давать сноску с объяснением культурного контекста».

Комьюнити-менеджер

После релиза работа с игрой не останавливается. Начинается не менее важный этап — общение с игроками. Комьюнити-менеджер ведет соцсети, отвечает на вопросы в Discord, Reddit, Steam и на других платформах.

Он собирает фидбек, помогает игрокам с проблемами и доносит мнение аудитории до разработчиков. Важно, чтобы этот человек знал, как разговаривать с игроками, и умел разрешать конфликты.

Как попасть в геймдев

Все зависит от выбранного пути. 

Продюсерам

Чтобы войти в профессию, нужен опыт в управлении, знание систем организации работы Agile, Trello, Jira, навыки коммуникации. Также полезно понимать, как устроена разработка: кто за что отвечает, как строится , какие риски могут возникнуть.

Часто продюсерами становятся бывшие тимлиды, менеджеры проектов, гейм-дизайнеры или аналитики. Есть также продюсеры-маркетологи, которые специализируются на запуске и продвижении.

Новичкам стоит начать с позиции ассистента продюсера, координатора или младшего проектного менеджера. Здесь важно уметь четко описывать задачи, общаться с разными специалистами и следить за дедлайнами.

Средняя зарплата — 150 000 рублей.

Гейм-дизайнерам

Важен не только креатив, но и системное мышление. Чтобы попасть в студию, нужно уметь:

  • описывать игровые механики в документах;
  • строить баланс и экономику в играх;
  • работать с редакторами уровней;
  • взаимодействовать с командой программистов и художников.

Хорошим стартом будет создание своих прототипов — даже на простых движках или в конструкторах.

Придется изучить базу: теорию гейм-дизайна, поведение игроков. Есть много онлайн-курсов и книг, например «Game Design. Теория и практика» Джесси Шелла.

Средняя зарплата — 140 000 рублей.

Программистам

Нужно владеть как минимум одним из языков, популярных в индустрии: C++ (чаще всего используют в крупных проектах), C# (для движка Unity).

Придется освоить один из игровых движков: Unity или Unreal Engine. Эти навыки можно отточить на небольших проектах (личных и групповых) — инди-играх и демках. Как и везде, при устройстве будут смотреть портфолио.

Многие компании берут джунов — начинающих специалистов с хорошей базой по алгоритмам, пониманием  и опытом создания собственных прототипов.

Начать можно с позиции младшего разработчика или интерна, особенно в небольших студиях или .

Получить профильное образование можно буквально в трех вузах в России:

Средняя зарплата — 120 000 рублей.

Хорошее образование — надежная база для будущего трудоустройства. А карта «Халва» сделает его доступнее.

Инвестируйте в знания!

Обучение с Халвой — удобно: оплачивайте курсы в рассрочку. Профессия сейчас, а деньги — потом!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Узнать больше

Художникам

Чтобы устроиться в студию, важно собрать сильное портфолио. Там должны быть разные работы: концепты, финальные арты, элементы пользовательского интерфейса, примеры адаптации стиля под проект.

2D-художникам пригодятся навыки работы в Photoshop, Illustrator, Procreate. 3D-художники чаще всего работают в Blender, 3ds Max, Maya, ZBrush. Важно знание основ анатомии, композиции и стилизации.

Путь в профессию начинают с фриланса, стажировок или участия в небольших проектах. Художникам полезно уметь читать техзадания и работать в команде с другими специалистами.

Средняя зарплата — 100 000 рублей.

Первые шаги художники, влюбленные в геймдев, зачастую делают в самом раннем возрасте. Источник: Shutterstock

Аниматорам

Аниматоры отвечают за то, чтобы персонажи и объекты двигались живо и правдоподобно. В геймдеве особенно ценят специалистов по  — движения должны выглядеть плавно в любой игровой ситуации.

Чтобы войти в профессию, нужно освоить базовые принципы анимации и использовать инструменты вроде Spine, Blender, Maya или Unity Animation. 

Средняя зарплата — 120 000 рублей.

Тестировщикам

Чтобы начать карьеру в геймдеве, достаточно базового понимания жизненного цикла ПО, внимательности и умения оформлять . Дополнительный плюс — знание движков (Unity, Unreal), инструментов тестирования и написание автотестов.

Важно уметь находить не только технические баги, но и проблемы в логике, интерфейсе, балансе. Тестировщики часто становятся внутренними экспертами по игровому процессу.

Средняя зарплата — 100 000 рублей.

Этапы разработки игр

Создание игр занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от сложности продукта.

Расскажем об основных этапах разработки игры.

Создание продукта

На этой стадии команда превращает идею в рабочий продукт. Сначала создают концепт-документ, в нем описывают механики, сюжет, целевую аудиторию и платформы, на которых выйдет игра.

Далее прототипирование — создание упрощенной версии для проверки ключевых функций.

За ним основная стадия: пишут код, создают уровни, отрисовывают персонажей и интерфейсы, добавляют звук. Постепенно проект обрастает контентом. В дело вступают тестировщики.

Какие вообще бывают игры?
  • AAA-игры. Ближайший аналог — дорогие голливудские блокбастеры. Над ними работают крупные студии с большими бюджетами и огромной командой специалистов. Пример: The Witcher 3, Red Dead Redemption 2, Cyberpunk 2077.
  • AA-игры. Средний бюджет и более скромная команда. Часто их выпускают независимые студии. Среди популярных примеров — Hellblade: Senua’s Sacrifice и A Plague Tale: Innocence.
  • Инди-игры. Авторский продукт «не для всех». Такой игрой может полностью заниматься один человек. Инди-разработчики часто экспериментируют с идеями, механиками и визуальным стилем. Благодаря цифровым платформам (Steam, itch.io, Epic Games Store) игры находят свою аудиторию. Знаковые примеры — Undertale, Hollow Knight, Stardew Valley.
  • Мобильные игры. Самый прибыльный и живой сегмент. Ориентированы на максимально широкую аудиторию. Зачастую нарочито просты, но очень требовательны ко времени. Если не хочется тратить время, приходится вкладывать деньги. Примеры — Brawl Stars, Genshin Impact, Fate/Grand Order.

Издание

Этим занимается издатель — компания, которая берет на себя распространение игры, ее локализацию (перевод и адаптацию к культурным особенностям), техническую поддержку и юридические вопросы.

Издатели следят за соответствием проекта требованиям платформ: у каждой свои правила относительно допустимых тем и уровня откровенности и жестокости.

Ограничения вводят и отдельные страны — наиболее строгие в этом плане Германия и Австралия: особо жестокие игры там могут вообще не разрешить. Или разрешить, но, например, полностью убрать кровь или заменить людей на роботов.

Маркетинг

Даже отличная игра может остаться незамеченной без грамотного продвижения. Маркетинг — ключ к тому, чтобы привлечь внимание игроков и журналистов. Рекламная кампания начинается еще до релиза: создают трейлеры, ведут соцсети, выкладывают демоверсии.

Для продвижения привлекают стримеров и блогеров. После выхода маркетинг не останавливается — важно поддерживать интерес аудитории, выпускать обновления и работать с отзывами.

Геймдев — сфера для тех, кто влюблен в видеоигры. В ней есть работа для многих специалистов. Основные — программисты, дизайнеры, тестировщики, сценаристы и менеджеры. Но есть смежные профессии — комьюнити-менеджеры, переводчики, маркетологи, СММ-специалисты и так далее.

Требования к специалистам высоки, а вузов, которые дают профильное образование, мало. Но дорогу осилит идущий — вы точно знаете примеры, когда одиночки без образования, но с крутой идеей и верой в себя добивались успеха. Желаем удачи!

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Развлечения
Опубликовано26 сентября 2025
Туман над Эбисугаокой: что ждет игроков в новой хоррор-игре Silent Hill fТуман над Эбисугаокой: что ждет игроков в новой хоррор-игре Silent Hill f
Время чтения3 минутыКоличество просмотров64
Новости
Опубликовано18 января 2025
Демоверсию S.T.A.L.K.E.R. 2 покажут на gamescomДемоверсию S.T.A.L.K.E.R. 2 покажут на gamescom
Время чтения2 минутыКоличество просмотров84
Технологии
Опубликовано30 сентября 2025
Microsoft и Asus объявили предзаказ на портативные консоли ROG Xbox Ally. Цены — от 599$Microsoft и Asus объявили предзаказ на портативные консоли ROG Xbox Ally. Цены — от 599$
Время чтения2 минутыКоличество просмотров39