Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров33Опубликовано10 сентября 2025

Как определить износ шин: три простых способа

Безопасность на дороге начинается с шин — именно они отвечают за контакт автомобиля с трассой. Когда протектор стерт, машиной сложнее управлять, особенно на мокрой дороге. Проверьте, насколько безопасны ваши шины.

В этой статье:

  1. Почему важно следить за состоянием шин
  2. Нормы высоты протектора
  3. Три способа проверить протектор самостоятельно
  4. Прочие признаки износа
  5. Сколько служат покрышки
Штангенциркуль — самый точный инструмент. Но не единственный. Источник: BigPixel Photo / Shutterstock / FOTODOM

Все знают, что ездить на «лысой резине» опасно. Но не все чувствуют грань между «еще походят» и «с вас 500 рублей, подпишите протокол». Да, нормы износа протектора зафиксированы в , и если инспектор заметит стертую резину, то имеет право оштрафовать водителя.

В статье расскажем, как определить износ шин, чтобы ездить без рисков и штрафов.

Почему важно следить за состоянием шин

Немного теории. Шина состоит из двух слоев: корда и протектора. Корд — жесткая основа из плотно переплетенных синтетических и стальных нитей. Он держит форму и принимает на себя механическую нагрузку.

Протектор — верхний резиновый слой. Он отвечает за сцепление с дорогой за счет мягкой поверхности и рельефа — ламелей, или канавок.

Рисунок протектора решает три задачи:

  1. Отводит воду, снег, слякоть. На летних покрышках канавки мельче, они рассчитаны на сухие дороги и умеренное . На зимних — глубже, они отводят из-под колес ледяную кашу и улучшают сцепление со снегом.
  2. Улучшает сцепление с дорогой. Острые грани ламелей цепляются за неровности асфальта, укорачивают тормозной путь и ускоряют разгон.
  3. Повышает управляемость. Благодаря геометрии протектора машина держит курс, особенно в поворотах.

Стертая резина эти задачи не решает, поэтому опасна для вас, пассажиров, других участников движения. Особенно на высокой скорости и мокрой дороге.

Нормы высоты протектора

Основной показатель состояния покрышки — высота протектора. Она прописана в ПДД и различается для летних и зимних шин.

Летние шины

Остаток протектора, который допускают на летней резине, согласно ПДД, — 1,6 мм (п. 5.4 ПДД).

Это не значит, что при 1,7 мм можно ездить спокойно. Безопасность покрышки на мокрой дороге падает после 3-4 мм. Чем ниже рельеф, тем сильнее аквапланирование, когда колесо двигается по водной пленке, не касаясь дороги.

Эффект аквапланирования растет пропорционально износу протектора и скорости движения. Эксперты Autonews приводят цифры: новая шина с высотой протектора 8 мм на скорости 75 км/ч потеряет 42% пятна контакта. Шина с предельной высотой 1,6 мм потеряет 89%, то есть даст почти нулевое сцепление с дорогой.

Какой протектор должен быть на летней резине? У новой шины он составляет 7-8 мм. Держитесь в интервале 3–8 мм; если часто ездите в ливень, меняйте резину на 4 мм или даже раньше.

Меняйте шины только парами (п. 5.5 ПДД). Мы писали, что на разные оси можно ставить разные покрышки, но рисунок и степень износа должны совпадать на каждой оси.

Зимние шины

Зимой условия суровее, требования к безопасности строже. Рисунок и глубина протектора зимних шин рассчитаны на заснеженные трассы и ледяную кашу.

При температуре около нуля канавки быстро забиваются мокрым снегом, что улучшает сцепление: колесо не буксует, а цепляется за снежный покров. Когда под колесами «каша», они отводят ее, снижая аквапланирование.

Допустимый остаток протектора зимних шин легкового автомобиля — 4 мм (п. 5.5 ПДД). Это касается всех видов: шипованных, фрикционных «липучек», с любыми «зимними» маркировками: снежинками, «M+S», «M&S».

Дело не только в высоте рельефа, но и в том, что качество резины меняется от поверхности к корду. Глубокие слои не рассчитаны на сцепление с дорогой, они более жесткие, так как отвечают за форму и прочность покрышки. Когда стирается мягкий, цепкий верхний слой, управлять машиной сложнее.

Стандартная глубина протектора новых зимних шин легковых автомобилей — 9–11 мм. При 4 мм шина еще может послужить в городе, но ездить на ней в снег, гололед опасно.

Штраф за стертые покрышки — 500 рублей (ст. 12.5 КоАП). Поэтому многие ездят на старой резине «до упора»: новая стоит дорого, пересесть на общественный транспорт реально не везде. Риски очевидны: достаточно разок не справиться с управлением, и вот «экономный» водитель ищет деньги на ремонт или лечение.

Выход есть — купите комплект в рассрочку. С картой «Халва» делите цену на несколько месяцев без процентов и переплат. А если платить своими деньгами, на счет придет приятный кешбэк.

Ремонт авто — в рассрочку и без переплат

Автосервис без головной боли! Халва: рассрочка на ремонт и копилка — на новые запчасти!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Узнать больше

Три способа проверить протектор самостоятельно

Не обязательно ехать в шиномонтаж, чтобы оценить состояние покрышек. Есть «домашние» методы.

Индикатор

Индикатор износа шины — резиновая перемычка на дне продольных канавок протектора. Найдите на боковине покрышки буквы TWI или значок треугольника. Индикатор находится в канавке напротив этой метки.

Пока протектор выше индикатора, все в порядке. Когда они сравняются, это значит, что ресурс исчерпан.

Поперечные полоски — индикатор износа. Источник: wk1003mike / Shutterstock / FOTODOM

Измерительные приборы

Возьмите штангенциркуль или специальный прибор для измерения глубины протектора. Поскольку покрышки изнашиваются неравномерно, измерьте износ в нескольких точках по всей ширине и получите точный результат в миллиметрах.

Монета — «народный» метод

Возьмите обычную двухрублевую монету, вставьте в канавку протектора орлом к себе, вверх ногами. Если голова «нырнула» в канавку, остаток протектора достаточный — до 4 мм. Если голова видна, глубина меньше 4 мм. Летом на такой резине еще можно поездить, но для зимы она не подходит.

Фокус с монетой есть в каждой стране. В Европе используют два евро, в США — 25 центов. Источник: Lost_in_the_Midwest / Shutterstock / FOTODOM

Прочие признаки износа

Любые механические повреждения — повод заменить шины или как минимум заехать на шиномонтаж.

Неравномерный износ

Бывает так: резина «лысеет» на отдельных участках. Это указывает на неправильное давление или проблемы в подвеске. Если не решить проблему, новая покрышка выйдет из строя раньше срока.

Почему протектор стирается неравномерно:

Где стирается быстрее

Причина

По центру

Избыточное давление, шина перекачана

По краям

Недостаточное давление

С одной стороны

Неправильный «сход-развал»

Пятнами

Колеса не отбалансированы или неисправны амортизаторы

Грыжи

Это вздутия, которые появляются из-за разрыва корда, внутреннего слоя. Корд очень прочный, но рвется, если часто «ловить ямы» на скорости. Сквозь шину просачивается воздух, из-за которого резина вздувается.

Какое-то время с грыжами можно ездить — на небольшой скорости и ровной дороге. Но под нагрузкой они могут лопнуть — машина останется на трех колесах, а вы потеряете управление.

Трещины, порезы, проколы

Резина трескается от мороза, солнца, нагрузки, времени. В трещины забиваются пыль, мелкие камни, резина теряет прочность, а машина — управляемость. Кроме того, через них может уходить воздух, давление будет ниже положенного, а шум в салоне и расход топлива — выше. Трещины особенно часто появляются на боковинах.

Вибрация

Шум и тряска могут указывать на неисправности подвески, двигателя, выпускной системы, а также на неотбалансированные колеса. Загляните в шиномонтаж, проблему решат за полчаса.
Эта покрышка сошла с конвейера в двадцатую неделю, то есть в мае 2024 года. Источник: Zigmunds Dizgalvis / Shutterstock / FOTODOM

Сколько служат покрышки

Эксперты «За рулем» рекомендуют менять зимние покрышки каждые 30 000 км или десять лет.

Со временем резина теряет эластичность, «дубеет», покрывается микротрещинами и хуже цепляется за дорогу. Даже если глубина протектора зимних или летних шин в норме, сверьтесь с датой изготовления.

ГОСТ 4754-97 установил гарантийный срок на покрышки в пять лет независимо от пробега. После этого срока водитель сам решает, можно на них ездить или нет.

Ориентируйтесь на рекомендации производителей. Как правило, они совпадают с ГОСТом: так, Nokian и Michelin считают шины новыми в течение пяти лет после покупки, но советуют менять их через десять лет даже при нулевом пробеге.

Дату производства ищите на боковине. Это овальный штамп с четырьмя цифрами. Они обозначают неделю и год изготовления: например, «2523» означает 25-ю неделю 2023 года.

Проверить шины — дело на пару минут. Включите эту простую процедуру в авторутину, осматривайте колеса один-два раза в месяц и будьте уверены в своем автомобиле. Безопасных дорог!

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано18 января 2025
Расходы россиян на подготовку авто к зиме выросли на 10%Расходы россиян на подготовку авто к зиме выросли на 10%
Время чтения2 минутыКоличество просмотров47
Новости
Опубликовано18 января 2025
Увеличились штрафы за недопуск газовщиков в квартируУвеличились штрафы за недопуск газовщиков в квартиру
Время чтения2 минутыКоличество просмотров83
Автомобилистам
Опубликовано1 сентября 2025
Как подготовить машину к дальней поездке: что проверить перед дорогойКак подготовить машину к дальней поездке: что проверить перед дорогой
Время чтения5 минутКоличество просмотров41