
Как обманывают в автосервисах: Личный опыт
Безопасность на дороге начинается с шин — именно они отвечают за контакт автомобиля с трассой. Когда протектор стерт, машиной сложнее управлять, особенно на мокрой дороге. Проверьте, насколько безопасны ваши шины.
Все знают, что ездить на «лысой резине» опасно. Но не все чувствуют грань между «еще походят» и «с вас 500 рублей, подпишите протокол». Да, нормы износа протектора зафиксированы в , и если инспектор заметит стертую резину, то имеет право оштрафовать водителя.
В статье расскажем, как определить износ шин, чтобы ездить без рисков и штрафов.
Немного теории. Шина состоит из двух слоев: корда и протектора. Корд — жесткая основа из плотно переплетенных синтетических и стальных нитей. Он держит форму и принимает на себя механическую нагрузку.
Протектор — верхний резиновый слой. Он отвечает за сцепление с дорогой за счет мягкой поверхности и рельефа — ламелей, или канавок.
Рисунок протектора решает три задачи:
Стертая резина эти задачи не решает, поэтому опасна для вас, пассажиров, других участников движения. Особенно на высокой скорости и мокрой дороге.
Основной показатель состояния покрышки — высота протектора. Она прописана в ПДД и различается для летних и зимних шин.
Остаток протектора, который допускают на летней резине, согласно ПДД, — 1,6 мм (п. 5.4 ПДД).
Это не значит, что при 1,7 мм можно ездить спокойно. Безопасность покрышки на мокрой дороге падает после 3-4 мм. Чем ниже рельеф, тем сильнее аквапланирование, когда колесо двигается по водной пленке, не касаясь дороги.
Эффект аквапланирования растет пропорционально износу протектора и скорости движения. Эксперты Autonews приводят цифры: новая шина с высотой протектора 8 мм на скорости 75 км/ч потеряет 42% пятна контакта. Шина с предельной высотой 1,6 мм потеряет 89%, то есть даст почти нулевое сцепление с дорогой.
Какой протектор должен быть на летней резине? У новой шины он составляет 7-8 мм. Держитесь в интервале 3–8 мм; если часто ездите в ливень, меняйте резину на 4 мм или даже раньше.
Меняйте шины только парами (п. 5.5 ПДД). Мы писали, что на разные оси можно ставить разные покрышки, но рисунок и степень износа должны совпадать на каждой оси.
Зимой условия суровее, требования к безопасности строже. Рисунок и глубина протектора зимних шин рассчитаны на заснеженные трассы и ледяную кашу.
При температуре около нуля канавки быстро забиваются мокрым снегом, что улучшает сцепление: колесо не буксует, а цепляется за снежный покров. Когда под колесами «каша», они отводят ее, снижая аквапланирование.
Допустимый остаток протектора зимних шин легкового автомобиля — 4 мм (п. 5.5 ПДД). Это касается всех видов: шипованных, фрикционных «липучек», с любыми «зимними» маркировками: снежинками, «M+S», «M&S».
Дело не только в высоте рельефа, но и в том, что качество резины меняется от поверхности к корду. Глубокие слои не рассчитаны на сцепление с дорогой, они более жесткие, так как отвечают за форму и прочность покрышки. Когда стирается мягкий, цепкий верхний слой, управлять машиной сложнее.
Стандартная глубина протектора новых зимних шин легковых автомобилей — 9–11 мм. При 4 мм шина еще может послужить в городе, но ездить на ней в снег, гололед опасно.
Штраф за стертые покрышки — 500 рублей (ст. 12.5 КоАП). Поэтому многие ездят на старой резине «до упора»: новая стоит дорого, пересесть на общественный транспорт реально не везде. Риски очевидны: достаточно разок не справиться с управлением, и вот «экономный» водитель ищет деньги на ремонт или лечение.
Выход есть — купите комплект в рассрочку. С картой «Халва» делите цену на несколько месяцев без процентов и переплат. А если платить своими деньгами, на счет придет приятный кешбэк.
Автосервис без головной боли! Халва: рассрочка на ремонт и копилка — на новые запчасти!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Не обязательно ехать в шиномонтаж, чтобы оценить состояние покрышек. Есть «домашние» методы.
Индикатор износа шины — резиновая перемычка на дне продольных канавок протектора. Найдите на боковине покрышки буквы TWI или значок треугольника. Индикатор находится в канавке напротив этой метки.
Пока протектор выше индикатора, все в порядке. Когда они сравняются, это значит, что ресурс исчерпан.
Возьмите штангенциркуль или специальный прибор для измерения глубины протектора. Поскольку покрышки изнашиваются неравномерно, измерьте износ в нескольких точках по всей ширине и получите точный результат в миллиметрах.
Возьмите обычную двухрублевую монету, вставьте в канавку протектора орлом к себе, вверх ногами. Если голова «нырнула» в канавку, остаток протектора достаточный — до 4 мм. Если голова видна, глубина меньше 4 мм. Летом на такой резине еще можно поездить, но для зимы она не подходит.
Бывает так: резина «лысеет» на отдельных участках. Это указывает на неправильное давление или проблемы в подвеске. Если не решить проблему, новая покрышка выйдет из строя раньше срока.
Почему протектор стирается неравномерно:
Это вздутия, которые появляются из-за разрыва корда, внутреннего слоя. Корд очень прочный, но рвется, если часто «ловить ямы» на скорости. Сквозь шину просачивается воздух, из-за которого резина вздувается.
Какое-то время с грыжами можно ездить — на небольшой скорости и ровной дороге. Но под нагрузкой они могут лопнуть — машина останется на трех колесах, а вы потеряете управление.
Эксперты «За рулем» рекомендуют менять зимние покрышки каждые 30 000 км или десять лет.
Со временем резина теряет эластичность, «дубеет», покрывается микротрещинами и хуже цепляется за дорогу. Даже если глубина протектора зимних или летних шин в норме, сверьтесь с датой изготовления.
ГОСТ 4754-97 установил гарантийный срок на покрышки в пять лет независимо от пробега. После этого срока водитель сам решает, можно на них ездить или нет.
Ориентируйтесь на рекомендации производителей. Как правило, они совпадают с ГОСТом: так, Nokian и Michelin считают шины новыми в течение пяти лет после покупки, но советуют менять их через десять лет даже при нулевом пробеге.
Дату производства ищите на боковине. Это овальный штамп с четырьмя цифрами. Они обозначают неделю и год изготовления: например, «2523» означает 25-ю неделю 2023 года.
Проверить шины — дело на пару минут. Включите эту простую процедуру в авторутину, осматривайте колеса один-два раза в месяц и будьте уверены в своем автомобиле. Безопасных дорог!
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи