Как понять, что пора менять амортизаторы: 10 очевидных признаков
Почему на неровных дорогах хороший автомобиль едет плавно? Все дело в амортизаторах — незаметных героях подвески. Без них машина превращается в телегу: кузов раскачивается из стороны в сторону, а вы чувствуете все трещины на асфальте.
Даже самые надежные амортизаторы изнашиваются — теряют упругость, протекают и ржавеют. Если вовремя не заметите неисправность, столкнетесь с серьезными проблемами. Разобрались, когда нужно менять амортизаторы на автомобиле и как это правильно сделать.
В этой статье:
- Что такое амортизаторы
- Признаки износа
- Методы диагностики
- Что сокращает «жизнь» амортизаторов
- Замена: своими руками или на СТО
Что такое амортизаторы
Амортизаторы — часть подвески автомобиля. Их задача — гасить колебания и стабилизировать кузов на неровных участках дороги.
Амортизаторами часто называют стойку — узел подвески, который соединяет колеса и корпус машины. В целом принцип действия амортизатора и стойки одинаков, но первый только поглощает толчки корпуса авто, а вторая гасит колебания и выполняет несущую функцию.
Амортизаторы бывают четырех видов:
- Масляные (гидравлические). Внутри — масло, обеспечивающее плавность на кочках. Самые распространенные и недорогие.
- Газомасляные (двухтрубные). Внутри — масло и газ, который препятствует вспениванию жидкости. Их устанавливают на городские авто и кроссоверы.
- Газовые (однотрубные). Масло и газ разделены плавающей перегородкой. Дают жесткий ход, часто встречаются на спортивных авто.
- Адаптивные. С электронным управлением. Автоматически подстраиваются под дорожные условия и стиль вождения. Устанавливаются на премиальные машины.
Амортизаторы не работают в одиночку. Они действуют в тандеме с пружинами, образуя «мозг и мускулы» подвески. Пока последние сглаживают удары от кочек, амортизатор и стойки удерживают кузов в относительно ровном положении. Благодаря этой связке машина не «клюет носом» при торможении и не заваливается на поворотах.
Признаки износа
Присмотритесь к поведению автомобиля. Все элементы подвески изнашиваются постепенно. Водитель невольно привыкает к ухудшению комфорта и не чувствует изменений. Но игнорирование первых симптомов — путь к дорогому ремонту и риску попасть в аварию.
Ключевые признаки неисправности:
- Авто «плавает» на поворотах. Машина становится валкой: ее заносит в сторону или сильно наклоняет. Опасно на высокой скорости, так как возрастает риск опрокидывания.
- Удлиняется тормозной путь. Если стойки изношены, контакт колес с дорогой ухудшается, а длина торможения увеличивается на 10–20%. Это заметно после дождя, в гололед или на плохой дороге.
- Кузов сильно качается. После проезда лежачего полицейского машина должна «плавать» всего пару секунд. Если авто продолжает прыгать, значит, амортизаторы не справляются.
- Появились подозрительные звуки. Если внизу что-то стучит, скрипит или хлюпает, пора осмотреть амортизаторы. Возможная причина — утечка жидкости из стоек.
- Капот «клюет» при торможении. Резкое «ныряние» вперед — признак, что передние стойки потеряли упругость.
- Неравномерный износ шин. С неисправными амортизаторами резина стирается неровно: пятнами или волнами. Заметили такой износ? Не бегите менять покрышки — сначала проверьте подвеску.
- Утечка масла. Влажные стойки — признак пробоя или износа.
- Просадка авто. Она заметна невооруженным глазом: проваливается передняя или задняя часть машины. Значит, один из амортизаторов не работает. В зоне риска — передние стойки. Они первые принимают удары от кочек или глубоких ям.
- Плохая устойчивость на трассе. Машину болтает, а водитель постоянно подруливает. Управляемость снижается, если стойки плохо прижимают колеса к дороге.
- Вибрация руля. Колебания от колес передаются на руль. Ощутимо на плохом покрытии или при скорости 60–80 км/ч. Где раньше машина ехала ровно, теперь все дрожит.
Признаки не проявляются скопом. Заметили один-два симптома — пора заглянуть под машину. Если признаков больше трех — срочно записывайтесь в автосервис.
Алексей, 45 лет
Автолюбитель
«Осенью менял резину: с летней на зимнюю. Заметил, что передние колеса сильно износились с внутренней стороны. “Сход-развал” делал недавно, и грешить на неправильный угол колес было глупо.
Решил проверить подвеску на . Оказалось, передние амортизаторы работают на 30%. Это мало. Пришлось менять стойки: после этого проблема исчезла.
Машина стала устойчивее, пропали рывки на кочках. Лучше следить за подвеской, даже если внешне все в порядке».
Методы диагностики
Как понять, что стойки амортизаторов пора менять? Есть несколько способов.
Осмотр
Заметить тревожные признаки можно без подъемника и инструментов. На что обращать внимание:
- подтеки масла на корпусе стойки — особенно с налипанием пыли и грязи;
- состояние пыльников и отбойников — нарушена целостность, виден износ;
- деформация корпуса — неровности, вмятины, трещины, заметная коррозия;
- сильный перекос кузова — признак слабой стойки или просевшей пружины.
Помните: осмотр не может заменить диагностику на СТО. Он лишь помогает вовремя заметить проблему.
Тест на «раскачку»
«Раскачка» — старый, но надежный способ диагностики. Прост, безопасен и занимает меньше минуты. Что нужно делать:
- Припаркуйтесь на ровной поверхности, например на автомойке или парковке торгового центра.
- Заглушите двигатель и затяните ручник.
- Обопритесь руками на крыло или бампер для проверки передних стоек, на багажник — для задних. Резко продавите кузов вниз.
- Отпустите и наблюдайте.
Результаты проверки:
- 1-2 колебания — норма, стойки еще работают;
- 3 и более — признак износа, можно задуматься о замене;
- сильная «плавучесть» — критическая потеря давления или утечка жидкости, стойки неисправны.
Если «раскачка» показала проблему, пройдите расширенную диагностику в автосервисе. Мастер точно определит, когда нужно менять стойки амортизатора.
Проверка на СТО
Профессиональная диагностика даст точную оценку, особенно если вы не уверены в результатах самодиагностики.
Мастер выполнит:
- осмотр на подъемнике — оценит степень износа и найдет повреждения;
- проверку на — датчики измерят эффективность работы амортизаторов, должна быть не ниже 50%;
- проверку состояния других деталей подвески — подшипников, сайлентблоков, рычагов;
- компьютерную диагностику — актуально для адаптивной подвески;
- «сход-развал» — проверка углов установки колес.
Важно: неисправные амортизаторы тянут за собой износ других деталей подвески. Проигнорировали проблему со стойками? Через год придется менять пружины, опоры, шаровые тяги. Обслуживать машину без стресса и лишней экономии помогает карта «Халва». Оплачивайте диагностику и ремонт в партнерских автосервисах в рассрочку без процентов. Все честно: вы просто делите большую сумму на несколько маленьких платежей.

Автосервис без головной боли! Халва: рассрочка на ремонт и копилка — на новые запчасти!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Что сокращает «жизнь» амортизаторов
Амортизаторы — серый кардинал автомобиля. Они не требуют ухода и редко вызывают подозрение. Однако в запущенном состоянии создают серьезные проблемы. Основные причины поломок:
- плохие дороги — постоянные удары по подвеске ускоряют износ;
- агрессивный стиль вождения — резкие торможения, повороты и ускорения изнашивают стойки;
- перегруз авто — нагрузка на задние амортизаторы увеличивается;
- естественный износ — увеличивается вместе с пробегом;
- попадание грязи и воды — ускоряет появление ржавчины.
Сколько в среднем служат стойки:
- в городе при спокойной манере вождения — 80 000–100 000 км;
- за городом на плохих дорогах — 60 000–70 000 км;
- на кроссоверах и внедорожниках — 60 000–70 000 км;
- на спортивных авто — 40 000–50 000 км.
Даже если вы аккуратный водитель, плохие дороги делают свое дело. Амортизаторы — не «пожизненная» деталь, а расходник. Он требует регулярной проверки и периодической замены.
Замена: своими руками или на СТО
Ориентир на пробег — не главный показатель. Нужно проходить регулярное для своевременной диагностики износа. Поменять стойки можно самим или в автосервисе.
Самостоятельный ремонт
Понадобятся:
- домкрат и упоры;
- набор гаечных ключей;
- съемник пружин (если стойка в сборе с пружиной);
- новый комплект амортизаторов и опорных подшипников.
Процесс:
- Поднимите авто и снимите колесо.
- Открутите болты крепления стойки к ступице и кузову.
- Снимите старую стойку, установите новую.
- Соберите остальные детали в обратной последовательности.
- После замены сделайте «сход-развал».
Учитывайте, что стойки меняют попарно: две передние или задние одновременно.
На СТО
Работа с подвеской требует аккуратности и точности. Если вы не уверены в своих силах — доверьтесь профессионалам. Мастер проведет диагностику, закажет расходники и заменит детали.
Амортизаторы отвечают за комфорт и вашу уверенность на дороге, защищают от заносов, кренов и неожиданных рывков. Не игнорируйте тревожные сигналы машины: лучше вовремя заменить стойки, чем разбираться с последствиями аварии. Безопасность начинается с подвески.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи







