Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров14Опубликовано15 октября 2025

Демонстративное потребление: почему нам важно казаться, а не быть

Последний айфон в кредит, брендовая сумка и доширак на ужин, модное пальто и неоплаченные счета за квартиру… Так работает демонстративное потребление: мы покупаем то, что должно повысить наш социальный статус, даже если это не по карману.  

В этой статье:

  1. Что называют демонстративным потреблением
  2. Зачем люди хвастаются покупками
  3. Как отличить осознанное потребление от демонстративного
Если не сделал селфи и не выложил в соцсети — считай, зря одевался. Источник: нейросеть

Что называют демонстративным потреблением

Этот термин подразумевает покупку вещей или услуг не столько для собственных нужд, сколько для того, чтобы произвести впечатление на других и вынудить их завидовать вашему благополучию. 

Классические примеры — брендовая одежда, новые гаджеты, дорогие автомобили. А еще — вещи, ненадолго ставшие популярными в соцсетях или мелькнувшие в видеороликах инфлюенсеров. 

Впервые словосочетание «демонстративное потребление» использовал американский экономист Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса», которая вышла в 1899 году. 

Он писал о собственниках, которые ведут праздный образ жизни и покупают товары, недоступные для большинства других слоев общества, причем делают это ради того, чтобы подчеркнуть состоятельность. По словам Веблена, при помощи покупок эти люди не удовлетворяли реальные потребности, а демонстрировали статус.

Прошло время, изменились условия жизни. Демонстративное потребление стало доступно не только землевладельцам и .  

Сейчас такое потребление хорошо видно в соцсетях: фото из роскошных ресторанов, отчеты об отдыхе на элитных курортах, дорогие аксессуары в кадре — все это способы подчеркнуть собственное благосостояние. 

Покупки рассчитаны не на то, чтобы получить от них пользу или закрыть бытовые повседневные нужды. Их цель — впечатлить окружающих.

Демонстративное потребление хорошо описал Виктор Пелевин в романе «Empire V»:

— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции. 

— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией. 

Иегова кротко посмотрел на меня. 

— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я (...). Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. 

Признаки 

Далеко не всегда покупка дорогих вещей — это попытка произвести впечатление. Чаще всего дорогая обувь удобнее и прочнее дешевой, качественное пальто прослужит дольше и сидеть будет лучше, чем недорогая куртка, а свежее отборное мясо вкуснее и полезнее замороженных полуфабрикатов. 

Однако отличить демонстративное потребление от осознанного несложно. Помогут знаки:

  • явное хвастовство дорогими вещами или брендами;
  • покупки без реальной причины: гаджет, в котором нет необходимости, или одежда, которая быстро пропадает в шкафу;
  • вещи используют, чтобы привлечь внимание в соцсетях или офлайне. 

Есть признаки, которые не видны сразу, но однозначно говорят о стремлении повысить свой статус: например, аренда дорогих вещей для фотосессии или жизнь не по средствам, то есть разрыв между уровнем жизни в целом и некоторыми дорогими покупками. 

Шопинг — одно из развлечений нашего века. Источник: нейросеть

Плюсы и минусы

Разумеется, у демонстративного потребления есть плюсы — если бы их не было, явление давно кануло бы в Лету:

  • быстрое чувство удовольствия и признания;
  • возможность социализации через статусные вещи;
  • ощущение принадлежности к социальной группе с более высоким статусом.

Однако минусы гораздо существеннее: 

  • необоснованно высокие (иногда непосильные) расходы на поддержание имиджа;
  • неразумное управление бюджетом;
  • стресс, когда невозможно поддержать иллюзию статуса;
  • восприятие себя через покупки и утрата самоуважения.

А если демонстративное потребление приводит к импульсивным покупкам и неудержимому шопоголизму, итогом могут стать просроченные выплаты по кредитам и неприятные последствия таких ситуаций — вплоть до ареста счетов и судебного преследования. 

Чтобы до такого не дошло, запускать кредитные обязательства не стоит. Если у вас слишком много займов, превратите их в один с помощью Халвы — и выплачивайте равными частями без переплат.

Рефинансирование с Халвой

Объедините кредиты! Халва: рассрочка без переплат на 24 месяца, погашайте равными частями.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Рефинансирование кредитных карт» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить

Зачем люди хвастаются покупками

Основная причина — потребность повысить и поддержать собственный социальный статус. Люди хотят подчеркнуть успех и значимость в глазах других. Часто за этим скрывается желание самоуважения: если тебя видят успешным, это повышает самооценку.

Эффект усиливают медийные стандарты и давление окружения. Посты инфлюенсеров, лайфстайл-блоги и рекламные кампании создают ощущение, что без определенных вещей, обычно дорогих, жить хуже. 

В итоге вместо организации собственной жизни в соответствии со своими нуждами, интересами и запросами человек занимается потреблением напоказ.

Юлия, 32 года

«За последние 10 лет я восемь или девять раз меняла айфон на более новый. Не знаю зачем: все вокруг меняли, я тоже. Ну как же — самая новая модель, у всех есть, а ты отстаешь. Сопутствующие гаджеты покупала тоже “яблочные”.

Потом у меня появилась новая подруга, мы стали плотно и близко общаться. И я довольно быстро заметила, что у нее немолодой китайский телефон, при том, что я точно знаю — она не бедная. Стильно одевается, хорошо выглядит, ездит в путешествия. 

Я спросила, почему не айфон. Она пожала плечами и ответила: “А зачем он мне? Этот выполняет все задачи, начнет сбоить — поменяю на что-нибудь поновее”. 

Я долго думала над ее словами, пыталась понять, зачем же мне-то все новые айфоны, — и не нашла ответа. Зато посчитала, сколько денег на них потратила за все годы, и ужаснулась. 

В итоге за новыми моделями больше не гонялась, заодно пересмотрела другие свои расходы… Оказалось, что я могу жить гораздо лучше, комфортнее планировать бюджет, если не покупать вещи напоказ. Жалко, что не понимала это 10 лет назад».

Влияние соцсетей

Эффект демонстративного потребления в разы усиливают соцсети: без них покупки человек может показать только друзьям, коллегам и соседям, а с ними — тысячам незнакомцев по всему миру. 

Лайки, комментарии, подписчики становятся «наградой» за непомерные траты и стимулом покупать снова. Здесь легко потерять границу между реальными желаниями и стремлением показать себя.

Как отличить осознанное потребление от демонстративного

Провести границу очень просто: осознанная покупка удовлетворяет реальные потребности и приносит радость независимо от чужого мнения. 

Гармонию с собой не обязательно искать в глазах других. Источник: нейросеть

Демонстративная покупка ориентирована на внешний эффект. Нередко ее причина — потребность выглядеть «не хуже других».

Например: если вы регулярно занимаетесь спортом или увлекаетесь хайкингом, специализированная обувь — кроссовки, трекинговые ботинки — это разумное и необходимое вложение. Такая обувь защитит ноги от травм, а иногда и повлияет на спортивные результаты.

Если же все ваши прогулки — от дома до магазина, а на спорт вы смотрите по телевизору, дорогие специализированные кроссовки не сделают вас ни бодрее, не спортивнее. 

Единственная польза — продемонстрировать, что вы можете себе их позволить (даже если не можете), и вынудить подписчиков думать, будто вы занимаетесь спортом.  

Отличить потребность во внимании и одобрении от реальных нужд бывает нелегко. Если не хотите тратить деньги зря, перед покупкой пройдитесь по чек-листу:

  • Вам действительно нужна эта вещь? Для чего? Как часто будете ею пользоваться?
  • У вас нет вещи, которая выполняет эти функции? А если есть, чем она не устраивает?
  • Бюджет позволяет сделать покупку, не ущемляя себя в более важных тратах?
  • Уже планируете похвастаться покупкой всем вокруг или опубликовать ее в соцсетях? А если бы не смогли это сделать, она бы все равно вас порадовала — или нет? 

Человек — существо социальное. Поэтому демонстративное потребление — это естественная часть человеческой психологии.

Однако в наше время неограниченных потребительских возможностей полезно осознавать свои мотивы: это позволит не тратить деньги зря ради иллюзии чужого одобрения. 

Пусть покупки приносят радость, а не стресс или желание впечатлить всех вокруг. Ведь быть счастливым проще, чем пытаться всех удивить.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано16 августа 2025
Такси в Москве подорожает с 25 октябряТакси в Москве подорожает с 25 октября
Время чтения3 минутыКоличество просмотров61
Новости
Опубликовано18 января 2025
Разрыв между пенсиями в регионах России вырос до 23 тысяч рублейРазрыв между пенсиями в регионах России вырос до 23 тысяч рублей
Время чтения2 минутыКоличество просмотров62
Новости
Опубликовано29 сентября 2025
Продлевать подписку без согласия не смогут: новый закон для онлайн-сервисовПродлевать подписку без согласия не смогут: новый закон для онлайн-сервисов
Время чтения1 минутаКоличество просмотров39