Демонстративное потребление: почему нам важно казаться, а не быть
Последний айфон в кредит, брендовая сумка и доширак на ужин, модное пальто и неоплаченные счета за квартиру… Так работает демонстративное потребление: мы покупаем то, что должно повысить наш социальный статус, даже если это не по карману.
В этой статье:
- Что называют демонстративным потреблением
- Зачем люди хвастаются покупками
- Как отличить осознанное потребление от демонстративного
Что называют демонстративным потреблением
Этот термин подразумевает покупку вещей или услуг не столько для собственных нужд, сколько для того, чтобы произвести впечатление на других и вынудить их завидовать вашему благополучию.
Классические примеры — брендовая одежда, новые гаджеты, дорогие автомобили. А еще — вещи, ненадолго ставшие популярными в соцсетях или мелькнувшие в видеороликах инфлюенсеров.
Впервые словосочетание «демонстративное потребление» использовал американский экономист Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса», которая вышла в 1899 году.
Он писал о собственниках, которые ведут праздный образ жизни и покупают товары, недоступные для большинства других слоев общества, причем делают это ради того, чтобы подчеркнуть состоятельность. По словам Веблена, при помощи покупок эти люди не удовлетворяли реальные потребности, а демонстрировали статус.
Прошло время, изменились условия жизни. Демонстративное потребление стало доступно не только землевладельцам и .
Сейчас такое потребление хорошо видно в соцсетях: фото из роскошных ресторанов, отчеты об отдыхе на элитных курортах, дорогие аксессуары в кадре — все это способы подчеркнуть собственное благосостояние.
Покупки рассчитаны не на то, чтобы получить от них пользу или закрыть бытовые повседневные нужды. Их цель — впечатлить окружающих.
Демонстративное потребление хорошо описал Виктор Пелевин в романе «Empire V»:
— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я (...). Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю.
Признаки
Далеко не всегда покупка дорогих вещей — это попытка произвести впечатление. Чаще всего дорогая обувь удобнее и прочнее дешевой, качественное пальто прослужит дольше и сидеть будет лучше, чем недорогая куртка, а свежее отборное мясо вкуснее и полезнее замороженных полуфабрикатов.
Однако отличить демонстративное потребление от осознанного несложно. Помогут знаки:
- явное хвастовство дорогими вещами или брендами;
- покупки без реальной причины: гаджет, в котором нет необходимости, или одежда, которая быстро пропадает в шкафу;
- вещи используют, чтобы привлечь внимание в соцсетях или офлайне.
Есть признаки, которые не видны сразу, но однозначно говорят о стремлении повысить свой статус: например, аренда дорогих вещей для фотосессии или жизнь не по средствам, то есть разрыв между уровнем жизни в целом и некоторыми дорогими покупками.
Плюсы и минусы
Разумеется, у демонстративного потребления есть плюсы — если бы их не было, явление давно кануло бы в Лету:
- быстрое чувство удовольствия и признания;
- возможность социализации через статусные вещи;
- ощущение принадлежности к социальной группе с более высоким статусом.
Однако минусы гораздо существеннее:
- необоснованно высокие (иногда непосильные) расходы на поддержание имиджа;
- неразумное управление бюджетом;
- стресс, когда невозможно поддержать иллюзию статуса;
- восприятие себя через покупки и утрата самоуважения.
А если демонстративное потребление приводит к импульсивным покупкам и неудержимому шопоголизму, итогом могут стать просроченные выплаты по кредитам и неприятные последствия таких ситуаций — вплоть до ареста счетов и судебного преследования.
Чтобы до такого не дошло, запускать кредитные обязательства не стоит. Если у вас слишком много займов, превратите их в один с помощью Халвы — и выплачивайте равными частями без переплат.

Объедините кредиты! Халва: рассрочка без переплат на 24 месяца, погашайте равными частями.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Рефинансирование кредитных карт» на сайте банка sovcombank.ru
Зачем люди хвастаются покупками
Основная причина — потребность повысить и поддержать собственный социальный статус. Люди хотят подчеркнуть успех и значимость в глазах других. Часто за этим скрывается желание самоуважения: если тебя видят успешным, это повышает самооценку.
Эффект усиливают медийные стандарты и давление окружения. Посты инфлюенсеров, лайфстайл-блоги и рекламные кампании создают ощущение, что без определенных вещей, обычно дорогих, жить хуже.
В итоге вместо организации собственной жизни в соответствии со своими нуждами, интересами и запросами человек занимается потреблением напоказ.
Юлия, 32 года
«За последние 10 лет я восемь или девять раз меняла айфон на более новый. Не знаю зачем: все вокруг меняли, я тоже. Ну как же — самая новая модель, у всех есть, а ты отстаешь. Сопутствующие гаджеты покупала тоже “яблочные”.
Потом у меня появилась новая подруга, мы стали плотно и близко общаться. И я довольно быстро заметила, что у нее немолодой китайский телефон, при том, что я точно знаю — она не бедная. Стильно одевается, хорошо выглядит, ездит в путешествия.
Я спросила, почему не айфон. Она пожала плечами и ответила: “А зачем он мне? Этот выполняет все задачи, начнет сбоить — поменяю на что-нибудь поновее”.
Я долго думала над ее словами, пыталась понять, зачем же мне-то все новые айфоны, — и не нашла ответа. Зато посчитала, сколько денег на них потратила за все годы, и ужаснулась.
В итоге за новыми моделями больше не гонялась, заодно пересмотрела другие свои расходы… Оказалось, что я могу жить гораздо лучше, комфортнее планировать бюджет, если не покупать вещи напоказ. Жалко, что не понимала это 10 лет назад».
Влияние соцсетей
Эффект демонстративного потребления в разы усиливают соцсети: без них покупки человек может показать только друзьям, коллегам и соседям, а с ними — тысячам незнакомцев по всему миру.
Лайки, комментарии, подписчики становятся «наградой» за непомерные траты и стимулом покупать снова. Здесь легко потерять границу между реальными желаниями и стремлением показать себя.
Как отличить осознанное потребление от демонстративного
Провести границу очень просто: осознанная покупка удовлетворяет реальные потребности и приносит радость независимо от чужого мнения.
Демонстративная покупка ориентирована на внешний эффект. Нередко ее причина — потребность выглядеть «не хуже других».
Например: если вы регулярно занимаетесь спортом или увлекаетесь хайкингом, специализированная обувь — кроссовки, трекинговые ботинки — это разумное и необходимое вложение. Такая обувь защитит ноги от травм, а иногда и повлияет на спортивные результаты.
Если же все ваши прогулки — от дома до магазина, а на спорт вы смотрите по телевизору, дорогие специализированные кроссовки не сделают вас ни бодрее, не спортивнее.
Единственная польза — продемонстрировать, что вы можете себе их позволить (даже если не можете), и вынудить подписчиков думать, будто вы занимаетесь спортом.
Отличить потребность во внимании и одобрении от реальных нужд бывает нелегко. Если не хотите тратить деньги зря, перед покупкой пройдитесь по чек-листу:
- Вам действительно нужна эта вещь? Для чего? Как часто будете ею пользоваться?
- У вас нет вещи, которая выполняет эти функции? А если есть, чем она не устраивает?
- Бюджет позволяет сделать покупку, не ущемляя себя в более важных тратах?
- Уже планируете похвастаться покупкой всем вокруг или опубликовать ее в соцсетях? А если бы не смогли это сделать, она бы все равно вас порадовала — или нет?
Человек — существо социальное. Поэтому демонстративное потребление — это естественная часть человеческой психологии.
Однако в наше время неограниченных потребительских возможностей полезно осознавать свои мотивы: это позволит не тратить деньги зря ради иллюзии чужого одобрения.
Пусть покупки приносят радость, а не стресс или желание впечатлить всех вокруг. Ведь быть счастливым проще, чем пытаться всех удивить.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи





