
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Одни говорят: дети сегодня привыкли жить на всем готовом и, если устроить им еще квартиру и работу, вообще ни к чему не будут стремиться. Вторые парируют: это иллюзия, чего-то добиться так же трудно, как и раньше.
В этом споре я посередине: думаю, детям нужно помогать, но не делать все за них.
Мне кажется, достигаторство свойственно в основном обеспеченным людям. Богатые семьи, которые в непростые годы, например в 1990-х, проложили себе путь к большим деньгам, или живущие в достатке не одно поколение (хотя таких в России немного) в какой-то момент замечают, что их отпрыски не хотят ничего, кроме как потреблять и тратить нажитое.
Родители видят, что молодые люди не умеют сами запустить стиралку, сварить яйцо, не знают, откуда берутся деньги и как их заработать. И, оскорбленные в лучших чувствах, решают, что пусть дети сами всего добиваются, учатся ценить материальные блага и поймут, как непросто они достаются.
В семьях же со средним достатком и ниже, где люди по 20–30 лет выплачивают ипотеку за единственное жилье и покупают машину в кредит, куда проще приживается мысль, что человеку было бы гораздо проще жить, если бы у него на старте была бы хоть комната в коммуналке.
Или если бы родители воспользовались накопленным социальным капиталом и помогли ребенку устроиться на первую работу. Мы же помним эти грустные видео от молодых людей, которые описывают замкнутый круг: выпускник вуза приходит на собеседование и не может устроится по специальности, потому что нет опыта. А где взять опыт, если никуда не берут, непонятно.
Люди, которые долго добивались хотя бы небольшого благосостояния, не хотят, чтобы их дети продирались через те же тернии к звездам и экономили каждый рубль, чтобы взять ипотеку.
Однако в семье с любым достатком сегодня возникает общая проблема: у детей слишком короткий цикл между тем, чтобы что-то захотеть и чтобы это получить. Они разбивают телефон и в этот же день курьер приносит новый, теряют в школе вторую обувь и завтра получают свежую пару, ломают самокат и через пару дней катаются в парке на другом. И в итоге не осознают ценности вещей.
Конечно, не надо учить их мечтать о пальто, а не о чем-нибудь великом. Но как будто они перестали понимать, что на любую вещь — кеды, наушники, велосипед — кто-то заработал: составлял сметы и водил погрузчик, заключал договоры и улыбался заказчикам, стоял в пробках и выслушивал замечания начальника. При этом зачастую мы сами ограждаем их от переживаний о материальном.
Все это в комплексе — доступность материальных благ и непонимание, откуда они берутся, — порождает инфантилизм. Возможно, стоит дать детям почувствовать и боль утраты чего-то важного, и дискомфорт из-за поломки, и нетерпение, пока они ждут, например, три месяца, которые нужны, чтобы отложить на новое большое приобретение.
Мне бывает стыдно говорить с детьми о деньгах. Что их нет, или нет на конкретную «хотелку», или нет, потому что я не хочу тратить их на ерунду (по моим меркам).
В итоге ребенок не понимает, что даже чтобы купить бюджетный телефон за 10 тысяч рублей, который он разобьет в течение месяца или полугода, маме и папе надо работать: написать пару статей, два дня развозить заказы, испечь два торта.
И после этого отправить деньги не туда, куда запланировано — на продукты, новые сапоги или в копилку на отпуск — а потратить на внезапный гаджет.
В итоге ребенок уходит либо расстроенный и непонимающий, либо с обновкой, но все равно не осознает, откуда она появилась.
Поэтому в какой-то момент я взяла за правило объяснять детям ход своих мыслей, когда решаю, покупать что-то или нет.
Я начала переживать о будущем детей, уже когда увидела их на УЗИ. Сначала о здоровье, потом о развитии, об учебе, друзьях, переходном возрасте, профессии, армии, семье.
Мы — мамы и папы — хотим научить их всему: общаться и строить границы, учиться и обслуживать себя в быту, доводить начатое до конца и видеть перспективу.
Для себя я выделила два самых важных навыка, которым хочу обучить детей.
Они должны уметь искать информацию, проверять ее, а не просто потреблять контент и беседовать с нейросетями.
Важно научить их критически мыслить, сравнивать сведения из разных источников, желательно «человеческих». Это, на мой взгляд, и есть «удочка», инструмент, с помощью которого они смогут жить хорошо и самостоятельно.
Неважно, какую профессию они потом выберут и кем решат стать. Навык думать, привычка проверять факты и обращать внимание на источники, пригодятся всегда.
Другая «удочка» — хорошее образование.
Мне как маме хочется взять лучшее: отдать в приличную школу, нанять репетиторов, обеспечить серьезное дополнительное обучение — диплом музыкальной, художественной или спортивной школы тоже может стать трамплином в будущее.
Я судорожно металась: увлекалась ранним развитием, отдавала в студии рисования для трехлетних или на плавание для младенцев.
Сейчас мои дети часто спрашивают, зачем вообще нужно традиционное образование. Многому можно научиться по видеороликам в интернете или коротким онлайн-курсам.
И это отчасти так: чтобы научиться монтировать ролики или делать фото, не нужны ни ЕГЭ, ни четыре года в бакалавриате.
Автор
«Я учу их думать на перспективу: насколько востребован тот или иной навык, что он может дать в будущем, станет ли полноценной профессией. И объясняю, что если ты захочешь стать профессиональным оператором или видеоблогером и при этом работать не только на себя, тебе все равно придется получить образование, соответствующую «корочку».
Потому что большинство кадровиков считает необходимым подшить к личному делу какой-нибудь диплом.
Кроме того, расти в профессии будет проще, если ты учился в заведении с соответствующей лицензией. А потом еще проходил курсы и развивался внутри сферы. Поэтому совсем избежать традиционного образования и трудностей, которые с ним связаны, все равно не удастся».
И дальше мы обсуждаем, чем каждый ребенок хотел бы заниматься. У одного есть явные способности к точным наукам, второй пока себя ищет. И я помогаю: вожу на кружки, обсуждаю интересы в попытках нащупать способности.
Жилье, где они бы могли бы начать самостоятельную жизнь, например, однокомнатную квартиру? Да. С тем, чтобы потом она стала основой для покупки жилья побольше и поосновательнее.
А средства на начало своего дела — нет. Потому что это всегда большой риск и решаться на него лучше, когда имеешь опыт и возможность получить кредит.
Помогла бы найти первую работу, если бы у меня были связи в нужной сфере? Да, если бы видела ответственное отношение и желание работать.
Купила бы машину? Нет, автомобиль купить может каждый, если решит, что тот нужен ему для жизни и работы. А вот на права отправлю учиться обоих в 16 лет, чтобы были документ и навык.
«Я за то, чтобы помогать детям в разумных масштабах: обеспечить базовые потребности на старте, чтобы жизнь их была не слишком тяжелой. Но считаю неправильным решать все их проблемы и ограждать от материального мира. В 18 лет уже поздно из принцессы или принца превращаться в человека, который реально стоит на земле.
Уверена, что базовые навыки самообслуживания: умение подогреть еду и сварить простые блюда, помыть посуду и убрать со стола, следить за одеждой, погулять вовремя с собакой — это тоже своего рода ''удочка''. Тот, кто способен взять ответственность за себя и отчасти за ближнего, может научиться решать и рабочие, и жизненные задачи».
Для большинства труд — по-прежнему средство существования, и для того чтобы что-то получить, приходится что-то делать. Поэтому важно учить детей решать простые задачи, доводить начатое до конца, считать деньги, помочь найти свое дело и в то же время поддержать по мере возможностей — потому что карабкаться вверх одному и все делать с нуля очень непросто.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи