Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения6 минутКоличество просмотров196 739Опубликовано27 июня 2024Обновлено: 15 февраля

Теория поколений по годам: A, Z, Y, X и беби-бумеры

Теория поколений, которую популяризировали Нил Хау и Уильям Штраус, — одна из самых обсуждаемых концепций в социологии. Предполагается, что поведение и взаимодействие разных поколений связаны с историческим опытом и культурными ориентирами. В статье рассмотрим, чем теория полезна и за что ее критикуют.

В этой статье:

Представители разных поколений на одном фото. Источник: Shutterstock

Что такое теория поколений

Теория поколений — это концепция, которая предполагает, что у людей, рожденных в конкретную эпоху, общие ценности, убеждения и поведенческие модели.

Создатели теории считают, что личность формируют определенные факторы:

  • важные исторические события;

  • технологические достижения;

  • социальные нормы;

  • культурные ценности.

Все это влияет на «коллективное сознание» поколения и отличает его от других.

Как возникла теория поколений

Суть теории впервые сформулировал немецкий социолог Карл Маннгейм в 1923 году. Он считал, что каждое поколение складывается под влиянием «больших» исторических событий своего времени.

В 1991 году Нил Хау и Уильям Штраус, американские историки и социологи, опубликовали книгу «Поколения: История будущего Америки, 1584–2069 годы». Предложенная модель содержит четыре архетипа поколений и описывает повторяющиеся поколенческие циклы в истории США.

Эти исследования помогли сформировать современное понимание поколенческих различий и их влияния на общество, культуру и экономику.

Годы рождения поколений A, Z, Y, X и беби-бумеров

Что важно понимать: границы поколений условны и зависят от контекста исследования. Теория Штрауса и Хоу — самая популярная и широко обсуждаемая, поэтому мы положили ее в основу статьи.

Существуют и другие классификации, например проекта RuGenerations, социологов Вадима Радаева или Юрия Вишневского.

  • Поколение A, или альфа (2011–... гг.)

  • Поколение Z, или зумеры (2000–2011 гг.)

  • Поколение Y, или миллениалы (1984–2000 гг.)

  • Поколение X (1967–1984 гг.)

  • Поколение беби-бумеров (1944–1967 гг.)

Поколение A, или альфа

  • 2011–... гг.

Поскольку поколение А еще формируется, многое из того, что мы можем сказать, основано на предположениях и тенденциях. Хау и Штраус считают, что представители альфа будут самыми образованными, технологически продвинутыми и материально обеспеченными в истории.

Основные черты/характерные особенности

  • Цифровая родная среда. Это первое поколение, которое с рождения погрузилось в мир цифровых технологий, социальных сетей и мобильных устройств.

  • Образование. Ожидается, что образовательные системы будут адаптироваться к потребностям поколения A, предлагая более интерактивные и технологически продвинутые методы обучения.

  • Социальное взаимодействие. Общение может значительно измениться, так как дети растут в эпоху виртуальной реальности и усиленного онлайн-общения.

  • Ценности и приоритеты. Хотя альфы еще слишком молоды и не до конца сформировали ценности, предполагается, что они будут стремиться к устойчивости, инклюзивности и глобальной ответственности.

Поколение Z, или зумеры

  • 2000–2011 гг.

Поколение Z, также известное как «цифровые аборигены», уже влияют на рынок труда, потребительские тенденции и культурные изменения. Их уникальный взгляд на мир и ценности будут формировать общество в ближайшие годы.

Каждое поколение чему-то учит другое. Источник: Shutterstock

Основные черты/характерные особенности

  • Цифровая грамотность. Зумеры отличаются высокой активностью в интернете и легко осваивают новые технологии.

  • Образование. Ценят саморазвитие, много учатся и повышают навыки с помощью онлайн-ресурсов.

  • Работа. Предпочитают гибкость и фриланс. Практичны, есть предпринимательская жилка.

  • Социальная ответственность. Обеспокоены социальными и экологическими проблемами, стремятся к устойчивому развитию.

  • Ценности. Важны индивидуализм и самовыражение.

  • Медиа. Предпочитают краткие и зрелищные формы контента, активно взаимодействуют в социальных сетях.

Поколение Z отличается толерантностью и осознанностью. Выступает за равенство, экологическую защиту и психологическое благополучие. Молодые люди стремятся улучшать мир и готовы отстаивать свои ценности и убеждения.

Поколение Y, или миллениалы

  • 1984–2000 гг.

Миллениалы известны стремлением к социальным изменениям и устойчивому развитию, что отражается в потребительских предпочтениях и выборе карьеры.

Основные черты/характерные особенности

  • Технологическая грамотность. Первое поколение, которое росло в окружении цифровых технологий.

  • Ценности. Стремятся к социальной и экологической ответственности. Активно поддерживают благотворительные организации, участвуют в протестных движениях и экологических инициативах. Им важно быть осознанными и вносить вклад в улучшение общества и окружающей среды.

  • Работа. Стремятся к самореализации и поиску смысла в жизни. Хотят, чтобы работа соответствовала их ценностям, увлечениям и целям. Ценят баланс между работой и личной жизнью, стремятся к карьерному росту и развитию, но при этом не готовы поступиться личной свободой и временем.

Те, кто ценят гибкость, найдут в Халве идеального партнера для управления личными финансами. Чем больше покупок, тем больше привилегий — Халва заботится о вашем благополучии.

Приложение «Халва – Совкомбанк»

Управляйте вашими финансами: личные средства, рассрочка без переплат, копилка. Все в одном приложении!

Изучите все условия в разделе «Приложение» на сайте банка sovcombank.ru

Скачать

Поколение X

  • 1967–1984 гг.

Поколение Х называют «сэндвич-поколением» из-за их специфического положения — они «зажаты» между беби-бумерами и миллениалами, то есть вынуждены воспитывать детей и в то же время заботиться о стареющих родителях. Также представителей X называют «поколением транзистора» или поколением «с ключом на шее» (имеется в виду, что в детстве они были без присмотра).

Они столкнулись с рядом экономических трудностей, включая рецессию в начале 1990-х и финансовый кризис 2008 года, который затронул их карьеру и финансовое благополучие. Выросли в период экономической нестабильности и отчуждения.

Основные черты/характерные особенности

  • Скептицизм и цинизм. Недоверчивы к большим институтам, политическим фигурам и рекламе.

  • Самостоятельность. Ценят индивидуальность и независимость, стремятся к самореализации и достижению личных целей.

  • Адаптивность. Приспособлены к быстро меняющемуся миру и умеют гибко реагировать на новые вызовы и обстоятельства.

  • Технологическая грамотность. Росли без широкого доступа к современным технологиям, но стали опытными пользователями современных гаджетов и интернет-технологий.

  • Работа. Важен баланс между карьерой и личной жизнью. Стремятся к успеху в работе, но не забывают о семье, друзьях и хобби.

  • Ценность опыта. Учитывают прошлые ошибки и принимают решения на основе накопленного опыта.

Поколение беби-бумеров

  • 1944–1967 гг.

Беби-бумеры родились сразу после Второй мировой войны. В этот период значительно выросла рождаемость — отсюда и название.

Они значительно повлияли на культуру и общество, сформировали политический ландшафт и экономические тенденции последующих десятилетий.

Основные черты/характерные особенности

  • Социальная активность и коллективизм. Беби-бумеры отличаются низкими эгоцентризмом и индивидуализмом, во времена СССР принимали активное участие в деятельности различных общественных организаций, стали основой поколения хрущевской оттепели.

  • Отношение к работе. Преданы своему делу, готовы работать долго и усердно. Для них карьера и профессиональный успех имеют большое значение.

  • Материализм. После трудностей военного и послевоенного времени стремились повышать уровень жизни: старались покупать («доставать») товары престижного потребления, улучшали жилищные условия.

  • Отношение к технологиям. Не так быстро адаптируются к новым технологиям, как молодые поколения. Сопротивляются изменениям.

  • Семейные ценности. Семья и близкие отношения особенно важны. Стремятся сохранить традиционные семейные ценности и уделяют большое внимание детям и внукам.

  • Консерватизм. Беби-бумеры — электоральное ядро традиционалистских политических партий, ревнители патриархальных ценностей.

Внутри каждого поколения существуют похожие ценности и взгляды. Источник: Shutterstock

Зачем нужна теория поколений и за что ее критикуют

Это мощный инструмент для анализа и понимания социальных и культурных тенденций.

Где помогает теория поколений:

  • Маркетинг и реклама. Знание особенностей поколений позволяет компаниям более эффективно настраивать маркетинговые и рекламные стратегии, чтобы лучше соответствовать интересам и потребностям каждой возрастной группы.

  • Управление персоналом. Понимание различий между поколениями помогает работодателям создавать более гармоничные и продуктивные рабочие коллективы, а также разрабатывать актуальные программы обучения и развития.

  • Общественные инициативы. Политикам и общественным организациям легче понять, какие вопросы важны для разных возрастных групп.

  • Образование. Учителя и образовательные учреждения могут использовать знания о поколениях, чтобы разработать более эффективные методы обучения.

Огромный минус теории поколений в том, что каждый человек уникален, и его поведение, взгляды и предпочтения формируются под влиянием множества факторов, которые нельзя свести только к году рождения.

За что критикуют теорию поколений:

  • Обобщение и стереотипы. Разным людям одного возраста приписывают набор одинаковых качеств, при этом индивидуальные особенности человека не учитываются.

  • Неуниверсальность. Характеристики, приписываемые определенным поколениям, часто основаны на данных из США — их не всегда можно применить к другим культурам и странам.

  • Изменчивость социально-экономических условий. У людей одного поколения будет разный жизненный опыт — он зависит не только от года рождения, но и от социально-экономического статуса, этнической принадлежности, пола и других факторов.

  • Динамичность изменений. Современный мир меняется очень быстро, и технологические, экономические и социальные изменения влияют на людей разных возрастов.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Жизнь
Опубликовано18 января 2025
Международный день семьи: праздник любви, верности и поддержкиМеждународный день семьи: праздник любви, верности и поддержки
Время чтения5 минутКоличество просмотров1 354
Семья и дети
Опубликовано16 августа 2025
Какая семья считается многодетной, какие льготы положены детям и родителям из таких семейКакая семья считается многодетной, какие льготы положены детям и родителям из таких семей
Время чтения7 минутКоличество просмотров1 845
Семья и дети
Опубликовано18 января 2025
Программа «Молодая семья» в 2024 году: кто может на нее рассчитыватьПрограмма «Молодая семья» в 2024 году: кто может на нее рассчитывать
Время чтения7 минутКоличество просмотров1 229