
Платёжный стикер Sovcom PAY
Полностью заменяет карту «Халва»
Как разговоры с родными оживляют семейное древо: мой опыт и 45 вопросов для поиска предков
Мой прапрадед был сказителем, спорил о политике с женой и, возможно, видел В.И. Ленина. А прабабушка, когда к деревне в 1940-х годах подошли финны, закопала во дворе швейную машинку и вместе с коровой ушла в лес. Рассказываю, как поиск предков открыл для меня семейную историю.
В этой статье:
- Как я случайно узнала, что мой прапрадед был сказителем
- Как я бережно собираю воспоминания родных
- Воспоминания, которые затерялись во времени
- Любовь, дружба, семья — что связывает нас
- Кем мечтали быть и кем стали: учеба и профессия
Как я случайно узнала, что мой прапрадед был сказителем
Все это я узнала во время долгих, почти медитативных поисков. О том, как найти предков, рассказала в другой статье. Сейчас я восстанавливаю родословную по метрическим книгам: листаю страницы, сравниваю даты, сверяю фамилии. Иногда зацепка — всего лишь имя.
Чтобы не сойти с ума от рутинной работы, я начала расспрашивать родственников о детстве, о том, что рассказывали им их родители, что запомнилось, какие истории передавались из поколения в поколение. Все это я тщательно записываю.
Чтобы не запутаться в именах, составила краткую шпаргалку по главным героям статьи:
- (?) Валентина — моя бабушка, жила в деревне Юргелица;
- Рыжеева Мария Ивановна — ее мама, жила в деревне Кожнаволок;
- Савинов Иван Ильич — дедушка Валентины, жил в деревне Сармяга;
- Савинова Екатерина Алексеевна — бабушка Валентины, жила в деревне Сармяга.
Так я узнала, что моя бабушка Валентина обожала слушать сказки своих бабушки Екатерины и дедушки Ивана. Сказок они знали десятки. И каждый раз, когда история заканчивалась, Валентина просила: «А можно еще одну?» Я записала это воспоминание и на два года про него забыла.
А потом случайно открыла сайт Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, вспоминала про сказки и решила поискать информацию. И вдруг увидела в фонограммархиве карточку с полным именем моего прапрадеда.
Я написала в архив. Через пару дней пришел ответ:
Оказалось, что на сайте собраны материалы о карельских сказителях — собиратели не один год ездили по деревням и записывали сказки, песни, руны, обряды. Там же я нашла упоминания о соседях из нашей деревни.
Биография прапрадеда многое прояснила. Иван не был кулаком и зажиточным крестьянином, как мы считали. Он работал сторожем в колхозе, был , участвовал в Первой мировой и в Гражданской войнах.
Подтвердилась легенда, что во время революции он был в Петрограде и выступал против Временного правительства. Поэтому он действительно мог видеть Владимира Ленина.
Валентина
Бабушка автора
«Дедушка Иван в молодости служил или в Зимнем дворце, или в Смольном — охранял кого-то или что-то, точно не знаю. И якобы видел Ленина. Эту историю мне передала двоюродная сестра, а ей отец — сын Ивана.
После революции Иван вернулся в родную деревню. Как-то раз в колхозе собрались односельчане и стали расспрашивать его о Ленине. Дед рассказал:
— Невысокий, рыжеволосый, с усами и бородкой...
Не помню всех подробностей, но описание было живым. Тут его перебил другой парень — тоже, видимо, служивший тогда в Петрограде:
— Да все не так! Он высокий…
На что мой дед спокойно ответил:
— Раз ты видел и все знаешь — сам и рассказывай.
И ушел домой».
К сожалению, записей, как и сказок, не сохранилось. А Валентина их не помнит. А однажды Иван и Екатерина стали предупреждать внучку: «По радио передали, что нельзя рассказывать слишком много сказок».
Так воспоминания открыли путь к документу, который помог по-новому взглянуть на семейную историю. Поэтому теперь я с еще большим рвением записываю рассказы родных. Для тех, кто изучает генеалогию семьи, эти разговоры — настоящий клад.
Порой новую ниточку для поисков может дать одно случайное слово, имя или название населенного пункта.
Как я бережно собираю воспоминания родных
Чем больше работаю с архивами, тем яснее понимаю: документы дают даты, но не душу. Настоящая жизнь в историях. В том, как человек запинается на слове, смеется, говорит: «Ой, я это и забыла!». Поэтому, чтобы сохранить воспоминания, нужно опрашивать родственников.
Я заранее предупреждаю, что позвоню или приеду поговорить. Везу к чаю тортик или круассаны, беру диктофон и блокнот с ручкой. Пока пьем чай, мягко и аккуратно задаю вопросы. Всегда начинаю с детства — престарелым родственникам как будто проще рассказывать «с самого начала»:
- Каким вы были ребенком?
- Что больше всего запомнилось из школьной программы?
- Кто на этом фото стоит рядом с вами?
Иногда мы смотрим старые фотографии, но чаще обходимся без альбомов.
Интервью — слишком сухое слово. Это открытая и доверительная беседа. Я стараюсь не перебивать, не поправлять и не уточнять, а дать пространство. Иногда делюсь воспоминаниями и жду, когда собеседник включится в разговор.
Диалог записываю на диктофон, одновременно веду заметки. Мои главные принципы:
- не торопить собеседника;
- не оценивать историю, пока рассказчик не закончит;
- не требовать рассказать все за раз;
- быть рядом, когда трогательные или тяжелые моменты вызывают эмоции.
Не ждите, что на все вопросы найдутся ответы. Родственники могут молчать о том, что им кажется постыдным или тайным. Это нормально. Некоторые воспоминания могут быть тяжелыми.
Воспоминания, которые затерялись во времени
Валентина — последний человек в семье, кто может рассказать о прошлом. Поэтому с важными вопросами иду к ней, но часто слышу в ответ: «Не помню, мне ничего не рассказывали. Такое время было. Да я и не спрашивала». И тогда начинается кропотливая работа — по крупицам собираю ее воспоминания:
- Каким вы помните детство?
- Какие игры или занятия больше всего нравились в детстве?
- Какое воспоминание греет душу?
- Какие традиции или праздники отмечали семьей, когда вы были маленькой?
- С кем чаще всего общались родители? Были ли у них друзья?
- Как выглядел дом и двор в те времена?
- Что обычно готовили? Были ли особенные, любимые блюда?
- Какие сказки или истории чаще всего рассказывали в детстве?
- Как вы учились — ходили в школу или занимались дома? Как тогда выглядела школа?
- Помните ли вы важную или трудную ситуацию, которую пришлось пережить?
- Были ли у вас домашние животные?
- Что вы больше всего любили делать на улице?
- Было ли у вас тайное место или уголок, куда уходили, чтобы побыть одной?
- Какие мечты или планы были в детстве?
- Какие детские страхи или радости помните особенно ярко?
Так я узнала, что в детстве бабушка во время ледохода перебиралась через реку по льдинам — семья тогда жила на другом . Их старый дом до сих пор стоит среди редких сосен, но постепенно разрушается. Позже они переехали на этот берег, ближе к дороге в город.
Я стала расспрашивать про тот дом. Оказалось, он принадлежал прадеду и его сестре — каждая семья жила в своей половине. Был огород, хозяйство...
И именно там произошла одна история. Когда в Великую Отечественную войну к деревне подошли финны, прабабушка Мария закопала во дворе самое ценное — механическую ножную швейную машинку «Зингер» (она очень тяжелая — чугунная), взяла корову и ушла в лес. Но по пути встретила финнов — они отправили ее домой.
Вернулась вовремя — в сенях кто-то из соседей уже зажег лучину, чтобы сжечь дом. Так делали в деревне, чтобы ничего не досталось немцам и финнам.
Любовь, дружба, семья — что связывает нас
Мне всегда хотелось найти в семейном древе красивые любовные линии — представляла неожиданные встречи, признания, яркие чувства. Но документы показывают суровую прозаичность: женились по договоренностям или когда подходил возраст. В моем роду мужчины были старше, девушки моложе. Никаких романтических тайн...
Но небольшая интрига все же есть — мой прапрадед Александр женился дважды. Недавно бабушка обронила: «У нас в роду много Марий, даже мачеху моего папы так звали». Мое сердце екнуло. Теперь собираюсь писать в ЗАГС, чтобы проверить эту версию.
Вдруг и в вашей семье хранятся такие истории, спросите престарелых родственников и старожилов:
- Как в вашей семье относились к браку — это был союз по любви или по расчету?
- Как познакомились вы с мужем/женой? Каким он(а) был(а) в молодости?
- Как в семье решали конфликты? Кто чаще уступал?
- Дружили ли вы с соседями?
- Как справлялись с разлукой, если кто-то уезжал или уходил на службу?
- Какие семейные традиции поддерживали любовь и близость между поколениями?
- Были ли в вашей семье необычные имена? Почему их выбирали?
- Какие предметы в доме были особенно ценными?
- Кто готовил вкуснее всех и что именно?
- Хранили ли старые письма, открытки, дневники?
- Как вели хозяйство: кто записывал расходы, заготавливал продукты «про запас»?
- Кто был самым близким другом в детстве или юности? Как вы познакомились?
- Как в деревне или в городе узнавали новости?
- Кто всегда пел за столом, рассказывал анекдоты, пугал страшилками?
- Была ли в семье утраченная связь с родственниками, уехавшими или потерянными?
Кем мечтали быть и кем стали: учеба и профессия
В моем роду все, о ком я знаю, были крестьянами, малограмотными, говорили на карельском языке, русский знали не все. Работали в полях, держали животных и вели хозяйство. Семейное древо, как мне сначала казалось, скромное. Но постепенно истории, а не документы, построили очень интересную картину.
Карелия и Петербург связаны давно. Сегодня люди ездят из Северной столицы на выходные в Сортавалу, а сто лет назад мои предки проделывали обратный путь. Иван с Екатериной регулярно возили в Петербург продукты на продажу. Главным сокровищем были яблоки. Иван содержал большой сад, не просто выращивал яблони — скрещивал сорта и называл их в честь детей.
Именно в городе Иван купил для старшей дочери Марии ту самую швейную машинку «Зингер» — семейную реликвию, которая дожила до наших дней.
Эту историю я смогла «вытянуть» из бабушки после ее очередного «ничего не помню». Спросите своих родственников:
- Кем вам хотелось стать в детстве? Почему именно эта профессия?
- Помните первого учителя или преподавателя? Каким он был?
- Какой предмет в школе давался легче всего, а какой был настоящей мукой?
- Вам или вашим родителям когда-нибудь приходилось бросать учебу из-за работы или семейных обстоятельств?
- Какое веселое (или не очень) воспоминание осталось о школе?
- Как вы выбирали свою профессию и где учились?
- Кого в вашем кругу считали по-настоящему умным и образованным? Кем эти люди работали?
- В семье профессию выбирали по желанию или по необходимости?
- Приходилось ли вам работать на двух работах одновременно? Как удавалось успевать?
- Помните свой первый рабочий день? Что больше всего запомнилось?
- Кто был самым строгим или самым добрым начальником? Какой случай с ним запомнился?
- Были ли моменты, когда хотелось уволиться или бросить учебу?
- Какую работу вы любили больше всего и почему?
- Какие профессии в вашей семье особенно уважали?
- Передавалась ли в семье профессия от родителей к детям?
Когда документов оказывается недостаточно для поиска предков, на помощь приходят живые воспоминания. Эти вопросы откроют часть семейной истории. Ответы не только сблизят вас с родными, но вернут к жизни утраченные моменты прошлого.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи





