
Платёжный стикер Sovcom PAY
Полностью заменяет карту «Халва»
Я умею говорить на неудобные темы: вот, что мне помогает
Иногда приходится говорить о том, о чем ни один нормальный человек говорить не хочет. Можно, конечно, надеяться, что вас это не коснется. А можно взять на вооружение несколько приемов и развивать дипломатические навыки.
Кто, если не я
Есть ситуации, в которых только я могу взять на себя роль переговорщика. Никто другой не объяснит, не заступится, не расскажет. Мой сын для меня послужил хорошей школой общения.
Сейчас будет грустная история. Но именно после нее я решила, что больше никогда не буду из-за неловкости или ложного стыда бояться высказаться.
Тренер сына по волейболу без стеснения высказал мнение: детей нужно дергать за уши и высмеивать, и он сам это практикует на тренировках. Сейчас я тертый калач, и на подобное заявление, мягко говоря, отреагировала бы сначала словесно, а потом с привлечением общественности.
А тогда я была робкой и имела за плечами богатый опыт замалчивания в попытке сойти за умную.
Теперь, если у кого-то к моему сыну претензии, я говорю себе: «Кто, если не я». Пусть меня считают сложной в общении, но, если я не скажу: «Это неприемлемо, и вы так делать не будете», никто не скажет.
Это касается не только ситуаций, где нужно дать отпор. Иногда дети задают неудобные вопросы: физиология, размножение, тайны жизни и смерти — кто-то должен им об этом рассказать прямо, без метафор с пестиками и тычинками, используя понятный малышам язык.
Опять же, говорю себе: «Кто, если не я». Рассказываю ребенку об анатомии, почему в музее все статуи голые, почему морская свинка умирает после пяти лет, а мышка после двух, а что вообще такое «умирает» и так далее.
Для наглядных разговоров с детьми написано множество книг, одобренных педагогами: ничего шокирующего, только факты.
Эмпатам проще
На первый взгляд, спорное утверждение. Эмпатичные люди часто переживают, как бы не задеть собеседника и предпочитают замалчивать неудобные темы. Например, не скажут, что заметили пятно на одежде или «стрелку» на колготках.
Но по моему опыту общения с разными людьми, именно эмпаты выберут такую форму обращения, чтобы не задеть другого. У них врожденное чутье, когда можно затронуть неудобную тему, а когда нет.
Так что, если вы знаете за собой такую черту, у вас отлично получится говорить на неудобные темы деликатно.
Приемы из ННО
Создатель концепции ненасильственного общения Маршалл Розенберг справлялся с международными конфликтами, так что ему можно доверять.
Основное:
- Называть факты. Не «Ты вечно опаздываешь на встречи», а «Ты опоздал на 20 минут, и в прошлый раз тоже».
- Называть эмоции. Не закатывать глаза и играть в молчанку, а сказать: «Мне обидно и неприятно».
- Выражать просьбы. Например: «Мне хотелось бы, чтобы ты приходил на встречу первым и ждал меня — это проявление внимания и заботы».
Методы ННО отлично работают, если вы хотите попросить о чем-то или сделать замечание человеку, с которым хотите остаться в близких отношениях.
Когда этого делать не нужно
Разговор на неудобные и важные темы лучше не начинать, когда есть дополнительный стресс. Никаких «Нам нужно расстаться» или «А ты точно готов к тесту по математике?» перед семейным ужином или утром рабочего дня. Непростые обсуждения требуют отдельного времени.
Не забывайте про правило 10 секунд. Если человек не сможет решить или хотя бы придумать решение проблемы за это короткое время, лучше и не начинать. Не говорите другим про запах изо рта, пятно на рубашке, усталый вид: это только расстроит человек и убьет его уверенность в себе.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи






