Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения6 минутКоличество просмотров273Опубликовано10 февраля 2025Обновлено: 13 февраля

Сопереживание другим: можно ли развить эмпатию у ребенка

У человека с рождения есть способности, которые помогают ему жить в социуме. К ним относится и эмпатия — способность считывать эмоции других людей. Но уровень ее может быть разным, в том числе недостаточным или чрезмерным. Рассказываем, нужно ли развивать эмпатию у детей.

В этой статье:

  1. Что такое эмпатия и сопереживание
  2. Каким должен быть уровень эмпатии, от чего он зависит
  3. В каком возрасте появляется способность сопереживать
  4. Как развивать эмоциональный интеллект и эмпатию у ребенка
Дети старше трех лет уже способны сопереживать другим. Источник: Shutterstock 

Эмоции наполняют жизнь большинства людей практически с самого рождения. Они возникают независимо от нашего желания — как реакция на происходящее вокруг, информацию, собственные мысли.

С сильными переживаниями бывает нелегко справиться. Под их влиянием мы можем совершать необдуманные поступки, вредить другим и себе. Поэтому важно уметь распознавать собственные чувства, проживать, контролировать, анализировать их и извлекать из этого пользу.

Это отправная точка для развития эмпатии — умения понимать эмоции других и правильно на них реагировать.

Что такое эмпатия и сопереживание

Нет единого определения термина «эмпатия». Его по-разному трактуют психологи, врачи, философы, ученые. Считается, что впервые это слово озвучил и истолковал близко к современному значению англо-американский психолог Эдвард Титченер в начале XX века. Взял термин «вчувствование» своего немецкого коллеги Теодора Липпса и дословно перевел его на греческий как ἐν πάθος — «в чувство».

Чаще всего эмпатией называют способность почувствовать то, что чувствуют другие, разделить с другим человеком его эмоции — плохие и хорошие. 

Если кто-то из близких рассказывает о своих проблемах, вы испытываете разные эмоции, от грусти до обиды, злости, тревоги. Часть из них возникает как реакция на слова. 

Но чем выше ваш уровень эмпатии, тем больше вероятность погрузиться в чужие чувства, даже если вам о них не говорят, — вы видите мимику и жесты собеседника или вам просто близка ситуация, в которой он находится. Не просто понять его чувства, но и разделить их.

Например, разозлиться, когда собеседник рассказывает о том, как его вывела из себя какая-то несправедливость. Даже если вас ситуация никак не касается.

Это пример аффективной или эмоциональной эмпатии. Она в разной мере присуща всем людям. Мы улавливаем чужие чувства и разделяем некоторые уже в младенчестве. Спустя несколько недель после рождения ребенок начинает улыбаться, если видит улыбку мамы. Он считывает ее эмоции по невербальным признакам, неосознанно.

Второй вид — когнитивная эмпатия — наоборот, основывается на сознательном анализе поведения, слов, реакций другого человека и сопоставлении их со своими. Его используют, например, психологи. Они могут не погружаться в эмоции пациента, но должны понимать их, чтобы адекватно реагировать, проявлять сочувствие.

Сочувствие и сопереживание иногда включают в понятие эмпатии, потому что они невозможны без понимания чужих эмоций. Но у этих терминов есть смысловые оттенки.

Сочувствие — это когда вы знаете, что испытывает другой человек, понимаете, возможно, выражаете поддержку. Но со своей позиции, не погружаясь в чужие эмоции. К примеру, вы видите на улице человека, который просит милостыню. Мысленно жалеете того, кто оказался в таких обстоятельствах, возможно — достаете из кошелька мелочь. Но через минуту идете дальше..
Сопереживание — это способность не только распознавать чужие эмоции, но и разделять их, а также способствовать благополучному исходу ситуации, которая вас тронула. Это проявление эмпатии часто трактуют как более активное, которое заставляет действовать — явно проявлять сочувствие, предлагать помощь.

Пример сопереживания— не пройти мимо человека на улице, а купить ему продуктов, накормить в кафе, еще как-то поспособствовать в решении его проблем.

Кто-то говорит, что сопереживание — часть эмпатии, другие — что это ее следствие и продолжение. На практике же выбор слова чаще зависит от контекста и от ситуации.

В каком возрасте появляется способность сопереживать

Несмотря на то что первые проявления эмпатии можно заметить уже у младенцев, осознанно сопереживать дети учатся далеко не сразу. Это происходит по мере развития эмоционального интеллекта — способности осознавать и понимать свои и чужие эмоции, использовать эти знания.

Юлия Немцева

Приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт по развитию и оценке эмоционального интеллекта

«Эмоциональный интеллект — это когнитивная способность (навык мозга, связанный с познанием и обработкой данных) перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях. То есть считывать ее, расшифровывать и использовать. А любые способности тесно связаны с деятельностью. Именно поэтому эмоциональный интеллект и эмпатия, как у ребенка, так и у взрослого, развиваются в действии.

С рождения и до вступления в зрелый возраст дети поэтапно проходят процесс развития, называемый когнитивным (развитие мышления). И учатся использовать эмоциональную информацию как основу для мышления и принятия решений.

Способность к сопереживанию появляется между 18 и 24 месяцами жизни. Например, в 3-4 года ребенок может понимать, что такое радость, печаль, страх, злость. В 5-6 лет добавляются социальные эмоции — стыд, вина, обида.

То есть осознанно проявлять эмпатию дети начинают ближе к четырем годам».

Развивать эмоциональный интеллект и способность понимать чужие чувства можно всю жизнь. Но вместе с тем важно уметь распознавать и контролировать собственные эмоции, а также отделять свои от чужих, понимать их источник и силу влияния.

Иначе в необычных обстоятельствах, например в чрезвычайной ситуации, сложно будет сохранять необходимое хладнокровие и не поддаться всеобщей панике. Даже если вашей жизни и здоровью ничего не будет угрожать.

Каким должен быть уровень эмпатии, от чего он зависит

Умение улавливать и понимать чужие эмоции заложено в каждом человеке, но уровень развития этого навыка у всех разный.

Кто-то с детства легко считывает чужие боль и радость и так же легко окунается в эти чувства, разделяет их, иногда даже против своей воли. Другому требуется много опыта и знаний, чтобы хотя бы понять, что чувствуют окружающие.

Фото Ксения Савельева

Ксения Савельева

Клинический психолог

«Многие специалисты считают, что эмпатия — это преимущественно социально приобретаемый навык, который формируется через опыт и обучение. Я согласна с тем, что это в большей степени приобретенная способность, чем врожденная. С детства нам прививают нормы поведения и эмоциональные реакции, объясняя, как нужно поступать в разных ситуациях. 

Но при этом современные научные исследования подтверждают, что на уровень эмпатии влияют биологические предпосылки. У некоторых людей с психическими расстройствами она может полностью отсутствовать. И наоборот, эмпатия может быть столь высока, что порой даже мешает нормальной жизни.

Ученые предполагают, что вариации генов, отвечающих за производство окситоцина (гормона привязанности), влияют на степень социальной отзывчивости и эмпатической реакции. Также известно, что некоторые участки мозга, такие как зеркальные нейроны, участвуют в восприятии и воспроизведении эмоций других людей.

Но биологические основы только закладывают фундамент для развития эмпатии. Сама она — результат сложного взаимодействия природы и воспитания».

Умением распознавать чужие эмоции и правильно на них реагировать мы пользуемся в жизни повсеместно. Оно помогает решать конфликты, строить отношения с другими людьми, находить к ним подход. Эмпатия нужна во многих профессиях. В сфере услуг — чтобы повысить лояльность клиентов, в менеджменте — для эффективного управления персоналом.

Однако есть у эмпатии и минусы. С ними зачастую сталкиваются гиперэмпатичные личности.

Показывайте ребенку, что его чувства важны, чтобы он учился прислушиваться к себе и замечать переживания других. Источник: Shutterstock

Уровень погружения в чужие чувства

Уровень эмпатии определяют с помощью тестов и внешних признаков, того, как ребенок или взрослый реагируют на происходящее вокруг них. Откликается ли им чья-то беда, радость. Как правило, люди сильнее сопереживают близким, а проблемы незнакомцев трогают их значительно меньше.

Понаблюдайте, понимают ли сын или дочь ваши чувства или состояние других без объяснений? Знают ли, как реагировать?

Полное отсутствие эмпатии наблюдается у людей с некоторыми психическими расстройствами, такими как антисоциальное расстройство личности (АСЛ), шизофрения, расстройства аутистического спектра (РАС) или .

При этом человек просто неспособен понять и почувствовать эмоции окружающих, поэтому ему сложно с ними взаимодействовать.

Легкий эмоциональный отклик присущ большинству людей. Они зачастую умеют считывать чувства других, но дистанцируются от них.

Человек со средним уровнем эмпатии уже способен сопереживать и адекватно реагировать на чужие эмоции, но при этом не дает им брать верх над собственными. Это позволяет поддерживать здоровые взаимоотношения и помогать другим, не жертвуя своим благополучием.

Люди с гиперэмпатией настолько сильно ощущают чувства других, что это мешает им в повседневной жизни. Например, приводит к эмоциональному выгоранию, тревожности и депрессии.

Ксения Савельева

Клинический психолог

«Я обычно говорю, что высокую эмпатию нужно “настрадать”, и часто она идет в паре с высоким уровнем тревоги. Примером могут служить дети, живущие в деструктивной семье, где холодные и отстраненные родители применяют физическое насилие.

В такой обстановке ребенку приходится буквально “чувствовать кожей” настроение взрослых, считывать их мимику, движения и звуки, чтобы предугадывать их эмоциональное состояние и избегать наказания.

Этот процесс обучения становится формой выживания и необходимым навыком. Впоследствии такой ребенок может вырасти крайне тревожным, но одновременно и высокоэмпатичным человеком.

Эмпатия важна, но не каждому для комфортного существования требуется высокий ее уровень. У низкого, на мой взгляд, свои плюсы. Такие люди могут казаться холодными или равнодушными, но это не обязательно делает их несчастными или неудачливыми. 

Они меньше подвержены стрессу и тревоге, связанным с переживаниями других людей, больше сфокусированы на личных целях. В некоторых профессиях, требующих хладнокровия и решительности (например, медицина, юриспруденция, бизнес), низкий уровень эмпатии может быть даже преимуществом. Помимо этого, такими людьми сложнее манипулировать».

Эмпатия считается одной из основ хорошего поведения, вызывает желание помогать и делать добрые дела. Вместе с тем она нередко становится мотивом для необдуманных поступков.

Желание защитить близкого может толкнуть даже на причинение вреда чужому человеку, не разобравшись, виноват он или нет. Например, в школе ребенок случайно обидел одноклассника. Дело житейское, ребята сами сумели бы разобраться. Но вот уже отец пострадавшего, защищая «своих», на эмоциях угрожает папе обидчика. Хорошо, если рядом окажется кто-то менее вовлеченный и более рассудительный, иначе дело дойдет и до драки.

Другой пример, понятный каждому, — сильное воздействие на эмпатичных людей рекламы, в которой маркетологи играют на эмоциях.

Поэтому важно развивать не только эмпатию, но и эмоциональный интеллект, учиться контролировать свое состояние, справляться с порывами, анализировать их и управлять ими.

Как развивать эмоциональный интеллект и эмпатию у ребенка

Основы многих знаний и умений закладываются уже тогда, когда малыш проводит большую часть времени с самыми близкими — родителями, бабушками и дедушками. Они формируют и развивают навыки своим примером, в общении и играх с ребенком.

Фото Светлана Берцец

Светлана Берцец

Семейный, детский психолог

«Бывает, у ребенка родители сами неэмоциональные — и ему говорят: не плачь, не кричи, не смейся. В этом случае он учится подавлять свои эмоции, а не выражать их и контролировать.

Важно понимать, что любое переживание состоит из эмоций и их физического проявления. Например, когда мы счастливы, нам хочется смеяться, кричать, прыгать. А когда злимся — в теле возникает напряжение, хочется сжимать кулаки, топать ногами, что-то сломать.

Это нужно объяснять ребенку, рассказывать, что даже негатив — злость, обиду, печаль — можно чувствовать и проявлять. Но так, чтобы никому не навредить».

Показывайте пример

Учиться разбираться в собственных чувствах для взрослых не менее важно, чем для детей. Если ребенок стал свидетелем проявления ваших эмоций, объясняйте, что вы испытываете и почему. Просите ребенка рассказать, что, по его мнению, чувствует мама или папа, из-за чего родители грустят, волнуются или радуются.

Юлия Немцева

Приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт по развитию и оценке эмоционального интеллекта

«База, с которой можно начать знакомство с эмоциями как ребенку, так и взрослому, — это концепция Роберта Плутчика. Он выбрал восемь базовых эмоций: 

  • радость,
  • грусть,
  • доверие,
  • неудовольствие,
  • ожидание,
  • удивление,
  • злость,
  • страх.

И расположил их на схеме в виде цветка. Каждый из восьми лепестков-лучей демонстрирует, как от физиологического проявления эмоции (например, ужаса) мы переходим в социальное (страх, а затем тревога).

Иногда невозможно предотвратить какой-то душевный порыв, но точно можно распознать, что с нами происходит, и управлять своим состоянием.

Как, например, родителю справиться с эмоциями в сложной ситуации?

  • Понять, что вы чувствуете. Например, вы испытываете злость. В основе злости лежит гнев. Значит, работаем с гневом. Нужно помочь себе справиться с возникшей эмоцией и перенаправить напряжение.
  • Управлять эмоцией. Здесь подойдут разные техники сброса напряжения — от дыхательных практик физических нагрузок, можно заняться любимым делом, например порисовать.
  • Понять причину своего состояния. Почему я так реагирую? Например: “Потому что, когда с моим мнением не считаются, я злюсь”. Обдумайте, в каких еще ситуациях вас охватывают похожие эмоции? Как вы справляетесь с ними, как можно изменить свое отношение к ситуации или реакцию на нее?».

Чтобы научить ребенка эмпатии, показывайте, что его чувства важны, прислушивайтесь к нему, помогайте ему прислушиваться к себе. В будущем это подтолкнет его к пониманию чужих эмоций, их важности.

Обсуждайте чужие эмоции

Чем больше ребенок знает о своих чувствах, тем проще ему понять чужие. Обсуждайте понятные детям ситуации — ссоры из-за игрушек, грусть от их потери, обиду, если кого-то толкнули на детской площадке или кто-то упал. Даже если ребенок только наблюдал их, а не участвовал. 

Предложите пофантазировать и рассказать, что испытывают обиженный мальчик или девочка, как им можно помочь, если это требуется, поставить себя на их место. Но при этом с уважением относиться к другим, проявлять участие вежливо, интересоваться, будет ли помощь уместной.

Можно обсуждать чувства героев книг или мультфильмов, животных, игрушек, анализировать ситуации, которые вы наблюдали вместе с детьми.

Читайте книги

Есть множество детских книг, посвященных развитию эмоционального интеллекта, рассказывающих о чувствах.

Например, книга Натальи Евдокимовой «Как я зол!» (486 ₽ на Ozon) — о проявлениях гнева и о том, как с ним справиться. «Азбука чувств и эмоций» Екатерины Кес (650 ₽ на «Яндекс Маркете») — про то, как проявляются беспокойство, ревность, любовь, благодарность и другие более сложные переживания.

В книге «Тайная жизнь эмоций» (537 ₽ на Ozon) автор превратил чувства в обаятельных монстриков и знакомит читателей с повадками каждого, рассказывает о его пользе и правилах обращения с ним.

В книжных магазинах нередко появляются интересные новинки. Кроме того, читать вместе можно и нужно не только тематическую литературу, но и сказки, рассказы, стихи.

Учитесь разговаривать с ребенком о чувствах, слушать его и просить просить прощения, если были неправы. Источник: Shutterstock 

Играйте

Игры на развитие эмоционального интеллекта также помогут развить эмпатию у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предложите поиграть в аналог «Крокодила» (игроки без слов показывают друг другу строчки из песен, названия сказок и так далее), но загадывайте чувства или персонажей, испытывающих эмоции, — радостного слона, испуганного медведя, злую мышку.

Попросите нарисовать настроение, свое или сказочного героя. Потом обсудите рисунок.

Купите тематическую карточную игру, например «Повтори за мной! Эмоции», «Страсти-мордасти» или пособие на липучках с набором разных выражений лиц. С ними можно придумывать дополнительные задания или истории. Почему персонаж испытывает радость, почему плачет или испугался? Фантазируйте вместе.

Во многих делах, в том числе в развитии ребенка, на помощь уставшим и часто занятым родителям приходят готовые дидактические материалы, карточки, тетради, игры, яркие книги. Оформите Халву и покупайте все необходимое, чтобы интересно и с удовольствием проводить время с детьми.

Маркетплейсы выгоднее с Халвой

Онлайн-шопинг? Без переплат! Халва: рассрочка или кэшбэк — покупайте выгодно.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Узнать больше

Не заставляйте извиняться

Это одна из тех рекомендаций психолога, которые в первую секунду могут вызвать протест. Ведь всех нас с детства учили просить прощения за любой проступок. Но важно не выработать у ребенка своего рода рефлекс: провинился — извинись, а научить его сопереживать, понимать, в чем он не прав, и пытаться компенсировать вред, если это возможно.

«Если все время заставлять ребенка извиняться, есть риск внушить ему постоянное чувство вины, снизить его самооценку, — отмечает семейный психолог Светлана Берцец. — Или другая крайность: ребенок начинает извиняться механически и тут же об этом забывает. Важно, чтобы он осознавал, что сделал неправильно и как может это исправить.

Например, в раннем возрасте дети часто эгоцентричны. Один малыш может отнять у другого игрушку. Важно объяснить, что он совершил поступок, из-за которого другому плохо. Расскажите, почему это неправильно, предложите извиниться, обсудите, что чужую игрушку важно вернуть. Что есть другие варианты, например обменяться машинками или куклами.

Вы также можете стать примером. Извинитесь перед другим малышом вместе. Если вы сами на эмоциях обидели ребенка, попросите прощения, когда возьмете себя в руки. Объясните, что понимаете его чувства».

Если вам кажется, что ваш малыш недостаточно эмпатичен, развитию этого навыка действительно стоит уделить время. В детстве это поможет эффективнее справляться с конфликтами, заводить друзей, строить коммуникации со взрослыми. Позже понимание чужих чувств поможет в работе и других сферах жизни.

Вместе с тем нужно учить детей разбираться в собственных эмоциях, контролировать их и отличать от чужих. Иначе есть риск заработать повышенную тревожность и стать объектом манипуляций.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Семья и дети
Опубликовано18 января 2025
Как развивать эмоциональный интеллект у детей: упражнения и советыКак развивать эмоциональный интеллект у детей: упражнения и советы
Время чтения5 минутКоличество просмотров370
Семья и дети
Опубликовано18 января 2025
Ночные страхи: как побороть боязнь темноты у ребенка и взрослогоНочные страхи: как побороть боязнь темноты у ребенка и взрослого
Время чтения5 минутКоличество просмотров307
Семья и дети
Опубликовано31 января 2025
Как правильно хвалить ребенка: примеры фразКак правильно хвалить ребенка: примеры фраз
Время чтения5 минутКоличество просмотров1 882