
Что такое стиль пин-ап
Город — это не только стены, улицы и коммуникации, но и живое пространство, наполненное смыслами, эмоциями и историями. Именно эту мысль восемь лет подряд доказывает тюменский паблик-арт-проект «Морфология улиц», который превратился из разового эксперимента в международную площадку.
Художники, кураторы и горожане вместе создают искусство нового типа: вовлеченное, смелое и нежно влюбленное в контекст места.
Как тюменский проект стал заметным культурным явлением страны, чем паблик-арт отличается от стрит-арта и почему «делать по-любви» — главный принцип команды, рассказывают его создательницы ― и .
Юля Саначина:
— В 2017 году первую «Морфологию улиц» делала другая команда — был импульс создать искусство на улицах города, где его еще не было.
В 2018 году проект затих, а в 2019-м мы с подругой, сидя у меня на кухне, подумали: почему бы его не возродить, сохранив принцип преемственности — название, территорию, желание пробовать новое.
Мы запланировали сделать всероссийский проект, чтобы Тюмень была на карте фестивалей страны и талантливые люди со всей России хотели к нам приезжать.
В первый год мы пригласили известного художника . Он создал работу «Главное — не повторяться» на фасаде театрального центра «Космос», после чего о «Морфологии улиц» узнали многие художники.
А дальше — дело стабильности: как бы ни было сложно, мы из года в год проводили проект. Например, во времена ковида привезли художников в Тюмень, а всю публичную программу провели онлайн. В тот год мы получили рекордное количество заявок от художников со всей России на опен-кол — более 300.
С 2022 года почти все работы начали делать вместе с горожанами. Появились скульптуры, инсталляции, городские прогулки, мозаика, барельефы, , карточная игра, таблички с историями жителей.
Каждый год мы выбираем новую тему, которая отражает наши ценности, контекст времени и историю приглашенного куратора. Многие вдохновлены деревянным зодчеством Тюмени, закатами, людьми и историей.
Например, из Санкт-Петербурга во время экскурсии узнал, что во время Великой Отечественной войны из Тюмени в Ленинград вывозили кошек для борьбы с грызунами. Эта история так его поразила, что в работе он изобразил свою незрячую кошку, а подопечные инклюзивной мастерской «Мир на Сургутской» создали своих котиков из дерева, объединив их с рисунком Стаса.
Юля Саначина:
— Главное наше отличие от стрит-арта в том, что наши работы согласованы, а темы не несут политический, религиозный или спорный характер, который может задеть горожан.
Решение уйти от рисунков на фасадах к соучастному созданию уличного искусства стало ключевым. Я немного переживала, потому что не хотела превратить проект в «фестиваль поделок», но при мягком кураторстве и открытости нам с горожанами удается делать действительно прекрасные и качественные работы.
Главный принцип — делать по любви. Мне кажется, это невозможно подделать. И он остается в нашей команде с самого начала. Иначе я не могу объяснить, почему столько лет мы добровольно отказываемся от месяца лета, бегая по делам.
Юля Саначина:
— «Морфология улиц» всегда проходила при поддержке правительства Тюменской области — у нас прекрасные отношения и с ними, и с администрацией города.
В какой-то момент мы начали представлять, как делаем больше проектов, привозим Антоху МС на закрытие, танцуем всей Тюменью, ездим читать лекции в другие города — на все это, конечно же, нужны были средства.
Выигрывать гранты не получалось, поэтому мы решили пойти другим путем — попробовать работать с бизнесом. В то время предприниматели не понимали, зачем вкладываться в проект уличного искусства, если и так все идет хорошо. К счастью, последние несколько лет показали важность коллабораций.
Пришлось научиться вести переговоры, составлять коммерческие предложения, грамотно считать деньги и готовить отчеты.
Коллабораций было много: мы организовали проект на неработающем заводе, выставки и лаборатории с локальными художниками, а еще делали стаканчики с работами «Морфологии», мерч и лимонады.
Юля Киселева:
— Мы работаем не в галерее, а в городе — общей среде всех жителей, с которой они соприкасаются каждый день. И, конечно, иногда людям что-то не нравится. Реагируют по-разному: нас часто хвалят, но иногда ругаются, спорят, задают вопросы.
За годы работы произошло много разных ситуаций, и именно из этого опыта вырос один из наших главных принципов — вовлекать людей в искусство, чтобы они знакомились с ним ближе и чувствовали сопричастность.
Мы всегда объясняем, почему объект появился именно в этом месте и почему выглядит так, а не иначе: погружаем в смысл, знакомим с художником. Это огромная часть нашей коммуникации.
О каждой работе мы пишем статью и размещаем рядом табличку с QR-кодом, снимаем ролики и погружаем в контекст создания: этапы, сложности, идеи эскиза. А еще водим экскурсии по своим объектам и создаем онлайн-гиды.
Все это нужно, чтобы жители вовлекались в проект и могли соприкоснуться с идеями, которые несут работы, поскольку почти все они — про локальную идентичность, особенности и любовь к городу, в котором мы живем.
Мы всегда стараемся делать только то, за что нам самим не стыдно, что нам нравится и в чем мы уверены. Важно не навредить городу, наполнить работу смыслом, чтобы она напрямую вписывалась в историю места.
Юля Саначина:
— Нам не важно, есть ли опыт работы с горожанами — главное, чтобы художник был открыт. Обращаем внимание на подход, идею, связанную с локальной идентичностью и темой года.
Еще один наш принцип — в рамках «Морфологии улиц» мы приглашаем художника только один раз, потому что количество участников ограничено, и хочется поработать со многими.
Юля Саначина:
— Меня вдохновляет инклюзивная среда, современные арт-объекты в общественном городском пространстве, а не только на частных территориях.
Я обожаю коллекционировать городские истории. Наши художники знакомились со «смотрящим за районом», ели бутерброды и булочки, которыми угощали жители домов, где создавались работы; мы устраивали пикники и ходили в баню. Когда я смотрю на работу, вижу не столько итог, сколько приятные воспоминания.
Юля Киселева:
— Мне нравится старый фонд, небольшие здания с историей, малоэтажные цветные домики в спальных районах. А еще меня радует, что в городе появляется все больше маленьких, фрагментированных объектов искусства.
Каждый уместно вносит что-то свое: приклеивает объекты из пластилина или плиточек, делает небольшие рисунки. Каждый раз на прогулке можно найти новые интересные штучки.
Меня мотивирует большой результат уже проделанной работы, команда, которая выросла и подружилась на этом проекте, местное сообщество, которое ежегодно участвует в «Морфологии» и создает работы в городском пространстве, а также люди, которые дают обратную связь.
Я уверена, что мы влияем не только на «визуал», но и на внутренние процессы у разных людей.
Юля Киселева:
— Хочется поработать с , а еще сделать работу на крыше или возле аэропорта.
Мы очень хорошо знакомы с контекстом и локальной идентичностью Тюмени, знаем все пустые стены, где можно создать мурал, и классные места для размещения арт-объектов. Это наша сила. Но также есть потенциал и интерес к работе с новыми регионами, художниками и проектами, поэтому один из векторов развития — выход за пределы нашего региона.
Юля Саначина:
— Я хочу создать ленд-арт — выставку в лесу, большой арт-объект в поле под Тюменью, рисунок на фабрике по пути в село. Думаю, это будет мило.
Но чтобы «Морфология» существовала, нужны средства. Я знаю много прекрасных проектов, которые поставили на паузу из-за отсутствия спонсоров. Поэтому план минимум — стабильно проводить проект.
Через два года нам исполнится 10 лет, и мы хотим пригласить «золотой состав» — авторов самых любимых работ, чтобы создать что-то новое.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи