Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров246Опубликовано12 августа 2025

Как проект из Тюмени «Морфология улиц» развивает паблик-арт в России

Город — это не только стены, улицы и коммуникации, но и живое пространство, наполненное смыслами, эмоциями и историями. Именно эту мысль восемь лет подряд доказывает тюменский паблик-арт-проект «Морфология улиц», который превратился из разового эксперимента в международную площадку. 

Художники, кураторы и горожане вместе создают искусство нового типа: вовлеченное, смелое и нежно влюбленное в контекст места. 

В этой статье:

  1. История и развитие проекта
  2. Особенности и ценности
  3. Финансирование и партнерства
  4. Непонимание и негатив
  5. Отбор художников
  6. Вдохновение
  7. Мечты и планы
С 2019 года проект возглавляет Юля Саначина. Она же руководит мультицентром «Контора пароходства». Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Как тюменский проект стал заметным культурным явлением страны, чем паблик-арт отличается от стрит-арта и почему «делать по-любви» — главный принцип команды, рассказывают его создательницы ― и .

История и развитие проекта

Фестиваль впервые прошел в 2017 году. Его инициировали художник Дмитрий Зеленин вместе с сообществом «Цвет города» и командой мультицентра «Моя территория». Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Юля Саначина: 

— В 2017 году первую «Морфологию улиц» делала другая команда — был импульс создать искусство на улицах города, где его еще не было. 

В 2018 году проект затих, а в 2019-м мы с подругой, сидя у меня на кухне, подумали: почему бы его не возродить, сохранив принцип преемственности — название, территорию, желание пробовать новое.

Мы запланировали сделать всероссийский проект, чтобы Тюмень была на карте фестивалей страны и талантливые люди со всей России хотели к нам приезжать.

В первый год мы пригласили известного художника . Он создал работу «Главное — не повторяться» на фасаде театрального центра «Космос», после чего о «Морфологии улиц» узнали многие художники. 

А дальше — дело стабильности: как бы ни было сложно, мы из года в год проводили проект. Например, во времена ковида привезли художников в Тюмень, а всю публичную программу провели онлайн. В тот год мы получили рекордное количество заявок от художников со всей России на опен-кол — более 300.

С 2022 года почти все работы начали делать вместе с горожанами. Появились скульптуры, инсталляции, городские прогулки, мозаика, барельефы, , карточная игра, таблички с историями жителей.

За шесть лет локальный проект превратился в международный. Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Каждый год мы выбираем новую тему, которая отражает наши ценности, контекст времени и историю приглашенного куратора. Многие вдохновлены деревянным зодчеством Тюмени, закатами, людьми и историей.

Например,  из Санкт-Петербурга во время экскурсии узнал, что во время Великой Отечественной войны из Тюмени в Ленинград вывозили кошек для борьбы с грызунами. Эта история так его поразила, что в работе он изобразил свою незрячую кошку, а подопечные инклюзивной мастерской «Мир на Сургутской» создали своих котиков из дерева, объединив их с рисунком Стаса.

Особенности и ценности

Юля Саначина: 

— Главное наше отличие от стрит-арта в том, что наши работы согласованы, а темы не несут политический, религиозный или спорный характер, который может задеть горожан. 

Решение уйти от рисунков на фасадах к соучастному созданию уличного искусства стало ключевым. Я немного переживала, потому что не хотела превратить проект в «фестиваль поделок», но при мягком кураторстве и открытости нам с горожанами удается делать действительно прекрасные и качественные работы. 

Главный принцип — делать по любви. Мне кажется, это невозможно подделать. И он остается в нашей команде с самого начала. Иначе я не могу объяснить, почему столько лет мы добровольно отказываемся от месяца лета, бегая по делам.

В последние годы участники фестиваля все больше вовлекали жителей города: к примеру, в 2023 году почти все работы создавались вместе с горожанами в формате лабораторий и прогулок. Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Финансирование и партнерства

Юля Саначина: 

— «Морфология улиц» всегда проходила при поддержке правительства Тюменской области — у нас прекрасные отношения и с ними, и с администрацией города. 

В какой-то момент мы начали представлять, как делаем больше проектов, привозим Антоху МС на закрытие, танцуем всей Тюменью, ездим читать лекции в другие города — на все это, конечно же, нужны были средства. 

Выигрывать гранты не получалось, поэтому мы решили пойти другим путем — попробовать работать с бизнесом. В то время предприниматели не понимали, зачем вкладываться в проект уличного искусства, если и так все идет хорошо. К счастью, последние несколько лет показали важность коллабораций. 

Пришлось научиться вести переговоры, составлять коммерческие предложения, грамотно считать деньги и готовить отчеты. 

Коллабораций было много: мы организовали проект на неработающем заводе, выставки и лаборатории с локальными художниками, а еще делали стаканчики с работами «Морфологии», мерч и лимонады.

В 2025 году фестиваль посвящен «материалу», авторскому подходу и сотрудничеству. Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой

Непонимание и негатив

Юля Киселева:

— Мы работаем не в галерее, а в городе — общей среде всех жителей, с которой они соприкасаются каждый день. И, конечно, иногда людям что-то не нравится. Реагируют по-разному: нас часто хвалят, но иногда ругаются, спорят, задают вопросы. 

За годы работы произошло много разных ситуаций, и именно из этого опыта вырос один из наших главных принципов — вовлекать людей в искусство, чтобы они знакомились с ним ближе и чувствовали сопричастность. 

Мы всегда объясняем, почему объект появился именно в этом месте и почему выглядит так, а не иначе: погружаем в смысл, знакомим с художником. Это огромная часть нашей коммуникации.

О каждой работе мы пишем статью и размещаем рядом табличку с QR-кодом, снимаем ролики и погружаем в контекст создания: этапы, сложности, идеи эскиза. А еще водим экскурсии по своим объектам и создаем онлайн-гиды.

Все это нужно, чтобы жители вовлекались в проект и могли соприкоснуться с идеями, которые несут работы, поскольку почти все они — про локальную идентичность, особенности и любовь к городу, в котором мы живем.

Благодаря фестивалю в Тюмени появилсь арт-кварталы на улицах Северной и Сакко и маршруты прогулок с онлайн-гидом. Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Мы всегда стараемся делать только то, за что нам самим не стыдно, что нам нравится и в чем мы уверены. Важно не навредить городу, наполнить работу смыслом, чтобы она напрямую вписывалась в историю места.

Отбор художников

Юля Саначина: 

— Нам не важно, есть ли опыт работы с горожанами — главное, чтобы художник был открыт. Обращаем внимание на подход, идею, связанную с локальной идентичностью и темой года. 

Еще один наш принцип — в рамках «Морфологии улиц» мы приглашаем художника только один раз, потому что количество участников ограничено, и хочется поработать со многими.

В 2025 году в шорт-листе было пять художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и Тюмени. Всего за время фестиваля в городе появилось около 140 объектов паблик-арта. Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Вдохновение

Юля Саначина: 

— Меня вдохновляет инклюзивная среда, современные арт-объекты в общественном городском пространстве, а не только на частных территориях. 

Я обожаю коллекционировать городские истории. Наши художники знакомились со «смотрящим за районом», ели бутерброды и булочки, которыми угощали жители домов, где создавались работы; мы устраивали пикники и ходили в баню. Когда я смотрю на работу, вижу не столько итог, сколько приятные воспоминания.

Юля Киселева: 

— Мне нравится старый фонд, небольшие здания с историей, малоэтажные цветные домики в спальных районах. А еще меня радует, что в городе появляется все больше маленьких, фрагментированных объектов искусства.

Каждый уместно вносит что-то свое: приклеивает объекты из пластилина или плиточек, делает небольшие рисунки. Каждый раз на прогулке можно найти новые интересные штучки.

Многие работы создают с учетом контекста места — художники изучают историю района, общаются с жителями и используют локальные символы. Источник: личный архив Ю. Саначиной и Ю. Киселевой 

Меня мотивирует большой результат уже проделанной работы, команда, которая выросла и подружилась на этом проекте, местное сообщество, которое ежегодно участвует в «Морфологии» и создает работы в городском пространстве, а также люди, которые дают обратную связь.

Я уверена, что мы влияем не только на «визуал», но и на внутренние процессы у разных людей. 

Мечты и планы

Юля Киселева: 

— Хочется поработать с , а еще сделать работу на крыше или возле аэропорта.

Мы очень хорошо знакомы с контекстом и локальной идентичностью Тюмени, знаем все пустые стены, где можно создать мурал, и классные места для размещения арт-объектов. Это наша сила. Но также есть потенциал и интерес к работе с новыми регионами, художниками и проектами, поэтому один из векторов развития — выход за пределы нашего региона.

Юля Саначина: 

— Я хочу создать ленд-арт — выставку в лесу, большой арт-объект в поле под Тюменью, рисунок на фабрике по пути в село. Думаю, это будет мило.

Но чтобы «Морфология» существовала, нужны средства. Я знаю много прекрасных проектов, которые поставили на паузу из-за отсутствия спонсоров. Поэтому план минимум — стабильно проводить проект. 

Через два года нам исполнится 10 лет, и мы хотим пригласить «золотой состав» — авторов самых любимых работ, чтобы создать что-то новое.

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано2 октября 2025
ЦБ предлагает россиянам выбрать дизайн новой 500-рублевой купюрыЦБ предлагает россиянам выбрать дизайн новой 500-рублевой купюры
Время чтения3 минутыКоличество просмотров26
Путешествия
Опубликовано29 сентября 2025
Страшно ли путешествовать в одиночку: личный опытСтрашно ли путешествовать в одиночку: личный опыт
Время чтения4 минутыКоличество просмотров35
Путешествия
Опубликовано2 октября 2025
Отдых в Румынии: достопримечательности, чем славится, что посмотретьОтдых в Румынии: достопримечательности, чем славится, что посмотреть
Время чтения7 минутКоличество просмотров16