Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения11 минутКоличество просмотров205Опубликовано1 августа 2025Обновлено: 4 августа

«Мозаику горячо люблю — даже дома ее выкладываю»: беседа с художницей Варварой Гараниной

Художница Варвара Гаранина рассказывает о своей работе в Храме всех религий в Казани, о реставрации, мастер-классах и отдыхе даже от любимого дела. А еще — как она нашла свою нишу и побеждает синдром самозванца перед каждым новым проектом.

В этой статье:

  1. Работа в Храме
  2. Реставрационные и волонтерские проекты
  3. Мастер-классы
  4. Баланс между работой и отдыхом
  5. Синдром самозванца и удовлетворение от работы
Для Варвары мозаика — и хобби, и работа. Источник: личный архив Варвары Гараниной
Варвара — художница-мозаичистка из Казани. Работает над разными проектами, но мозаика сейчас — основное направление.

— Давно ли вы работаете художником, как пришли в профессию?

— Я занимаюсь творчеством в том или ином виде всю жизнь. Последние семь лет работаю во Вселенском храме, или Храме всех религий в Казани.

Первое образование — Казанский университет культуры и искусств. Образование было не «по любви», а по настоянию родителей. В дальнейшем это образование не пригодилось, не лежала душа к экономике.

Год назад, в 37 лет, поняла, что хочу освоить базовые навыки в живописи. Поступила в Казанский техникум народных художественных промыслов по специальности «Художник-оформитель». Окончила с красным дипломом.

Работа в Храме

— Как вы пришли к работе в Храме всех религий?

— В Храм всех религий пришла лет семь назад. Меня позвал товарищ, который тогда уже занимался мозаикой. Он знал что я всегда руками что-то творила: плела, рисовала, мастерила — в общем, была в творчестве, и руки «из правильного места растут».

Пару недель я посомневалась, побоялась и в итоге пошла.

1/9

Вид на Храм с Волги. Источник: личный архив Анны Молчановой

— Как началась работа с мозаикой?

— Познакомилась с . Он сразу дал сложное задание — положить мозаику на пол в небольшой коридорчик.

Было дико страшно: я ни разу не держала в руках ни инструменты, ни материал, но взялась и сделала. Пол до сих пор на месте, ничего не отвалилось — радует глаз.

— Расскажите немного о Храме всех религий. Кто сейчас руководит строительством, на какие средства он существует, какие планы по дальнейшему развитию?

— Храмом сейчас руководит Ильгиз Ханов — профессиональный художник, иконописец, очень талантливый, неиссякаемой энергии человек. Весь процесс работы полностью на нем. Он ежедневно раздает указания, кто и что должен делать. Весь план строительства держит в голове. Такой памяти и работоспособности любой молодой человек позавидует. А ему уже 77 лет.

Храм строят исключительно на пожертвования, доходы от входных билетов. Все деньги идут на стройку. Планов множество — были бы средства. Сейчас основные силы брошены на строительство Татарской галереи, она самая масштабная и красочная.

«Сейчас в работе Татарская галерея и мечеть с куполом в стиле мечети Аль-Акса. Открыл для их отделки керамическую мастерскую. Хочу создать самую красивую татарскую мечеть. Уже установили золотой купол, обкладываем его мозаикой. Будет примерно как в Самарканде — Хиве — Бухаре», — рассказывает Ильгиз Ханов.

— Расскажите, как это — создавать из маленьких кусочков цветного стекла мозаичное панно, которое будет не только самостоятельным произведением, но и частью большого замысла?

— Процесс создания панно занимает много времени. Сначала обсуждаем эскиз. Как правило, все задумки в голове у Ильгиза, он фонтанирует всевозможными идеями. Мы вместе что-то ищем, переделываем, добавляем, в итоге приходим в какому-то общему мнению.

Все обрабатываем на компьютере, распечатываем рисунок целиком. Если же работа большая, например, фасад здания, делаем частями и позже собираем из кусков.

Работаю на столе: сверху кладу строительную сетку и поверх нее на специальный клей по рисунку выкладываю мозаику. Использую разные материалы в зависимости от работы:

  • ;
  • плитку-мозаику;
  • витражное стекло и другие.

Мозаику накусываю специальными кусачками на фрагменты нужного размера. Элементам можно придать любую форму: лепесток, круг, полоска. Выкладываю рисунок по эскизу.

Через трое суток все застывает, и работа становится твердой, монолитной.

Рабочие снимают мозаику со стола и монтируют на стену или потолок. А мы, художники-мозаичисты, потом делаем добор на месте. Например, если окончательное место под куполом, поднимаемся с материалом и инструментами на строительные леса и на месте заполняем швы, которые остаются после монтажа. Очень бодрит, особенно если боишься высоты, как я.

1/3

Варвара с готовым фрагментом мозаики. Источник: личный архив Варвары Гараниной

— Как работается в таком месте?

— Работа не приедается, идет активно: каждый раз новые задачи, новые вызовы. Часто меняется вид деятельности, не успеваешь устать.

Это вообще сложно работой назвать как таковой — это самое любимое дело.

— Расскажите о работе среди туристов. Как это — кропотливо создавать что-то среди толпы людей?

— У нас в храме две мозаичные мастерские. Я работаю в той, что в открытом зале — там всегда проходит много людей. Кто-то устает от людей и вопросов, я — нет, люблю разговаривать с людьми. Понимаю, что человек впервые в жизни видит, как создается мозаика, и ему безумно интересно! Где еще такое увидишь?

Люди приходят очень открытые, искренне интересуются, как дети. Потому я всегда терпеливо отвечаю на одни и те же вопросы.

— Какие вопросы задают посетители?

— За годы работы собрался топ вопросов:

  • «А вы сами мозаику делаете?»,
  • «А где вы мозаику покупаете?»,
  • «А вы художник?»,
  • «А цвета вы сами подбираете?».

Ну и самый любимый: «На какой клей клеите?».

Иногда посетители просят дать одну плиточку на память. Я делюсь, конечно. Источник: личный архив Варвары Гараниной

Реставрационные и волонтерские проекты

— Расскажите, пожалуйста, о реставрации в Астрахани.

— Моего товарища —  пригласили на реставрацию большого старинного храма в селе в Астраханской области. Он позвал меня с собой в качестве подмастерья.

Мы добирались на поезде до Волгограда, там нас встретил местный житель и отвез в село.

Когда приехали, нас подселили к художнику, который там уже работал. Мы жили втроем в маленьком старом деревянном домишке с одной комнатой. Но главное — там был кондиционер: на улице жара невыносимая — за 40℃.

Поталь — не моя история, но в хорошей компании и на интересный объект, конечно же, поехать согласилась. Источник: личный архив Варвары Гараниной

Задача была позолотить и покрыть специальным лаком много разных декоративных элементов для нового иконостаса.

Впечатлили климатические условия, в которых живут люди: лютая жара, степь, ветра, ни дерева, ни кустика. Просто выжженная пустыня, несмотря на близость Волги. В таких местах всегда думаешь, в каком же прекрасном месте я живу.

Некоторое время занималась реставрацией старинной мебели.

Недавно был запрос на реставрацию одного мозаичного объекта в Казани, но до дела пока не дошло.

— Как вы относитесь к заказам в других городах?

— Заказы издалека — это для меня всегда праздник, потому что путешествия — огромная и важная часть моей жизни. А если они сопряжены с каким-то делом, так это вообще отдельная радость — еще и денег заработаешь! Предложения такие я получаю не часто, но они бывают.

Год назад в одном паблике я увидела, что идет набор волонтеров на расчистку территории на плато Путорана. Сразу же откликнулась, записалась и вот только что прилетала оттуда. Добирались через Норильск, оттуда вертолет и два часа на моторке по озеру.

Две недели в глухой тайге чистили территорию от развалин заброшенного дома. Невероятная поездка, наверное, лучшая за всю мою жизнь.

Мастер-классы

— Какие мастер-классы вы проводите?

— Делаем небольшие панно в разных деревянных формах — растения, животные, сердечки, звездочки. Даже капибара есть.

На формы наносим плиточный клей, а участники на него выкладывают кусочки наколотой разноцветной мозаики. Сами кусачками работают, цвета подбирают.

Я всегда рядом нахожусь, все объясняю как и что делать, слежу за безопасностью работы. Мы с участниками болтаем, смеемся. Они уходят довольные — многие даже представить не могут заранее, что получится такая классная работа. И я тоже довольна.

С детьми я работать очень люблю: у нас всегда взаимопонимание и контакт. Но на мои мастер-классы приходит и много взрослых. Источник: личный архив Варвары Гараниной

Баланс между работой и отдыхом

— Как устроена ваша работа? Есть ли у вас график, отпуск, выходные?

— Я горячо люблю мозаику и даже дома ей занимаюсь. А еще стахановец — работаю очень быстро. Но бывает, отвлекаешься на параллельный проект, и что-то приостанавливается.

Чаще всего я работаю пять через два, иногда устраиваю три выходных. Бывает, работаю пару недель без выходных. Иногда часть работы делаю в домашней мастерской, тогда тоже без выходных получается, хотя в храм и не приезжаю. Но чаще всего я работаю в храме.

— Как вы проводите свободное время? Где берете силы и вдохновение для новых задач?

— Дома у меня мини-мастерская. плету, рисую, украшения делаю — много всякого творчества.

В спортзал хожу часто. Гуляю по разным районам города, много хожу пешком, даже зимой в сильные холода.

Иногда чтобы отдохнуть от мозаики, я делаю… мозаику. Но это мои собственные проекты. Источник: личный архив Варвары Гараниной

— Вы много путешествуете — расскажите о любимых направлениях.

— Я еду куда-то при первой же возможности. Могу просто на полдня уехать в рандомный город на поезде, погулять там немного, а вечером вернуться домой.

Мини-путешествия очень бодрят, не дают «закисать», засиживаться на месте. Благодаря им удается избежать ощущения рутины. 

Я раньше много ездила по музыкальным фестивалям. Потом это наскучило: видишь по сути только лес и программу фестиваля, а сам город, в который приезжаешь, не узнаешь. Сейчас я стала много ездить, чтобы увидеть места: была на Алтае и Камчатке, теперь хочу увидеть Курильские острова.

Летом я обязательно уезжаю на месяц. Посмотреть, перезагрузиться, мозг освободить от быта и дел.

За границей тоже много где была: жила в Индии несколько зим подряд, в Европу ездила, по Азии. Сейчас пока туда не тянет. Россия — огромная и прекрасная, столько всего хочется посмотреть. Очень люблю нашу страну.

Топ-5 статей по теме

Открыть пост
Время чтения10 минутКоличество просмотров10 031

Самые известные вулканы России: где находятся, как добраться, насколько опасны

Открыть пост
Время чтения16 минутКоличество просмотров19 669

Современный Санкт-Петербург: самые интересные места и локации для молодежи

Открыть пост
Время чтения6 минутКоличество просмотров783

Где в России можно увидеть китов: семь лучших мест

Открыть пост
Время чтения7 минутКоличество просмотров2 767

Самые мистические и загадочные места в России

Открыть пост
Время чтения5 минутКоличество просмотров5 570

Топ-10 красивых деревень России: возвращаемся к корням

Изучаю незнакомые города, маленькие, старинные. Например, Сызрань люблю всем сердцем — старинный городок, где сохранилась красивая архитектура, уютно, много зелени. И у нас много таких городов — недооцененных в плане туризма.

Но такие поездки подходят любителям старины, деревянных домов, наличников, тенистых зеленых улочек, цветов в палисадниках. Где еще не все «вылизано» и не закатано в бетон.

Считаю что в некоторых больших городах все слишком «облагорожено». И из-за этого не хватает какого-то детского уюта. Поэтому радуюсь посещению любого маленького городишки — всегда интересно как люди живут где-то еще.

Мозаика по мотивам работ Хамита Латыпова «Туган җирдә» (пер. с татарского — родная земля). Источник: личный архив Варвары Гараниной

Синдром самозванца и удовлетворение от работы

— Что самое сложное для вас в работе?

— Самое сложное в работе это начать. Синдром самозванца — это про меня. Очень часто боюсь не справиться, хотя поводов сомневаться в себе у меня нет, всегда работу делаю красиво, качественно и быстро.

Но я эту свою особенность знаю, поэтому всегда берусь за дело и напоминаю себе, что все сделаю хорошо.

— Любимая часть работы для вас? Какой момент заставляет возвращаться к делу?

Самое приятное — сам процесс. Это медитация. Когда садишься за работу утром, до вечера работать не надоест. А может быть, и времени не хватит.

Вот месяц был у меня перерыв сейчас, понимаю что очень соскучилась, хочу поскорее взяться за дело.

— Как оплачивают вашу работу? Работаете ли вы в качестве самозанятой?

— Я работаю как самозанятая. По цене сказать сложно: у всех свои расценки. Тут как в строительстве — кто сколько хочет, тот такие цены и ставит.

Эти работы я делала для детского пространства в Храме всех религий. Источник: личный архив Варвары Гараниной

Постоянного дохода, как и у многих художников, у меня нет. Все — дело случая. Когда-то покупают мозаичные работы, которые я делаю на продажу, когда-то — мастер-классы.

— Как близкие относятся к вашему делу?

— Дочери 15 лет, она моими работами восхищается, гордится мной. Но хотя выросла в окружении красок, стекла и всевозможного творчества, к этому она не тяготеет. Рисует классно, с мозаикой тоже хорошо справляется, у нее отличное чувство цвета, но связывать жизнь с творчеством не хочет. Думает стать медиком, но это не точно.

Мама и папа рады, что я нашла свою нишу и развиваюсь в ней. Радуются, что занимаюсь любимым делом.

Хочу получить карту «Халва»

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано18 января 2025
В России уменьшилось зарплатное неравенствоВ России уменьшилось зарплатное неравенство
Время чтения2 минутыКоличество просмотров36
Новости
Опубликовано18 января 2025
Работодатели переплачивают невысыпающимся сотрудникам 3,5 трлн рублей в годРаботодатели переплачивают невысыпающимся сотрудникам 3,5 трлн рублей в год
Время чтения1 минутаКоличество просмотров36
Новости
Опубликовано18 января 2025
Спрос на новогодние корпоративы вырос вдвоеСпрос на новогодние корпоративы вырос вдвое
Время чтения2 минутыКоличество просмотров32