
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Художница Варвара Гаранина рассказывает о своей работе в Храме всех религий в Казани, о реставрации, мастер-классах и отдыхе даже от любимого дела. А еще — как она нашла свою нишу и побеждает синдром самозванца перед каждым новым проектом.
— Давно ли вы работаете художником, как пришли в профессию?
— Я занимаюсь творчеством в том или ином виде всю жизнь. Последние семь лет работаю во Вселенском храме, или Храме всех религий в Казани.
Первое образование — Казанский университет культуры и искусств. Образование было не «по любви», а по настоянию родителей. В дальнейшем это образование не пригодилось, не лежала душа к экономике.
Год назад, в 37 лет, поняла, что хочу освоить базовые навыки в живописи. Поступила в Казанский техникум народных художественных промыслов по специальности «Художник-оформитель». Окончила с красным дипломом.
— Как вы пришли к работе в Храме всех религий?
— В Храм всех религий пришла лет семь назад. Меня позвал товарищ, который тогда уже занимался мозаикой. Он знал что я всегда руками что-то творила: плела, рисовала, мастерила — в общем, была в творчестве, и руки «из правильного места растут».
Пару недель я посомневалась, побоялась и в итоге пошла.
1/9
Вид на Храм с Волги. Источник: личный архив Анны Молчановой
— Как началась работа с мозаикой?
— Познакомилась с . Он сразу дал сложное задание — положить мозаику на пол в небольшой коридорчик.
Было дико страшно: я ни разу не держала в руках ни инструменты, ни материал, но взялась и сделала. Пол до сих пор на месте, ничего не отвалилось — радует глаз.
— Расскажите немного о Храме всех религий. Кто сейчас руководит строительством, на какие средства он существует, какие планы по дальнейшему развитию?
— Храмом сейчас руководит Ильгиз Ханов — профессиональный художник, иконописец, очень талантливый, неиссякаемой энергии человек. Весь процесс работы полностью на нем. Он ежедневно раздает указания, кто и что должен делать. Весь план строительства держит в голове. Такой памяти и работоспособности любой молодой человек позавидует. А ему уже 77 лет.
Храм строят исключительно на пожертвования, доходы от входных билетов. Все деньги идут на стройку. Планов множество — были бы средства. Сейчас основные силы брошены на строительство Татарской галереи, она самая масштабная и красочная.
— Расскажите, как это — создавать из маленьких кусочков цветного стекла мозаичное панно, которое будет не только самостоятельным произведением, но и частью большого замысла?
— Процесс создания панно занимает много времени. Сначала обсуждаем эскиз. Как правило, все задумки в голове у Ильгиза, он фонтанирует всевозможными идеями. Мы вместе что-то ищем, переделываем, добавляем, в итоге приходим в какому-то общему мнению.
Все обрабатываем на компьютере, распечатываем рисунок целиком. Если же работа большая, например, фасад здания, делаем частями и позже собираем из кусков.
Работаю на столе: сверху кладу строительную сетку и поверх нее на специальный клей по рисунку выкладываю мозаику. Использую разные материалы в зависимости от работы:
Мозаику накусываю специальными кусачками на фрагменты нужного размера. Элементам можно придать любую форму: лепесток, круг, полоска. Выкладываю рисунок по эскизу.
Через трое суток все застывает, и работа становится твердой, монолитной.
Рабочие снимают мозаику со стола и монтируют на стену или потолок. А мы, художники-мозаичисты, потом делаем добор на месте. Например, если окончательное место под куполом, поднимаемся с материалом и инструментами на строительные леса и на месте заполняем швы, которые остаются после монтажа. Очень бодрит, особенно если боишься высоты, как я.
1/3
Варвара с готовым фрагментом мозаики. Источник: личный архив Варвары Гараниной
— Как работается в таком месте?
— Работа не приедается, идет активно: каждый раз новые задачи, новые вызовы. Часто меняется вид деятельности, не успеваешь устать.
Это вообще сложно работой назвать как таковой — это самое любимое дело.
— Расскажите о работе среди туристов. Как это — кропотливо создавать что-то среди толпы людей?
— У нас в храме две мозаичные мастерские. Я работаю в той, что в открытом зале — там всегда проходит много людей. Кто-то устает от людей и вопросов, я — нет, люблю разговаривать с людьми. Понимаю, что человек впервые в жизни видит, как создается мозаика, и ему безумно интересно! Где еще такое увидишь?
Люди приходят очень открытые, искренне интересуются, как дети. Потому я всегда терпеливо отвечаю на одни и те же вопросы.
— Какие вопросы задают посетители?
— За годы работы собрался топ вопросов:
Ну и самый любимый: «На какой клей клеите?».
— Расскажите, пожалуйста, о реставрации в Астрахани.
— Моего товарища — пригласили на реставрацию большого старинного храма в селе в Астраханской области. Он позвал меня с собой в качестве подмастерья.
Мы добирались на поезде до Волгограда, там нас встретил местный житель и отвез в село.
Когда приехали, нас подселили к художнику, который там уже работал. Мы жили втроем в маленьком старом деревянном домишке с одной комнатой. Но главное — там был кондиционер: на улице жара невыносимая — за 40℃.
Задача была позолотить и покрыть специальным лаком много разных декоративных элементов для нового иконостаса.
Впечатлили климатические условия, в которых живут люди: лютая жара, степь, ветра, ни дерева, ни кустика. Просто выжженная пустыня, несмотря на близость Волги. В таких местах всегда думаешь, в каком же прекрасном месте я живу.
Некоторое время занималась реставрацией старинной мебели.
Недавно был запрос на реставрацию одного мозаичного объекта в Казани, но до дела пока не дошло.
— Как вы относитесь к заказам в других городах?
— Заказы издалека — это для меня всегда праздник, потому что путешествия — огромная и важная часть моей жизни. А если они сопряжены с каким-то делом, так это вообще отдельная радость — еще и денег заработаешь! Предложения такие я получаю не часто, но они бывают.
Год назад в одном паблике я увидела, что идет набор волонтеров на расчистку территории на плато Путорана. Сразу же откликнулась, записалась и вот только что прилетала оттуда. Добирались через Норильск, оттуда вертолет и два часа на моторке по озеру.
Две недели в глухой тайге чистили территорию от развалин заброшенного дома. Невероятная поездка, наверное, лучшая за всю мою жизнь.
— Какие мастер-классы вы проводите?
— Делаем небольшие панно в разных деревянных формах — растения, животные, сердечки, звездочки. Даже капибара есть.
На формы наносим плиточный клей, а участники на него выкладывают кусочки наколотой разноцветной мозаики. Сами кусачками работают, цвета подбирают.
Я всегда рядом нахожусь, все объясняю как и что делать, слежу за безопасностью работы. Мы с участниками болтаем, смеемся. Они уходят довольные — многие даже представить не могут заранее, что получится такая классная работа. И я тоже довольна.
— Как устроена ваша работа? Есть ли у вас график, отпуск, выходные?
— Я горячо люблю мозаику и даже дома ей занимаюсь. А еще стахановец — работаю очень быстро. Но бывает, отвлекаешься на параллельный проект, и что-то приостанавливается.
Чаще всего я работаю пять через два, иногда устраиваю три выходных. Бывает, работаю пару недель без выходных. Иногда часть работы делаю в домашней мастерской, тогда тоже без выходных получается, хотя в храм и не приезжаю. Но чаще всего я работаю в храме.
— Как вы проводите свободное время? Где берете силы и вдохновение для новых задач?
— Дома у меня мини-мастерская. плету, рисую, украшения делаю — много всякого творчества.
В спортзал хожу часто. Гуляю по разным районам города, много хожу пешком, даже зимой в сильные холода.
— Вы много путешествуете — расскажите о любимых направлениях.
— Я еду куда-то при первой же возможности. Могу просто на полдня уехать в рандомный город на поезде, погулять там немного, а вечером вернуться домой.
Мини-путешествия очень бодрят, не дают «закисать», засиживаться на месте. Благодаря им удается избежать ощущения рутины.
Я раньше много ездила по музыкальным фестивалям. Потом это наскучило: видишь по сути только лес и программу фестиваля, а сам город, в который приезжаешь, не узнаешь. Сейчас я стала много ездить, чтобы увидеть места: была на Алтае и Камчатке, теперь хочу увидеть Курильские острова.
Летом я обязательно уезжаю на месяц. Посмотреть, перезагрузиться, мозг освободить от быта и дел.
За границей тоже много где была: жила в Индии несколько зим подряд, в Европу ездила, по Азии. Сейчас пока туда не тянет. Россия — огромная и прекрасная, столько всего хочется посмотреть. Очень люблю нашу страну.
Топ-5 статей по теме
Самые известные вулканы России: где находятся, как добраться, насколько опасны
Современный Санкт-Петербург: самые интересные места и локации для молодежи
Где в России можно увидеть китов: семь лучших мест
Самые мистические и загадочные места в России
Топ-10 красивых деревень России: возвращаемся к корням
Изучаю незнакомые города, маленькие, старинные. Например, Сызрань люблю всем сердцем — старинный городок, где сохранилась красивая архитектура, уютно, много зелени. И у нас много таких городов — недооцененных в плане туризма.
Но такие поездки подходят любителям старины, деревянных домов, наличников, тенистых зеленых улочек, цветов в палисадниках. Где еще не все «вылизано» и не закатано в бетон.
Считаю что в некоторых больших городах все слишком «облагорожено». И из-за этого не хватает какого-то детского уюта. Поэтому радуюсь посещению любого маленького городишки — всегда интересно как люди живут где-то еще.
— Что самое сложное для вас в работе?
— Самое сложное в работе это начать. Синдром самозванца — это про меня. Очень часто боюсь не справиться, хотя поводов сомневаться в себе у меня нет, всегда работу делаю красиво, качественно и быстро.
Но я эту свою особенность знаю, поэтому всегда берусь за дело и напоминаю себе, что все сделаю хорошо.
— Любимая часть работы для вас? Какой момент заставляет возвращаться к делу?
Самое приятное — сам процесс. Это медитация. Когда садишься за работу утром, до вечера работать не надоест. А может быть, и времени не хватит.
Вот месяц был у меня перерыв сейчас, понимаю что очень соскучилась, хочу поскорее взяться за дело.
— Как оплачивают вашу работу? Работаете ли вы в качестве самозанятой?
— Я работаю как самозанятая. По цене сказать сложно: у всех свои расценки. Тут как в строительстве — кто сколько хочет, тот такие цены и ставит.
Постоянного дохода, как и у многих художников, у меня нет. Все — дело случая. Когда-то покупают мозаичные работы, которые я делаю на продажу, когда-то — мастер-классы.
— Как близкие относятся к вашему делу?
— Дочери 15 лет, она моими работами восхищается, гордится мной. Но хотя выросла в окружении красок, стекла и всевозможного творчества, к этому она не тяготеет. Рисует классно, с мозаикой тоже хорошо справляется, у нее отличное чувство цвета, но связывать жизнь с творчеством не хочет. Думает стать медиком, но это не точно.
Мама и папа рады, что я нашла свою нишу и развиваюсь в ней. Радуются, что занимаюсь любимым делом.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи