
Что такое стиль пин-ап
Ребенок полутора лет уверенно снимает блокировку телефона и запускает мультики. Родители умиляются — какой смышленый! А психологи бьют тревогу: раннее знакомство с экранами может навредить развитию. Разбираемся, почему смартфон — не замена живому общению, тем более для детей.
По данным Mediascope, 90% детей четырех-пяти лет пользуются интернетом, 46% из них — каждый день (а к девяти годам их число вырастает до 91%). У 36% малышей (4-5 лет) есть собственный смартфон.
Психологи объясняют: когда малыш получает планшет слишком рано, это мешает его естественному развитию. В первые годы жизни ребенок должен изучать окружающий мир, взаимодействовать с предметами, развивать крупную и мелкую моторику. Именно так формируется его мозг и тело. Но если каждый раз при первых признаках скуки ребенку дают планшет, он лишается важных открытий.
Рассмотрим, на что конкретно влияет раннее знакомство со смартфоном.
Детские врачи все чаще видят пациентов с серьезными задержками и нарушениями речи. Исследования подтверждают: часто причина в продолжительном использовании смартфонов и гаджет-зависимости.
Дети начинают воспринимать родителей как «хранителей гаджета», а не как источник любви и общения. Живое человеческое взаимодействие заменяет искусственный контакт с неодушевленным объектом.
Часто родители сами предлагают планшет ребенку, словно «выключая» его — чтобы не мешал, не баловался и вел себя тихо.
Педагоги наблюдают тревожную картину: дети разучились играть и фантазировать. Если раньше малыши могли часами возиться с коробками, превращая их в замки и ракеты, то теперь без готовых развлечений они теряются.
Правда, и ситуации «без» случаются все реже. Сейчас поток ярких образов с экрана буквально непрерывный. Зачем сочинять продолжение истории, если можно просто включить следующую серию? Мозг выбирает легкий путь — и перестает творить.
Регулярное многочасовое потребление разрозненной информации (например, в TikTok) ведет к тому, что у детей развивается так называемое . Им крайне сложно сосредоточиться на чем-то, вдумчиво изучать материал.
Канадские ученые несколько лет наблюдали за развитием большой группы детей (2441 испытуемый). Те из участников, кто много времени проводил перед экранами в два-три года, показывали худшие результаты тестов на когнитивное развитие в пятилетнем возрасте.
Мария Медведева
Ценностно-ориентированный психолог, мама двух девочек
Как глубоко разделяющий принципы гуманной педагогики родитель и психолог не могу не высказать свою тревогу относительно замены живого человеческого общения цифровым суррогатом, которая сегодня только набирает обороты.
Использование гаджетов в роли «электронной няни» несет в себе глубокие риски для становления личности ребенка.
Дело даже не в самом экране, а в том, что он вытесняет. Раннее детство — важный период, когда закладываются основы личности: эмпатия, воля, любознательность, способность к глубокому мышлению и живому общению.
Эти качества взращиваются только в искреннем, эмоционально насыщенном взаимодействии с любящим взрослым. Гаджет, каким бы «развивающим» он ни был, остается бездушным устройством.
Он дает готовые образы и мгновенные ответы, но уничтожает главное: потребность ребенка задавать вопросы, удивляться, додумывать, фантазировать, создавать свои собственные миры.
Цифровые технологии (вернее, неумеренное и неумелое их использование) влияют на детский организм комплексно — страдает не только психическое, но и физическое здоровье. Первым под удар попадает зрение: детские врачи замечают рост глазных заболеваний среди дошкольников.
Маленький ребенок сначала учится различать объемные формы в реальном пространстве. И только к 6-7 годам глаз полностью созревает — теперь он способен правильно воспринимать плоские изображения. Раннее знакомство с гаджетами нарушает естественный процесс развития зрения.
Если ребенок находится возле экрана более 20 минут в день, уже через полгода острота зрения начинает снижаться. Близорукость и синдром сухого глаза — когда-то профессиональные болезни программистов — теперь встречаются и у дошкольников.
Синий свет, излучаемый гаджетами, вызывает чувство тревоги и сбивает биологические часы. Со временем это может привести к хронической бессоннице, депрессии и неврозам.
Если долго сидеть с планшетом или смартфоном в неестественной позе, можно получить искривление позвоночника. Однообразные движения пальцами по экрану вызывают растяжение связок и проблемы с сухожилиями.
Особенно страдает развитие мелкой моторики. Пазлы на планшете — не выход: мозг по-разному воспринимает эту задачу при работе с экраном и с настоящими кусочками картона, которые нужно аккуратно совместить друг с другом (и не смахнуть со стола почти готовую картину).
Чтобы полноценно развиваться, ребенку необходимо двигаться. Малыши, увлеченные гаджетами, менее активны физически.
Дети все чаще набирают лишний вес, и не в последнюю очередь это связано с цифровыми технологиями. Мало того, что бегать и прыгать им не так интересно (да и не с кем — ведь каждый «дружит» в первую очередь со смартфоном), они еще и постоянно видят рекламу вредной еды. После которой им, понятно, хочется именно этих продуктов (чипсов и газировки, а не овощей).
Мария Медведева
Ценностно-ориентированный психолог, мама двух девочек
Чем конкретно опасно раннее знакомство со смартфонами:
Привычка проводить в интернете много времени пока не включена в международную классификацию болезней (МКБ), но зависимость от компьютерных игр уже входит в этот список.
Как определить цифровую зависимость:
Если хотя бы один из признаков вам как родителям знаком, стоит обратиться к детскому психологу.
Пока ждете встречи с психологом, начинайте менять ситуацию прямо сейчас. Ключ к решению проблемы — в ваших руках. Время, которое до сих пор доставалось гаджетам, заполните совместным творчеством, настолками и разговорами. Покажите ребенку, что общение с мамой и папой гораздо увлекательнее любого мультика или компьютерной игры.
Запланируйте семейные выходные. Карта «Халва» поможет оплатить билеты в цирк, театр или развлекательный центр в рассрочку. Живые эмоции и новые впечатления — лучшая альтернатива экранному времени для всей семьи.
Рассрочка без переплат, кэшбэк, выгодная копилка с ежемесячным процентом на остаток!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Защитить ребенка от цифровой зависимости можно, но только если действовать последовательно и настойчиво. Первый и самый важный шаг — ввести в семье понятные для всех правила пользования экранами.
Определите, сколько времени каждый из вас может проводить с гаджетами, и строго придерживайтесь этих рамок. Специалисты рекомендуют: сколько минут ребенок просидел за экраном, столько же он должен активно двигаться.
Родители боятся услышать фразу «Мне скучно» и хватаются за планшет, чтобы «спасти» ребенка от безделья. Но психологи утверждают обратное: скука — это не проблема, а подарок для развивающегося мозга. Именно в моменты «ничегонеделания» нервная система отдыхает, а в голове рождаются самые яркие идеи и фантазии.
Понаблюдайте за собой: когда к вам приходят лучшие мысли? Чаще всего во время прогулки, в душе или когда просто смотрите в окно. У детей работает тот же механизм — им нужны паузы между активными занятиями, чтобы переварить полученные впечатления и придумать что-то новое.
Когда ребенок жалуется на скуку, не спешите его «спасать». Дайте ему полчаса просто посидеть, поскучать — и вы удивитесь, какие интересные игры он сам для себя придумает.
Психологи подчеркивают: не стоит рассчитывать, что ребенок сам отложит гаджет. Контролировать экранное время должны родители. Но лучше не просто запрещать, а давать что-то взамен.
Спросите себя: что вы можете предложить вместо экрана? Умеет ли ребенок занимать себя самостоятельно? Чем вы займетесь вместе? Малышу контакт со взрослым очень важен и полезен.
Дети копируют не только отдельные действия, но и вашу модель отношения к миру. Если ребенок видит, что родители получают удовольствие только от «зависания» в соцсетях, он будет делать то же самое.
Не листайте новостную ленту за семейным ужином. Когда ребенок задает вопрос, отложите телефон и вникните в его слова. Покажите, что живое общение важнее любой переписки в мессенджере.
Если решили показать что-то ребенку на экране — смотрите вместе с ним. Психологи утверждают, что сам по себе просмотр мультфильма не учит различать добро и зло, а вот обсуждение увиденного со взрослым — учит.
Обращайте внимание на то, во что играет ребенок. Выделите десять минут, сядьте рядом и попросите показать, объяснить правила.
Мария Медведева
Ценностно-ориентированный психолог, мама двух девочек
Важно видеть в ребенке не сосуд для наполнения, а факел, который нужно зажечь. Гаджет лишь создает иллюзию горения. Задача взрослого — не занять ребенка, а проживать жизнь вместе с ним: читать бумажные книги, обсуждать их, вместе готовить, гулять, наблюдать за муравьем, пускать кораблики в луже.
Не откупайтесь от ребенка технологиями. Ваше присутствие, ваше внимание, ваша любовь — это единственная и самая мощная сила, способная зажечь в нем тот самый факел и вырастить не пользователя, а свободного творца своей жизни.
Удивительно, но люди, создающие современные технологии, строже всех контролируют их использование в собственных семьях. В элитарных районах Сан-Франциско появилась профессия — няня без гаджетов.
Родители из IT-компаний подписывают со своими помощницами контракты: никаких телефонов, планшетов или телевизора в присутствии детей.
Стив Джобс открыто признавал, что ограничивает детей в использовании технологий. Когда Apple выпустила iPad, дети Джобса его не получили.
Билл Гейтс еще строже. Его дети получили мобильные телефоны только в 14 лет. За столом и перед сном гаджеты были под запретом. Когда Гейтс заметил, что дочь слишком увлеклась видеоиграми, он установил жесткие временные рамки.
Современные IT-лидеры продолжают эту традицию. Эван Шпигель из Snapchat разрешает приемной дочери проводить за синим экраном всего полтора часа в неделю. У сына главы Google в 11 лет не было смартфона.
Эти люди знают, как устроены их продукты, и понимают механизмы их воздействия на мозг. Алгоритмы специально создаются для захвата и удержания внимания. А детский мозг особенно уязвим.
При этом детство — уникальное время для формирования здоровых привычек. Поэтому так важно привить ребенку понимание, что смартфон или планшет — это всего лишь инструмент, полезный, но не способный заменить настоящую жизнь.
Как замечает психолог Мария Медведева, зависимость от смартфона или планшета — это симптом голода по настоящему, глубокому общению и значимой деятельности. Лекарство от этой зависимости — не запреты, а сознательное и радостное наполнение жизни ребенка альтернативами — совместным трудом, творчеством, выездами на природу, игрой и беседами по душам.
То, что мы заложим в самом начале, определит будущее наших детей.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи