Гибридное обучение: плюсы, минусы и особенности смешанного формата
Гибридное обучение — один из главных трендов в образовании. Оно дает студентам свободу выбора, а школам и вузам — новые возможности в организации учебного процесса. Разбираемся, как устроен этот формат, в чем его плюсы и минусы и кому он подходит.
В этой статье:
- Что такое гибридное обучение
- Модели гибридного формата
- Гибридное образование в России
- Недостатки
- Преимущества
- Итог
Что такое гибридное обучение
Гибридным называют обучение, когда часть студентов приходит на занятия, а другая участвует в них удаленно. При этом учатся они вместе — лекции и семинары проходят в одно время.
Российские исследователи, изучающие практики гибридного обучения, отмечают — модель выгодна с точки зрения обучения и коммуникации. Между студентами и преподавателями есть живой диалог, учащиеся получают чуть больше контроля: можно выбрать удобный темп обучения и способ получения информации.
Наряду с гибридным существует еще три формата:
- Аудиторное, или очное. Преподаватель и студенты находятся в одном помещении, учебное заведение полностью регулирует процесс обучения. Это традиционная модель для школ и большинства вузов.
- Дистанционное. Учеба проходит онлайн — участники могут находиться в разных городах и странах. Лекции и задания доступны в любое время, что позволяет студентам контролировать график занятий.
- Смешанное. Сочетает в себе элементы аудиторного и дистанционного форматов. Некоторые занятия проходят очно, а другие — удаленно. Весь процесс контролируют преподаватели, и у студентов нет свободы выбора в отношении формата и времени занятий.
Гибридную и смешанную модели часто путают, но между ними есть ключевое различие — .
При смешанном подходе студент изучает теорию онлайн в удобное для себя время, то есть , а затем посещает практические занятия.
В гибридной же модели все учатся синхронно в одно время, просто одни присутствуют в аудитории, а остальные подключаются из дома. Все студенты могут задавать вопросы, выполнять задания и взаимодействовать с преподавателем и однокурсниками в реальном времени.
Наибольшую гибкость дает формат, который объединяет смешанную и гибридную формы обучения — HyFlex (Hybrid + Flexible), или «гибкий гибрид».
HyFlex позволяет учащимся полностью управлять учебным процессом. Они сами выбирают модули внутри образовательной программы, форму обучения — очную или дистанционную — и формат самостоятельной работы: реферат, исследование или проект.
Модель «гибкого гибрида» разработали в Колумбийском университете. В ее основе четыре ключевых принципа:
- Выбор за студентом (learner choice) — учащийся сам решает, как ему удобнее заниматься.
- Равноценность (equivalency) — все форматы обучения (очный, онлайн в реальном времени или в записи) дают одинаковый образовательный результат.
- Доступность (accessibility) — материалы курса доступны в любое время.
- Адаптивность (reusability) — контент можно использовать в разных форматах.
Цель — дать качественные знания независимо от того, какой способ обучения выбрал студент. Благодаря этому гибридное обучение все более востребовано.
Модели гибридного формата
Хотя идея гибридного обучения проста — совместить офлайн- и онлайн-форматы, на практике университеты используют разные модели. Их условно делят на две группы: управляемый гибрид и гибкий.
В первом случае выбор студента ограничен правилами университета, учебной программой или расписанием.
Например, в Университете штата Аризона группы делят пополам: одна часть ходит на занятия очно, а вторая в это же время присутствует онлайн. Затем они меняются местами.
Во втором — студент сам решает, как ему учиться. Он может прийти на занятие лично, подключиться к трансляции в реальном времени или посмотреть урок в записи.
При этом для некоторых курсов существуют правила, которые определяют минимальную пропорцию очных и онлайн-занятий для конкретного курса.
Модель гибкого гибрида используют многие ведущие университеты мира: Колумбийский, Вашингтонский, Гарвард, Национальный университет Сингапура.
Такой подход требует от вуза серьезной технической и организационной подготовки.
Самые популярные модели гибридного обучения:
- Совместный гибрид. Самая простая из всех — часть студентов сидит в аудитории, остальные присутствуют онлайн. Учащиеся сами выбирают, как им удобнее посетить занятие.
- «Перевернутый класс». Идея проста: самое ценное время — в аудитории с преподавателем — нужно тратить не на лекции, а на практику. Поэтому всю теорию студент осваивает самостоятельно, а в класс приходит уже подготовленным: применять знания, решать задачи, работать в группах и обсуждать сложные вопросы.
Роль преподавателя тоже меняется: из лектора он превращается в наставника. Эта модель развивает реальные компетенций и «гибкие навыки», но требует от студентов высокой самодисциплины.
- . Базовую часть учебной программы студент изучает очно, но дополнительные курсы выбирает сам и проходит полностью онлайн. Это позволяет частично формировать свою образовательную траекторию и сосредотачиваться на приоритетных предметах.
- Параллельный гибрид. Более строгая, управляемая модель. Учебное заведение формирует группы: одна занимается только очно, другая только дистанционно, но программа, преподаватели и расписание у них общие.
Гибкость важна не только в расписании занятий, но и в управлении личными финансами. Уверенность в завтрашнем дне начинается с умения грамотно распоряжаться бюджетом. С картой «Халва» вы получаете повышенный кешбэк, рассрочку без переплат на покупки и копилку для приумножения средств.

Обучение с Халвой — удобно: оплачивайте курсы в рассрочку. Профессия сейчас, а деньги — потом!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Гибридное образование в России
Массово внедрять гибридные технологии в России начали во время пандемии. Вскоре они превратились из вынужденной меры в осознанный выбор.
По данным отчета НИУ ВШЭ, гибридное обучение — главный тренд в сфере российского образования.
Эксперт, директор по работе с организациями образования Webinar Group Татьяна Федотова отмечает: «Стандарты организации гибридного образовательного процесса пока только формируются, и вузам приходится самостоятельно нащупывать решения. Далеко не все они научились интегрировать онлайн- и офлайн-обучение. В частности, оцифровка сложившихся за годы очных программ оказалась сложной задачей».
Опыт российских вузов
Несмотря на трудности, ряд ведущих российских вузов уже добились заметного прогресса.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1864 в российских учебных заведениях для онлайн-уроков можно использовать только верифицированные государством платформы.
В Томском государственном университете подошли к вопросу масштабно и создали гибридную среду из 45 аудиторий на базе российской системы «Актру». Платформа, разработанная по инициативе ТГУ, объединяет все оборудование вуза в единую систему и позволяет одновременно обучать до 7000 человек: 2500 очно и 4500 онлайн.
Система записывает занятия автоматически по расписанию, что упрощает работу преподавателей. Субтитры лекций можно перевести на несколько языков. Все записи доступны студентам в системе управления обучением, искать нужный фрагмент можно по хештегам.
В Уральском федеральном университете под гибридный формат оборудовали более 30 аудиторий. Его активно используют для старшекурсников и магистрантов, проводят лекции, практические занятия, консультации и даже защиты дипломных работ.
Чаще всего гибридный формат применяют на факультетах, где важны цифровые компетенции: IT, экономика, медиакоммуникации.
Высшая школа менеджмента СПбГУ сделала акцент на удобстве для преподавателей. В пяти гибридных аудиториях установлена специальная интерактивная панель. Преподаватель может выбрать готовый «режим» занятия, например «выступление удаленных студентов», и система автоматически настроит оборудование.
Кроме того, в вузе сделали специальную площадку для смешанной групповой работы.
«Она была создана для реализации педагогического сценария, в котором студентов можно делить на команды для совместной работы над кейсами. Команды могут быть смешанными, включать очных и онлайн-участников», — рассказывает Дарья Викулова, руководитель направления гибридного обучения центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ.
Опыт в российских школах
В школах гибридный подход пока применяют точечно. Чаще всего его тестируют во время сезонных карантинов, когда часть класса болеет, а остальные продолжают учиться. Это позволяет не прерывать учебный процесс.
Смешанную форму обучения в школах пока используют чаще, чем полноценный гибрид.
Тем не менее есть успешные кейсы. Например, в Европейской гимназии в Москве оборудованы специальные классы, где учитель может вести урок одновременно для детей в классе и тех, кто находится дома.
База — цифровые платформы вроде «Московской электронной школы» (МЭШ). Они дают доступ к учебным материалам и инструментам для дистанционного взаимодействия.
Иногда школы используют онлайн-форматы, чтобы решить проблему нехватки места. В екатеринбургской гимназии №210 «Корифей» старшеклассники проходят примерно пятую часть учебного плана в цифровом формате. Один день в неделю уроки по непрофильным предметам проходят онлайн, что позволяет разгрузить небольшое здание школы.
Недостатки
Исследования российского и зарубежного опыта показывают, что гибридный формат имеет ряд серьезных недостатков. Вот основные трудности:
- Высокая нагрузка на преподавателя — ключевая проблема. Педагоги работают в режиме многозадачности: одновременно координируют две группы студентов, следят за чатом, переключают экраны и управляют трансляцией. Все это повышает риск профессионального выгорания.
- Снижение вовлеченности. Студенты чаще теряют концентрацию, а у онлайн-групп возникает ощущение неравного доступа к преподавателю.
- Технические и организационные трудности. Хотя базовое оснащение аудиторий перестало быть главной проблемой, все еще есть трудности с качеством звука и обзором для онлайн-участников.
- Высокие затраты. Гибридный формат — это дорого. Нужно вложиться в специализированное оборудование и программное обеспечение.
Преимущества
Несмотря на сложности, у гибридного формата есть весомые достоинства:
- Гибкость. Ученики получают больше свободы: можно посещать занятия очно или онлайн. Образовательные программы адаптированы под потребности самых разных групп студентов, от работающих специалистов до учащихся из других регионов.
- Расширение набора студентов. Вузы привлекают больше людей, поскольку количество мест не ограничено размером аудитории.
- Снижение пропусков. Причин не приехать на занятие может быть много: плохое самочувствие, проблемы с транспортом, семейные обстоятельства. Подключиться к занятиям онлайн проще.
- Сочетание форматов. Гибрид берет лучшее от разных подходов — например, структуру очных занятий и гибкость онлайн-технологий.
Итог
Гибридное обучение — перспективная модель, которая объединяет сильные стороны традиционного и дистанционного подходов. Несмотря на все трудности, у формата большой потенциал. Он помогает создать по-настоящему доступную и гибкую образовательную среду для всех, независимо от места проживания и обстоятельств.
Не исключено, что в ближайшие годы отдельные эксперименты перерастут в устойчивую систему, и гибридный формат станет нормой в российском образовании.
Помните, что технология — лишь инструмент. А в центре любого обучения, как и прежде, стоят учитель и ученик.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Подписаться на рассылку
Описание
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи



.png)


