
Как обманывают в автосервисах: Личный опыт
Гибридное обучение — один из главных трендов в образовании. Оно дает студентам свободу выбора, а школам и вузам — новые возможности в организации учебного процесса. Разбираемся, как устроен этот формат, в чем его плюсы и минусы и кому он подходит.
Гибридным называют обучение, когда часть студентов приходит на занятия, а другая участвует в них удаленно. При этом учатся они вместе — лекции и семинары проходят в одно время.
Российские исследователи, изучающие практики гибридного обучения, отмечают — модель выгодна с точки зрения обучения и коммуникации. Между студентами и преподавателями есть живой диалог, учащиеся получают чуть больше контроля: можно выбрать удобный темп обучения и способ получения информации.
Наряду с гибридным существует еще три формата:
Гибридную и смешанную модели часто путают, но между ними есть ключевое различие — .
При смешанном подходе студент изучает теорию онлайн в удобное для себя время, то есть , а затем посещает практические занятия.
В гибридной же модели все учатся синхронно в одно время, просто одни присутствуют в аудитории, а остальные подключаются из дома. Все студенты могут задавать вопросы, выполнять задания и взаимодействовать с преподавателем и однокурсниками в реальном времени.
Наибольшую гибкость дает формат, который объединяет смешанную и гибридную формы обучения — HyFlex (Hybrid + Flexible), или «гибкий гибрид».
HyFlex позволяет учащимся полностью управлять учебным процессом. Они сами выбирают модули внутри образовательной программы, форму обучения — очную или дистанционную — и формат самостоятельной работы: реферат, исследование или проект.
Модель «гибкого гибрида» разработали в Колумбийском университете. В ее основе четыре ключевых принципа:
Цель — дать качественные знания независимо от того, какой способ обучения выбрал студент. Благодаря этому гибридное обучение все более востребовано.
Хотя идея гибридного обучения проста — совместить офлайн- и онлайн-форматы, на практике университеты используют разные модели. Их условно делят на две группы: управляемый гибрид и гибкий.
В первом случае выбор студента ограничен правилами университета, учебной программой или расписанием.
Например, в Университете штата Аризона группы делят пополам: одна часть ходит на занятия очно, а вторая в это же время присутствует онлайн. Затем они меняются местами.
Во втором — студент сам решает, как ему учиться. Он может прийти на занятие лично, подключиться к трансляции в реальном времени или посмотреть урок в записи.
При этом для некоторых курсов существуют правила, которые определяют минимальную пропорцию очных и онлайн-занятий для конкретного курса.
Модель гибкого гибрида используют многие ведущие университеты мира: Колумбийский, Вашингтонский, Гарвард, Национальный университет Сингапура.
Такой подход требует от вуза серьезной технической и организационной подготовки.
Самые популярные модели гибридного обучения:
Роль преподавателя тоже меняется: из лектора он превращается в наставника. Эта модель развивает реальные компетенций и «гибкие навыки», но требует от студентов высокой самодисциплины.
Гибкость важна не только в расписании занятий, но и в управлении личными финансами. Уверенность в завтрашнем дне начинается с умения грамотно распоряжаться бюджетом. С картой «Халва» вы получаете повышенный кешбэк, рассрочку без переплат на покупки и копилку для приумножения средств.
Обучение с Халвой — удобно: оплачивайте курсы в рассрочку. Профессия сейчас, а деньги — потом!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Массово внедрять гибридные технологии в России начали во время пандемии. Вскоре они превратились из вынужденной меры в осознанный выбор.
По данным отчета НИУ ВШЭ, гибридное обучение — главный тренд в сфере российского образования.
Эксперт, директор по работе с организациями образования Webinar Group Татьяна Федотова отмечает: «Стандарты организации гибридного образовательного процесса пока только формируются, и вузам приходится самостоятельно нащупывать решения. Далеко не все они научились интегрировать онлайн- и офлайн-обучение. В частности, оцифровка сложившихся за годы очных программ оказалась сложной задачей».
Несмотря на трудности, ряд ведущих российских вузов уже добились заметного прогресса.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1864 в российских учебных заведениях для онлайн-уроков можно использовать только верифицированные государством платформы.
В Томском государственном университете подошли к вопросу масштабно и создали гибридную среду из 45 аудиторий на базе российской системы «Актру». Платформа, разработанная по инициативе ТГУ, объединяет все оборудование вуза в единую систему и позволяет одновременно обучать до 7000 человек: 2500 очно и 4500 онлайн.
Система записывает занятия автоматически по расписанию, что упрощает работу преподавателей. Субтитры лекций можно перевести на несколько языков. Все записи доступны студентам в системе управления обучением, искать нужный фрагмент можно по хештегам.
В Уральском федеральном университете под гибридный формат оборудовали более 30 аудиторий. Его активно используют для старшекурсников и магистрантов, проводят лекции, практические занятия, консультации и даже защиты дипломных работ.
Чаще всего гибридный формат применяют на факультетах, где важны цифровые компетенции: IT, экономика, медиакоммуникации.
Высшая школа менеджмента СПбГУ сделала акцент на удобстве для преподавателей. В пяти гибридных аудиториях установлена специальная интерактивная панель. Преподаватель может выбрать готовый «режим» занятия, например «выступление удаленных студентов», и система автоматически настроит оборудование.
Кроме того, в вузе сделали специальную площадку для смешанной групповой работы.
«Она была создана для реализации педагогического сценария, в котором студентов можно делить на команды для совместной работы над кейсами. Команды могут быть смешанными, включать очных и онлайн-участников», — рассказывает Дарья Викулова, руководитель направления гибридного обучения центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ.
В школах гибридный подход пока применяют точечно. Чаще всего его тестируют во время сезонных карантинов, когда часть класса болеет, а остальные продолжают учиться. Это позволяет не прерывать учебный процесс.
Смешанную форму обучения в школах пока используют чаще, чем полноценный гибрид.
Тем не менее есть успешные кейсы. Например, в Европейской гимназии в Москве оборудованы специальные классы, где учитель может вести урок одновременно для детей в классе и тех, кто находится дома.
База — цифровые платформы вроде «Московской электронной школы» (МЭШ). Они дают доступ к учебным материалам и инструментам для дистанционного взаимодействия.
Иногда школы используют онлайн-форматы, чтобы решить проблему нехватки места. В екатеринбургской гимназии №210 «Корифей» старшеклассники проходят примерно пятую часть учебного плана в цифровом формате. Один день в неделю уроки по непрофильным предметам проходят онлайн, что позволяет разгрузить небольшое здание школы.
Исследования российского и зарубежного опыта показывают, что гибридный формат имеет ряд серьезных недостатков. Вот основные трудности:
Несмотря на сложности, у гибридного формата есть весомые достоинства:
Гибридное обучение — перспективная модель, которая объединяет сильные стороны традиционного и дистанционного подходов. Несмотря на все трудности, у формата большой потенциал. Он помогает создать по-настоящему доступную и гибкую образовательную среду для всех, независимо от места проживания и обстоятельств.
Не исключено, что в ближайшие годы отдельные эксперименты перерастут в устойчивую систему, и гибридный формат станет нормой в российском образовании.
Помните, что технология — лишь инструмент. А в центре любого обучения, как и прежде, стоят учитель и ученик.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи