
Поезд Деда Мороза 2025-2026: в каких городах остановится, программа и как купить билеты
Не все рождаются математиками: одни со школьной скамьи с интересом щелкают уравнения, как будто перед ними ребусы из детского журнала, другие — терпеть не могут делить шоколад между друзьями, потому что всегда ошибаются. Какие уж тут задачи!
Пока ребенок маленький, вы не знаете, какие у него таланты. Поэтому оставьте тетради на потом и помогите малышу понять, что за каждой цифрой стоит реальное количество: одно яблоко — мало, два — больше, а четыре — целая куча. Такие маленькие открытия формируют базу для арифметических навыков.
Когда малыш повторяет «раз, два, три» как считалочку и не может показать три кубика или пальчика, он оперирует звуками, а не числами. Поэтому задача взрослых не просто выучить с ребенком цифры, а показать, как реальные вещи превращаются в абстракцию.
Когда кроха трогает, перекладывает и сортирует предметы, он видит связь между количеством и его обозначением — числом. Поэтому первые уроки счета для малыша проводите «на полу»: играйте с кубиками, делите ягоды по тарелкам и прыгайте, кто больше. Главное — регулярность и спокойствие.
Алена Воробьева
Учительница начальной школы, Калининград
«Когда меня спрашивают, как быстро научить ребенка считать, я советую объяснить, зачем это нужно. Например: ''Чтобы узнать, хватит ли твоих денег на две шоколадки''.
Часто ребенок не хочет учиться из-за того, что ему неправильно подают материал, а не из-за сложности математики как таковой».
Большинство детей начинает интересоваться счетом рано. Взрослым важно подхватить этот интерес и превратить обучение в игру.
Юлия Григорьева
Воспитательница в детском саду, Петропавловск-Камчатский
«Понять, что такое количество, а не просто запомнить названия цифр, лучше всего помогают игры на сенсорное развитие.
Позвольте ребенку трогать, пересыпать и сортировать разную крупу (мелкую — рис, гречу, крупную — горох, нут), камушки, пуговицы, кубики. Через руки мозг быстрее понимает, что такое много и мало».
Двигайтесь постепенно — от игры к простым задачам. Чем естественнее будут занятия, тем охотнее малыш будет изучать счет. Не торопите и не ругайте за ошибки. Когда ребенок не боится сказать что-то неправильно, он воспринимает уроки как увлекательный процесс.
Дополняйте занятия подвижными играми: прыгнуть три раза, хлопнуть дважды, добежать до дерева и посчитать цветочки около него. Воспитатели и педагоги считают, что активности учат удерживать внимание и развивают интеллект.
Алена Воробьева — учительница начальных классов рекомендует регулярно «заниматься между делом»: «Используйте счет в домашних делах: "Поставь, пожалуйста, на стол три тарелки", "Раздели конфетки поровну на нас двоих", "Поможешь отсчитать пять монеток по 10 рублей?".
Играйте с детьми в настольные игры: различные бродилки, где фишками отсчитывают количество ходов, домино и лото, "Уно" и головоломки по возрасту.
Чтобы запомнить, как пишут цифры, подходите творчески: лепите их из пластилина, рисуйте на песке, складывайте из палочек».
Как еще можно играть, чтобы научить ребенка считать до 10:
Еще несколько идей, как научиться сравнивать, группировать и находить закономерности.
Покупайте развивающие игрушки, книги и канцелярию для маленького всезнайки с картой «Халва». Заказывайте товары на маркетплейсах и получайте кешбэк с каждой покупки.

Онлайн-шопинг? Без переплат! Халва: рассрочка или кэшбэк — покупайте выгодно.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Если дошкольник может показать нужное число предметов, сравнить «меньше — больше», собрать небольшую группу из вещей по вашему заданию, попробуйте перейти к математическим символам.
Учите цифры через образы:
Это соотносит символы с бытовыми вещами и помогает их запомнить.
Примеры на сложение и вычитание лучше показывать в игре:
Также используйте карточки с цифрами, счетные палочки, цифры-магниты и наклейки.
Алена Воробьева
Учительница начальной школы, Калининград
«Чтобы обучение шло легче, не ругайте и не давите. Если урок вызывает слезы, закончите его или ''откатите'' назад — возможно, маленький ученик пока не готов двигаться дальше.
Не говорите, что это легко, если у ребенка не получается. Для него — сложно. Ваша фраза обесценивает детские усилия. Лучше поддержите: ''Да, это непростое задание, давай разбираться вместе''.
Начинайте с простого, чтобы у ребенка точно получилось. Это мотивирует идти дальше. И, конечно, хвалите. Даже если малыш ошибся, хвалите за усилие: ''Ты так старался! Молодец!'', ''Мне нравится, как ты рассуждал''. Не требуйте сразу результат.
Есть отличные детские книги, например «Математика со спичками», которые помогут заниматься дома».
Алена Воробьева
Учительница начальной школы, Калининград
«По ГОСТу, поступая в первый класс, ребенок должен уметь считать вслух от 1 до 10, а в идеале — до 20. И знать обратный счет от 5 до 1.
Нужно уметь пересчитывать предметы в пределах 10 и соотносить их с числами. И понимать, что такое больше, меньше, столько же (то есть равно).
Будущий первоклассник должен знать круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Ориентироваться в пространстве: ''вверху — внизу'', ''впереди — сзади'', ''слева — справа''.
А вот как научить ребенка считать в уме или быстро складывать/вычитать, в первом классе не должно беспокоить родителей. Это задача школы.
Я спрашиваю у учеников: ''Почему?'':
Школьник, который ищет и находит ответы на эти вопросы, становится мыслящим математиком. Умение мыслить — это фундамент. А скорость натренируем потом через регулярную практику».
Иногда взрослые сами отбивают у малыша интерес к науке, подавляя или стараясь дать слишком много знаний. Проверьте, все ли вы верно делаете.
Не учите, а играйте. Дошкольники учатся через игру. Когда занятия превращаются в уроки, малыш теряет интерес и приходит напряжение.
Не требуйте быстрых результатов. Детям нужен опыт, а не скорость. Давление вызывает сопротивление, ошибки выливаются в слезы, а математика превращается в кошмар.
Не будьте дотошны. Когда взрослый перебивает и указывает на каждую неточность, ребенок перестает пробовать сам. Лучше поддержите и дайте время на поиск ответа.
Не сравнивайте с другими детьми. Такие фразы, как «Маша уже считает до 20», порождают тревогу и лишают уверенности. Каждый развивается в своем темпе, и это нормально.
Все, что нужно маленькому «счетоводу», — ваши внимание, поддержка и совместные игры. Замечайте каждое достижение, радуйтесь вместе новым открытиям и включайте обучение в обычную жизнь.
Это поможет взрастить интерес к знаниям и сделать первые шаги в математике.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи


