Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения8 минутКоличество просмотров24 611Опубликовано26 сентября 2024Обновлено: 28 июля

Что должен знать ребенок к первому классу и как подготовиться к школе

Некоторые первоклашки приходят в школу едва ли не вундеркиндами: бегло читают, считают, знают английский и многое об окружающем мире. Это совсем не обязательно, но с определенными знаниями и навыками адаптация к учебе и правда легче. Читайте, что должен знать и уметь ребенок к первому классу по ФГОС и что поможет ему чувствовать себя в школе уверенно.

В этой статье:

  1. Что должен знать ребенок к первому классу
  2. Что нужно знать о личной безопасности
  3. Какие навыки помогут первокласснику адаптироваться к школе
  4. Коротко о важном: частые вопросы о подготовке к школе
  5. Чек-лист: готов ли ребенок к школе
Один из самых сложных навыков для первоклассника — спокойно сидеть весь урок. Источник: Shutterstock 

Дети к шести-семи годам многое умеют. Главная задача взрослых — понять, готов ли ребенок к первому классу интеллектуально и эмоционально.

Что должен знать ребенок к первому классу

Требования к будущим первоклассникам определяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Какие знания должен освоить ребенок к первому классу?

Семья

Ребенку в первом классе придется часто называть полное имя и адрес, отвечать на вопросы о семье, рассказывать, кем работают родители.

Четко надо знать:

  • имя, фамилию и отчество, возраст, дату рождения;
  • адрес — страну, регион, город, микрорайон, улицу, дом, квартиру;
  • полные имена родителей, их профессии и места работы;
  • имена других членов семьи и степени родства («У меня есть бабушка, ее зовут Мария Петровна, она на пенсии»).

Пусть ребенок выучит эту информацию. Это вопрос не столько формальный, сколько личной безопасности.

Математика

Что должны знать и уметь дети из области математики:

  • знать числа от 0 до 10, различать их визуально;
  • уметь считать до 10 в прямой и обратной последовательности;
  • решать простые примеры на сложение и вычитание в пределах десяти;
  • называть предыдущее и следующее число;
  • усвоить понятия «меньше», «больше», «равно»;
  • сравнивать две группы предметов;
  • распознавать основные геометрические фигуры и уметь их рисовать;
  • понимать, что такое «высота», «ширина», «величина» и уметь сравнивать предметы или фигуры по этим параметрам;
  • объединять предметы в группы по заданному признаку (цвет, размер, форма).

Если ребенок ходил в детский сад, то на занятиях, скорее всего, усвоил начальную математику. Наверняка вы играли с ним в лото и другие настольные игры, где нужно считать ходы и очки. Игр для маленьких пифагоров полно.

Дети в начальной школе знакомятся с миром чисел и их практическим применением — деньгами. А Халвау введет ребенка в мир финансов легко и безопасно.

Халвау — платежный стикер для детей и подростков

Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

Русский язык и чтение

Уметь читать при поступлении в школу не требуют, но многие дети как минимум осваивают слоговое чтение.

Что необходимо для успешного старта в первом классе:

  • правильно произносить звуки, четко артикулировать;
  • устно разбивать слово на слоги;
  • различать слова по родам;
  • подбирать слова в пары — противоположные и близкие по значению;
  • исключать лишнее слово из группы;
  • обобщать слова в группы (игрушки, учебные принадлежности, обувь);
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • составлять предложения из трех и более слов;
  • пересказывать небольшой связный текст;
  • придумывать историю по картинке и рассказывать ее;
  • различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение);
  • знать известные сказки и произведения для детей;
  • уметь заучивать наизусть короткие стихотворения.

При развитой дикции, речи, богатом словарном запасе на уроках чтения ребенку будет легко.

Окружающий мир

В первом классе много говорят о природе, человеке, обществе. Что нужно знать будущему ученику, чтобы не попасть впросак на уроке?

Природный мир

Мир человека

Дикие и домашние животные. Акцент — на зверей, птиц и рыб своего региона

Цвета и оттенки

Взрослые звери и их детеныши

Профессии

Дикорастущие растения региона (деревья, цветы, травы)

Предметы быта (одежда, посуда, мебель)

Сельскохозяйственные растения, садовые и комнатные цветы

Транспорт

Части тела человека и животных

Виды спорта

Погодные явления, природные объекты (лес, поле, река)

Название страны, ее столицы, региона, города или населенного пункта, где живет ребенок

Все это есть в детских энциклопедиях. Дети обычно любят рассматривать в них иллюстрации. Поддержите интерес — читайте ребенку о животных и птицах, странах, загадочных явлениях планеты. Смотрите вместе познавательные передачи.

Время и пространство

Важный блок знаний, который нужно освоить к первому классу:

  • знать времена года, их последовательность;
  • дни недели, месяцы, сезоны, время суток;
  • понимать, что такое годовой и суточный циклы;
  • знать счет времени — сутки, сколько в них часов, в часах — минут, в минуте — секунд;
  • разбираться в течении времени: вчера, сегодня, завтра, что за чем следует;
  • усвоить пространственные понятия: сверху/снизу, над/под, позади/перед, слева/справа;
  • определять день недели, время года, время суток и час;
  • знать, с помощью чего определяют время, измеряют температуру, массу, длину.

Ольга Короткова

Логопед высшей квалификационной категории, руководитель центра «Дар речи»

Важно уметь ориентироваться в тетради. Дети часто «не видят» строку, не могут отступить нужное количество клеток. Им до школы нужно усвоить пространственные понятия: выше/ниже, право/лево, ближе/дальше.

Что нужно знать о личной безопасности

О правилах безопасного поведения дома и на улице детям рассказывают с трех-четырех лет. Но дошкольники не так часто остаются одни, за ними приглядывают взрослые.

Первоклассники более самостоятельны: кто-то сам ходит в школу и на кружки, переходит дорогу, многие дома разогревают еду в микроволновке, пользуются другими бытовыми приборами.

Через дорогу — только по зебре. Источник: Shutterstock 

Что нужно освоить на практике с детьми к первому классу:

  • переход дороги — по зеленому сигналу светофора, по «зебре»;
  • поведение у дороги — нельзя выходить на проезжую часть, резко выбегать на переход;
  • поведение с незнакомцами — нельзя никуда идти, ничего пробовать и брать у чужих людей;
  • что делать, если потерялся в городе или за городом;
  • что делать при встрече с животными на улице — не гладить, не трогать кошек и собак;
  • не разговаривать по телефону с незнакомыми людьми (потенциальными мошенниками);
  • не открывать дверь, если дома нет взрослых;
  • не пользоваться в одиночку опасными бытовыми приборами (газовые плиты, утюги).

Правила дорожного движения, запрет на игры со спичками и зажигалками актуальны всегда. Но есть и другие угрозы, с которыми другие поколения не сталкивались: психотропные вещества, , сексуализированное насилие, разного рода опасности из интернета.

Нужно предупредить детей и объяснить, как действовать в экстремальной ситуации. В идеале — отыграть сценарии на практике или отвести ребенка на тренинги по безопасности.

Какие навыки помогут первокласснику адаптироваться к школе

К шести-семи годам дети выходят на новый психологический уровень. Большинство изменений происходит само собой, хотя в этом можно и нужно помогать: дети постепенно переходят от игры к познавательной деятельности, учатся сдерживать эмоции, становятся выносливее физически.

Двигательная и психическая активность

Ребенок любит двигаться, управляет телом: бегает, прыгает на одной и двух ногах, играет в мяч, приседает, прыгает со скакалкой.

Любознателен, интересуется происходящим вокруг, расспрашивает взрослых. А получив ответы на свои «почему», анализирует, сопоставляет, делает выводы.

На уроках физкультуры первоклассники будут  бегать, прыгать, лазать, ползать. Источник: Shutterstock 

Эмоциональное развитие

К радости, восторгу, гневу, злости добавляются более сложные эмоции: сострадание, вина, гордость. Например, ребенок жалеет встреченного на улице котенка, сочувствует героям мультфильмов или книг.

Начинают формироваться эстетические чувства: воодушевление или печаль от музыки, живописи. Дети воспринимают красоту природы.

Помогите ребенку научиться различать чувства, называть их, управлять ими (например, при помощи совместных игр). Это поможет регулировать эмоции и решать конфликтные ситуации — они неизбежны, а гиперопека чревата.

Коммуникативные навыки

Дети к началу учебы должны:

  • хорошо владеть языком обучения, в том числе невербальными средствами общения;
  • понимать разницу в общении с детьми и взрослыми, в семье и школе;
  • уметь договариваться, работать в команде и делить обязанности в общих задачах.

Ольга Короткова

Логопед высшей квалификационной категории, руководитель центра «Дар речи»

Научите детей к школе дружить и общаться со сверстниками. Проблемы в общении — бич современных детей. Они не умеют дружить, просить о помощи и помогать другим людям.

Родителям важно понимать, что школа — это социум. В ней есть учителя, дети и свои правила. Жить по правилам, сдерживать свои эмоции, доводить начатое до конца, иметь обязанности — серьезное испытание для многих «домашних» детей.

Гигиена и самообслуживание

Научите будущих учеников поддерживать в порядке внешний вид:

  • застегивать пуговицы, в том числе на манжетах рубашки;
  • надевать и застегивать юбку, брюки, пиджак;
  • правильно хранить одежду — например, вешать на плечики, аккуратно складывать в шкафу.

К этому времени дети обычно привыкают без напоминаний мыть руки, дважды в день чистить зубы, принимать душ, причесываться.

Саморегуляция

Ребенку будет проще в первом классе, если он приучен:

  • спокойно сидеть в течение определенного времени;
  • концентрировать и удерживать внимание;
  • внимательно слушать;
  • выполнять задание по образцу;
  • следовать правилам поведения — не ходить по классу во время занятий, не бегать в школе, не кричать, не драться и так далее.

Нужно усвоить манеры: здороваться, прощаться, спрашивать разрешения, прежде чем зайти в класс, не перебивать и не встревать в разговор. Словом, быть вежливым, уважать чужие границы и экологично общаться.

«Мягкие» навыки, полезные для учебы

Помимо базовых навыков, есть скиллы, которые облегчают жизнь маленьким школьникам:

  • умение разделять учебу и отдых, соблюдать тайминг — научите детей не распылять внимание, убирать телефон во время уроков и домашних заданий;
  • критическое мышление — проверять информацию, не принимать сразу на веру чужое мнение, отстаивать собственное;
  • логика — анализировать, сопоставлять информацию, обобщать и рассматривать ее с разных сторон. Логическое мышление позволяет делать выводы, строить связные тексты, решать математические задачи;
  • творческое мышление — нетривиальный подход к задачам, принятие чужих идей, готовность предлагать собственные;
  • уважение и открытость к другим людям, будь то представители других культур и народов или люди с ментальными и физическими особенностями. Вежливое и открытое общение помогут первокласснику адаптироваться к непривычной среде.

Ольга Короткова

Логопед высшей квалификационной категории, руководитель центра «Дар речи»

С началом обучения в школе меняется ритм жизни ребенка, у него появляются новые обязанности. Теперь не игра, а учеба становится ведущей деятельностью.

Чтобы избежать кризиса, важно научить ребенка простым, но важным вещам:

  1. Сидеть за партой, слушать и слышать учителя, быть внимательным весь урок.
  2. Самостоятельно собирать портфель, аккуратно складывать тетради и учебники.
  3. Переодеваться и переобуваться перед уроком физкультуры. Многие дети не умеют застегивать и расстегивать пуговицы, не хотят аккуратно вешать одежду на стуле.
  4. Правильно держать авторучку. Покажите, как это делать. Сейчас продают тренажеры для правильного захвата ручки. Ребенок, который при письме неправильно держит ручку, быстро устает, пишет медленно, не успевает за темпом класса.

С поступлением в первый класс у ребенка начинается новая жизнь — и к ней нужно быть готовыми. Неудачи бывают у всех. Родителям важно запастись терпением и не игнорировать школьные трудности.

Коротко о важном: частые вопросы о подготовке к школе

До школы еще год, а родители уже беспокоятся, намечают, как будут готовить ребенка к первому классу. Вопросов много — вот ответы на самые распространенные.

Как понять, готов ли первоклассник к школе

Детский психолог Леонид Абрамович Венгер говорил, что быть готовым к школе не значит уметь читать-писать-считать, а быть готовым всему этому научиться.

О готовности дошкольника говорят пять признаков:

  1. Мотивация ребенок хочет в школу.
  2. Умение действовать по правилам и по образцу.
  3. Развитая речь.
  4. Физическое развитие и здоровье.
  5. Уровень интеллектуального развития.

Чтение, письмо, счет не случайно стоят на последнем месте. За ними, собственно, ребенок в школу и идет. А вот если он учиться не желает, хулиган, драчун, игнорирует правила будет трудно.

Нужны ли подготовительные курсы перед первым классом

Как правило, за год детей отдают «на подготовку» в частные развивающие центры или при школе. Это не обязательно.

В детском саду воспитатели занимаются с детьми по программам подготовки к школе. Даже когда ребенок в сад не ходил или знания там не усвоил, родители могут и сами его подтянуть, если есть время.

Зато если будущий первоклассник ходит на курсы при той школе, где будет учиться (а то и к своему учителю), то потом легче привыкнет к переменам в жизни.

При самостоятельной подготовке родители часто упускают правила поведения, дисциплину.

Должен ли будущий первоклассник бегло читать

Нет. В образовательных стандартах нет такого требования.

И все же многие учителя начальных классов считают: те, кто знает буквы, складывает их в слоги и читает короткие слова, лучше усваивают новый материал. Хотя закон запрещает тестирование при приеме в школу, некоторые классы формируют по уровню развития детей и учитывают их навыки чтения и письма.

Сколько времени заниматься в день, чтобы не перегружать дошкольника

Залог успеха не длительность уроков, а их регулярность.

Занимайтесь каждый день по 20 минут. Максимум для шестилетки 45–50 минут.

Чек-лист: готов ли ребенок к школе

Проверьте, что ребенок умеет, а что вызывает у него трудности. Минусы в третьем и четвертом столбцах пункты вашего плана по подготовке к первому классу.

Знания и навыки

Что проверить

Выполняет сам

Нужна подсказка

Личная информация

Знает имя, отчество, фамилию, дату рождения

Называет полный домашний адрес

Знает имена и профессии родителей

Определяет степень родства (мама, брат, бабушка, тетя, дядя)

  

Представления об окружающем мире

Называет времена года, месяцы и их признаки

Знает диких и домашних животных, птиц своего региона

Называет несколько примеров из основных категорий (одежда, обувь, мебель, игрушки, деревья, овощи, фрукты, транспорт, цветы)

Связно рассказывает о предмете, указывая его категорию и особенности

Различает виды транспорта

Помнит три-четыре профессии

  

Пространственные и временные представления

Показывает правую и левую руку/ногу на себе и другом человеке

Показывает на листе бумаги верх, низ, центр, углы (верхний левый, нижний правый и т.д.)

Определяет положение предметов относительно друг друга, используя слова «справа от, ниже чем, перед, между»

Называет части суток

Понимает, как определяют время

  

Математические представления

Считает от 0 до 10 в прямом и обратном порядке

Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 10

Сравнивает предметы и их количество: больше/меньше

Группирует предметы по признаку

Выбирает из предметов больший и меньший

Узнает и рисует круг, квадрат, треугольник

  

Речь и навыки чтения 

Показывает буквы и называет звуки, которые они обозначают

Читает слоги

Составляет предложения из трех и более слов

Пересказывает текст из нескольких предложений

  

Самоорганизация и коммуникативные навыки

Способен заниматься чем-то одним 20 минут, не отвлекаясь

Умеет ждать своей очереди

Умеет просить о помощи

Может сообщить о проблеме/дискомфорте/боли

Здоровается, прощается, просит разрешения

Умеет работать в паре/группе

Выражает эмоции словами

Умеет договариваться

  

Самообслуживание

Самостоятельно одевается и раздевается

Различает лицо и изнанку одежды

Застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки

Умеет повесить, сложить одежду

Моет руки, чистит зубы без напоминаний

  

Безопасность

Переходит дорогу по «зебре» и сигналу светофора

Умеет вызвать помощь по телефону 112

Не включает газ/утюг без взрослых

Не вступает в контакт с незнакомыми людьми

  

Если ребенок еще не знает или не умеет чего-то из этого списка — не беда. Оцените его психологическую готовность, без нажима подготовьте к новому этапу жизни.

А вы как считаете, что должны уметь первоклашки? Поделитесь идеями в комментариях.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Семья и дети
Опубликовано18 января 2025
Как выбрать школу для ребенкаКак выбрать школу для ребенка
Время чтения6 минутКоличество просмотров1 447
Семья и дети
Опубликовано18 января 2025
Как улучшить внимание у школьникаКак улучшить внимание у школьника
Время чтения8 минутКоличество просмотров4 160
Семья и дети
Опубликовано4 июля 2025
Как помочь ребенку адаптироваться в первом классеКак помочь ребенку адаптироваться в первом классе
Время чтения7 минутКоличество просмотров460