Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров6 578Опубликовано17 июня 2025Обновлено: 20 июня

Развивающие игры для детей 4, 5 и 6 лет: логика, внимание, мышление, моторика

Дети очень любят играть, особенно если к ним присоединяются взрослые. И этим можно и нужно пользоваться, чтобы научить их полезным навыкам и развить способности и умения. 

Собрали рекомендации экспертов и составили несколько подборок развивающих игр для дошкольников от четырех до шести лет, чтобы вы могли весело и с пользой провести с ними время.

В этой статье:

  1. Развивающие игры для детей: зачем нужны и что будет, если не играть
  2. Топ-10 игр для улицы: мелки, мяч и поиск сокровищ
  3. Играем дома: развивающие игры для детей 4, 5 и 6 лет
  4. Настольные игры для дошкольников: развиваем логику, внимание, память и мышление
Развивашки из нашего детства — «Классики», «Съедобное-несъедобное», «Море волнуется» — все еще актуальны. Источник: Shutterstock 

Дошкольники развиваются почти круглосуточно: днем учатся, а во сне усваивают полученную информацию. 

Чем бы вы ни занимались с ними — готовили, убирались, гуляли в парке — все пойдет им на пользу. Особенно если вы будете комментировать, что и как делаете, что вас окружает и как устроен мир вокруг.

Если хотите большего эффекта — заполняйте прогулки несложными играми (в те же «Классики») и купите настолки на развитие логики, внимания или памяти, чтобы работать над каждой способностью отдельно.

Развивающие игры для детей: зачем нужны и что будет, если не играть

До шести-семи лет мозг ребенка развивается активнее, чем всю оставшуюся жизнь. В это время закладывается база для развития речи, освоения чтения, языка и счета. В этом возрасте детям важно много двигаться и постоянно решать посильные задачи, чтобы формировались новые нейронные связи.

С четырех до десяти лет начинает созревать , поэтому мозг ребенка работает в два раза активнее, чем у взрослого. 

В это время важно продолжать развивать двигательные навыки, внимание, абстрактное мышление, логику, а также мелкую и крупную моторику. 

Светлана Сивкова

Дипломированный учитель начальных классов, учитель-дефектолог, нейропсихолог

«Мозг человека созревает снизу вверх от подкорковых образований, отвечающих за поведенческие реакции, поддержание мышечного тонуса и эмоциональные процессы, к коре, занимающейся переработкой информации из внешней среды и волевыми процессами. А также от правого полушария, ''эмоционально-чувственного'', к левому, ''логическому''.

Это значит, что до пяти-шести лет больше пользы ребенку принесут эмоциональные и подвижные игры. А после пяти уже более сложные, заставляющие думать».

В среде педагогов и родителей набирают популярность нейроигры (сочетающие нагрузку для разных зон мозга одновременно), которые заставляют участников сразу и подумать, и подвигаться.

Например:

  1. Ловить предметы одного цвета и пропускать или отбивать — другого.
  2. Повторять либо отзеркаливать движения другого по очереди. 
  3. Показывать движения или действия с карточек двумя руками: первой поднять большой палец, второй — указательный; на одной показать три пальца, а на другой — пять. Такие задания лучше подготовить заранее.
  4. Разложить парами по комнате листы цветной бумаги и попросить ребенка найти предметы соответствующих цветов двумя руками одновременно — по одной на каждый цвет. Например, если слева от малыша красный, а справа — синий, в левой руке он должен принести что-то красное, а в правой — синее.

На эти упражнения не нужно тратить часы, достаточно уделять им хотя бы по пять – десять минут в день.

Альберт Федотов

Основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys

«Игра для дошкольника не просто забава или способ скоротать время. Это главный инструмент развития. Чтобы не было проблем в школе, обязательно нужно еще до первого класса обучать ребенка самостоятельности, логике, развивать память и дисциплину. 

В возрасте четырех-пяти лет формируется наглядно-образное мышление, то есть умение думать с помощью картинок. Это база для восприятия мира. 

Поэтому важно подбирать игры, которые будут работать на развитие этого навыка. Например, пазлы, когда ребенок должен представить конечную картинку, чтобы ее собрать. Или ''Лего'': сначала нужно придумать фигуру, а после — сконструировать. 

Второй вид мышления, который набирает обороты в этом возрасте, — логическое. Это умение думать с помощью рассуждений, правил и последовательностей. 

Примеры простых логических игры для детей: находить лишние предметы в ряду и объяснять свой выбор или же объединять предметы в категории».

В пять-шесть лет логику, внимание и умение следовать правилам (очень важно в школе) легче всего развивать в играх, где нужно что-то сделать по инструкции или примеру:

  • строить башни из кубиков по картинке или в определенном порядке — сначала зеленый кубик, потом красный, синий и желтый, потом повторить эту последовательность;
  • собирать картинки из мозаики по образцу;
  • складывать картинки из геометрических фигур (аппликации, танграм);
  • составлять рассказы по картинкам, на которых изображен какой-то сюжет (последовательно или вразброс) — что произошло вначале, а что потом.

Если упустить момент, ребенку будет сложнее учиться. У него могут возникнуть проблемы не только с простыми заданиями (пересказом, диктантами), но и с освоением любых наук — от языков до математики.

Ирина Зуева 

Руководительница нейроцентра «Учим Учиться»

«Как психолог с опытом работы с детьми разных возрастов и характеров, могу сказать точно: без этих развивающих игр рост интеллекта замедляется. 

Это не просто развлечение, а серьезная работа над формированием фундамента, на котором потом строится вся учеба и вообще жизнь.

Что важно в четыре-пять лет? Дать ребенку почувствовать, что мир — не хаос, а система. Поэтому нужны:

  • пазлы и конструкторы — учат видеть целое из частей, тренируют пространственное мышление;
  • игры на внимательность — ''Найди отличия'', ''Что изменилось?'' — развивают концентрацию и память.

К шести годам задачи усложняются. В этом возрасте предлагайте настольные игры с правилами, например шашки, ''Монополию'' (в упрощенном варианте). Они учат стратегическому мышлению.

Один наш воспитанник никак не мог сосредоточиться на чтении. Оказалось, ему просто не хватало игр на развитие внимания. 

Начали с простого поиска отличий, постепенно перешли к более сложным упражнениям. И через пару месяцев он сам начал просить книжки».

Если в этом возрасте вы что-то упустите, это не значит, что у ребенка обязательно будут проблемы в будущем. Но приложите немного усилий — и наверняка поможете ему быть хоть немного успешнее в школе, а потом и во взрослой жизни.

Топ-10 игр для улицы: мелки, мяч и поиск сокровищ

Играть в них с ребенком четырех – шести лет можно где угодно. Для самых простых игр не нужно никакого оборудования или хватит минимального набора — мяча и цветных мелков. 

Главное — найти место, чтобы порисовать или подвигаться.

Кубики универсальны: подойдут и годовалому малышу, и старшему дошкольнику. Источник: Shutterstock 

«Классики»

  • Что развивает: координацию, баланс, меткость, счет, умение следовать правилам. Бонус: ребенок запомнит, как выглядят цифры.
  • Как играть: нарисуйте мелом «классики» (цифры в квадратах). Затем найдите «битку» — небольшой камешек или что-то аналогичное. Бросайте «битку» по очереди в квадраты и прыгайте по ним.
Подробные правила

Можно просто прыгать по квадратам или вспомнить «настоящие» правила.

Первый игрок бросает «битку» в квадрат с единицей. Не попал или камень упал на линию — ход переходит к следующему. Попал — прыгает по классикам попеременно одной и двумя ногами, допрыгивает до конца, разворачивается и скачет назад. 

На квадрате с «биткой» нагибается и поднимает ее. Ход переходит к следующему игроку.

В первый раз нужно попасть на квадрат с единицей. Во второй — с двойкой. И так далее. Выигрывает «выпускник», который последовательно прошел все «классы».

Полоса препятствий

Если «классики» кажутся вам скучными, их можно усложнить — включить поле с квадратами в нарисованную полосу препятствий и предложить ребенку ее пройти. 

Добавьте в нее:

  • островки в реке лавы — нарисуйте кочки, а вокруг них — красно-оранжевый лавовый поток;
  • нейрокруги — круги, разделенные линией на половинки в произвольном порядке: первый — горизонтальной, второй — вертикальной, третий — по диагонали. Ребенок должен прыгать по ним так, чтобы стопы попадали аккуратно на половинки;
  • нарисованные листья кувшинок, по которым нужно прыгать, как лягушка;
  • «болото», которое нужно перепрыгивать;
  • небольшой лабиринт или спираль;
  • узкую дорожку для бега, извилистую, зигзагами или с резкими поворотами.

Если в дополнение вы придумаете историю, например, что это тренировка ниндзя или супергероев, операция по спасению котят или задания для расколдовывания спящего красавца-родителя, ребенок включится в игру с восторгом.

Для игры в «Зеркало» также можно нарисовать цветное поле мелом на асфальте так она станет еще более динамичной. Источник: Shutterstock 

«Раз, два, три, фигура, замри!»

  • Что развивает: внимание, реакцию, воображение.
  • Как играть: взрослые знают эту игру как «Море волнуется» — хотя волноваться может что угодно: лес, джунгли, город, ферма. 

Водящий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» 

Пока звучит речевка, все остальные бегают и прыгают вокруг. После команды замирают в позах каких-то фигур и «включаются», когда водящий к ним прикасается.

«Включенная» фигура изображает морское или любое другое животное либо явление. Кто шевельнулся без команды — тот выбыл. Кто лучше остальных изобразил — победил.

«Тише едешь — дальше будешь»

  • Что развивает: самоконтроль, терпение, двигательные навыки.
  • Как играть: водящий стоит спиной к другим и говорит: «Тише едешь — дальше будешь. Стоп!» 

Пока он говорит, дети бегут к нему, а на слове «стоп» замирают. Кто пошевелился — возвращается на старт.

«Следопыты»

  • Что развивает: наблюдательность, логику, мелкую моторику.
  • Как играть: спрячьте на площадке «клад» (камешки, игрушки). Нарисуйте мелом стрелки или оставьте природные метки (листья, ветки), чтобы ребенок искал подсказки.

Игру можно усложнить, сделав несколько этапов и добавив задания на каждом. Хочешь подсказку — попрыгай задом наперед или боком.

«Зеркало»

  • Что развивает: координацию, внимание и концентрацию, память, пространственное мышление, мелкую и крупную моторику, воображение, эмоциональный интеллект.
  • Как играть: один участник показывает движения (машет руками, приседает), другой повторяет как зеркало. Потом они меняются ролями. 

Начните с простых движений — коснитесь левой рукой носа. А для усложнения покажите ряд действий — коснитесь правой рукой левого уха, затем левой — правого плеча, потом обеими — лба. 

Играть в эту игру полезно даже взрослым — она способствует развитию межполушарных связей и образованию новых синапсов.

«Горячая картошка» (с мячом)

  • Что развивает: реакцию, навыки командной работы, моторику.
  • Как играть: участники очень быстро перекидывают мяч — «горячую картошку» — друг другу, пока кто-то не уронит его.

Усложнение: добавить хлопки или прыжки перед передачей.

«Съедобное-несъедобное»

  • Что развивает: скорость мышления, словарный запас, моторику, воображение, навык следовать правилам.
  • Как играть: бросайте мяч ребенку, называя предметы. Если предмет съедобный — он ловит мяч, если нет — отбивает. 

Он, в свою очередь, бросает мяч вам, придумывая, чем хочет вас «угостить».

Играйте с детьми — общение со взрослыми развивает их лучше любых игрушек. Источник: Shutterstock 

«Тень»

  • Что развивает: внимание, тактильное восприятие, пространственное мышление, моторику, воображение.
  • Как играть: в солнечный день ребенок становится «художником» и обводит мелом тени других детей / игрушек / предметов на асфальте. 

Дополнительно для усложнения предложите раскрасить фигуры или «оживить» их — превратить силуэты в волшебных существ.

Охота за природными сокровищами

  • Что развивает: любознательность, сенсорное восприятие, координацию, память, концентрацию.
  • Как играть: дайте или озвучьте ребенку список сокровищ (гладкий камень, желтый лист, шишка). Пусть найдет все перечисленное на площадке. 

Дальше с ними можно тут же поиграть в магазин — покупать и продавать сокровища.

Можно взять с собой на прогулку лупу и рассматривать каждый предмет. Или искать сокровища по признакам, не называя их, объединять в группы и сортировать

Играем дома: развивающие игры для детей 4, 5 и 6 лет

В квартире меньше возможностей бегать и прыгать, зато больше реквизита. 

Здесь можно сосредоточиться на прокачке усидчивости, концентрации, мелкой моторики, логики и внимания.

Виктория Марусова

Создательница центра нейропедагогики, нейропсихолог, педагог по математике

«Каждый родитель четырех-шестилетлетки знает: в этом возрасте ребенок впитывает знания как губка. 

Но мало просто давать информацию, важно упаковывать ее в игру. Дошкольный мозг физиологически не приспособлен к школьным методам обучения — зато прекрасно развивается через вовлечение и интерес.  

Настоящие развивающие детские игры:  

  • Имеют четкую цель (не просто "собери пазл", а "найди все детали с краями").  
  • Усложняются (вчера — сортер с тремя формами, сегодня — с пятью).
  • Включают взрослого — ваши вопросы ("Как думаешь, почему этот кубик не подходит?") важнее самой игры.  

Неразвитые в четыре – шесть лет функции дают о себе знать ко второму-третьему классу. Ребенок "не слышит" учителя (проблемы с вниманием), путает право/лево (пространственные навыки), не может пересказать текст (логические связи).  

Три универсальные игры из моего опыта: 

  • "Что исчезло?" (4+): разложите пять предметов, закройте платком, уберите один — развивает рабочую память.  
  • "Ловец ошибок" (5+): намеренно неправильно одевайте куклу ("Шапку на ноги?") — тренирует критическое мышление.  
  • "Тайный код" (6+): рисуйте схемы-подсказки для поиска "клада" — учит следовать инструкциям.  

Главное правило: если ребенок устал или злится — остановитесь. Польза — только в радости!  

Ко мне часто приводят детей с жалобой "он невнимательный". В 80% случаев оказывается — просто с четырех до шести лет с ним мало играли в те самые "глупые" игры с правилами».

Собрали подборку игр на развитие различных навыков и умений.

Математика и логика

Игры в этой группе развивают логику, мелкую моторику, пространственное мышление, учат счету и планированию.

  • Сортировка сокровищ — пуговиц/камешков/фасоли. Предложите ребенку разложить их по цвету/форме/размеру. Усложнение: пусть посчитает, сколько «сокровищ» в каждой группе.
  • Охота за цифрами — родитель прячет в квартире стикеры с цифрами, ребенок ищет и называет их. Для малыша шести лет игру можно усложнить — предложить искать пары (найти «5» и «2+3»).
  • Лабиринт из подручных материалов — пусть ребенок построит на полу лабиринт из игрушек, кубиков и любых других предметов, а потом проведет по нему машинку или фигурку.
Учить ребенка играть в шахматы можно уже с пяти лет. Источник: Shutterstock 

Речь и коммуникация

Игры в этой группе развивают абстрактное мышление, воображение, речевые навыки, увеличивают словарный запас. 

  • «Волшебный мешочек» — ребенок на ощупь описывает предмет и угадывает его («Это холодное, металлическое…»). Или предлагает угадать родителю по описанию.
  • «Да/Нет не говорить» — задавайте малышу вопросы, на которые он должен отвечать без использования слов «да» и «нет». Например: «Ты любишь мороженое?». Ребенок должен продумать свой ответ, чтобы он соответствовал правилам («Конечно!»).
  • «Диалог игрушек» — возьмите две игрушки и разыграйте сценку, используя разные голоса:

— Привет, я зайка! Где ты живешь?

— Я мишка, живу в лесу!

К этой группе относятся и такие игры, как или .

Творчество и моторика

Здесь тренируются воображение, слух, моторные навыки и образное мышление.

Светлана Сивкова

Нейропсихолог

«Несколько игр, которыми я пользуюсь на занятиях с детьми разного возраста:

  • ''Путаница''. Возьмите геометрические фигуры, формочки для печенья, трафареты животных и обводите их так, чтобы они пересекались. Каждую новую фигуру обводите новым цветом, чтобы они явно различались. Затем покажите ребенку предмет, попросите найти его контур и приложить на него.
  • ''Волшебный мешочек''. Выберите вместе две-три небольшие игрушки или предмета, контрастных по форме и текстуре, рассмотрите их, проговорите, какие они на ощупь, какие у них детали. Затем сложите в непрозрачный мешок и попросите достать не глядя определенный предмет.
  • ''Мыльные пузыри''. Озвучьте малышу правила: ''Лопай один пузырь, остальные пропускай''. Игра развивает волю и собранность».

Еще несколько игр, которые можно предложить ребенку.

  • «Рисунки на спине» — родитель пальцем проводит на спине ребенка фигуру (круг, дом), ребенок угадывает. Потом они меняются.
  • «Пластилиновый зоопарк» — лепите животных, но с деталями (например, ежу сделайте иглы из зубочисток). Усложнение для шести лет: создайте целый «музей».
  • «Танцы с замиранием» — все танцуют под музыку, а когда она останавливается — замирают в смешной позе. Кто пошевелится или рассмеется — проиграл.

Внимание и память

  • «Что исчезло?» — разложите перед малышом пять – семь предметов (ложку, игрушку, фрукт), попросите их запомнить и закрыть глаза, уберите один — пусть угадает, какой именно исчез.
  • «Повтори ритм» — настучите ритм рукой по столу или ложкой по кастрюле (два быстро, один медленно), пусть ребенок повторит. Можно усложнить, добавляя движения (хлопок в ладони между ударами).
  • «Бабушкин чемодан» — начните игру фразой: «Бабушка положила в чемодан… яблоко». Ребенок повторяет и добавляет свой предмет: «…яблоко и мяч». Цепочка растет, пока кто-то не ошибется.

Для малышей используйте реальные предметы (кладите в коробку). Для шести лет добавьте признаки: «Красное яблоко и резиновый мяч».

Если играете дома с четырехлеткой — упрощайте правила, делайте акцент на тактильные и подвижные игры. 

Для шестилетки добавляйте соревновательность (кто быстрее соберет пары в «Мемо»), обсуждайте действия и стратегию. 

С шести лет можно начать знакомить ребенка с азами финансовой грамотности. Например, оформить себе Халву, а ему — детский платежный стикер «Халвау». 

С ним вы сможете учить малыша ставить цели и копить на них, поощрять его хорошее поведение переводами «на мечту», контролировать расходы.

Халвау — платежный стикер для детей и подростков

Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

Настольные игры для дошкольников: развиваем логику, внимание, память и мышление

Развивающие игры на тренировку разных навыков важно чередовать. Например, сыграть во что-то подвижное, а потом переключить внимание ребенка на настольную игру и помочь ему на ней сконцентрироваться.

Спокойные настольные игры не менее эффективно развивают дошкольника, чем активные и творческие. Нет обязательного набора, но к базовым «настолкам» можно отнести:

  • «Мемо»;
  • пазлы;
  • мозаику;
  • шашки;
  • шахматы;
  • «Монополию»;
  • «Дженгу» («Падающую башню»);
  • кубики;
  • балансиры;
  • лото;
  • домино;
  • танграм;
  • конструкторы с мелкими деталями;
  • строительство «дорожек» («Лесные гости» от «Десятого королевства» — от 390 ₽ на Ozon, «Красная шапочка» от Bondibon — от 2200 ₽ там же).

Если все это у вас есть, еще хорошие наборы предлагает «Банда умников» — они помогут освоить счет, выучить буквы, натренировать скорость чтения. Игры от «Стиля жизни» и «Эврикуса» прокачивают логику, стратегическое мышление, внимание, память и другие способности. 

При этом почти каждая игра подарит удовольствие от процесса не только детям, но и взрослым.

Елена Иванова 

Основательница и руководительница франшизы и сети образовательных центров «Полиглотики» и «Футуриум», руководительница образовательной онлайн-платформы «Полиглотики»

«Развивающие игры не только полезны для наработки навыков, но и готовят ребенка к жизни в цифровом мире, где умение критически мыслить и решать сложные задачи жизненно необходимо. 

На личном опыте работы нашей сети образовательных центров (более 200 филиалов) убедилась: правильно подобранные игры помогают развивать логику, внимание и мышление, что особенно важно в возрасте четырех – шести лет — периоде активного познания мира. 

Они создают "тренировочную базу" для мозга: учат анализировать, запоминать, концентрироваться и принимать решения. 

В возрасте четырех – шести лет рекомендую обратить внимание на пазлы, лото, "Мемори", "Лего". Последнее еще хорошо тем, что объединяет семью в процессе, а не только развивает внимательность и креативность. Это игра нашего времени.

Шахматы особенно важны для интеллекта, так как это сложная многоходовая игра, в которой можно совершенствоваться всю жизнь.

Важно: 

  • Один навык — одна игра. Не покупайте дублирующие — это пустая трата бюджета и времени. Лучше охватить больше разных направлений.
  • Давайте адекватную нагрузку по возрасту, постепенно повышая сложность игр.
  • Участвуйте в процессе вместе с ребенком. Покажите личным примером свои заинтересованность и азарт».

Развивающие игры — не просто дань моде или маркетинговый ход. В них можно и нужно играть, где бы вы с ребенком ни проводили время: на кухне, на прогулке, в очереди в поликлинике или в поездке

Тем не менее наша статья — не руководство к действию, а только рекомендация, которая, надеемся, поможет сориентироваться в теме и покажет, куда двигаться.

Помните: чтобы развивать ребенка, не обязательно покупать множество пособий и сложных «настолок». 

Необходимый минимум почти всегда есть в каждой семье — это мяч, мелки, пластилин, цветная бумага, фломастеры. И, конечно, фантазия, терпение, внимание и любовь. 

Этого достаточно, чтобы ваш малыш рос развитым и с каждым днем повышал свои шансы стать тем, кем захочет в будущем.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано18 января 2025
На Госуслугах появятся электронные зачетки и студенческие билетыНа Госуслугах появятся электронные зачетки и студенческие билеты
Время чтения2 минутыКоличество просмотров80
Новости
Опубликовано18 января 2025
Мединский назвал 11-летнее образование непозволительной роскошьюМединский назвал 11-летнее образование непозволительной роскошью
Время чтения2 минутыКоличество просмотров82
Семья и дети
Опубликовано10 сентября 2025
Гибридное обучение: плюсы, минусы и особенности смешанного форматаГибридное обучение: плюсы, минусы и особенности смешанного формата
Время чтения5 минутКоличество просмотров30