
Что такое стиль пин-ап
Время — самый ценный ресурс, и учиться управлять им никогда не рано. Как помочь школьникам не тянуть с уроками до ночи, все успевать и находить время на отдых? Рассказываем секреты планирования для учеников и их родителей.
Тайм-менеджмент — умение грамотно планировать время, чтобы все успевать. И оно начинается не с часов и планеров, а со стабильного распорядка дня.
Для маленького человека мир полон неопределенности, его мозг только учится справляться с потоком новой информации и эмоциями. Предсказуемый ритм жизни становится якорем безопасности, который снижает тревожность, служит прочным фундаментом для детской психики и закладывает общее представление о времени.
Мы поговорили об этом с психологом и педагогом, директором частной школы Валентиной Брикайлик.
Валентина Николаевна Брикайлик
Педагог, психолог, директор частной школы
«Детям, особенно в начальной школе, необходимо придерживаться четкого расписания. И не только в учебное время, но и во время каникул. Ребенку легче, когда он живет по расписанию, четко понимает, что и в какой день у него запланировано, во сколько начинается, во сколько заканчивается, во сколько он встает, во сколько обедает, сколько уроков каждый день и какие занятия.
Если родители планируют поездку, то вся семья готовится, собирает вещи, знает дату, отмечает в календаре дни, взрослые проговаривают этапы подготовки. Это очень важно для формирования навыка планирования собственной жизни и достижения целей.
Если ребенок встал утром и родители ему не говорят, что сегодня будет происходить, они таким образом рушат его временные ощущения. И даже если он не выказывает видимого стресса или тревоги, он испытывает их.
Дети не говорят, что им неудобно, у них нет еще такого уровня рефлексии, как у взрослых. Но из-за этого они могут стать зажатыми, пугливыми, склонными к депрессивным настроениям: “У меня ничего не получится, я и пытаться не буду”.
Для нормального развития очень важна предсказуемость. Чтобы ребенок понимал, что за чем идет, что будет через неделю, месяц и так далее. Предсказуемость — главный инструмент в формировании стабильной психики».
Детей часто слишком опекают. Родители полностью планируют день, а покорное дитя просто делает, что ему говорят.
Чтобы ребенок вырос самостоятельным, важно с ранних лет учить его самоорганизации.
С дошкольниками и первоклассниками нужно проговаривать задачи, подталкивать к принятию решений. Например: «У тебя завтра математика, чтение и окружающий мир. Что ты возьмешь с собой в школу? Как ты будешь хранить тетради, чтобы они не перепутались, не потерялись?»
Ребенок должен сам приходить к ответам на эти вопросы и рассказывать, как ему будет удобнее. Возможно, он ошибется, но мудрый родитель даст попробовать и извлечь уроки — так рождается способность принимать решения и нести ответственность.
Валентина Николаевна Брикайлик
Педагог, психолог, директор частной школы
«Простые поручения учат планировать время. “Сходи в магазин, купи продукты по списку и разбери книжный шкаф”: ребенок должен сообразить, как лучше сделать. Если в магазине очереди начинаются с 12:00, то лучше сначала купить продукты, а потом разобрать шкаф, а не наоборот».
Совершать покупки школьникам будет удобно и безопасно с платежным стикером для детей и подростков «Халвау».
Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Грамотный тайм-менеджмент для детей приносит много пользы:
В начальной школе детям нужно создавать условия, чтобы они обращали внимание на часы. Скучные таблицы и строгие планы не помогут научить планировать время. Самый простой способ — показать день наглядно.
Хорошо, если расписание учебы и домашних дел для ребенка-школьника не будет выглядеть как список. Вместо этого сделайте плакат с кармашками или картинками на магнитной доске.
Пусть задачи будут в виде ярких карточек с рисунками («домашнее задание» — картинка с книжками, «уборка» — рисунок пылесоса). Перемещая карточку из колонки «Ждет» в колонку «Сделано», ребенок получает визуальное подтверждение своего успеха и порцию дофамина!
Валентина Николаевна Брикайлик
Педагог, психолог, директор частной школы
«Хорошо работают такие подсказки, в которых задействована визуализация. Например, “Мое утро, подъем в 7 утра”, “В 7.15 я завтракаю”. И картинка с завтраком. “В 7.30 я уже одет, проверяю рюкзак”, “В 7.45 выхожу в школу”, “В 8 утра я в школе”.
Так школьник понимает, сколько за час он успевает, на что сколько минут тратит. И постепенно, следуя таким подсказкам, формирует чувство времени. Графики — это вообще прекрасная вещь. Пришел с учебы, у него висит расписание, и он сразу видит, в какой день и чем он занимается, сколько времени на это тратит и во сколько освобождается».
Для детей младшего школьного возраста понятия «час» или «15 минут» — пустой звук. Их восприятие времени привязано к событиям: «время пообедать», «время мультиков», «время купаться». Игры на тайм-менеджмент превращают скучные слова в понятные образы.
Методы с ограничением времени не подойдут детям, которые испытывают стресс, когда не успевают. Они могут считать себя недостаточно способными — например, к учебе, если не удалось до звонка таймера выполнить упражнение по математике. Тогда лучше договариваться: закончишь с математикой — сделаем перерыв.
Обучение должно быть интересным, легким и наглядным — это основа всех игр на тренировку тайм-менеджмента для школьников.
Подростковый возраст — это бунт против контроля и жажда самостоятельности.
Заинтересуйте подросшего школьника, показав, что тайм-менеджмент — это инструмент, который говорит: «Ты взрослый! Управляй своей жизнью сам».
Детям от 12 лет уже можно рассказывать о более серьезных, взрослых инструментах тайм-менеджмента. Например, «Матрице Эйзенхауэра».
Можно подключить цифровых помощников, так будет интереснее. Познакомьте тинейджера с трекерами привычек (например, Habitica, который превращает рутину в увлекательную игру с прокачкой персонажа и наградами), «Яндекс Календарем», приложениями для концентрации (Forest, где во время работы без телефона растет виртуальное дерево).
Распорядок дня — основа здоровья и умения грамотно планировать время. СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает четкие нормы для детей.
Но исследования не утешительны: к выпускным классам большинство школьников теряют режим, мало спят и почти не гуляют. Итог — усталость, стресс, снижение успеваемости. Поэтому тайм-менеджмент для школьников — не прихоть, а необходимость.
Главные правила:
Родители — главные наставники в обучении ребенка самоорганизации. Как добиться успеха?
Тайм-менеджмент для детей — это искусство лепить время так, чтобы хватило на все: учебу, кружки, игры и беззаботное ничегонеделание. Дайте ребенку этот инструмент, и он обретет один из главных навыков — умение быть хозяином своего времени.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи