
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
По меткому сравнению кого-то из психологов, связь между родителем и ребенком подобна натянутой веревке: со временем она ослабевает, а затем и вовсе исчезает, трансформируясь (если повезет) в уважительные отношения взрослых людей.
С самого начала связь между матерью и ребенком воплощена физически — их связывает пуповина. Дальнейшее развитие — это череда маленьких сепараций, отделений от родителей: от полной физической и эмоциональной зависимости к способности самому заботиться о своем физическом и моральном благополучии.
Сепарация детей от родителей — процесс, неразрывно связанный с взрослением и обретением самостоятельности. Он начинается с раннего детства и продолжается до 23–25 лет, включает физическое, эмоциональное и психологическое отделение, которое позволяет ребенку постепенно формировать собственную идентичность и обрести материальную и психологическую независимость.
Этапы сепарации могут быть разными — в зависимости от культурных особенностей, семейных традиций и индивидуальных обстоятельств.
О возникновении термина «сепарация» и его сути мы спросили у эксперта — Валерия Гута, кандидата психологических наук, основателя Института Адаптивного Интеллекта.
«Первичную теорию сепарации выдвинула Маргарет Малер — венгерский врач-психиатр и психоаналитик, одна из центральных фигур в становлении психоанализа. Вместе с коллегами она провела исследование, которое показало, что процесс отделения от родителей имеет огромное значение для психического развития ребенка и формирования его личности.
В сепарации участвуют две стороны: родители, которые готовы смириться с мыслью о взрослении ребенка и отпустить его, и дети, которые готовы взять ответственность за свою жизнь и отделиться.
Если разъединение не завершилось, даже во взрослом возрасте человек остается в подчиненном положении, а не переходит в равноправные отношения с родителями. Он не умеет отстаивать свою позицию перед ними, боится отказать, чтобы не обидеть, часто чувствует себя виноватым.
Зрелый человек — автор собственной жизни, в процессе которой он раскрывает свой потенциал и получает от этого удовольствие, поскольку направляет энергию на достижение истинных целей, а не стремится соответствовать чужим ожиданиям.
Признаки незавершенной сепарации:
- конфликты, трудности в установлении границ;
- нехватка денег, неумение управлять финансами;
- потребность в одобрении, неуверенность в себе, страх ошибок, нерешительность;
- чувство вины за свои желания и потребности;
- неумение выразить мнение, страх обидеть;
- трудности в отношениях: недоверие к партнеру, постоянное сравнение его с родителями».
Сепарация — непрерывный процесс, и суть воспитания ребенка — в постепенном наращивании самостоятельности.
Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Процессы отделения включают: отлучение от груди, освоение моторных навыков и постепенное привыкание к отсутствию матери на короткие периоды. Это время характеризуется чувством привязанности и безопасности, которое ребенок получает от родителей.
На этапе отлучения от груди и первых расставаний с матерью ребенок должен принять ситуацию отделения, но ему важно показать, что вы рядом, любите и поддерживаете его.
Ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, его привязанность к родителям становится менее выраженной, но остается сильной. Он учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, развивает социальные навыки и приобретает опыт самостоятельных действий.
Для малышей трех – шести лет важно самим собрать головоломку, пройти препятствие или решить конфликтную ситуацию с ровесником, когда кто-то хочет взять твою игрушку, а ты не хочешь ее отдавать. Задача родителя — не вмешиваться, если нет угрозы здоровью.
Период активного обучения и социальной адаптации. Ребенок начинает больше времени проводить вне дома, участвуя в школьных мероприятиях, и проводит время с друзьями, гуляет один, ходит в магазин или один добирается до школы и кружков. Родительская поддержка остается важной, но ребенок все чаще принимает собственные решения и оценивает их последствия.
С шести до двенадцати лет дети начинают больше общаться, дружить, и возникают конфликты. Родитель объясняет правила взаимодействия с другими (нельзя оскорблять, бить, нужно соблюдать физические границы и не давать нарушать свои), но дает ребенку принимать решения и видеть результат.
Сепарация достигает своего апогея. Подросток активно стремится к независимости, часто конфликтует с родителями, что является частью процесса формирования собственной идентичности. В это время особенно важным становится умение родителей балансировать между контролем и предоставлением свободы.
Подростки рискуют, пробуют новые и не всегда безопасные развлечения и неохотно пускают родителей в свою жизнь. На этом этапе важно оставаться открытыми, не осуждать и помогать советом.
Детям важно чувствовать, что они могут сами сделать выбор (вступить в отношения по своему выбору, попробовать опасный вид спорта или сходить на сомнительную вечеринку), но они должны ощутить и последствия: снижение оценок, потеря подработки, боль от расставания. Родителям не нужно полностью ограждать ребенка от последствий их выбора.
Завершение процесса сепарации. Молодой взрослый начинает жить самостоятельно, берет ответственность за свою жизнь и принимает важные жизненные решения. Отношения с родителями становятся равноправными, основываются на взаимоуважении и поддержке.
Это схема взросления и отделения ребенка от родителя. На практике она варьируется от семьи к семье, но в норме к 23–25 годам родитель и ребенок становятся независимы материально и менее вовлечены в жизни друг друга эмоционально.
Отец или мать могут сопереживать, оставаться близкими, но не должны доминировать, указывать, вмешиваться и давать непрошенные советы. Задача ребенка — сократить ожидания и не рассчитывать, что родитель придет и все исправит.
Сепарация имеет важное социальное значение. Она помогает ребенку интегрироваться в общество, развить навыки социального взаимодействия, учиться строить отношения за пределами семьи и адаптироваться к различным социальным ролям.
Ребенок адаптируется к различным социальным ситуациям, находит место в коллективе, взаимодействует с людьми разных возрастов и культур. Это важно для формирования социального интеллекта и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Школа и другие образовательные учреждения играют важную роль в процессе сепарации, предоставляя ребенку возможность для социальной активности, самовыражения и развития навыков независимого мышления.
Современные медиа, включая интернет и социальные сети, оказывают значительное влияние на процесс сепарации. Они могут как облегчить, так и усложнить его, предоставляя новые возможности для самовыражения и общения, но также создавая риски изоляции и зависимости от виртуальной реальности.
Признаки чрезмерной связи родитель – ребенок:
Один из первых шагов к свободе ребенка — личные финансы. Ребенок сам распоряжается финансами, контролирует накопления и траты. И если истратит карманные средства сразу, почувствует бремя последствий. Простой способ открыть ребенку собственный счет и завести карту — оформить «Халвенка».
Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
О признаках и последствиях незавершенной сепарации мы поговорили с Татьяной Федоровой, автором метода ТОЛК (метод развития EQ), руководителем детского театра «Толк», сертифицированным фасилитатором Access consciousness, руководителем компании по подготовке специалистов «Академия спец», мамой троих детей:
«Незавершенная сепарация ведет к позиции незнания, отказу от ответственности, возникновению разного рода зависимостей и в итоге — к скучной, безрадостной жизни.
Первое последствие незавершенной сепарации — человек не может определиться, кем он хочет быть, не имеет понятия, что делать в той или иной ситуации. Он отвечает “Не знаю” на все подобные вопросы.
Второе последствие — перекладывание ответственности на людей или обстоятельства: человек либо говорит, что в сложившейся ситуации виноват кто-то другой, либо отвечает, что так "сложилось", так "получилось". Безличная форма сигнализирует, что человек стремится избежать ответственности.
Третье связано с первыми двумя — это разного рода зависимости: алкогольная, наркотическая, материальная, табакозависимость, шопоголизм и так далее.
Человек, не завершивший сепарацию, не способен делать выбор — ему легче идти по привычному пути. Например, материальная зависимость: человек уверяет, что не знает, где взять денег (позиция незнания), считает, что его не видят, не замечают, не продвигают (перекладывание ответственности).
Яркий признак незавершенной сепарации — стремление жить прошлым: якобы в детстве все было "хорошо и понятно", а сейчас "кругом хаос и нестабильность".
Незавершенную сепарацию часто сопровождают чувство вины, страх разочаровать кого-либо, обидчивость, стыд — у человека все время есть ощущение, что над ним присутствует "кто-то большой", который оценивает его. Из-за этого он начинает обвинять других, перекладывая ответственность, ругается и кричит, и все это усиливает его вину, страх и стыд.
В итоге человек ведет неуспешную жизнь, довольствуется неинтересной, малооплачиваемой работой, не может определить своего предназначения, поставить себе цели для достижения его будущего».
Психологи говорят, что завершить процесс отделения от родительской фигуры никогда не поздно. Даже если мамы или папы уже нет в живых, человек может продолжать диалог с ним внутри себя, создать образ обвиняющего или контролирующего родителя и не жить собственной жизнью.
В таком случае поможет терапия: работа со специалистом, готовность разобраться со своим прошлым. Это не значит, что вы будете искать виноватых в том, что жизнь сложилась так, а не иначе. Как правило, родители действуют из любви к ребенку, хотят оградить его от проблем и помочь. Задача терапии — определить проблему и преодолеть ее:
Важная задача во взрослом возрасте — не поменяться местами с родителями, не стать их опекуном, не бежать по первому зову на помощь в ущерб собственной жизни. После 20–23 лет и до того момента, пока родитель действительно не начнет нуждаться в вашей помощи (если родитель здоров — после 70 лет), у вас есть время для равноправных независимых отношений.
В этот период выросший ребенок завершает образование, строит карьеру, встречает партнера, заводит собственных детей (не обязательно все пункты), а родитель может помочь советом, если его попросили об этом.
Обращаться к родителям на этом этапе за помощью постоянно — тоже признак незавершенной сепарации. Ожидать, что вам помогут с жильем, крупными покупками, присмотром за детьми — значит, не полностью взять ответственность за свою жизнь.
Во многих культурах, в том числе российской, дети получают недвижимость от родителей, бабушки присматривают за внуками, а выросшие дети — за родителями. Но не стоит строить планы, опираясь на родителей. Помощь вам — это не обязательство, а желание старших членов семьи.
Отделиться от родителей — такой же важный этап взросления, как и формирование привязанности в раннем возрасте. Завершить ее — значит, суметь построить самостоятельную жизнь без психологической и материальной опоры на родителя.
В норме этот процесс проходит сам собой, но если почему-то он не завершен, поможет терапия. Главное — найти причины, которые мешают завершению сепарации, и проработать их.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и процесс сепарации проходит по-разному. Родителям необходимо быть чуткими и внимательными, поддерживать своих детей и создавать условия, способствующие гармоничному развитию и успешному переходу к самостоятельной жизни.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Действующие магазины-партнеры Халвы
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи