Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения11 минутКоличество просмотров447Опубликовано19 июня 2025

«Это профессия по любви, не по расчету»: как я стала книжным иллюстратором и не сдалась на фрилансе

Мы ценим людей, для которых творчество стало делом жизни. Книжный иллюстратор Марина Соловьева рассказывает, как пришла в профессию, с какими трудностями сталкивается и почему продолжает, несмотря ни на что. Далее записано с ее слов.

В этой статье:

  1. Знакомство
  2. Путь в профессию: от кисточек к планшету
  3. Как устроена работа книжного иллюстратора
  4. Фриланс и личный бренд: почему я выбрала такой путь
  5. День в планшете: как не выгореть после 32 разворотов
  6. Комьюнити и поддержка: зачем художнику другие художники
  7. Денежная сторона профессии: что кормит, а что вдохновляет
  8. Иллюстратор и ИИ: союзники, а не враги
  9. Советы начинающим: что бы я сказала себе пять лет назад
Преимущества профессии книжного иллюстратора — творческая свобода, гибкий график и возможность сотрудничать с разными заказчиками. Но не все так просто. Источник: иллюстрации Марины Соловьевой

Знакомство

Работаю в основном с детскими издательствами: рисую развороты, персонажей, обложки. В профессии давно — сначала как преподаватель, потом как организатор художественных конкурсов. Но именно иллюстрацией я занялась всерьез только после декрета, с планшетом в руках и кучей сомнений в голове.

Сейчас я на фрилансе, сотрудничаю с издательствами вроде , веду блог во «ВКонтакте», участвую в программах поддержки авторов — и продолжаю учиться балансировать между творчеством и бытом.

Рассказываю, как устроена профессия изнутри: с тестовыми заданиями, правками от арт-директоров, дедлайнами, выгоранием и маленькими победами. Делюсь своим опытом честно, чтобы те, кто только начинает или уже работает в творческой сфере, могли увидеть, что за красивыми картинками всегда стоит труд. И что в этой профессии можно найти себя.

Книжные иллюстраторы чаще всего работают удаленно. Это позволяет путешествовать без привязки к отпуску. Источник: личный архив Марины Соловьевой

Путь в профессию: от кисточек к планшету

Я из Томска, и рисую с самого детства. Как водится у многих художников — сначала была художественная школа, потом лицей с уклоном, потом университет. Училась на педагога изобразительного искусства и черчения, закончила кафедру живописи. Все было довольно классически: сначала учеба, потом преподавание.

Когда я получала диплом, у меня уже было рабочее место — меня позвали в художественную школу. Проработала там несколько лет и была уверена, что буду преподавать и дальше. Но потом мы с мужем переехали в Петербург, и жизнь начала меняться.

Новички стартуют примерно с 60 000 ₽ в месяц, опытные специалисты могут получать до 120 000 ₽ и больше. Источник: личный архив Марины Соловьевой

В Питере я работала ивент-менеджером — организовывала конкурсы для юных художников, устраивала поездки, придумывала программы. Это был ценный опыт, но все равно тянуло к рисованию. Позже я снова вернулась к преподаванию. А потом случился декрет — и именно он стал поворотной точкой. На удаленке я начала брать небольшие заказы: открытки, портреты, иллюстрации. А в 2021 году у меня появился планшет — и все, жизнь разделилась на «до» и «после».

С этого момента я по-настоящему вошла в профессию иллюстратора.

Начались книжки, тестовые задания, первые клиенты. Я осознала, что могу зарабатывать рисованием — и строить карьеру по-своему.

Как устроена работа книжного иллюстратора

Когда люди слышат, что я книжный иллюстратор, чаще всего представляют уютную студию, чашку чая и вдохновение, которое само ведет кисть по бумаге или стилус по экрану. На деле все совсем иначе. Иллюстрация — это, в первую очередь, дисциплина, а не поток. И, как ни странно, много переписок, правок и дедлайнов.

Работа с издательствами и самиздатом сильно отличается. В издательстве ты работаешь через редактора и арт-директора — именно они дают тебе техническое задание, следят за соответствием концепции и утверждают каждую деталь. С автором ты, скорее всего, вообще не общаешься напрямую. А если автору что-то не понравилось, это вернется к тебе через редактора. Например: «слишком яркие волосы у героя» или «надо, чтобы шарф был синий, а не зеленый».

А вот в самиздате, наоборот, ты работаешь один на один с автором. Он сам пишет тебе: «вот такая история, я вижу ее вот так». Больше гибкости, но и больше рисков: заказчики бывают непредсказуемыми, сроки плавают, книга может так и не выйти в свет, но бюджеты обычно больше.

Почти в любом случае все начинается с тестового задания. Особенно если ты новичок. Редко когда тебя берут с ходу — чаще просят нарисовать пробную иллюстрацию, чтобы понять, подходишь ли ты под стиль книги. И это нормально. Я к каждому тестовому отношусь как к работе: делаю, уточняю, исправляю. Не прошла — не беда, можно узнать, что не так, и попробовать еще раз.

Иллюстрация — это точно не «рисую, когда придет вдохновение».

Мои рабочие дни начинаются в 10 утра и заканчиваются к вечеру. Как в офисе. Бывает, что за день рисуешь один кадр — и все время уходит на правки или на попытку «поймать» образ.

В этой профессии вдохновение — бонус, а не опора. А основа — навык, терпение и способность доделывать, даже когда не хочется.

Иллюстратор отвечает не только за рисование: он читает текст, создает наброски, предлагает концепции, делает цветокоррекцию и вносит правки. Источник: иллюстрации Марины Соловьевой

Фриланс и личный бренд: почему я выбрала такой путь

Окончательно на фриланс я ушла в 2022 году. До этого совмещала преподавание и подработки на удаленке — но в какой-то момент поняла, что больше не хочу зависеть от расписания, начальства и учебного года. Хочется выбирать проекты самой, строить свою систему, не упахиваться ради зарплаты, которую нельзя поменять.

Конечно, первое время было страшно. У меня маленький ребенок, частые болезни, нестабильность. За что хвататься? Где искать клиентов? Что делать, если заказ сорвется?

Постепенно я выстроила ритм: поняла, сколько проектов могу вести одновременно, в какие месяцы лучше отдыхать, а в какие — планировать загрузку.

Огромную роль в этом сыграл блог «ВКонтакте». Другие соцсети мне никогда не подходили: я терялась в форматах, уставала от визуального давления. А вот ВК оказался понятным и родным. Сначала я вела группу «для себя» — выкладывала работы, писала о профессии. Потом решила: если я хочу расти как иллюстратор, нужно и имя растить.

За год мой блог вырос с 200 подписчиков до тысячи. Я начала получать заказы от подписчиков, больше заявок, предложения по сотрудничеству. А потом — подала заявку в «Фонд оригинальных авторов» VK. Мне не верилось, что возьмут, но все сошлось: был активный блог, нужное количество постов, постоянная аудитория. Я прошла!

Теперь мне платят за контент, и это сильно меняет ощущения от фриланса. Есть стабильная сумма, которую можно планировать, даже если заказов меньше. Это поддержка — и моральная, и материальная.

У меня появилось ощущение, что я не просто рисую для клиентов, а строю что-то свое.

День в планшете: как не выгореть после 32 разворотов

Мой день выглядит совсем не так, как представляют себе люди, когда слышат слово «иллюстратор». Это не «порисовала часик — пошла пить чай». Это с 10 утра до 17 вечера — почти как офисная смена, только за планшетом. А иногда и больше, если проект срочный или не идет как надо.

Когда я работала над книгой для МИФа, у меня было всего два месяца на 32 разворота. А еще — запланированный палаточный отпуск. В итоге планшет поехал со мной в лес, потому что отказаться от проекта было невозможно. Это была мечта. Так что я рисовала под шелест сосен и зарядку от повербанка.

После таких марафонов чувствуешь себя выжатой. Особенно если проект эмоционально насыщенный, а ты вкладываешься в каждую деталь. В такие моменты важно не геройствовать, а дать себе отдохнуть: выйти на улицу, встретиться с подругами, попить кофе и просто ничего не рисовать.

Парадокс в том, что чем больше ты рисуешь на заказ, тем меньше у тебя остается сил рисовать «для себя».

Хобби превращается в работу, и это нормально — но важно находить другие способы отдыха. Мне помогает общение, прогулки, переключение на что-то не связанное с визуалом. Иногда — просто день полного безделья.

Нужно понимать, что вдохновение вернется. А вот если не отдыхать, может не вернуться надолго.

Чтобы стать востребованным, нужно уметь работать с брифом, вести переговоры, корректно обрабатывать правки и понимать авторское право. Источник: иллюстрации Марины Соловьевой

Комьюнити и поддержка: зачем художнику другие художники

Фриланс — это, с одной стороны, свобода. А с другой — одиночество. Ты сидишь дома, рисуешь по восемь часов в день, и постепенно начинаешь скучать не только по людям, но и по профессиональному общению. Друзья и семья — это прекрасно, но когда ты хочешь обсудить правки от арт-директора или как рисовать лису в три четверти — нужен кто-то «из своих».

Я поняла, что мне нужно сообщество. Чтобы была возможность спросить, поддержать, поныть в сторис и получить «ты не одна». Особенно в моменты, когда кажется, что все медленно, не получается, нет клиентов, не идет.

Как найти таких людей? У меня все началось с марафонов. Например, есть челлендж Mermay — в мае все рисуют русалок, выкладывают по хэштегу. Или тематические испытания с заданиями на каждый день. В таких штуках ты просто натыкаешься на людей со схожим стилем, юмором или подходом — и если не боишься, пишешь: «Привет! Давай дружить».

Так я нашла одну из своих близких подруг — мы сначала общались онлайн, потом встретились вживую, и теперь периодически ездим друг к другу в гости, хотя находимся в разных городах. А еще я хожу на лекции, воркшопы, смотрю, кто приходит, знакомлюсь.

«ВКонтакте» тоже помогает. Там легче проявляться — делиться не только работами, но и мыслями. Люди сами пишут в комментарии или в личку. И оттуда вырастают теплые творческие связи.

Сообщество — это как группа поддержки. У тебя все равно остается твой путь, но с кем-то рядом его проходить гораздо легче.

Денежная сторона профессии: что кормит, а что вдохновляет

Если говорить честно — книжные иллюстрации не про деньги. Особенно в детской литературе российских издательств, так как книга за рубежом ― это совершенно другие гонорары. Почти все, кто в этой нише, остаются не потому, что выгодно, а по любви. Потому что увидеть свою фамилию на обложке, подержать в руках напечатанную книгу, узнать, что твой ребенок читает истории с твоими картинками — это по-настоящему греет.

Но на одних книжках не проживешь. Поэтому у меня есть стратегия: книги — для души, коммерция — для стабильности. Я беру не больше одной-двух книг в год, а остальное время посвящаю проектам, которые приносят доход: упаковка, стикеры, графика для соцсетей, короткие заказы. Там бюджет выше, сроки меньше, и заказчики четче понимают, за что платят.

Такой подход помогает сохранить интерес к книгам и при этом не работать на износ.

Бывали периоды, когда я брала сразу две-три книги подряд — и это заканчивалось выгоранием.

Теперь я стараюсь держать баланс: сначала проект, который вдохновляет, потом — тот, который кормит. И так по очереди.

Деньги в творчестве есть. Но они приходят не только за талант, а за способность договариваться, считать, выбирать и отстаивать свои границы. И это тоже часть профессии.

Мне еще помогает финансовая грамотность и то, что я научилась выбирать инструменты, которые возвращают часть потраченного.

Иллюстратор и ИИ: союзники, а не враги

Когда в творческом сообществе начали массово обсуждать нейросети, было много паники: «все, профессия умрет, заказов не будет, нас заменят». У меня таких страхов не было. Наоборот — я одна из тех, кто довольно рано начала изучать как инструмент. Потому что именно так его и надо воспринимать: не конкурент, а помощник.

В текстах я использую ИИ, чтобы структурировать мысли, особенно для блога. Бывает, ты сидишь, и вроде знаешь, что хочешь сказать, но все выходит сумбурно. Нейросеть помогает привести это в читабельный формат — особенно если ты заранее «учишь» на свой стиль и темы.

В графике — тоже. Например, я использую нейросети для генерации эскизов и референсов. Это сильно ускоряет процесс: я описываю нужный образ или атмосферу, получаю несколько вариантов, а дальше уже адаптирую их под себя. Последнюю книжку я частично начинала именно так — набрасывала композиции с помощью ИИ, потом вручную перерабатывала.

Уникальный стиль — ключ к стабильному заработку: тренды приносят доход сразу, а индивидуальность стабильнее в долгосрочной перспективе. Источник: иллюстрации Марины Соловьевой

Что нейросеть не может, в контексте моей профессии:

  1. Сделать серию одинаковых иллюстраций (например, 32 разворота в одном стиле — почти невозможно).
  2. Уловить тонкий характер персонажа так, как это делает человек.
  3. Учитывать нюансы редакторского , правки, логику сюжета.
  4. Избавиться от уже мемных багов вроде шести пальцев и кривых лиц (это до сих пор случается).

Так что для меня ИИ — это часть рабочего набора, как планшет или Photoshop. Удобно, экономит время, вдохновляет.

Основу работы все равно делает человек. Именно ваше видение, вкус, опыт и понимание задачи — то, что не повторит ни один алгоритм.

Советы начинающим: что бы я сказала себе пять лет назад

Первое, что важно запомнить: «нет» — это не приговор. Когда тебе отказывают в тестовом задании, не берут в проект или просто молчат — это не значит, что ты плохой иллюстратор. Это значит, что ты пока не попал в ожидания. Важно не обижаться и не сдаваться, а спокойно спросить: «Что именно не подошло?» Часто ответ простой: стиль не тот, сложность не учтена, деталь смущает. И как только вносишь правки — двери открываются.

Личный блог и активность в соцсетях практически обязательны — иллюстратор сегодня еще и PR‑менеджер своего бренда. Источник: иллюстрации Марины Соловьевой

Второе, берегите ресурс. От творчества выгораешь быстрее, чем кажется. Особенно если оно стало работой. Когда рисуешь на заказ каждый день, постепенно перестаешь рисовать для себя — и теряешь ту самую радость. Делайте перерывы, гуляйте, общайтесь, рисуйте что-то дурацкое в скетчбуке без цели.

Позволяйте себе отдых, иначе вдохновение просто не придет.

И последнее — про фриланс. Стоит ли туда идти? Да, если вы готовы к свободе с ответственностью. Нет отпуска по расписанию, нет оклада — но есть гибкость, выбор, возможность выстраивать свою систему.

Первое время будет сложно: доход нестабилен, клиентов нужно искать, бытовуха мешает. Но если вы готовы учиться, адаптироваться и идти своим ритмом — фриланс может стать оптимальной формой занятости.

Не сравнивайте себя с другими. У каждого свой темп, свои этапы. И если сейчас кажется, что ничего не получается — это просто один из поворотов дороги. Продолжайте идти.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Личные финансы
Опубликовано18 января 2025
Прогрессивная шкала налогообложения в России: кого коснется налоговая реформаПрогрессивная шкала налогообложения в России: кого коснется налоговая реформа
Время чтения5 минутКоличество просмотров191
Личные финансы
Опубликовано30 апреля 2025
Как фрилансеру найти заказы: что указать в портфолио, где искать клиентовКак фрилансеру найти заказы: что указать в портфолио, где искать клиентов
Время чтения7 минутКоличество просмотров394
Новости
Опубликовано18 января 2025
Зарплаты айтишников упали в 2023 году и продолжают снижатьсяЗарплаты айтишников упали в 2023 году и продолжают снижаться
Время чтения2 минутыКоличество просмотров152