Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров7 184Опубликовано4 октября 2021Обновлено: 18 января

Когда менять резину на зимнюю по закону и погодным условиям

Время, когда пора менять резину на зимнюю и обратно, описано в нормативных актах. Однако локальные законы тоже могут смещать сроки.

Разберемся, когда наступает пора замены покрышек, как и где это нужно делать и стоит ли экономить на резине по сезону.

В этой статье:

  1. Почему важно менять резину по сезону
  2. Когда лучше менять летнюю резину на зимнюю
  3. Где и как правильно менять резину на зимнюю
  4. Полный комплект или частичная замена: что важно знать
  5. Штрафы за несвоевременную замену резины
  6. Советы по уходу и хранению зимних шин
  7. Популярные вопросы
Когда нужно менять летние шины на зимние, разбираемся в статье. Источник: Shutterstock 

Почему важно менять резину по сезону

Конец октября – начало ноября — важное время для всех автолюбителей. В этот период водители выстраиваются в очереди на смену шин с летних на зимние. 

Это не прихоть или традиция. Это важно для безопасности и оптимальной управляемости автомобиля в холодное время года. Основные причины:

  1. Сцепление с дорогой

Специальная резина, особый рисунок протектора и шипы (если есть) обеспечивают лучшее сцепление с дорогой в морозы, снегопады или гололед. Летние шины теряют эластичность уже при температуре ниже +7°C. Ухудшается сцепление с дорожным покрытием.

  1. Безопасное торможение

Тормозной путь на заснеженных и обледенелых дорогах сокращается. Это помогает предотвращать аварии и обеспечивает безопасность водителя и пассажиров.

  1. Устойчивость к аквапланированию

Аквапланирование — потеря сцепления шины с дорогой из-за обилия воды. Глубокие канавки протектора лучше отводят воду и снежную кашу из пятна контакта с дорогой. 

  1. Повышенная эластичность

Резина зимних шин остается мягкой даже при низких температурах. Она адаптируется к поверхности и улучшает сцепление. Летние шины на холоде дубеют и теряют свойства, поэтому практически бесполезны.

  1. Законодательные требования

Последняя по очереди, но не по важности причина. Законодательство многих стран, в том числе и российское, обязывает водителей менять шины на зимние в определенные сроки. Нарушение приводит к штрафам и другим санкциям. 

Если с погодными условиями все более-менее понятно, то с законами — не очень. Где искать правила и нормативы?

Когда лучше менять летнюю резину на зимнюю

Основа основ всех нормативов и требований — Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее — Технический регламент). В п. 5.5 приложения №8 сказано:

  • Зимнюю резину с шипами нельзя использовать летом (в июне, июле, августе).
  • Транспортные средства (ТС) категорий и зимой (в декабре, январе, феврале) должны быть укомплектованы шинами с глубиной протектора не менее 4 мм (если нет индикатора износа). На покрышке должна быть маркировка (M&S или M S) и рисунок в виде горы с тремя пиками и снежинкой внутри.

Правила также разрешают странам самостоятельно регулировать сезонность в зависимости от особенностей погоды и географии. 

Еще один важный документ, регулирующий смену зимних и летних шин, — Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ). 

Пункт 5 Перечня ПДД практически повторяет положения Технического регламента. 

Учитывая особенности погоды и климата в российских регионах, такие сроки эксплуатации шин:

  • зимние с шипами (маркировка М+S и рисунок горы): с сентября по май;
  • летние (без маркировки М+S): с марта по ноябрь.

Внимательный читатель спросит: а как же нешипованные зимние шины (фрикционные или «липучки»)? О них вы ничего не говорите. 

С ними ситуация двоякая. С одной стороны, закон запрещает ездить летом только на шипах. То есть использовать фрикционные юридически не запрещено. 

Но с другой стороны, экономия на замене быстрее «убьет» нешипованные покрышки. Что для зимы хорошо — для лета плохо. Липучки хуже сцепляются с асфальтом, протектор быстрее стирается, тормозной путь длиннее, чем у летних. Не забывайте: при трении резина нагревается. Добавьте к этому летнюю жару. Поэтому очень высок риск, что покрышка лопнет прямо на трассе.

Специалисты рекомендуют не пренебрегать ежегодным «переобуванием». Если хотите сэкономить, лучше купите комплект подержанной летней резины. Это будет выгоднее, чем каждый раз покупать новые липучки (в норме их средний срок службы — пять-шесть лет). 

Про всесезонные шины — отдельный разговор. Эксперты утверждают, что это название весьма условное, так как «всесезонка» рассчитана на теплую зиму, максимум минус 10о С, и с чистым асфальтом. В некоторых странах на этих шинах и правда можно ездить круглый год, но в России они могут понадобиться разве что жителям южных регионов, например Краснодарского края. 

Рекомендации по климату и регионам

Погода — вещь непредсказуемая, особенно в такой большой стране, как Россия, где в одних регионах еще тепло, а в других — уже лежит снег. 

В зависимости от региона и температурных режимов шины меняют:

  • Центральный, Северо-Западный, Приволжский округа — в конце октября и до начала ноября. 
  • Южный округ и Северный Кавказ — в ноябре-декабре.
  • Сибирь, Дальний Восток, Урал — в сентябре. 

Где и как правильно менять резину на зимнюю

Перечислим места, где можно «переобуть» автомобиль:

  • Автосервисы и шиномонтажные центры
  • Дилерские центры
  • Автомобильные мастерские и
  • Выездные (мобильные) мастерские
  • Шиномонтаж на некоторых заправочных станциях
  • Частные гаражные мастерские

От последнего пункта все остальные отличаются тем, что услуги в них оказывают профессиональные мастера, которые могут заменить покрышки, сделать балансировку колес, проверить состояние резины и многое другое. Еще туда можно сдать на хранение комплект покрышек.

Рассмотрим плюсы и минусы автосервисов и самостоятельной замены.

Автосервисы

Плюсы смены летней резины на зимнюю:

  1. Профессиональное обслуживание. Благодаря современному оборудованию шины сменят качественно и быстро. А вы будете уверены, что их установят правильно, с соблюдением всех требований безопасности.
  2. Проверка шин. Специалисты всегда проверяют, в каком состоянии зимние покрышки, прежде чем их установить. Непригодные монтировать не станут.
  3. Балансировка колес. В сервисе мастера сделают балансировку колес, это минимизирует вибрации при движении и увеличивает срок службы резины.
  4. Гарантия. Клиенты сертифицированных автосервисов и особенно дилерских центров могут сохранить гарантию на авто: процедуры делают в соответствии по рекомендациям производителя.
  5. Удобство и экономия времени. Вы можете записаться на удобное время и не ждать в очереди.
  6. Дополнительные услуги. Если вам нужны дополнительные услуги, например проверка давления в шинах, осмотр тормозной системы и так далее, вы можете получить их «не отходя от кассы». 

Минусы:

  1. Стоимость. Замена в автосервисе может быть дороже услуга частных мастеров или самостоятельной замены. Особенно это актуально в пик сезона.
  2. Возможные очереди. Если не успели записаться заранее, можете столкнуться с очередями, которые неизбежно образуются перед холодами.
  3. Локация. Если автосервис далеко от вашего дома или работы, до него может быть неудобно добираться.
  4. Риск переплаты. Порой автолюбителям предлагают дополнительные и необязательные услуги, которые увеличивают конечную стоимость обслуживания.

В хорошем автосервисе ваш автомобиль подготовят к зиме надежнее и безопаснее всего. Несмотря на более высокую стоимость, плюсы профессионального подхода обычно перевешивают минусы. 

Мы рекомендуем записываться заранее и выбирать проверенные автосервисы с хорошими отзывами.

Автосервисы — это всегда гарантия качества и опытные специалисты. Источник: Shutterstock

Самостоятельная замена

У самостоятельной замены летних шин на зимние свои преимущества и недостатки. 

Вот основные плюсы:

  1. Экономия. Начнем с очевидного. «Переобувка» в сервисном центре может стоить достаточно дорого. Самостоятельная работа позволяет уменьшить расходы.
  2. Гибкость по времени. Вы не зависите от расписания автосервиса и количества клиентов. Поэтому можете сами планировать время.
  3. Навыки и опыт. Замены шин — полезный навык для любого водителя. Вы будете лучше понимать автомобиль и сможете справиться с нестандартными ситуациями, например, если резину прокололо.
  4. Контроль качества. Вы можете лично убедиться, что все гайки затянуты правильно, а колеса установлены надежно.

Минусы:

  1. Расходы на инструменты и оборудование. Потребуется домкрат, баллонный ключ, динамометрический ключ (чтобы правильно затянуть гайки) и многое другое. Если чего-то не хватает, придется покупать.
  2. Нужна физическая сила. Понадобится приложить немало физических усилий, особенно если колеса тяжелые или сильно закручены. У людей без подготовки это вызовет значительные трудности.
  3. Риск ошибок. Неопытный мастер с большой вероятностью может ошибиться. Недостаточная затяжка болтов, неправильная установка покрышки или ошибки в балансировке ухудшат управляемость и даже могут стать причиной аварии.
  4. Время. Даже если у вас есть опыт, самостоятельная замена шин может занять больше времени, чем в сервисе, особенно если возникнут непредвиденные трудности.
  5. Ограниченные возможности. Желательно сделать балансировку колес, чтобы избежать вибраций в кузове и других последствий. В домашних условиях сложно сделать это на должном уровне.

Самостоятельно менять шины, несомненно, выгодно. Также это полезное умение, которое может выручить в будущем. Однако для качественного результата требуются время, усилия, инструменты и определенные знания. Если сомневаетесь в своих силах, лучше доверить эту задачу профессионалам: риски слишком велики.

Ремонт авто — в рассрочку и без переплат

Автосервис без головной боли! Халва: рассрочка на ремонт и копилка — на новые запчасти!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Узнать больше

Полный комплект или частичная замена: что важно знать 

Комплект новых шин — вещь недешевая. Поэтому каждому автовладельцу хочется приобрести его с минимальными финансовыми потерями. А еще с чувством морального удовлетворения: часто некоторые покрышки изнашиваются меньше других. Поэтому тут встает вопрос: обязательно ли менять всю резину или можно просто докупить пару штук?

На деле закон не запрещает частичную замену. Поэтому вы с чистой совестью можете заменить, к примеру, только две из четырех. Но нужно соблюдать определенные правила. 

  • Не «смешивайте» покрышки

Запрещено (п. 5.8 ПДД) использовать покрышки разных характеристик на одном авто. Примеры: шипы и липучки, разные конструкции, размеры, категории скорости, рисунки протектора, зимние и летние и многое другое. Такой автомобиль автоматически признают неисправным. А за управление таким — штраф 500 рублей.

  • Если меняете две покрышки, ставьте новые на заднюю ось.

Это правило актуально для переднеприводных автомобилей. Попросту говоря, ось — стержень, на котором крепятся колеса. Износ задних шин повышает риск заносов и делает транспорт менее управляемым. Изношенные передние шины не так сильно влияют на управление. Поэтому из двух зол выбирают меньшее и ставят новые покрышки на заднюю ось.

  • Ориентируйтесь на оригинальную комплектацию автомобиля

Производители знают, что лучше для авто. Поэтому старайтесь придерживаться модели, которая шла в комплекте. В частности, рисунок протектора, типоразмер, конструкция и другие характеристики будут совпадать, и маневрирование будет оптимальным.

  • Не покупайте шины пониженной производительности

Например, индекс скорости или предельной нагрузки новых покрышек не должны быть хуже, чем у тех, которые остаются на авто. Исключение — временная замена в экстренных ситуациях.

Если не соблюдать эти правила, неправильно подобранные шины подведут в самый неподходящий момент; риск разбалансировки увеличивается в разы. 

Штрафы за несвоевременную замену резины 

Мы уже упоминали, что за управление неисправным автомобилем водителям грозит штраф 500 рублей. С недавних пор под критерий неисправности подпадают машины с неправильными шинами:

  • с шипованными — летом;
  • с летними — зимой.

Это нововведение в Перечне неисправностей автомобиля заработало только с 1 сентября 2023 года.

А что на практике? Глава ГАИ (до мая 2024 года — ГИБДД) Михаил Черников обещал, что штрафы выписывать не будут и применять другие виды наказаний — тоже. Конечно, проверять это лично и рисковать безопасностью на дороге мы не рекомендуем.

Регулярно проверяйте штрафы — тем более это можно сделать прямо с телефона. Источник: Shutterstock

Советы по уходу и хранению зимних шин

Шины занимают немало места. Проще всего сдать их на хранение в специализированные центры, например в автосервис или дилеру. Но если вы решили оставить шины у себя, соблюдайте несколько правил:

  1. Шины на колесном диске можно подвесить или положить стопкой (друг на друга).
  2. Шины без колесного диска поставьте на протектор вплотную друг к другу. Переворачивайте их раз в месяц.
  3. В помещении должно быть темно, сухо, чисто и прохладно.
  4. Не оставляйте шины рядом с отопительными приборами.
  5. Перед хранением тщательно промойте резину — она должна быть чистой. Не допускайте попадания на поверхность маслянистых веществ, бензина, смазки — они портят качество резины.
  6. Не допускайте образования вмятин. 

Эти простые правила помогут сохранить характеристики и внешний вид покрышек.

Как продлить срок службы зимней резины

В среднем зимние шины служат около шести сезонов. Но это в идеальных условиях. Чтобы покрышки работали дольше, соблюдайте простые правила:

  1. Соблюдайте сезонность. Кстати, это правило актуально и для летней резины. Мы уже упоминали, что из-за слишком высокой или низкой температуры свойства шин ухудшаются.
  2. Обкатайте новые покрышки. В основном это рекомендуют владельцам шипованных, но липучкам это тоже не помешает. Любой резине нужно усесться на диск. Нагрузку добавляйте постепенно — поездите спокойно по городу 150–200 км, а затем уже можно и на трассу.
  3. Поддерживайте давление. Слишком низкое давление внутри резины ускоряет износ. А слишком высокое — ухудшает сцепление. Самое простой способ — установка специального датчика.
  4. Тормозите и трогайтесь плавно. Это полезная привычка для автолюбителей. Старт с пробуксовкой истончает резину, а резкое торможение изнашивает еще и тормозную систему, и сцепление (на авто с механической коробкой передач).
  5. Соблюдайте скорость. Мы сейчас не про ПДД (хотя скоростной режим всегда нужно соблюдать), а про индекс скорости, указанный на покрышках и в документах к ним.
  6. Не перегружайте автомобиль. Конечно, ситуации бывают разные. Но по возможности не превышайте разрешенную .
  7. Следите за балансировкой. Колеса не должны «болтаться», а подвеска должна быть в рабочем состоянии.
  8. Выполняйте сход-развал (развал-схождение). Это положение колес относительно кузова. Специалисты проверяют, насколько ровно они установлены и соприкасаются с землей. Иначе нагрузка будет распределяться неравномерно.
  9. Правильно храните шины. 

Популярные вопросы

Смена зимних шин — большая, но очень интересная тема. Ответим на пару самых распространенных вопросов. 

Когда лучше покупать зимние шины?

Сани принято готовить летом, с зимними шинами — то же самое. Лучший момент — лето или начало осени, когда можно найти подходящие варианты по оптимальной цене. Чем ближе сезон «переобувания», тем выше стоимость.

До какого времени можно ездить на зимней резине?

Если речь о календарном периоде, то на зимней можно ездить примерно с начала ноября до мая. 

Если речь о возрасте шин, специалисты не рекомендуют использовать их дольше пяти-шести лет. 

Надеемся, наша статья ответила на ваши вопросы и вы чуть больше узнали о тонкостях смены шин.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Автомобилистам
Опубликовано16 апреля 2025
Что делать, если машину забрали на штрафстоянкуЧто делать, если машину забрали на штрафстоянку
Время чтения5 минутКоличество просмотров5 906
Автомобилистам
Опубликовано14 февраля 2025
Что должно быть в машине: список обязательных вещейЧто должно быть в машине: список обязательных вещей
Время чтения5 минутКоличество просмотров6 056
Автомобилистам
Опубликовано18 января 2025
Как правильно глушить двигатель автомобиля: несколько полезных советовКак правильно глушить двигатель автомобиля: несколько полезных советов
Время чтения14 минутКоличество просмотров21 679