Свинцовые аккумуляторные батареи: правила выбора
В статье рассказывается:
Свинцовые аккумуляторные батареи на сегодняшний день являются наиболее распространенными изделиями такого рода. Они весьма надежны, неприхотливы в эксплуатации, при правильном использовании могут прослужить владельцу автомобиля много лет.
Но, чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, необходимо правильно выбрать свинцово-кислотный аккумулятор. То есть соотнести свои требования к устройству с параметрами, которыми может «похвастаться» та или иная батарея. Что ж, давайте разбираться.
Типы аккумуляторов
Различают следующие типы свинцовых (или свинцово-кислотных) аккумуляторных батарей: обслуживаемые, малообслуживаемые, необслуживаемые и гибридные.
Несколько слов о каждом из видов.
- Обслуживаемые аккумуляторы
В них необходимо постоянно проверять уровень электролита, доливать дистиллированную воду (ее становится меньше, потому что она распадается на водород и кислород). Еще такой аккумулятор нужно регулярно мыть. В вырывающихся наружу газах присутствуют пары серной кислоты, которые, собираясь на корпусе батареи в виде осадка, становятся причиной ускоренного саморазряда. А осыпавшийся с пластин осадок (в процессе движения и вибрации авто) может стать причиной короткого замыкания между анодом и катодом.
- Малообслуживаемые батареи
Чем современнее становятся автомобили, тем больше в них появляется систем и устройств, работающих на электричестве (это и подогрев лобового стекла, и электрический бензонасос и многое другое). Следовательно, повышается интенсивность зарядки аккумуляторов. Однако тогда и разложение воды на газы происходит активнее.
Этот процесс усиливает сурьма, входящая в состав свинцовых пластин (она добавляется для упрочнения мягкого свинца). Инженерам удалось свести содержание сурьмы в пластинах к минимуму. Так появились малообслуживаемые аккумуляторы, обозначаемые буквами Sb/Sb. Это вполне подходящий вариант для автомобилей прошлых лет либо для современных недорогих машин, не напичканных большим числом энергопотребляющих устройств.
- Необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи
Это АКБ с маркировкой Ca/Ca, в которых в состав свинца для решеток включается кальций.
Стартерные батареи подобного типа подходят лишь для современных авто, где предусмотрена защита от глубокого разряда и нет сложных систем, потребляющих много электроэнергии (вроде спутниковых противоугонных сигнализаций и т.п.).
- Гибридные аккумуляторы
По сути это симбиоз двух предыдущих вариантов. Тут к отрицательному полюсу присоединены пластины с добавлением кальция, а к положительному – с сурьмой. Такие батареи маркируются знаками Ca/Sb либо Calcium plus.
Электролит в АКБ
Существуют устройства с жидким электролитом (самые простые батареи типа SFB и EFB) либо с добавлением в качестве загустителя специального геля (их так и называют, гелевые АКБ), и есть еще со стекловолоконными пластинами (изготовленные по технологии AGM).
Самые обычные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, наполненные жидким электролитом, производятся по технологии SFB (Superior Flooded Battery).
Более современная технология — EFB (Enhanced flooded battery). С ее помощью изготавливаются аккумуляторы, в которых положительные пластины закреплены полиэ стерными сетками. Благодаря этому активные части пластин надежно защищены и не так «сыплются» от дорожной тряски, плюс еще и наполнитель удерживается от вымывания. А для снижения сульфации отрицательных пластин производители могут вводить в их состав углерод. В процессе эксплуатации свинцовые аккумуляторные EFB-батареи выдерживают большее количество разрядок/зарядок, при этом не теряют емкости, и на зарядку уходит меньше времени.
В аккумуляторах гелевого типа (GEL) в электролит добавляют силикаты натрия (Na₂Si₂O₄), и по консистенции он становится густым, гелеобразным. Ресурс у подобных батарей самый высокий по сравнению с другими моделями. Это достигается за счет того, что при любом наклоне устройства пластины всегда покрыты электролитом. Плюс, такие свинцово-кислотные аккумуляторные батареи еще и очень герметичные, что практически исключает испарение электролита.
Таки е модели тоже функционируют под любым углом наклона. AGM аккумулятор выдерживает наибольшее число циклов заряда/разряда (в сравнении с другими моделями), сохраняя производительность. В этом его плюс. А минус состоит в высокой цене.
В обычных машинах чаще всего стоят стартерные батареи SFB типа, гелиевые активнее (чем в авто) используются в источниках бесперебойного питания. А устройства типа AGM и EFB преимущественно ставят в авто, где есть система Start-Stop.
Емкость аккумулятора
Под емкостью понимается тот запас энергии, которую батарея (для телефона, ноутбука, автомобиля и проч.) может в себе накопить, удерживать и при необходимости отдавать. Емкость измеряется в Ампер/часах.
Тут вот что следует учитывать: автомобиль не работает постоянно от аккумулятора (исключение – электромобили). Поэтому не старайтесь купить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею с максимально большим объемом. Она и обойдется дороже, и смысла в этом нет, потому что такое устройство, скорее всего, будет вечно пребывать в недозаряженном состоянии, что для него, собственно, вредно.
Выбирайте мощность, соответствующую «запросам» машины. Если с заводской комплектацией шел аккумулятор на 62 А/ч и вы не ставили на авто генератор большей мощности или иных систем с высоким энергопотреблением, то приобретайте снова такую же батарею (62 А/ч). Если средства позволяют, то полезнее будет купить аккумулятор с гелевым электролитом или большим пусковым током (но с прежней емкостью).
Сила пускового тока
Очень важная характеристика любой свинцовой аккумуляторной батареи – сила пускового тока. Это количество энергии, которое устройство способно подать на стартер машины. К онечно, данный параметр зависит от емкости, но многие производители научились выпускать батареи с увеличенным током запуска. Самая распространенная, например, в России емкость – это 55 А/ч, стандартный пусковой ток для таких устройств – 420 ампер, но они могут давать и до 500.
Вообще, высокий ток запуска – это хорошо (говоря простыми словами). Особенно в холодное время года, или если в машине старый мотор, работающий на густом вязком масле. Тут еще важно, даст ли аккумулятор указный ток в момент холодного запуска, как снизится этот показатель в мороз и на сколько запусков вообще хватает батареи. Заранее все это знать, к сожалению, невозможно. Так что опирайтесь на обзоры, отзывы пользователей.
Конструктивные особенности батареи
- Полярность («плюс» и «минус»)
Очень важно правильно подключить батарею при установке. Выводы в разных устройствах могут располагаться неодинаково. Если вы поставили аккумулятор к себе «лицом» (та сторона, где клеммы, находятся ближе к краю) и видите, что плюсовая клемма оказалась слева, то у батареи «прямая» полярность.
В ее маркировке будут присутств овать символы «1» или «L». Например, на машинах отечественных производителей обычно стоят именно такие. Если «плюс» справа, то перед вами батарея с «обратной» полярностью (это обозначается знаками «0» или «R»). Такие устройства ставят на свои авто производители в Европе.
В принципе, вполне реально один аккумулятор заменить другим, если провода в машине достаточно длинные. Но зачем рисковать, просто сразу купите подходящий, крупные производители обычно выпускают обе разновидности.
- Диаметр клемм
Данный параметр у свинцовых аккумуляторов для автомобилей тоже бывает разным. К примеру, в батарее Euro Type 1 клемма с «плюсом» имеет диаметр 19,5 мм, а «минусовая» – 17,9 мм. Для Asia Type это 12,7 и 11,1 мм соответственно. Подключиться к более тонким контактам с помощью переходных колец еще можно, но узкие наконечники проводов вы уже никак не наденете на слишком толстые клеммы.