
Что такое стиль пин-ап
Вы варите макароны, а маленький «помощник» скучает у ног и ноет: «Поиграй со мной!» Вы чувствуете вину, усталость и легкое отчаяние. Знакомо? Рука уже тянется к телефону, чтобы включить мультики, лишь бы получить 15 минут покоя. Никого не собираемся стыдить за экраны — но это не единственный выход.
Моему сыну Савелию пять с половиной лет. Он может играть сам час-полтора, иногда — дольше, но редко. Это норма для его возраста. Но так было не всегда. Я еще помню время, когда он не отпускал меня от себя ни на минуту. И помню, как это выматывало. Расскажу, что помогло мне и что советуют по теме эксперты — педагоги и психологи.
В игре дети получают и совершенствуют разные навыки. Играя, они развивают:
Есть немало исследований о важности игр. Доктор Питер Грей, профессор психологии из Бостонского колледжа, пришел к выводу, что их недостаток приводит к ухудшению психического благополучия детей. Кроме того, исследователи утверждают, что в играх формируются новые нейронные связи, которые развивают мозг и помогают успешно справляться с самыми разными задачами.
Умение играть одному — это один из самых ценных навыков, которые вы можете подарить ребенку. Он нужен не только для того, чтобы у вас было больше свободного времени. В первую очередь это важный «кирпичик», на которых он будет строить успешное будущее.
Елена Иванова
Основатель и руководитель франшизы и сети образовательных центров «Полиглотики» и «Футуриум», руководитель образовательной онлайн-платформы «Полиглотики»
«Самостоятельная игра — это умение, его можно и нужно совершенствовать. И сделать это можно в любом возрасте. Польза огромна: это развитие фантазии, творческого начала, способности управлять своими эмоциями и умения решать задачи. Это основа для будущей успешной учебы и жизни.
Почему мы играли сами, а наши дети — нет? Ответ прост: все вокруг изменилось. Наше детство проходило во дворах без постоянного присмотра. Мы часами могли играть с одной куклой или машинкой, потому что у нас была свобода и время побыть наедине с собой.
Сегодня у детей этого опыта очень мало. Их жизнь расписана по минутам, а взрослые постоянно рядом. В результате не формируется ключевое умение — быть с собой».
Ребенок не играет в игрушки, жалуется на скуку и постоянно требует внимания? Чтобы он научился проводить время один, нужны подходящие условия.
Первое, о чем нужно позаботиться, — безопасность. У детей должно быть место, где их можно оставлять одних так, чтобы вам не приходилось каждую минуту кричать «нельзя!».
Второй шаг — разрешить скучание. Взрослым часто кажется, что дети от скуки страдают, что фраза «Мне скучно» — это просьба о помощи. Но на деле скучающего ребенка вовсе не нужно спасать.
Скука — это двигатель творчества. Это состояние дискомфорта, которое заставляет мозг искать выход и начинать творить. Не бойтесь ее. Когда ребенок говорит «мне скучно», он на пороге открытия. Это идеальные условия, в которых игра может родиться сама. Когда вы в это время занимаетесь своими делами или отдыхаете, то не предаете сына или дочь, а заботитесь об их развитии.
Ирина Гордеева
Руководитель РООИ «Творческое партнерство» и автор проекта терапии творчеством в детских больницах «Желтый чемоданчик»
«А что делать с вечным “Мне скууучно”? Не предлагайте готовое решение. Остановитесь. Вместо этого верните ему инициативу. Не “Иди порисуй”, а “Давай твой робот прилетит на эту планету? Из чего мы построим ему базу?”.
Подкиньте идею, не сценарий. Отличный ход — оживить старую сказку. “А если бы в теремок постучался не заяц, а твой динозавр? Что бы он сказал?” Вы удивитесь, какую историю он сможет сочинить.
Если ребенок висит на вас хвостом, работает тактика “немного отойти”. Начните играть вместе, а потом “вспомните”: “Так, мне надо на минуту помешать суп, а ты пока придумай, куда поселим этого мишку”. Вернитесь, восхититесь его решением и снова ненадолго отлучитесь. Так он поймет, что вы рядом и вовлечены, но не обязаны развлекать его каждую секунду».
Еще одно важное правило: не исправляйте. Боритесь с желанием «помочь» малышу, если он об этом не просил. Кривой домик — это его домик. Не показывайте, как «надо правильно». Вы можете убить креативность одним неосторожным «Давай я тебе покажу».
Задавайте вопросы, а не давайте ответы: Если у него что-то не получается, спросите: «Как думаешь, что может сделать эту башню устойчивее? Что еще можно попробовать?»
Также многие педагоги и психологи не рекомендуют заваливать ребенка игрушками. Когда перед глазами мелькает сто ярких объектов, мозг не может сфокусироваться ни на одном.
Альберт Федотов
Основатель бренда интерактивных и развивающих игрушек BertToys
«Первый шаг к самостоятельной игре — это ограничить количество игрушек и оставить те, которые ему интереснее остальных. Даже взрослому человеку легко растеряться, когда перед ним стоит слишком большой выбор, ребенку — тем более. Достаточно предложить три – пять игрушек.
Нам кажется, что играть — это ведь очень просто! Можно придумывать свои правила и не ограничивать творчество. Но даже этому нужно учить, а обучение происходит в ходе совместных игр. Покажите, как работает игрушка, предложите пару сценариев, как с ней играть. Постройте из кубиков башенку, гараж, цирковую арену. А потом оставьте малыша с ними и не мешайте».
Есть и еще одно важное правило, соблюдать которое сложно многим родителям: не заменяйте игры, общение и скучание гаджетами. Они вредят детям, особенно дошкольникам. До года малышам вообще не желательно давать планшеты и смартфоны, включать мультфильмы. С года до пяти лет — не более чем на час.
Если у ребенка налажен режим, в нем достаточно сна, прогулок, двигательной активности, общения — ему не нужны гаджеты. Не меньше его увлекут бытовые дела, например уборка пыли или игра с кастрюлями и ложками.
Создали условия? Переходите к обучению — покажите, как играть. Но не нужно проводить инструктаж по использованию кубиков, машинок или кукол. Настройтесь и включитесь в игру полноценно, с азартом и эмоциями. Чтобы малыш почувствовал, что играть — это интересно.
Всего 15–20 минут полноценной, включенной совместной игры (когда вы не смотрите в телефон, а действительно играете) гораздо ценнее часа «из-под палки». Ваша задача — «зарядить» ребенка, а не быть его личным аниматором на полный день.
Ксения Мосунова
Педагог-психолог, основатель Института фундаментальной и прикладной психологии, Москва
«Когда вы показали, как играть, отойдите в сторону и дайте сыну или дочери возможность применить показанный навык по-своему. Не одергивайте и не торопитесь исправлять. Важна не правильность, а желание играть самому. Ребенок найдет рано или поздно решения, как играть в эту игру. И когда он покажет вам результат, обязательно восхититесь тем, как у него интересно получилось.
Помните, что, обучая ребенка самостоятельной игре, вы даете ему возможность совершать маленькие открытия в безопасном пространстве вашей любви и развиваете веру в его собственные силы. И одновременно приучаете к тому, что у родителей есть свои личные границы, время, когда им нужно отдохнуть или заняться другими делами. Через уважение ваших границ ребенок учится выстраивать и свои границы».
«Сядьте и поиграйте десять минут, вовлекитесь, — рекомендует Елена Иванова. — Затем мягко выйдите из игры: “Мне так интересно наблюдать, как ты строишь этот гараж! Я пойду готовить обед и буду смотреть на тебя оттуда. Покажи мне, что у тебя получится!” Ваше присутствие и поддержка дадут чувство защищенности».
Учите ребенка играм с «открытыми» игрушками и материалами, у которых много применений — конструкторами, кубиками, картонными коробками. Показывайте, как играть в простые сюжетные игры: заботиться о куклах и плюшевых животных, строить гаражи машинкам, возить грузы на самосвале.
А еще — на первых порах не требуйте соблюдать правила. Мой сын, например, лечить и кормить своих мягких медведей и котов так и не стал. И вообще почти всегда отказывался и отказывается действовать по шаблонам. Зачастую я только предлагала начало сюжета, а дальше играла по его правилам, даже если мне они не нравились. Теперь он много играет сам, хотя всегда счастлив, если я присоединяюсь.
Мне также пришлось пожертвовать порядком. Когда сын увлечен игрой, дом (и особенно пол) превращается в одну большую игровую зону. В ход может пойти что угодно, от подушек до мебели. Но с какими горящими глазами он рассказывает, куда сегодня летит его ракета с любимыми героями или какой дом он для них построил!
Хотите создать для ребенка безопасную развивающую среду с интересными открытыми игрушками? Оформите Халву и получайте кешбэк за покупку детских товаров, а также возможность покупать все необходимое в рассрочку без переплат.
Радуйте вашего ребенка: покупайте игрушки и развивашки с Халвой. Выгодный кешбэк или рассрочка!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Делаете все по инструкциям, а ребенок все равно не играет один? Вот несколько причин, почему так происходит:
В норме самостоятельно играют от получаса дети старше трех лет. До этого малышам нужны мама или папа рядом.
«Первые зачатки самостоятельной игры, — отмечает Елена Иванова, — появляются около 9–12 месяцев, когда малыш может ненадолго сосредоточиться на погремушке или кубике. Осознанно начинать развивать этот навык лучше с 1,5–2 лет. В два года — от 5 до 15 минут, после трех — около получаса, к шести годам — до часа. Не ждите идеала сразу, увеличивайте время постепенно».
В этом случае сначала придется свести экранное время к минимуму, наблюдать, к чему проснется интерес, и подбирать такие занятия, которые помогут увлечь маленького геймера офлайн.
Бывает, что родители предлагают ребенку занятия, которые интересны им, но не ему самому. Например, купленные без учета его интересов игрушки. Или «развивашки», с которыми «играть» нужно только определенным образом. Однако без свободы никакой самостоятельной игры не получится.
Мой сын играет сам, но все еще часто прибегает ко мне, чтобы что-то рассказать, или показать, или посоветоваться. Когда я занята, а он в очередной раз кричит: «Мам, посмотри!», я хоть и вздыхаю, но иду смотреть. Говорю что-то вроде «какой выдумщик этот твой человек-птица, и как он только справился», восхищаюсь или сочувствую, и снова получаю несколько минут спокойствия. И с каждым разом все больше.
Научить ребенка играть самостоятельно — значит научить его быть собой. Управлять своим временем, находить радость внутри, а не ждать ее извне. Не нужно становиться для него аниматором. Лучше создайте условия, в которых он сможет развиваться и добиваться успехов своими силами.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи