
Ретроградный Меркурий испытает на прочность финансы и отношения: что ждет в ноябре 2025
Я люблю проводить время в хороших заведениях, пробовать новые блюда. Ценю атмосферу, сервис и качество.
Но навязанное обществом правило оставлять чаевые официанту выводит из себя и порой превращает из галантного кавалера в принципиального бунтаря. Мне неловко, но не могу себя остановить.
Я живу в Казани, прилично зарабатываю. У меня своя квартира и новенький кроссовер. Нет долгов, ипотеки и кредитов. Нет, я не хвастаюсь, а объясняю, что причина моего «бунта» связана не с деньгами.
Я не даю на чай и не собираюсь начинать. Сейчас расскажу почему.
Чаевые — это вознаграждение за услуги сверх обязанностей. Деньги, которые оставляют от душевного расположения, когда удивили и порадовали, хотя были не обязаны это делать.
Сегодня это превратилось в повинность. В своеобразный налог, который ты должен заплатить, иначе ты жмот, негодяй и бесчувственное чудовище.
Мне противна эта лицемерная игра. Официант просто принес и отнес тарелки — и теперь стоит с терминалом в руке и смотрит на гостя с немым укором: «Ну, где мои законные 10%?»
Когда я плачу за ужин, тем самым я оплачиваю саму еду, которую приготовил повар, аренду зала, свет, музыку и работу этого самого официанта. Его зарплату уже заложили в стоимость блюд. Почему я должен платить дважды?
Если ресторан не может обеспечить достойную зарплату сотрудникам, перекладывая эту ответственность на клиента, — это проблема ресторана, а не моя.
Если сотрудник согласился и работает на кабальных условиях — это его проблема, а не моя.
Я не благотворительная организация, которая поддерживает несовершенную систему общепита. Я клиент: мой долг — оплатить счет, а не решать финансовые проблемы сотрудников.
Однажды мы с девушкой пришли в ресторан. Вечер был великолепным: мы мило общались, смеялись, еда была изумительной. Официант работал хорошо, не был назойливым и вовремя выносил блюда.
Когда принесли счет, я оплатил его через куар-код и довольный собрался уходить. Сервис был прекрасным, но не выдающимся. Официант просто хорошо сделал свою работу. Как я делаю свою в офисе, за что и получаю зарплату.
Мы уже были у выхода, как официант догнал нас: «Простите, я не предупредил вас. В нашем заведении чаевые в счет не включают».
Я почувствовал, как закипаю. Девушка потупила глаза. Я ответил максимально вежливо, но твердо: «Я знаю. Спасибо за обслуживание». Мы вышли. Девушка всю дорогу молчала, а потом выдала: «Вообще-то, это неловко… Все же оставляют». Вот именно!
«Все оставляют». Это стереотип.
Мне было неловко не из-за своего поступка, а из-за того, что меня публично попытались выставить скупым, нарушившим какой-то неписаный закон.
Это еще один абсурд. Откуда взялось это магическое число? Почему не 6,5% или не 18,3%? Это же абсолютно произвольная величина, которая почему-то стала нормой.
Я регулярно пользуюсь услугами химчистки. Отдаю костюм, его чистят, отпаривают, привозят обратно. Плачу по чеку. Никто не ждет, что я дам курьеру «на чай» 10% за то, что он привез костюм. Почему в ресторане считают иначе?
Почему официант, который просто пронес тарелку из точки А в точку Б, претендует на дополнительное вознаграждение по умолчанию?
Кто решил, что его труд заслуживает такого процента от счета?
Если закажу салат за 500 рублей и стейк за 2500 рублей, его усилия будут одинаковыми — донести одну тарелку. Но в одном случае он получит 50 рублей «чаевых», а в другом — 250. Где логика?
Я уверен, что система чаевых — это порочная практика, которая вредит всем. В плюсе только владельцы заведений. Она позволяет им экономить на зарплате, перекладывая ответственность на клиента. Она создает нервную, нездоровую атмосферу между персоналом и гостями.
Официант видит не клиента, а кошелек, от которого зависит доход. А гость чувствует себя обязанным, даже если сервис был посредственным.
Я бы с большим удовольствием ходил в заведения, где в меню написали: «Чаевые не принимаются. Наш персонал получает достойную зарплату, а вы получаете безупречный сервис без скрытых ожиданий».
Я готов платить на 10% больше за каждое блюдо, зная, что эта сумма пойдет на честные зарплаты сотрудников. С которых держатель ресторана заплатит налоги. Это прозрачная система. Официанты могли бы планировать бюджет, а не надеяться на щедрых гостей в пятницу вечером.
Я плачу налоги с доходов. Я честно исполняю обязательства перед государством. Так почему должен покрывать «серые» схемы работодателей из сферы общепита?
Пока мы имеем то, что имеем. И мой отказ от чаевых — это не жадность. Это осознанный выбор. Протест против навязанных правил, финансовых манипуляций и превращения простого «спасибо» в денежный эквивалент.
Я не буду платить дань общественному мнению, плохо работающей системе, чувству вины, которое мне навязывают.
Мой кошелек — мое дело. И чаевые я оставлю только тогда, когда кто-то действительно окажет мне дополнительную услугу, если я попрошу, или приятно удивит. Пока что такого не случалось.
А просто за то, что официант не уронил тарелку с едой и улыбался, — спасибо говорю бесплатно.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи


