
Каникулы 2025-2026: как отдыхают школьники по четвертям и триместрам
Гедонизм — это философия, согласно которой смысл жизни кроется в наслаждении и удовольствии. В этой статье мы рассмотрим подробнее, что такое гедонизм, как развивались его идеи и каково его значение в современном мире.
Кого вы представляете, услышав слово «гедонист» или «гедонистка»? Праздного лентяя или человека, который познал эту жизнь?
Я называю себя гедонистом, потому что мне нравится наслаждаться жизнью во всем ее многообразии. Я получаю удовольствие, когда сладко сплю, вкусно ем и отдыхаю. А еще — когда занимаюсь спортом, учусь и работаю. Так что назвать себя ленивой и праздной не могу.
Это не означает, что я избегаю сложностей. Я осознаю, что путь к мечте лежит через тернии, а трудности — лишь один из этапов, который сделает жизнь лучше. Это помогает мне не отвлекаться от цели и следовать к ней, получая удовольствие по пути.
Кто такие гедонисты? Это люди, которые стремятся жить хорошо — в собственном понимании. Чтобы счастья в жизни было как можно больше, а боли и тревог — меньше.
Простыми словами, гедонизм — это жизнь в удовольствие. Каким образом этого достичь, выбирает человек: ради собственного счастья кто-то идет по чужим головам, а кто-то находит баланс и получает удовольствие не в ущерб другим.
Интересный факт: несмотря на то что гедонистов часто путают с эгоистами, это не всегда так. Можно делать хорошо себе, не забывая об обществе.
Вопросы гедонизма волнуют человечество не одну сотню лет. Термин дошел до нас в результате многолетнего развития философского и этического учения.
Основоположник течения — древнегреческий философ и друг Сократа Аристипп из Кирены, который был не прочь вкусно поесть и скоротать время в компании прекрасных дам. А еще он основал собственную философскую школу киренаиков.
Аристипп считал, что смысл жизни человека в постоянном получении удовольствий. Причем они должны быть исключительно телесными — чтобы их можно было ощутить физически и получить чувственное наслаждение. Например, хорошо выспаться или принять горячую ванну.
При этом он не призывал относиться к удовольствиям слепо и игнорировать последствия: если в результате боль перевесит наслаждение, все это предприятие не стоит сиюминутной радости.
Несмотря на свои убеждения, древнегреческий философ не был лентяем и много работал. Если вы чувствуете, что приятные ощущения от лежания на диване победили все остальные, прочтите нашу статью о способах побороть лень.
Аристипп не делил удовольствия на правильные и неправильные и считал, что есть только более или менее приятные и доступные.
Также философ утверждал, что наслаждения не несут несчастий, пока люди могут управлять ими. Единственное зло в жизни — боль. И именно ее нужно избегать всеми силами.
При Аристиппе в гедонизме превыше всего стояли индивидуальные, а не общественные потребности.
После учения Аристиппа в противовес удовольствиям тела пришли удовольствия души.
Согласно эпикурейству, высшее благо — это наслаждение жизнью без боли, тревог и страданий, отсутствие страха смерти и богов. Стремиться к счастью нужно не вопреки всему, а посредством нравственного поведения и добродетельной жизни.
Эпикур делил удовольствия на три типа (сейчас для нас это выглядит как упрощенная пирамида Маслоу):
Естественные и необходимые — удовлетворение физиологических потребностей организма (еда, вода, сон).
Естественные и не необходимые — уже не база, а потребности с намеком на излишество (вкусная еда, красивая одежда, мягкая постель и даже любовь). Эти удовольствия таят в себе опасность в виде ревности, жадности и зависти — тех самых чувств, которые часто возникают, если долго сидеть в соцсетях и смотреть на чужую красивую жизнь.
Не естественные и не необходимые — удовольствия, нужные, чтобы потешить душу (богатство, общественное признание).
По Эпикуру, отсутствие всех этих удовольствий ведет к боли и отдаляет человека от состояния атараксии — полного освобождения от страданий.
Рассрочка тоже освобождает нас от страданий — ведь можно не платить за дорогие товары и услуги сразу, а поделить сумму на равные части и возвращать постепенно и без переплаты.
Получить легкий доступ к рассрочке можно с помощью карты «Халва». Отдельное удовольствие — знать, что за выпуск и обслуживание не придется платить, а за покупки на свои средства возвращается большой кешбэк.
Рассрочка без переплат, кэшбэк, выгодная копилка с ежемесячным процентом на остаток!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Конец прекрасной эпохи гедонизма начался одновременно с падением Рима.
В Средние века он и вовсе сошел на нет, так как противоречил христианской морали — в этой жизни нужно терпеть страдания, чтобы заслужить наивысшее благо в следующей.
Сквозь толщи священных писаний гедонизм стал возвращаться к людям лишь в эпоху Возрождения, где вновь расцвел во всей красе.
В это время о гедонизме рассуждали такие мыслители, как Боккаччо, Бруни, Валла, Петрарка.
Во время эпохи научно-технологического прогресса удовольствия стали принимать за естественное право человека.
Но как быть, если индивидуальные желания противоречат общественным? Чтобы сохранить баланс и уберечь окружающих, от некоторых удовольствий придется отказаться.
Так появился утилитаризм — направление в этике, согласно которому правильным поступком с моральной точки зрения считается действие, ведущее к счастью как можно большего числа людей. Например, съесть мандарин в одиночку — плохо, а поделиться с друзьями — хорошо.
В подобном ключе о гедонизме рассуждали Спиноза, Гоббс, Гельвеций и Бентам. Но оставались и сторонники личного счастья: философ маркиз де Сад превозносил индивидуалистический гедонизм — плотское удовольствие в чистом виде.
Главная проблема философии гедонизма всегда состояла в балансе между личным и общественным. В Советском Союзе о себе пришлось забыть, ведь счастье большинства оказалось важнее собственного.
А вот на Западе развитие экономики и капитализма привело к насыщению ресурсами. Там гедонизм стал напрямую ассоциироваться с потреблением и приобрел негативный оттенок. Об этом размышляли такие философы, как Фуко, Делёз, Бодрийяр.
Например, Герберт Маркузе в книге «Одномерный человек» 1964 года довольно точно описал происходящее с современным обществом. Массовое потребление навязывает человеку ложные ценности. Он забывает о том, что действительно важно для него, и стремится быть как все, гонится за красивой жизнью: едой, одеждой, автомобилями, обществом, путешествиями.
Знакомая ситуация? На культе потребления и понятии шаблонного счастья сейчас хорошо зарабатывают блогеры, коучи и не только.
Стремление к удовольствию и удовлетворению потребностей — нормальное состояние человека. Идеи гедонизма хороши до тех пор, пока мы не начинаем поддаваться сиюминутным искушениям, не идем по головам ради собственного счастья и не забываем про другие ценности в жизни.
Рассмотрим плюсы и минусы гедонистического образа жизни.
Преимущества:
Гедонизм помогает людям получать удовольствие от жизни, смотреть на мир позитивно, испытывать меньше стресса и тем самым беречь здоровье.
Настоящий гедонист стремится не только к личному, но и ко всеобщему счастью. А значит, старается, чтобы окружающие люди тоже чувствовали себя хорошо.
Довольный человек более энергичен, меньше болеет, лучше ведет рабочие и домашние дела.
Гедонисты реже страдают от негативных чувств, а еще у них ярче раскрываются творческие способности.
Недостатки:
Избыток удовольствия приводит к притуплению чувств, есть риск перестать замечать маленькие радости жизни.
Праздный образ жизни ведет к отсутствию дисциплины.
Под удовольствиями иногда понимают пагубные для здоровья вещи, вредные привычки.
Гедонизм часто путают с сибаритством. По легендам сибариты — жители Древней Греции, которые вели исключительно разнузданный и роскошный образ жизни, всячески его демонстрировали.
Сибаритство — это всегда про излишество. А гедонизм — про удовлетворение потребностей через разумное потребление.
Рассмотрим на примерах.
Да, оба образа жизни — про удовольствие. Но сибаритство — через экстравагантность и чрезмерность, а гедонизм — через более осознанный и сбалансированный подход.
Если жить в удовольствие, а не ради удовольствий, гедонизм — это не плохо.
Здорово уметь видеть хорошее в мелочах и окружающем мире, как это делает главный герой фильма «Идеальные дни». Уборщик общественных туалетов радуется обычным вещам, получает удовольствие от хобби и работы, трудится с достоинством.
Плохо тратить жизнь на поиск развлечений и бесконечный скроллинг постов, «сторис» и «рилсов», завидуя блогерам и знаменитостям. Люди, которые сидят «на игле» социальных сетей, попадают в дофаминовую петлю — им хочется получать желаемое здесь и сейчас, не прикладывая усилий для серьезных результатов, которые качественно изменят жизнь.
Гедонизм — это не плохо, если осознавать цели и ценности и стремиться к ним, попутно наслаждаясь каждым моментом. Может, в этом и заключается рецепт счастливой жизни, ведь никто не знает, сколько нам отведено и что ждет в конце пути.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи