
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
На новой машине так и хочется умчаться в закат, но мотору это не понравится. Сначала детали должны притереться друг к другу. Для этого есть режим обкатки — бережное вождение в первые недели.
Обкатка нужна в трех случаях:
Машину с пробегом, где мотор не меняли и не капиталили (проводили капитальный ремонт), не нужно обкатывать после покупки. Правда, советы по бережному вождению все равно пригодятся — пока не привыкнете к новым габаритам и особенностям управления.
Обкатка — взаимная притирка деталей двигателя, в первую очередь поршней и цилиндров. В теории их идеально подгоняют друг к другу на конвейере. На практике поверхность металла шершавая, с микроскопическими выступами, задирами. Они незаметны глазу, но вызывают шум, вибрации. Постепенно неровности стачиваются друг о друга и, если соблюдать режим обкатки, дальше работают без проблем.
Что происходит в период обкатки:
Александр Коротков
CEO проекта Likvi.com, агрегатора по поиску автомобилей
«Поршневая группа изнашивается первой. Со временем при больших пробегах кольца теряют герметичность, возникают компрессионные потери, что рано или поздно приводит к капитальному ремонту двигателя.
Обкатка поможет двигателю адаптироваться к нагрузкам и отсрочит капремонт. Этот режим нужен в первые 1000–1500 километров после ремонта или замены мотора».
На заводе двигатель предварительно обкатывают на стенде. Обычные авто — в «холодном» режиме, запуская от электромотора. Спортивные — в «горячем», с топливом.
Тесты на стенде выявляют брак, но сработаться детали не успевают. Об этом заботится водитель.
Обкатать авто несложно, главное — дисциплина.
Сколько километров занимает обкатка нового автомобиля, подскажет руководство по эксплуатации. Обычно это 1500–3000 км. Самые важные — первые 1000–1500 км, затем нагрузку постепенно наращивают.
Для старых моторов, сделанных без компьютерного моделирования и станков ЧПУ, стандартный срок — 10 000 км. Актуально, если вы откапиталили или купили раритетный мотор.
Начините обкатку нового автомобиля на стоянке:
Затем увеличьте обороты до 1500–2000, плавно нажимая на газ полторы-две минуты. Повторите несколько раз.
Предварительная обкатка подготовит мотор, распределит масло, покажет утечки. На новых автомобилях ею можно пренебречь и сразу выезжать на дорогу. Но после капитального ремонта проведите обязательно — чтобы убедиться, что мотор собран правильно, детали подогнаны и им хватает смазки.
Если лампа уровня масла горит дольше 3-4 секунд, сразу глушите двигатель. Проверьте уровень масла. Если щуп сухой, звоните в сервис и вызывайте эвакуатор. Мотор не заводите — заклинит.
Выезжая на дорогу, следите, чтобы тахометр находился в диапазоне 2000–3500 об/мин. Выше 3000–3500 об/мин мотор перегревается. Езда «внатяг» до 1500–2000 об/мин тоже перегрузит поршневую группу.
Двигатель должен работать в разных режимах, чтобы детали притирались равномерно. Идеальный сценарий — спокойная езда по городу без пробок или по трассе, где можно плавно ускоряться и замедляться. Избегайте монотонной езды на одной скорости и оборотах.
Забудьте о режимах «педаль в пол» и «рвануть со светофора». Маневрируйте плавно. На автомобилях с АКПП избегайте кик-дауна — резкого переключения на одну или сразу несколько передач.
Не возите тяжелые грузы, не берите полный салон пассажиров, особенно на неровных дорогах. Не буксируйте другие автомобили, отложите поездки с прицепом.
Современные моторы не нужно долго греть на холостых оборотах. Заведите машину, подождите минуту, пока масло разойдется по системе, и отправляйтесь в путь. Так двигатель и трансмиссия прогреются быстрее и равномернее.
В мороз грейте дольше, минут пять – десять. Следите за приборами: как только температура антифриза достигнет рабочей зоны, можно ехать. Первое время держите обороты в пределах 2000–2500, чтобы смазка равномерно распределилась.
После первых 1500 км постепенно повышайте обороты до 4000–4500, маневрируйте увереннее. После 3000 км и «нулевого» ТО автомобиль готов к нагрузкам. Помните, что агрессивное вождение перегружает механизмы при любом пробеге.
«Нулевое» ТО — замена масла и фильтра на 1000–3000 км. К этому времени в масле накопится металлическая стружка и другие продукты притирки. Крупные частицы задержит фильтр, но металлическая пыль останется и превратит смазку в абразивную суспензию.
Нулевое ТО — не уловка маркетологов. Заменив масло, вы уберете отработанную грязь. Кроме того, «обкаточная» смазка гуще положенного, медленнее распределяется по деталям. Залив обычное масло, вы облегчите мотору работу и продлите его ресурс.
Учтите, что новый или отремонтированный мотор может расходовать до 10% топлива и масла сверх обычного, но это допустимый предел по норме Минтранса (п. 5 главы 2 Приложения к № АМ-23-р).
Александр Коротков
CEO проекта Likvi.com, агрегатора по поиску автомобилей
«Не погружайте стрелку тахометра в красную зону. На машинах с механической коробкой переключайте передачи при 2500–3000 об/мин.
Ограничьте скорость до 80–90 км/ч. Воздержитесь от поездок на круиз-контроле: мотору необходимо поработать на разных режимах.
Перед поездкой замеряйте уровень масла, особенно после капремонта.
После первых 1000–1500 км замените фильтры и масло.
Заправляйтесь только на проверенных АЗС. Достаточно один раз залить топливо с октановым числом ниже положенного, чтобы в двигателе возникли детонации — микровзрывы, разрушающие поршневую группу».
Вместе с мотором срабатываются другие узлы и механизмы, которые тоже требуют деликатного режима:
Если есть возможность, планируйте покупку машины так, чтобы ездить по ровным незагруженным дорогам, где можно свободно ускоряться и замедляться. Не покупайте накануне дачного и зимнего сезонов, перед крупным ремонтом, дальней поездкой. Хорошее время — ранняя осень или поздняя весна, когда дороги сухие и нет сильных морозов.
Спланировать расходы проще с картой «Халва». Покупайте в рассрочку все нужное, от новой машины до масляного фильтра, заправляйтесь на АЗС с кешбэком.
Новое или авто с пробегом — в рассрочку! Покупайте с Халвой: без первоначального взноса и переплат.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Кредиты»/«Автокредиты» на сайте банка sovcombank.ru
На автофорумах любят давать «экспертные советы», что современным машинам обкатка не нужна. Это не так. Да, детали подгоняют лучше, чем двадцать лет назад, но если сразу дать мотору полную нагрузку, это скажется на его ресурсе в будущем.
Какие проблемы могут проявиться:
Автомобиль, который «гнали» с первых дней, потребует ремонта раньше, чем если бы его берегли. Исключение — спортивные моторы, в цену которых заложена «горячая» обкатка на заводе и от которых не ждут долгой работы.
В статье описаны общие принципы. Узнайте у дилера, как правильно обкатать ваш автомобиль, изучите руководство по эксплуатации — там подробно расписаны километры и обороты. Автофорумы читайте с осторожностью: могут насоветовать такого, что мотор придется чинить раньше срока.
В среднем 1500–3000 км. В первые 1500 км будьте особенно аккуратны, затем постепенно увеличивайте нагрузку. Точную информацию смотрите в руководстве по эксплуатации.
Как долго обкатывать, зависит от расстояний. Если проезжать 100 км в день, 3000 км набегут за месяц, если 50 км в день — два месяца.
Нежелательно, так как новому двигателю вредно ехать с постоянной скоростью. Если поездки не избежать, старайтесь каждые 15–20 минут менять скорость (например, с 90 км/ч до 110 и обратно) и, когда возможно, переключать передачи. Включите в маршрут интересные города, чтобы ехать не только по трассе.
От одного раза — ничего, система смазки рассчитана на краткие перегрузки. Но если часто разгонять мотор в период обкатки, он меньше прослужит, так как детали хуже сработаются.
Обязательно. Капремонт — это в первую очередь замена поршневой группы, на притирку которой и направлена обкатка.
Режим обкатки может показаться скучным, но без нее не обойтись. Проявите терпение в первые месяцы, и мотор отблагодарит вас годами беспроблемной работы.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи