Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения5 минутКоличество просмотров17Опубликовано4 сентября 2025

Обкатка нового двигателя — что это, зачем нужна, 7 советов водителю

На новой машине так и хочется умчаться в закат, но мотору это не понравится. Сначала детали должны притереться друг к другу. Для этого есть режим обкатки — бережное вождение в первые недели.

В этой статье:

  1. Что такое обкатка двигателя
  2. 7 правил обкатки
  3. Что будет с мотором без обкатки
  4. Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Заложите около месяца на обкатку новой машины. Источник: New Africa / Shutterstock / FOTODOM

Обкатка нужна в трех случаях:

  • вы купили новый автомобиль, только из салона;
  • поменяли старый двигатель на новый;
  • сделали капитальный ремонт двигателя.

Машину с пробегом, где мотор не меняли и не капиталили (проводили капитальный ремонт), не нужно обкатывать после покупки. Правда, советы по бережному вождению все равно пригодятся — пока не привыкнете к новым габаритам и особенностям управления.

Что такое обкатка двигателя

Обкатка — взаимная притирка деталей двигателя, в первую очередь поршней и цилиндров. В теории их идеально подгоняют друг к другу на конвейере. На практике поверхность металла шершавая, с микроскопическими выступами, задирами. Они незаметны глазу, но вызывают шум, вибрации. Постепенно неровности стачиваются друг о друга и, если соблюдать режим обкатки, дальше работают без проблем.

Что происходит в период обкатки:

  1. Поршневые кольца вписываются в геометрию цилиндра, обеспечивая правильную компрессию и минимальный расход (угар) масла.
  2. На вкладышах коленчатого и распределительного валов образуется прочный масляный слой, за счет чего они выдерживают большую нагрузку.
  3. Шестерни и подшипники становятся идеально гладкими, работают тихо, без вибраций.

Александр Коротков

CEO проекта Likvi.com, агрегатора по поиску автомобилей

«Поршневая группа изнашивается первой. Со временем при больших пробегах кольца теряют герметичность, возникают компрессионные потери, что рано или поздно приводит к капитальному ремонту двигателя.

Обкатка поможет двигателю адаптироваться к нагрузкам и отсрочит капремонт. Этот режим нужен в первые 1000–1500 километров после ремонта или замены мотора».

На заводе двигатель предварительно обкатывают на стенде. Обычные авто — в «холодном» режиме, запуская от электромотора. Спортивные — в «горячем», с топливом.

Тесты на стенде выявляют брак, но сработаться детали не успевают. Об этом заботится водитель.

7 правил обкатки

Обкатать авто несложно, главное — дисциплина.

Сколько километров занимает обкатка нового автомобиля, подскажет руководство по эксплуатации. Обычно это 1500–3000 км. Самые важные — первые 1000–1500 км, затем нагрузку постепенно наращивают.

Для старых моторов, сделанных без компьютерного моделирования и станков ЧПУ, стандартный срок — 10 000 км. Актуально, если вы откапиталили или купили раритетный мотор.

Прогрейте и заглушите

Начините обкатку нового автомобиля на стоянке:

  1. Заведите машину, убедитесь, что лампа давления масла загорелась на пару секунд и погасла.
  2. Дайте двигателю поработать, пока не прогреется антифриз, после чего заглушите.
  3. Дождитесь, когда мотор остынет до половины рабочей температуры. Повторите цикл 5-6 раз.

Затем увеличьте обороты до 1500–2000, плавно нажимая на газ полторы-две минуты. Повторите несколько раз.

Предварительная обкатка подготовит мотор, распределит масло, покажет утечки. На новых автомобилях ею можно пренебречь и сразу выезжать на дорогу. Но после капитального ремонта проведите обязательно — чтобы убедиться, что мотор собран правильно, детали подогнаны и им хватает смазки.

Если лампа уровня масла горит дольше 3-4 секунд, сразу глушите двигатель. Проверьте уровень масла. Если щуп сухой, звоните в сервис и вызывайте эвакуатор. Мотор не заводите — заклинит.

Держите обороты в пределах 1500–3000

Выезжая на дорогу, следите, чтобы тахометр находился в диапазоне 2000–3500 об/мин. Выше 3000–3500 об/мин мотор перегревается. Езда «внатяг» до 1500–2000 об/мин тоже перегрузит поршневую группу.

Меняйте обороты

Двигатель должен работать в разных режимах, чтобы детали притирались равномерно. Идеальный сценарий — спокойная езда по городу без пробок или по трассе, где можно плавно ускоряться и замедляться. Избегайте монотонной езды на одной скорости и оборотах.

Водите плавно

Забудьте о режимах «педаль в пол» и «рвануть со светофора». Маневрируйте плавно. На автомобилях с АКПП избегайте кик-дауна — резкого переключения на одну или сразу несколько передач.

В первую очередь притираются цилиндры и поршни — основа двигателя внутреннего сгорания. Источник: FooTToo / Shutterstock / FOTODOM

Снижайте нагрузку

Не возите тяжелые грузы, не берите полный салон пассажиров, особенно на неровных дорогах. Не буксируйте другие автомобили, отложите поездки с прицепом.

Прогревайте на ходу

Современные моторы не нужно долго греть на холостых оборотах. Заведите машину, подождите минуту, пока масло разойдется по системе, и отправляйтесь в путь. Так двигатель и трансмиссия прогреются быстрее и равномернее.

В мороз грейте дольше, минут пять – десять. Следите за приборами: как только температура антифриза достигнет рабочей зоны, можно ехать. Первое время держите обороты в пределах 2000–2500, чтобы смазка равномерно распределилась.

После первых 1500 км постепенно повышайте обороты до 4000–4500, маневрируйте увереннее. После 3000 км и «нулевого» ТО автомобиль готов к нагрузкам. Помните, что агрессивное вождение перегружает механизмы при любом пробеге.

Видите утечку масла — глушите мотор, звоните в сервис. Источник: Vukasin Ljustina / Shutterstock / FOTODOM

Пройдите «нулевое» ТО

«Нулевое» ТО — замена масла и фильтра на 1000–3000 км. К этому времени в масле накопится металлическая стружка и другие продукты притирки. Крупные частицы задержит фильтр, но металлическая пыль останется и превратит смазку в абразивную суспензию.

Нулевое ТО — не уловка маркетологов. Заменив масло, вы уберете отработанную грязь. Кроме того, «обкаточная» смазка гуще положенного, медленнее распределяется по деталям. Залив обычное масло, вы облегчите мотору работу и продлите его ресурс.

Учтите, что новый или отремонтированный мотор может расходовать до 10% топлива и масла сверх обычного, но это допустимый предел по норме Минтранса (п. 5 главы 2 Приложения к № АМ-23-р).

Александр Коротков

CEO проекта Likvi.com, агрегатора по поиску автомобилей

«Не погружайте стрелку тахометра в красную зону. На машинах с механической коробкой переключайте передачи при 2500–3000 об/мин.

Ограничьте скорость до 80–90 км/ч. Воздержитесь от поездок на круиз-контроле: мотору необходимо поработать на разных режимах.

Перед поездкой замеряйте уровень масла, особенно после капремонта.

После первых 1000–1500 км замените фильтры и масло.

Заправляйтесь только на проверенных АЗС. Достаточно один раз залить топливо с октановым числом ниже положенного, чтобы в двигателе возникли детонации — микровзрывы, разрушающие поршневую группу».

Вместе с мотором срабатываются другие узлы и механизмы, которые тоже требуют деликатного режима:

  • трансмиссия — переключайте передачи плавно, избегайте рывков с места и пробуксовок;
  • тормоза — на первых 200–300 км старайтесь тормозить плавно, заблаговременно;
  • подвеска — по возможности выбирайте ровные дороги, водите плавно;
  • шины — в первые 100–200 км стирается технологическая смазка, которая может ухудшать контакт с дорогой. Будьте аккуратны в дождь, гололед и на поворотах.

Если есть возможность, планируйте покупку машины так, чтобы ездить по ровным незагруженным дорогам, где можно свободно ускоряться и замедляться. Не покупайте накануне дачного и зимнего сезонов, перед крупным ремонтом, дальней поездкой. Хорошее время — ранняя осень или поздняя весна, когда дороги сухие и нет сильных морозов.

Спланировать расходы проще с картой «Халва». Покупайте в рассрочку все нужное, от новой машины до масляного фильтра, заправляйтесь на АЗС с кешбэком.

Обновите автомобиль без нагрузки на бюджет

Новое или авто с пробегом — в рассрочку! Покупайте с Халвой: без первоначального взноса и переплат.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Кредиты»/«Автокредиты» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить

Что будет с мотором без обкатки

На автофорумах любят давать «экспертные советы», что современным машинам обкатка не нужна. Это не так. Да, детали подгоняют лучше, чем двадцать лет назад, но если сразу дать мотору полную нагрузку, это скажется на его ресурсе в будущем.

Какие проблемы могут проявиться:

  1. Вырастет расход масла. Поршневые кольца будут слабо прилегать к стенкам цилиндров и не смогут забрать достаточно смазки.
  2. Упадет мощность, вырастет расход топлива. Проблема в низкой компрессии и потерях механической энергии.
  3. Появятся задиры на стенках цилиндров — это путь к заклинившему мотору и его капитальному ремонту.

Автомобиль, который «гнали» с первых дней, потребует ремонта раньше, чем если бы его берегли. Исключение — спортивные моторы, в цену которых заложена «горячая» обкатка на заводе и от которых не ждут долгой работы.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

В статье описаны общие принципы. Узнайте у дилера, как правильно обкатать ваш автомобиль, изучите руководство по эксплуатации — там подробно расписаны километры и обороты. Автофорумы читайте с осторожностью: могут насоветовать такого, что мотор придется чинить раньше срока.

Как долго длится обкатка?

В среднем 1500–3000 км. В первые 1500 км будьте особенно аккуратны, затем постепенно увеличивайте нагрузку. Точную информацию смотрите в руководстве по эксплуатации.

Как долго обкатывать, зависит от расстояний. Если проезжать 100 км в день, 3000 км набегут за месяц, если 50 км в день — два месяца.

Можно ли на новом автомобиле ехать в отпуск?

Нежелательно, так как новому двигателю вредно ехать с постоянной скоростью. Если поездки не избежать, старайтесь каждые 15–20 минут менять скорость (например, с 90 км/ч до 110 и обратно) и, когда возможно, переключать передачи. Включите в маршрут интересные города, чтобы ехать не только по трассе.

Что будет, если случайно раскрутить двигатель до высоких оборотов?

От одного раза — ничего, система смазки рассчитана на краткие перегрузки. Но если часто разгонять мотор в период обкатки, он меньше прослужит, так как детали хуже сработаются.

Нужно ли обкатывать мотор после капитального ремонта?

Обязательно. Капремонт — это в первую очередь замена поршневой группы, на притирку которой и направлена обкатка.

Режим обкатки может показаться скучным, но без нее не обойтись. Проявите терпение в первые месяцы, и мотор отблагодарит вас годами беспроблемной работы.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Узнавайте о новых статьях

Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано18 января 2025
Цены на отделочные материалы в России выросли из-за падения рубляЦены  на отделочные материалы в России выросли из-за падения рубля
Время чтения2 минутыКоличество просмотров67
Новости
Опубликовано18 января 2025
В Петербурге подорожал квартирный ремонтВ Петербурге подорожал квартирный ремонт
Время чтения2 минутыКоличество просмотров71
Дача
Опубликовано5 сентября 2025
Как и чем утеплить деревянные окна на зиму: лучшие способы и материалыКак и чем утеплить деревянные окна на зиму: лучшие способы и материалы
Время чтения5 минутКоличество просмотров10