
Теория поколений по годам: A, Z, Y, X и беби-бумеры
Есть несколько загадок, которые каждый родитель стремится разгадать вместе с ребенком: как научиться чистить зубы без напоминаний, как объяснить, что завтрак нельзя растягивать на час, и, конечно же, как разобраться в этих таинственных «без четверти девять». О времени и расскажем.
Ребенок начинает чувствовать течение времени с первых месяцев жизни: формируется режим сна и кормления, малыш ощущает смену дня и ночи. Постепенно он знакомится с понятиями дней, недель и месяцев.
Все дети разные, нет четких ограничений или условий по возрасту. Детские психологи условно выделяют три группы.
В первые годы жизни малыш понимает течение времени сквозь призму распорядка дня. Он привыкает к чередованию сна и бодрствования, к регулярным событиям вроде кормления и прогулок.
Дошкольник умеет различать время суток — утро, день, вечер и ночь. Он запоминает последовательность событий, например, что обед всегда после игр, а сон — после купания. Вчерашний начинает понимать понятия «завтра» и «вчера».
Это оптимальный возраст, чтобы познакомить ребенка с часами. Дети обычно уже умеют считать до 60 и начинают задавать вопросы: «Сколько еще ждать?», «Когда начнется мультик?».
Прежде чем научить понимать стрелки на часах, постепенно расставляйте акценты в ежедневных делах. Например: «Сейчас 7, пора ужинать» или «Через 15 минут мы пойдем гулять». Так ощущается связь между часами и конкретными событиями.
Проводите ассоциации с событиями, которых ждет дошкольник. Например: «Когда стрелка будет на 6, начнется твой любимый мультфильм». Или «Когда будет 10:00, мы пойдем гулять». Связывайте процесс с реальной жизнью.
Совет. Попросите следить за тем, когда придет момент для любимых дел, и дать вам сигнал, когда наступит нужный момент.
На самом деле четкого плана нет, объясняем от простого к сложному.
Мы с дочкой представляли, что поезд медленно едет по кругу — с остановками на каждой станции, то есть числе на циферблате. Он доезжает до следующей остановки за один час и продолжает ехать дальше. Так знакомимся еще и с понятием «движение по часовой стрелке».
Совет. На начальном этапе уделите внимание понятиям «один час» и «чуть больше часа». А потом увеличивайте до трех, пяти и так далее. Целые временные промежутки легче понять и запомнить.
Смастерите самодельные часы из картона для изучения времени. Циферблат — крупные арабские цифры; стрелки должны заметно различаться по размеру и быстро «бегать» по кругу. Пусть ребенок вращает стрелки и называет цифры.
В первую очередь объясните разницу в размерах: одна — самая короткая, две другие — чуть длиннее. Скажите, что одна длинная стрелка показывает минуты и движется вокруг циферблата за час, вторая — оборачивается за 60 секунд.
Например: минутная стрелка — это велосипедист, который двигается по кругу. Секундная — бегун-спринтер, который завершает дистанцию за одну минуту. Часовая стрелка — пешеход, который неспешно проходит путь.
Совет. Начните с отметки 12 (ноль минут) и прибавляйте по пять минут на каждой остановке. Для наглядности можно наклеить цветные стикеры на шаблон циферблата. Другой способ — подключить мелкую моторику и слепить из пластилина разноцветные цифры.
Переходим на более продвинутый уровень. Объясняем, что половина часа (то есть 30 минут) — это когда стрелка на цифре шесть. А если на трех или девяти — это четверти (15 и 45 минут). Когда стрелка стоит на цифре шесть — это половина часа, то есть 30 минут. Если стрелка на трех или девяти, это значит, что прошло четверть часа — 15 минут, или 45 минут соответственно.
Поясните, что половина второго — это 1:30, а четверть второго — это 1:15. Вырежьте круг из цветной бумаги, разрежьте его на две, четыре части.
Пусть ребенок потрогает половинки и четвертинки, что-то нарисует на лоскутах бумаги. Так будет проще принять концепцию фрагментарности, и так малыш увидит, как делятся временные промежутки.
Когда дошкольник освоит «без пятнадцати» и «без пяти», идея времени станет понятной и дело останется за малым. Разъясняйте тонкости:
Если ждете автобус или поезд, покажите ребенку расписание: столько-то времени осталось до прибытия.
Эти навыки пригодятся при изучении английского языка. Выражения quarter to… (четверть до…) или five to… (пять минут до) означают, что осталось определенное количество минут до следующего часа. Например, quarter to nine — это без пятнадцати девять, то есть 15 минут до девяти.
Электронные часы встречаются на цифровых устройствах: телефонах, компьютерах, в расписаниях.
Шестилетнему ребенку уже можно объяснить, что есть два способа считать время. Один — на 12 часов, который он видит на обычных циферблатах, где день делится на «до полудня» и «после полудня». Заодно расскажите, что такая система принята в других странах, например в США.
Второй способ — 24 часа, где время продолжается от 13:00 до 24:00, то есть ровно по числу часов в сутках.
Попросите ребенка придумать примеры, чтобы закрепить материал.
Совет. Регулярно спрашивайте, сколько времени на цифровых часах — утром, днем, вечером. Это может быть домашний будильник или таймер на микроволновке.
Не превращайте обучение в рутину, а разбавляйте им повседневные дела.
Например, предложите побыть капитаном корабля, следить за временем, чтобы вовремя добраться до нужного острова. Он будет определять время на часах, стараться не опоздать.
Попросите ребенка устанавливать определенный час или минуты на игрушечных часах, которые вы сделали вместе.
«Загадки времени» — малыш гадает, что произойдет через 10 минут или полчаса.
«Соревнование на уборку» — установите таймер на несколько минут, скажите, что нужно успеть собрать игрушки. Попробуйте с музыкой.
Превратите обучение в семейную игру. Пусть все члены семьи возьмут роли: например, один отвечает за «утро», другой — за «обед», а ребенок отвечает за «ужин». Каждый будет напоминать о своем моменте дня. Например, один утром скажет: «Сейчас 8:00 — пора вставать». Второй покажет 12:00 на часах и позовет на обед. А третий установит стрелки на 18:00.
Понять время проще, когда процесс превращается в захватывающее, занимательное занятие.
Чтобы лучше понять, читайте книги по теме, например «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой или мини-энциклопедии для детей с открывающимися окошками.
Придумывайте и собственные истории. Например, «Приключения Часовой Стрелки» или «Путешествие в страну Времени».
Расскажите, что стрелка появилась не сразу. Когда часов не существовало, люди ориентировались по Солнцу, Луне и звездам. Так появились солнечные часы, затем песочные, были даже водяные.
У нас висят часы с кукушкой — почти артефакт. Спать мешают, но тренажер для ребенка что надо. Не забудьте рассказать про карманные, механические, башенные. Детям нравятся истории про старинные вещи, особенно когда можно увидеть их в действии.
Дополнительно используйте развивающие карточки и наглядные пособия, которые помогают детям быстрее «схватывать» материал. Заказывайте по карте «Халва» на Ozon, «Яндекс Маркете» или в книжных магазинах-партнерах с приятным кешбэком.
Рассрочка без переплат, кэшбэк, выгодная копилка с ежемесячным процентом на остаток!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Если ребенок интересуется планшетом или телефоном, используйте обучающие приложения и игры.
Яркий интерфейс и увлекательные задания помогут ребенку разобраться со стрелками.
Не забывайте поддерживать ребенка за успехи. Это укрепит его уверенность в себе, облегчит процесс обучения.
Награждайте ребенка небольшими поощрениями за правильное определение времени или успешное выполнение задач.
Совет. Вместо подарков предложите ребенку выбрать, как он хочет провести свободное время. Например, если ребенок правильно ответил на вопрос о времени, он может сам решить, чем займется в оставшиеся 30 минут перед сном (желательно, конечно, не использовать гаджеты). Например, вечером моя младшая дочка любит посмотреть в окно и поразмышлять.
Правильно организовать свое время — первые шаги в тайм-менеджменте. Дошкольник учится планировать дела: знает, сколько осталось на прогулку, когда пора вернуться домой.
Ориентация в минутах развивает математические и логические навыки. Дети учатся считать по пятеркам, запоминают, что половина — 30 минут, а четверть — 15. Это пригодится в школе, поможет составить распорядок дня.
Пунктуальность помогает детям стать ответственными — они учатся выполнять задачи по расписанию, не опаздывать. Малыш понимает, что его ждет в течение дня, уменьшается тревожность.
Помните, что ребенок с удовольствием будет учиться, если будет чувствовать вашу поддержку и интерес.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи