Халва МедиаОформить карту

Меню

Мобильное меню навигации

Время чтения8 минутКоличество просмотров1Опубликовано26 декабря 2025

Что такое GTD — система планирования Дэвида Аллена

Если дела кружатся роем в голове, списки задач растут, а чувство, что вы контролируете ситуацию, не возникает даже изредка, пора подумать о планировании.

Когда вопросы структурированы, а действия продуманы, даже сложные и путаные задачи можно решить вмиг. Рассказываем о GTD — эффективной системе планирования, которая помогает навести порядок в мыслях и делах.

В этой статье:

  1. 5 шагов GTD: как работает система на практике
  2. Критика метода: что может не сработать
  3. GTD и другие техники тайм-менеджмента для вашей продуктивности
  4. Частые вопросы о методике GTD
Сложно действовать, когда в голове десятки «напоминалок». Перенесите их на бумагу, чтобы освободить мысли для реальных дел. Источник: Natalya Kosarevich / Shutterstock / FOTODOM

GTD, или , — это техника распределения дел, созданная консультантом по продуктивности Дэвидом Алленом.

По словам автора, метод помогает упорядочить любые вопросы, позволяет спокойно и осознанно ими управлять. Аллен заметил общую проблему: когда люди стараются помнить о задачах, думать, как их решать, уже некогда.

Например, мысль «пора делать ремонт» будет месяцами крутиться в голове, но вы так и не начнете ремонтировать квартиру, потому что цель размытая.

Но если разложить мысль на шаги и упорядочить от простого к сложному, возникают конкретные действия:

  • Посмотреть, что могу отремонтировать самостоятельно. В выходной сделать это (или что-то одно из этого).
  • Посмотреть, что не могу сделать, чтобы делегировать мастеру.
  • Найти объявления мастеров в интернете, позвонить и узнать стоимость работы.

Так вы начнете двигаться вперед, уйдет напряжение и появится ясность.

Основная идея GTD — мозг человека нужен, чтобы генерировать идеи, а не хранить десятки «напоминалок» из разных сфер жизни.

Метод учит составлять списки дел, чтобы ничего не терялось, и действовать.

Почему мозг не создан для хранения задач

Автор GTD говорит, что человеческий мозг — процессор, а не жесткий диск.

Мы отлично придумываем идеи и ищем решения, но плохо храним данные типа «не забудь купить лампочку» или «надо ответить клиенту».

Когда задача не записана, ум постоянно напоминает о ней — посреди другой работы, на прогулке, перед сном. Это «фонит» напряжением и отвлекает от насущных вопросов. А еще съедает много энергии, которую можно потратить на достижение целей.

Когда задача сформулирована, записана и разобрана, мозг получает сигнал: «Все под контролем, можно отпустить».

5 шагов GTD: как работает система на практике

Метод GTDэто «инструкция», что нужно делать и как. Она включает пять шагов, которые ведут от хаоса к порядку.

1. Собираем данные

Цитата из книги Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» (здесь и далее):

«Если вы ничего не записываете, то вам очень трудно оставаться сосредоточенным на проблеме дольше нескольких минут, особенно наедине с собой».

На этом этапе важно «выгрузить» на бумагу или в дела, идеи, обещания и то, что хотели бы сделать, но не знаете когда.

Запишите все в приложение, цифровой документ, заметки в телефоне или блокнот — это входящий список дел.

Лучше вести один общий список вместо нескольких. Чем проще инструмент, тем выше шанс, что вы будете им пользоваться.

2. Обрабатываем информацию

«Обычно люди очень много думают. Но беда в том, что они думают о проблемах, а не о решениях этих проблем».

Разберите список, чтобы прийти к пониманию, что делать дальше. Для этого поделите его на проекты и задачи:

  • Для результата достаточно одного шага — это задача.
  • Нужно несколько действий — проект. Для каждого проекта напишите хотя бы одно дело, чтобы двигаться к результату, иначе все зависнет.
«Ешьте слона по кусочкам»: разбейте большой проект на маленькие шаги — так проще достигнуть результата. Источник: Natalya Kosarevich / Shutterstock / FOTODOM

Задайте себе вопросы:

  • Что от меня нужно для этой операции? Или не нужно ничего?

Если от вас ничего не требуется, вычеркивайте пункт из списка или переносите в раздел «Когда-нибудь потом».

Если нужно действовать, вот следующий вопрос:

  • Какое конкретное действие мне необходимо сделать?
  • Я выполню его за пару минут?

Формулируя задачи, используйте глаголы. Например, «написать отчет» вместо сухого «отчет в понедельник».

3. Организуем работу

«В календарь должны попадать три типа задач: дела, привязанные к конкретному времени; дела, привязанные к конкретному дню; информация, привязанная к конкретному дню».

Если на предыдущем этапе на вопрос про пару минут вы ответили положительно, значит, сделайте эту задачу прямо сейчас.

Если отрицательно и предстоит долгая работа — поделите ее на категории:

  • составьте список конкретных действий;
  • поставьте отметку «ожидаю», если ждете ответа со стороны;
  • если у задачи нет срока, перенесите ее в категорию «Когда-нибудь потом».

Не усложняйте схему GTD лишними категориями. Она должна помогать, а не путать.

Схема может включать много категорий задач, а может быть упрощена до нескольких. Все индивидуально

4. Анализируем списки

«Я часто бываю поражен, как много людей просто забывают, зачем они делают то или иное, и как быстро простой вопрос “Зачем вам это?” возвращает их на нужный путь».

Со временем список устаревает, поэтому регулярно просматривайте его и спрашивайте себя, зачем и для чего выполняете что-то:

  • вычеркивайте то, что сделали;
  • уточняйте шаги, которые предстоят;
  • удаляйте неактуальные и добавляйте новые вопросы;
  • раз в месяц пересматривайте категорию «Когда-нибудь потом». Возможно, какие-то задачи пора решать.

Без этого ритуала ваша схема станет «погостом» для нерешенных дел.

5. Действуем

«​​Видение без работы — мечта, работа без видения — каторжный труд, а видение и работа — надежда всего мира».

Когда вопросы упорядочены, проанализированы и разделены на шаги, пора работать.

Берите не «самое важное / тяжелое», а то, что сейчас под силу. Посмотрите, сколько времени на задачу есть в данный момент, есть ли ресурс сделать что-то сложное?

Если устали, выбирайте простые действия — они тоже приближают к результату.

Критика метода: что может не сработать

Несмотря на популярность системы, GTD подходит не всем и не всегда. Разбираемся в основных претензиях к методике Дэвида Аллена.

Сложно освоить и внедрить

Метод требует времени на изучение и адаптацию — от месяца до двух. Человек, который составил 15–20 списков задач, может потерять фокус из-за сложности навигации.

Критики отмечают, что GTD создает риск «синдрома идеальной системы», когда вы тратите больше времени на организацию задач, чем на их выполнение.

Слабо работает с приоритетами

GTD фокусируется на выполнении всех задач подряд, а не на расстановке приоритетов.

Система может превратить вас в человека, который автоматически обрабатывает любые дела из списка входящих, вместо того чтобы сконцентрироваться на действительно важном.

Не подходит для творческих профессий

Методика зациклена на четких «следующих действиях» и плохо работает для задач, требующих глубокого погружения, вдохновения или спонтанности.

Исследователи отмечают, что подход «какое действие выполнить следующим?» может годами держать вас занятым, но не приведет к результатам высокой ценности.

Требует дисциплины

Без регулярных еженедельных обзоров задачи «застывают», и метод становится бесполезным.

Многие забрасывают систему через несколько месяцев, когда проходит первоначальный энтузиазм.

GTD и другие техники тайм-менеджмента для вашей продуктивности

Тайм-менеджмент включает десятки инструментов для работы с текущими делами и целями. Комбинируйте их и получайте лучший результат.

Например, метод GTD помогает собрать задачи в единый список и навести в нем порядок. А также разделить «страшный» большой проект на маленькие понятные шаги.

Как расставить приоритеты в общем списке дел, подсказывает матрица Эйзенхауэра. Инструмент делит все дела на срочные и важные, что упрощает работу со списками GTD.    

Расставили проекты по важности и прописали конкретные шаги по их реализации? Приступайте к работе. Метод Помодоро научит не отвлекаться и своевременно закрывать задачи.

Комбинируйте техники, чтобы быть продуктивнее. 

Грамотно планировать и видеть приоритеты важно не только в делах, но и в финансах. Чтобы иметь рубли про запас, откладывать деньги на нужды и небольшие приятности, откройте несколько онлайн-копилок. В одной — неприкосновенный запас, в другой — важные и крупные траты, третья — на ваши удовольствия. С накопительным счетом вы больше не запутаетесь в финансах. К тому же будете ежемесячно получать небольшой пассивный доход в виде процентов на остаток.

Халва поможет накопить на любую мечту!

Откладывайте средства с Халвой: выгодная копилка для ваших сбережений.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Накопительный счет»/«Онлайн-копилка» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить

Частые вопросы о методике GTD

Только узнали о методе Getting Things Done и не понимаете, как внедрить его в жизнь? Отвечаем на вопросы, которые возникают у новичков.

Нужно ли строго следовать всем правилам GTD, чтобы система работала?

Нет. Вы можете упростить метод под себя: сделать меньше категорий, реже актуализировать список и так далее. Регулярно записывайте задачи и возвращайтесь к блокноту, а не тревожным обдумываниям дел в голове.

Чем GTD лучше обычного перечня дел?

Перечень отвечает на вопрос «Что делать?», а GTD — «Что делать дальше и как?». Система разбирает задачи на шаги и убирает неопределенность. Поэтому приступить к выполнению легче.

Сколько времени надо на такое планирование?

На старте может показаться, что это долго. Но в результате наличие списка экономит ваше время и силы. В среднем ежедневник занимает 5–10 минут. Плюс еженедельный анализ — примерно полчаса.

Обязательно ли использовать таск-трекеры, сложные таблицы?

Нет. Написать список и создать схему можно в блокноте или заметках на телефоне. Инструменты вторичны.

Что делать, если я заброшу планировать через пару недель?

Это нормально. Чаще всего причина в надуманной сложности или в отсутствии привычки.

Упростите списки, сократите категории и верните еженедельный пересмотр. GTD — это навык, а не обязаловка.

Поэтапное планирование Getting Things Done — это не галочки в трекере, а порядок в мыслях и расписании. Когда задачи разложены по полочкам, внимание свободно для конкретных дел. Появляется ощущение контроля и внутреннее спокойствие.

Список источников

  1. Официальный сайт Дэвида Аллена gettingthingsdone.com (дата обращения: 24.12.2025).
  2. Аллен Дэвид. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса». М: «Манн, Иванов и Фербер», 2015 (дата обращения: 24.12.2025).
  3. Cal Newport: Getting Unremarkable Things Done: The Problem with David Allen's Universalism (дата обращения: 24.12.2025).
  4. Pro Sulum: GTD (Getting Things Done) vs Time Management Matrix: Which One Wins? (дата обращения: 24.12.2025).

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.

Действующие магазины-партнеры Халвы

Лучшие статьи за неделю

Актуальные и самые интересные тексты будут приходить вам на e-mail

Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».

Подписывайтесь на соцсети Халва Медиа

Читайте статьи в удобном формате. Лайфхаки и мемы на любой вкус!

Соц сети

Похожие статьи

Новости
Опубликовано18 января 2025
Меньше трети россиян могут позволить себе откладывать деньгиМеньше трети россиян могут позволить себе откладывать деньги
Время чтения2 минутыКоличество просмотров41
Семья и дети
Опубликовано5 декабря 2025
Кто занимается бытом, если она работает удаленно, а он посменноКто занимается бытом, если она работает удаленно, а он посменно
Время чтения6 минутКоличество просмотров28
Жизнь
Опубликовано18 декабря 2025
Зумеры увольняются из-за дедлайнов, голосовух и безлактозного молока: самые неожиданные причиныЗумеры увольняются из-за дедлайнов, голосовух и безлактозного молока: самые неожиданные причины
Время чтения1 минутаКоличество просмотров29