
Платёжный стикер Sovcom PAY
Полностью заменяет карту «Халва»
Критика: чем конструктивная отличается от деструктивной, примеры
С критикой мы сталкиваемся постоянно: на работе, в семье, в общении с друзьями. Одни замечания мотивируют и помогают расти, другие — обижают и выбивают из колеи. Почему так происходит?
Разбираемся вместе с психологом, какой бывает критика, чем отличаются полезные замечания от токсичных, как правильно критиковать самим (и надо ли это делать).
В этой статье:
- Что такое критика и зачем она нужна
- Конструктивная критика: инструкция по применению
- Деструктивная критика: как распознать и защититься
- Другие виды критики
- Как правильно реагировать на критику
- Как правильно критиковать: 5 шагов
Что такое критика и зачем она нужна
Критика — это не просто указание на ошибки. В широком смысле это анализ, оценка и суждение о поступках, ходе или результате работы. Ее главная цель — не осудить, а подтолкнуть к развитию, движению вперед.
Правильная критика помогает:
- Заметить «слепые зоны» — со стороны недочеты всегда виднее.
- Научиться новому — грамотные замечания часто содержат ценные советы.
- Сделать работу или отношения лучше — честная обратная связь позволяет обратить внимание на неочевидные проблемы.
- Стимулировать развитие — здоровая критика может быть вызовом.
Андрей Комаров
Менеджер проектов
«В моей карьере был переломный момент, когда один из проектов провалился. После неудачного запуска я готовился к разносу, но мой руководитель спросил, как я сам оцениваю ситуацию.
Я вывалил кучу оправданий, которые прокручивал в голове несколько дней, — подрядчики срывали сроки, были технические сбои, проект потребовал больше средств, чем мы заложили.
Игорь внимательно слушал, а потом задал вопросы: "Что бы ты сделал иначе, если бы сразу знал, что знаешь сейчас? И что нам нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию? Давай сосредоточимся на том, как сделать так, чтобы этого не повторилось».
Мы разобрали каждый этап проекта и нашли слабые места. Этот разговор стал для меня лучшим уроком управления. Я не чувствовал себя униженным — я чувствовал, что меня учат.
Теперь, когда мне нужно дать обратную связь своим сотрудникам, я начинаю с вопроса: "Как ты сам оцениваешь свою работу?"».
Конструктивная критика: инструкция по применению
Конструктивная критика — это доброжелательная и объективная обратная связь, которая направлена на решение проблемы, а не на унижение человека.
Признаки конструктивной критики:
- Уважительный тон. Замечания касаются поступка или работы, а не личности.
- Конкретность. Указывает на недочет, а не размытую «плохую работу».
- Аргументированность. Объясняет, почему что-то не так, и предлагает варианты исправления.
- Своевременность. Звучит в подходящий момент, когда обсуждают именно эту тему, а не спустя время, в запале ссоры, по другому поводу.
- Нацеленность на результат. Ее цель — помочь, а не просто указать на провал.
Примеры конструктивной критики
- «Содержание отличное, но шрифт мелковат и на последних слайдах слишком много текста. Давай поправим — и аудитории будет легче воспринимать информацию».
Это гораздо продуктивнее, чем «Ты совершенно не умеешь готовить презентации!».
- «Я заметил, что в последнее время ты часто задерживаешься. Это мешает нашим планам. Что-то случилось?» — удачное замечание.
«Ты постоянно опаздываешь! Это безответственно» — такие слова не помогают.
Деструктивная критика: как распознать и защититься
Простыми словами, деструктивная критика — это разрушительная обратная связь, которая не несет полезной информации, а бьет по самооценке.
Часто ее цель — не помочь, а показать свое превосходство, выплеснуть негативные эмоции (раздражение, разочарование) и даже унизить.
Признаки:
- Оскорбления и переход на личности. «Ты бездарь!», «Вечно ты все делаешь кое-как!».
- Обобщение и никакой конкретики. Вместо указания на ошибку, которая случилась здесь и сейчас, замечания со словами «всегда», «никогда», «постоянно». «Вот вечно ты все делаешь не так!» — звучит знакомо?
- Отсутствие аргументов. Критик не объясняет, в чем именно ошибка. «Тут все плохо», «Мне не нравится» — такую оценку нельзя назвать конструктивной.
Разрушительный эффект возрастает многократно, если критику выдают при свидетелях.
Примеры деструктивной критики
- «Это ужасная идея. Ты вообще не думал, когда это предлагал?»
- «Ну что за бездарный отчет ты опять подготовил?»
- «Вечно ты все портишь!»
Татьяна Григорьева
Журналист
«Я устроилась на работу в крупную федеральную компанию. Одна из задач — писать пресс-релизы. Тексты проходили проверку на нескольких уровнях, и первый был самым сложным — со мной работала женщина в годах с филологическим образованием и педагогическим прошлым. Она в другом городе, общение — по телефону и по электронной почте.
Типичная ситуация — звонок за пять минут до конца рабочего времени (пресс-релиз на согласование я отправила еще утром):
— Татьяна, все не так!
— Что именно неправильно?
— Все!
Открываю текст, читаю. Пресс-релиз об открытии нового филиала, есть вся необходимая информация, запятые на месте, грубых ошибок нет.
— Я не понимаю, что именно не так.
Тяжелый вздох.
— Татьяна, я ведь уже говорила вам, что мы используем 11-й кегль. А у вас 12-й!
— Хорошо, я поменяю. А как вам сам текст?
— Не знаю, я еще не читала.
За полтора года работы в компании я ни разу не угодила начальнице. Перед отправкой каждого текста трижды проверяла шрифты, кегли и отступы, по пять раз перечитывала тексты, но это не спасало от критики. Для меня это осталось примером, как делать не надо».
Что делать
- Отделите мух от котлет. Поймите, что проблема не в вас, а в том, кто критикует. Это его манера общения.
- Не оправдывайтесь. Оправдания дают пищу для новых нападок.
- Переведите в конструктивное русло. Задайте уточняющий вопрос: «Что именно тебе не нравится?», «Как, по-твоему, было бы лучше?». Часто собеседник не готов к такому, и его пыл гаснет.
- Прервите разговор. Если человек не слышит вас, вежливо, но твердо прекратите беседу: «Я не буду продолжать в таком тоне. Мы можем вернуться к разговору, когда ты будешь готов обсуждать проблему, а не меня».
Другие виды критики
Можно выделить и другие виды критики — в зависимости от того, под каким углом на нее смотреть.
Внешняя и внутренняя
Мы получаем обратную связь от коллег, руководителей, клиентов. Это внешняя оценка.
Но есть еще внутренний критик. Он всегда с нами и часто жестче внешнего.
Оценки от такого критика в умеренных дозах полезны. Когда его становится слишком много, это может привести к перфекционизму, прокрастинации и заниженной самооценке.
Справедливая и несправедливая
Первая основана на фактах. Вторая часто необъективна, может скрывать зависть, плохое настроение критикующего, некомпетентность.
Здоровые проявления критицизма — это не просто поиск недостатков, а глубокий анализ и оценка идей, когда их проверяют на прочность и логику. Однако в быту так часто называют чрезмерную склонность замечать только плохое и постоянно указывать другим на ошибки, даже когда об этом не просят.
Страсть критиковать всех и вся может говорить о том, что у человека сложности с самим собой.
Диана Толкачева
Психолог, автор телеграм-канала «Как быть, Диан?»
«Часто критикует других тот, у кого сильна внутренняя критика, когда отмечать недостатки — становится принципом жизни.
Больше всего от этого страдают не другие, а сам человек. Окружающие могут уйти или проигнорировать замечания, у него же такой возможности нет.
Вероятно, за таким поведением стоит недовольство жизнью, непринятие себя. Другие его триггерят — настолько, что он не может держать это в себе».
Письменная и устная
Критика в разговоре, как правило, более эмоциональна и спонтанна. В письме или сообщении в мессенджере — более продумана и структурирована.
Однако в тексте сложно передать настроение: собеседники не видят друг друга и легко могут неправильно интерпретировать слова.
Как правильно реагировать на критику
От вашей реакции зависит, испортят комментарии вам настроение или принесут реальную пользу.
Диана Толкачева
Психолог, автор телеграм-канала «Как быть, Диан?»
«Если для вас болезненна любая критика, это может стать проблемой. Развитие невозможно без сотрудничества с опытными специалистами, без попыток выявить и исправить ошибки.
Но как это сделать? Если сказать лысому прохожему "Фу, какая у вас ужасная лысина", он разозлится, если сомневается в красоте своей макушки. А если сказать: "Фу, что за ужасные у вас зеленые волосы", рассмеется, потому что это абсолютная неправда.
Если человек бурно реагирует на замечание, вероятно, оно задело его за живое. Нужно обратить внимание на самовосприятие и то, что выводит из себя.
Конструктивная критика должна касаться не личности человека, а только его конкретного поступка, и предлагать понятную альтернативу. Важно не просто понять, а прочувствовать мысль, что ошибки — это часть процесса, они неизбежны. Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Как реагировать на неприятное замечание?
- Включите режим наблюдателя. Не реагируйте сразу. Сделайте вдох и выслушайте до конца.
- Поблагодарите. Простое «Спасибо, что поделился своим мнением» сбивает настрой критику и показывает вашу зрелость.
- Отделите полезное. Мысленно отфильтруйте эмоции и найдите в сказанном рациональное зерно. Оно есть почти всегда.
- Не принимайте на свой счет. Помните: критика вашей работы — это не критика вас как личности.
- Задайте уточняющие вопросы. Это поможет перевести любой разговор в конструктивное русло.
Марина Зверева
Врач
«Я могу по пальцам пересчитать случаи, когда мама говорила хоть что-то хорошее обо мне или моем выборе — платья, квартиры или мужа. Когда я пыталась ей объяснить, что нельзя фокусироваться только на плохом, она отвечала резко: "Да я же добра тебе хочу! Кто тебе еще правду скажет, как не родная мать!"
Я родила двоих детей-погодок. Мама помогала с малышами, и вначале они ее радовали. Я буквально не верила своим глазам. Но от младенцев многого и не ждут — быть упитанными, хорошо кушать, гулить и лепетать.
Чем старше дети, тем больше требований. И постепенно вернулась "старая" мама, придирчивая и недовольная. Дети капризные и избалованные, одежда у них неправильная, прическа не та…
Негатив в мой адрес для меня белый шум, но меня задевает за живое, когда критикуют детей. Несколько раз пыталась объяснить это маме. Закончилось большим скандалом, после которого мы не общались полтора года.
Недавно снова начали разговаривать. Видно, что мама старается держать себя в руках, но ей это нелегко дается.
Мне же помог психолог. Я поняла, что не могу повлиять на другого человека, только на себя — свое отношение и свои эмоции. Важно принимать детей без условий, и тогда им, может быть, даже полезно увидеть, что любовь бывает разной».
Работа с болезненными триггерами и укрепление самооценки — путь, который легче пройти при поддержке хорошего специалиста. С Халвой вы всегда сможете получить нужную помощь здесь и сейчас, а расплатиться позже.
.png)
Клиники, лаборатории, аптеки: рассрочка на необходимые препараты и медицинские услуги.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Как правильно критиковать: 5 шагов
Чтобы обратная связь сработала, действуйте по плану.
- Спросите разрешения. «Можно я дам тебе небольшой фидбэк по проекту?» Это подготовит человека и настроит его на диалог.
- Начните с похвалы (метод «бутерброда»). Сначала отметьте сильные стороны, затем выскажите критику и завершите на позитивной ноте или предложите помощь.
- Будьте конкретны и объективны. Говорите о конкретной ситуации, опирайтесь на факты, а не на эмоции.
- Предложите решение. Критика без вариантов исправления часто бесполезна.
- Закончите на позитиве. Подчеркните, что верите в человека и готовы помочь.
Как донести мысль до человека, который болезненно реагирует на любые замечания, уходит в отрицание?
«Все зависит от того, насколько человек обидчив, — объясняет Диана Толкачева. — Есть те, кто вообще не переносит критику ни в каком виде. Однако попробовать можно всегда.
Используйте метод бутерброда: сначала укажите на сильные стороны, потом — расскажите про недочеты, затем дайте общую позитивную оценку. И помните, что нужно обсуждать конкретные действия и исходить из убеждения, что ошибки и сложности — это нормально.
Я бы не советовала сильно адаптировать свою речь из страха обидеть особо чувствительного собеседника. Вы не можете (и не должны) контролировать, как другой отреагирует на ваши слова. Его реакция — это его зона ответственности. Ваша задача — донести мысль с уважением, а его — “переварить” обратную связь и использовать для роста».
Критика может стать мощным инструментом. В виде конструктивной обратной связи она помогает нам становиться лучше, расти и укреплять отношения. В деструктивной форме — разрушает. Если научитесь правильно критиковать и грамотно воспринимать замечания, вы точно вырастите как профессионал.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи





